Доклад на педсовете "Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками детского дома по трудовому воспитанию"
статья на тему

Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания  подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации трудовой деятельности воспитанников. Труд должен стать органичной и неотъемлемой частью жизнедеятельности воспитанников. Трудовой процесс подчинен воспитательно-реабилитационным задачам. Поэтому нам  необходимо умело реализовать воспитательные и реабилитационные возможности детского труда, а его организация должна отвечать целому ряду общих педагогических принципов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками детского дома по трудовому воспитанию

        Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания  подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации трудовой деятельности воспитанников. Труд должен стать органичной и неотъемлемой частью жизнедеятельности воспитанников. Трудовой процесс подчинен воспитательно-реабилитационным задачам. Поэтому нам  необходимо умело реализовать воспитательные и реабилитационные возможности детского труда, а его организация должна отвечать целому ряду общих педагогических принципов:

    1.Разнообразие. Прежде всего, труд воспитанников детского дома должен быть разнообразным по своему содержанию, формам, характеру, что дает возможность довольно широкого выбора видов труда в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями и способностями.

      Тщательно отбирая виды труда, и его содержание мы учитываем специфику воспитанников. Обязательно  их возрастные и индивидуальные особенности, их потребности, интересы, мотивы.  

Отдавая предпочтение труду содержательному, с элементами творчества, не следует пренебрегать и простым физическим трудом, пусть примитивным, однообразным, но без которого в условиях детского дома,  просто нельзя обойтись (уборка помещений, ремонтные работы, ремонт одежды, глажка белья). Участие воспитанников в таком труде, разумно организованном, убеждает их в общественной необходимости такого труда. У них вырабатывается привычка выполнять пусть малопривлекательную, но нужную работу; укрепляется воля; развивается сила, выносливость; воспитывается чувство долга.

      2.Доступность. Другим важным требованием к организации детского труда  является обеспечение его посильности и доступности.  Выполнение требования посильности и доступности труда, не означает, что работа воспитанников не должна быть связана с преодолением известных трудностей и сложностей. Но здесь важно чувство меры: чрезмерное усложнение труда приведет к потере интереса у детей и нежеланию трудиться, чрезмерное его облегчение – превратит труд в игру, и он во многом утратит свои воспитательные и реабилитационные возможности. В идеале же содержание труда должно соответствовать умственным и физическим возможностям детей.

       3.Результативность. Воспитательная и реабилитационная эффективность детского труда во многом зависит от его целенаправленности и результативности. Редко кому безрезультатный труд приносит удовлетворение.

Определяя трудовое задание воспитаннику или группе детей, педагог должен четко сформулировать конечную цель труда, спланировать его результат, объяснить детям, для чего он нужен и как будет использован. Немаловажно также если этот труд будет иметь общественно полезную направленность, а воспитанникам на конкретных примерах будет показана общественная польза результатов их труда (хотя бы для детского дома). Это помогает формированию у них чувства долга, ответственности и собственного достоинства, повышает их самооценку.

        4.Систематичность и продолжительность. Труд воспитанников  должен быть достаточно длительным и систематическим.  Лишь тогда, когда  воспитанники  систематически упражняются в различных видах трудовой деятельности, имеет место процесс их социальной реабилитации, а труд превращается в привычку.

         5. Заинтересованность. Чрезвычайно важными и актуальными в воспитательном плане являются вопросы стимулирования детского труда. Для  детей и подростков нужны эффективные и постоянно действующие стимулы, представляющие собой разумное сочетание моральных и материальных поощрений за труд, начиная от простой похвалы воспитателя. Педагоги обязаны не оставлять без внимания любой даже самый минимальный успех ребенка в труде и хвалить за дело как можно чаще. Другими формами поощрения могут быть: объявление благодарности администрации в приказе по детскому дому; отражение трудовых успехов воспитанников в письменных благодарностях. Награждение подарками, организация для особо отличившихся в труде экскурсий, поездок и др. Стимулирующую функцию могут выполнять и трудовые конкурсы с награждением их победителей.

        6. Наглядность. Дети и подростки обязательно должны видеть результаты своего труда, сравнивать качество выполненной работы с работой других воспитанников, чувствовать необходимость и значимость своего труда для других людей. В связи с этим в детском доме регулярно организуются выставки детских работ, с приглашением посторонних людей и людей, использующих произведенные детьми и подростками предметы (рамки для картин, отремонтированную мебель, рукоделие, выпечку и др.).

Труд должен быть организован методически правильно, с учетом всех возрастных особенностей, личных интересов и наклонностей. Работа должна быть разнообразной и интересной. Труд должен приносить моральное и эстетическое наслаждение. Обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности. Способствовать сплочению коллектива и общей заинтересованности в результатах труда.

В квартире при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности  учебная, самообслуживание, общественно-полезная.

Учебная деятельность.

Задачи:

  1. Формировать навыки самостоятельности при выполнении домашнего задания.
  2. Воспитывать бережное отношение к учебным пособиям.
  3. Развивать мышление, умственные способности.

Во время учебной деятельности, подход к детям индивидуальный. У кого-то нужно только проверить домашнее задание, с кем-то надо выполнять вместе, а у кого-то надо проверить только дневник. Более способным воспитанникам, поручаю проверить домашнее задание у детей помладше.

Трудности бывают с выполнением устных предметов. С детьми вместе читаем текст, потом стараемся ответить на вопросы, ответы ищем в тексте, потом прочитываем текст еще раз. Результат от такой работы есть, воспитанники хотят узнать что-то новое, чего нет в учебнике.

Труд по самообслуживанию.

Задачи:

  1. Формировать навыки самообслуживания, привычку к чистоте и порядку.
  2. Воспитывать самостоятельность, следить за внешним видом.
  3.  Развивать познавательные интересы детей.

 Систематически проводятся беседы:

«Средства для гигиены тела»;

«Уход за волосами»;

«Правильно ли мы чистим зубы?»

«Крема для рук и лица».

  Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению.  В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания.

Большое значение придается общественно-полезному труду.

Задачи:

       1.  Формировать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок в группе и комнате.

         2. Воспитывать у детей трудолюбие, желание трудиться на общую пользу. (работа в кружках).

          3. Развивать добросовестные отношения к обязанностям дежурного.

Проводились беседы:

«От кого зависит уют в квартире»;

«Уход за различными видами обуви»;

«Глажка вещей. Что означают значки на одежде»;

«Уход за различными видами одежды»;

«Подготовка вещей в лагерь».

 Следует отметить, что для повышения интереса и активности  детей в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.

  Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий детского дома; формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку  трудиться.

 Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание.  Не важно кем станет воспитанник, когда вырастет (поваром, столяром, маляром) - умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии. Дети с удовольствием берутся за любые дела, любят выполняют поручения взрослых.  В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатом деятельности. Вот почему воспитатели должны стремиться не только привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.

Проводя занятия  беседы по трудовому воспитанию, у воспитанников формируется  самостоятельность, мы в то же время воспитываем  чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Если воспитаннику не удается, что-либо сделать, мы стараюсь его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Детей, выполнивших свою работу хорошо, хвалим за старание.

Учим детей со стороны видеть свою работу,  предлагаем самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше.

Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности.  Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы по возвращению воспитанников детского дома в родные (кровные) семьи или передаче воспитанников под опеку родственникам «Семь Я»

В последние годы неуклонно увеличивается число детей- сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения. Дети, находящиес...

Доклад и презентация "Досуг в системе социокультурной адаптации воспитанника детского дома"

Материал содержит презентацию и текст доклада по теме "Досуг в системе социокультурной адаптации воспитанника детского дома"...

ПРОГРАММА РАБОТЫ «Самоопределение воспитанников детского дома как основа их профессиональной ориентации»

 Целями данной работы являются исследование особенностей самоопределения детей-сирот и составление программы профориентации для них....

Доклад "Патриотическое воспитание воспитанников детского дома"

Тема Великой Отечественной войны мне очень близка, так как наши предки 75 лет тому назад героически сражались за нашу Родину в борьбе с фашистской Германией. Они прошли этот долгий и тяжёлый путь, а к...

Формы, методы, средства, направления воспитательной работы с воспитанниками детского дома школьного возраста

Воспитательная работа в учреждении содействия семьи предполагает использование системного, комплексного подхода. Она осуществляется в виде комплекса профилактических, коррекционно-развивающих, культур...

Презентация проекта: "Реабилитационная работа с воспитанниками детского дома, пережившими травму, посредством Книги жизни".

Дети, попадающие в детские дома и приюты, практически всегда имеют опыт травматических переживаний: являются свидетелями насилия по отношению к близким, сталкиваются с несчастными случаями, потерями, ...

Формы, методы, средства, направления воспитательной работы с воспитанниками детского дома школьного возраста

Современная ситуация в сфере воспитания характеризуется наличием большого числа нормативных правовых актов различного уровня. При этом отсутствует четкое понимание цели и задач воспитательной работы. ...