Доклад на педсовете "Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками детского дома по трудовому воспитанию"
статья на тему
Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации трудовой деятельности воспитанников. Труд должен стать органичной и неотъемлемой частью жизнедеятельности воспитанников. Трудовой процесс подчинен воспитательно-реабилитационным задачам. Поэтому нам необходимо умело реализовать воспитательные и реабилитационные возможности детского труда, а его организация должна отвечать целому ряду общих педагогических принципов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualno_orientirovannyy_podkhod_pri_trud._vospitanii.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками детского дома по трудовому воспитанию
Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации трудовой деятельности воспитанников. Труд должен стать органичной и неотъемлемой частью жизнедеятельности воспитанников. Трудовой процесс подчинен воспитательно-реабилитационным задачам. Поэтому нам необходимо умело реализовать воспитательные и реабилитационные возможности детского труда, а его организация должна отвечать целому ряду общих педагогических принципов:
1.Разнообразие. Прежде всего, труд воспитанников детского дома должен быть разнообразным по своему содержанию, формам, характеру, что дает возможность довольно широкого выбора видов труда в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями и способностями.
Тщательно отбирая виды труда, и его содержание мы учитываем специфику воспитанников. Обязательно их возрастные и индивидуальные особенности, их потребности, интересы, мотивы.
Отдавая предпочтение труду содержательному, с элементами творчества, не следует пренебрегать и простым физическим трудом, пусть примитивным, однообразным, но без которого в условиях детского дома, просто нельзя обойтись (уборка помещений, ремонтные работы, ремонт одежды, глажка белья). Участие воспитанников в таком труде, разумно организованном, убеждает их в общественной необходимости такого труда. У них вырабатывается привычка выполнять пусть малопривлекательную, но нужную работу; укрепляется воля; развивается сила, выносливость; воспитывается чувство долга.
2.Доступность. Другим важным требованием к организации детского труда является обеспечение его посильности и доступности. Выполнение требования посильности и доступности труда, не означает, что работа воспитанников не должна быть связана с преодолением известных трудностей и сложностей. Но здесь важно чувство меры: чрезмерное усложнение труда приведет к потере интереса у детей и нежеланию трудиться, чрезмерное его облегчение – превратит труд в игру, и он во многом утратит свои воспитательные и реабилитационные возможности. В идеале же содержание труда должно соответствовать умственным и физическим возможностям детей.
3.Результативность. Воспитательная и реабилитационная эффективность детского труда во многом зависит от его целенаправленности и результативности. Редко кому безрезультатный труд приносит удовлетворение.
Определяя трудовое задание воспитаннику или группе детей, педагог должен четко сформулировать конечную цель труда, спланировать его результат, объяснить детям, для чего он нужен и как будет использован. Немаловажно также если этот труд будет иметь общественно полезную направленность, а воспитанникам на конкретных примерах будет показана общественная польза результатов их труда (хотя бы для детского дома). Это помогает формированию у них чувства долга, ответственности и собственного достоинства, повышает их самооценку.
4.Систематичность и продолжительность. Труд воспитанников должен быть достаточно длительным и систематическим. Лишь тогда, когда воспитанники систематически упражняются в различных видах трудовой деятельности, имеет место процесс их социальной реабилитации, а труд превращается в привычку.
5. Заинтересованность. Чрезвычайно важными и актуальными в воспитательном плане являются вопросы стимулирования детского труда. Для детей и подростков нужны эффективные и постоянно действующие стимулы, представляющие собой разумное сочетание моральных и материальных поощрений за труд, начиная от простой похвалы воспитателя. Педагоги обязаны не оставлять без внимания любой даже самый минимальный успех ребенка в труде и хвалить за дело как можно чаще. Другими формами поощрения могут быть: объявление благодарности администрации в приказе по детскому дому; отражение трудовых успехов воспитанников в письменных благодарностях. Награждение подарками, организация для особо отличившихся в труде экскурсий, поездок и др. Стимулирующую функцию могут выполнять и трудовые конкурсы с награждением их победителей.
6. Наглядность. Дети и подростки обязательно должны видеть результаты своего труда, сравнивать качество выполненной работы с работой других воспитанников, чувствовать необходимость и значимость своего труда для других людей. В связи с этим в детском доме регулярно организуются выставки детских работ, с приглашением посторонних людей и людей, использующих произведенные детьми и подростками предметы (рамки для картин, отремонтированную мебель, рукоделие, выпечку и др.).
Труд должен быть организован методически правильно, с учетом всех возрастных особенностей, личных интересов и наклонностей. Работа должна быть разнообразной и интересной. Труд должен приносить моральное и эстетическое наслаждение. Обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности. Способствовать сплочению коллектива и общей заинтересованности в результатах труда.
В квартире при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности учебная, самообслуживание, общественно-полезная.
Учебная деятельность.
Задачи:
- Формировать навыки самостоятельности при выполнении домашнего задания.
- Воспитывать бережное отношение к учебным пособиям.
- Развивать мышление, умственные способности.
Во время учебной деятельности, подход к детям индивидуальный. У кого-то нужно только проверить домашнее задание, с кем-то надо выполнять вместе, а у кого-то надо проверить только дневник. Более способным воспитанникам, поручаю проверить домашнее задание у детей помладше.
Трудности бывают с выполнением устных предметов. С детьми вместе читаем текст, потом стараемся ответить на вопросы, ответы ищем в тексте, потом прочитываем текст еще раз. Результат от такой работы есть, воспитанники хотят узнать что-то новое, чего нет в учебнике.
Труд по самообслуживанию.
Задачи:
- Формировать навыки самообслуживания, привычку к чистоте и порядку.
- Воспитывать самостоятельность, следить за внешним видом.
- Развивать познавательные интересы детей.
Систематически проводятся беседы:
«Средства для гигиены тела»;
«Уход за волосами»;
«Правильно ли мы чистим зубы?»
«Крема для рук и лица».
Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания.
Большое значение придается общественно-полезному труду.
Задачи:
1. Формировать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок в группе и комнате.
2. Воспитывать у детей трудолюбие, желание трудиться на общую пользу. (работа в кружках).
3. Развивать добросовестные отношения к обязанностям дежурного.
Проводились беседы:
«От кого зависит уют в квартире»;
«Уход за различными видами обуви»;
«Глажка вещей. Что означают значки на одежде»;
«Уход за различными видами одежды»;
«Подготовка вещей в лагерь».
Следует отметить, что для повышения интереса и активности детей в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.
Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий детского дома; формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться.
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Не важно кем станет воспитанник, когда вырастет (поваром, столяром, маляром) - умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии. Дети с удовольствием берутся за любые дела, любят выполняют поручения взрослых. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатом деятельности. Вот почему воспитатели должны стремиться не только привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.
Проводя занятия беседы по трудовому воспитанию, у воспитанников формируется самостоятельность, мы в то же время воспитываем чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Если воспитаннику не удается, что-либо сделать, мы стараюсь его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Детей, выполнивших свою работу хорошо, хвалим за старание.
Учим детей со стороны видеть свою работу, предлагаем самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше.
Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы по возвращению воспитанников детского дома в родные (кровные) семьи или передаче воспитанников под опеку родственникам «Семь Я»
В последние годы неуклонно увеличивается число детей- сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения. Дети, находящиес...
Доклад и презентация "Досуг в системе социокультурной адаптации воспитанника детского дома"
Материал содержит презентацию и текст доклада по теме "Досуг в системе социокультурной адаптации воспитанника детского дома"...
ПРОГРАММА РАБОТЫ «Самоопределение воспитанников детского дома как основа их профессиональной ориентации»
Целями данной работы являются исследование особенностей самоопределения детей-сирот и составление программы профориентации для них....
Найди подход к воспитаннику детского дома в возрасте от 14 до 18 лет. «10 шагов к великим Нехочухам».
Шпаргалка для молодых педагогов, решивших работать в детском доме....
Доклад "Патриотическое воспитание воспитанников детского дома"
Тема Великой Отечественной войны мне очень близка, так как наши предки 75 лет тому назад героически сражались за нашу Родину в борьбе с фашистской Германией. Они прошли этот долгий и тяжёлый путь, а к...
Формы, методы, средства, направления воспитательной работы с воспитанниками детского дома школьного возраста
Воспитательная работа в учреждении содействия семьи предполагает использование системного, комплексного подхода. Она осуществляется в виде комплекса профилактических, коррекционно-развивающих, культур...
Презентация проекта: "Реабилитационная работа с воспитанниками детского дома, пережившими травму, посредством Книги жизни".
Дети, попадающие в детские дома и приюты, практически всегда имеют опыт травматических переживаний: являются свидетелями насилия по отношению к близким, сталкиваются с несчастными случаями, потерями, ...