Формы, методы, средства, направления воспитательной работы с воспитанниками детского дома школьного возраста
методическая разработка

Воспитательная работа в учреждении содействия семьи предполагает использование системного, комплексного подхода. Она осуществляется в виде комплекса профилактических, коррекционно-развивающих, культурно-досуговых мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy.docx86.94 КБ

Предварительный просмотр:

Формы, методы, средства, направления воспитательной работы

с воспитанниками детского дома школьного возраста

 

Воспитательная работа с воспитанниками детского дома осуществляется в виде комплекса профилактических, коррекционно-развивающих, культурно-досуговых мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности воспитанников.  

К основным принципам воспитательной работы относятся:

  1. комплексный подход к вопросам воспитания;
  2. организация социального партнерства в ходе осуществления воспитательной работы;
  3. учет интересов воспитанников.  

В ходе осуществления воспитательной работы с воспитанниками детского дома школьного возраста используются как групповые, так и индивидуальные формы работы с детьми. Рассмотрим подробнее указанные формы работы.  

Групповая работа с детьми может включать проведение различных культурно-досуговых мероприятий, проведение экскурсий, праздников, коллективных творческих дел. Также групповая работа с детьми включает в себя проведение психолого-педагогической диагностики, деятельность по разработке и реализации проектов.  

Индивидуальные формы работы могут включать в себя индивидуальные воспитательно-профилактические мероприятия с воспитанниками, состоящими на учете в органах внутренних дел, беседы с детьми по различным вопросам, коррекционные занятия.  

Выбор методов воспитательной работы с воспитанниками, осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Рассмотрим более подробно методы воспитания, применяемые в работе с детьми школьного возраста.  

Метод воспитания представляет собой совокупность специфических способов и приемов, используемых в процессе воспитательной работы с воспитанниками. Посредством использования различных методов воспитания, у воспитанников школьного возраста осуществляется работа по формированию личностных качеств, для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания детей, вырабатываются навыки и привычки поведения, и производится его коррекция.  

Ю.В. Василькова выделяет методы социального воспитания, классифицируемые по следующим признакам:    

  1. на что направлены (формирование сознания, эмоций и чувств, социально-приемлемого поведения и деятельности, самовоспитания личности);  
  2. отношения воспитателя и воспитанника (организация деятельности, метод общения, опека, самореализация и коррекция);  
  3. влияние среды на личность (общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог).  

Ю.К. Бабанским предложена классификация методов воспитания, в рамках которой они подразделяются:

1) методы формирования сознания (рассказ, пример, убеждение, внушение); 2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (требования, приучение, упражнение, воспитывающая ситуация); 3) методы стимулирования и мотивации (поощрение, наказание, соревнование, игра, одобрение, осуждение);

4) методы контроля и оценки (опрос, тестирование, самооценка).  

Рассмотрим основные методы воспитательной работы с воспитанниками школьного возраста.  

Требование – это способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленный на улучшение поведения. Требования помогают учащимся осознать ошибочность своего поведения и вызывают потребность в работе над собой. Педагогическими средствами этого метода являются: просьба, тактичные указания и распоряжения учителей. Этот метод позволяет оперативно реагировать на поведение учащихся в различных видах деятельности.

Контроль – метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выполнению предъявляемых требований или заданий. Средствами являются: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении заданий или поручений, отчеты. Контроль, выполняет роль напоминающего фактора в поведении, выступая в качестве действенного стимула деятельности и соблюдения установленного порядка.

Основной метод в системе нравственного воспитания, направленный на формирование сознания – убеждение. Убеждение – это метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности. Убеждение в этом случае выступает как процесс влияния на личность. Средствами убеждения являются: учебная работа, беседы, вечера, тематические конференции.

Метод упражнения – это многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. В процессе формирования навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, то есть внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.

В качестве средств воспитания выступают конкретные мероприятия или формы воспитательной работы и виды деятельности воспитанников, а также предметы, используемые в процессе реализации того или иного метода.

С воспитанниками детского дома школьного возраста могут быть использованы следующие формы и методы работы:

  1. этическая беседа;
  2. проведение культурно-досуговой деятельности;
  1. деятельность объединений дополнительного образования.

Рассмотрим их более подробно. Этическая беседа является одним из методов воспитания. Одновременно она выступает также как форма воспитательной работы с детьми. Использование беседы в работе с воспитанниками школьного возраста основывается на их возрастных особенностях, а именно восприимчивости к мнению педагога, впечатлительности. В.К. Кочисов, О.У. Гогицаева определяют беседу как метод обсуждения знаний, предполагающий взаимодействие между педагогом и ребенком.  

Для того, чтобы успешно использовать беседу в качестве метода воспитательной работы, необходимо наличие ряда условий:    

  1. беседа должна носить проблемный характер, что способствует развитию мышления детей, умения аргументировать точку зрения по тем или иным вопросам;
  2. в процессе беседы должно быть организовано взаимодействие педагога и воспитанников, что предполагает наличие между ними диалога;
  3. между воспитанником и педагогом должен быть установлен эмоциональный контакт;
  4. тема беседы должна соответствовать эмоциональному опыту детей.  

Педагогу необходимо тщательно готовиться к беседе. Периодичность ее проведения не должна превышать одного раза в месяц. Слишком часто проводимые этические беседы во многом утрачивают воспитательное воздействие на воспитанников.  

При необходимости в работе с воспитанниками проводятся ситуативные беседы. Ситуативная беседа представляет собой специально проектируемую педагогом или возникающую спонтанно форму общения, направленную на разрешение каких-либо ситуаций, возникающих в процессе воспитательной работы, а также для развития коммуникативных умений ребенка. Ситуативная беседа также происходит в форме диалога с воспитанником.  

Организация культурно-досуговой деятельности рассматривается как специфический вид деятельности, основанный на принципе добровольности и подразумевающий активность детей.  

По мнению Е.Г. Студеновой, культурно-досуговая деятельность основывается на принципах приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей; принципе гуманизации содержания и воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности; принципе ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества.

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников определили в качестве основных функций культурно-досуговой деятельности: коммуникативную, информационно-просветительскую,         культуротворческую, рекреативнооздоровительную. В процессе культурно-досуговой деятельности расширяется кругозор и повышается культурный уровень воспитанников, они учатся взаимодействовать в коллективе сверстников, усваивают нормы и правила поведения в социуме.  

Формами проведения культурно-досуговой деятельности в детском доме, учитывая возрастные особенности воспитанников школьного возраста, являются проведение различных праздников, работа объединений дополнительного образования, проектная деятельность.

В процессе культурно-досуговой деятельности, осуществляемой в различных формах, воспитанники усваивают нормы и правила поведения, учатся взаимодействовать в коллективе, развивают интеллектуальные и творческие способности.  

В настоящее время в процессе воспитательной работы в детских домах применяется технологический подход. Воспитательная технология представляет собой целостную дидактическую систему, направленную на решение педагогических задач. Ее отличительными чертами являются:  

  1. проектирование         воспитательного         процесса         с         последующим         его

воспроизведением в практической деятельности;

  1. целенаправленность;
  2. целостность;
  3. возможность выбора наиболее оптимальных методов, форм и средств воспитания;
  4. возможность получения обратной связи для своевременной корректировки процесса воспитания.  

Наиболее актуальными из них в работе с воспитанниками детского дома школьного возраста являются:  

  1. технология педагогической поддержки;
  2. проектная технология.  

Технология педагогической поддержки воспитанников детского дома была разработана в развитие идей гуманистической педагогики. Данная технология представляет собой алгоритм взаимодействия педагога и воспитанника для решения задачи обеспечения социализации ребенка. Применительно к воспитаннику школьного возраста, цель педагогической поддержки может заключаться в оказании ему помощи в адаптации к обучению в школе, развитии у него навыков общения. Рассматриваемая технология является поэтапной. Все этапы взаимосвязаны между собой.   

Этапы технологии педагогической поддержки, показаны на рисунке 1. Использование технологии педагогической поддержки воспитанников детского дома позволяет преодолевать различные негативные тенденции развития личности воспитанников, формировать коммуникативные способности детей.  

Рис. 1. Этапы технологии педагогической поддержки воспитанников в детском доме  

Формы и методы воспитательной работы с воспитанниками детского дома школьного возраста определяются, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.  

Воспитательная работа, являясь специально организованной деятельностью в рамках детского дома, имеет определенную структуру, включающую в себя, следующие компоненты:

  1. целевой блок;
  2. содержательный блок (направления воспитательной работы);
  3. процессно-технологический блок;
  4. методы и средства работы с воспитанниками;
  5. результаты воспитательной работы.  

Целевой блок включает в себя цели воспитательной работы. Направления воспитательной работы определяются Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

Процессно-технологический блок включает в себя используемые в воспитательной работе с воспитанниками школьного возраста формы, методы и технологии. При этом используемые формы, методы и технологии должны дополнять друг друга.  

Результаты воспитательной работы могут выражаться:  

  1. в социализации личности воспитанников (об уровне социализации личности воспитанников школьного возраста свидетельствуют результаты обучения в школе, уровень воспитанности, сформированность качеств личности, обеспечивающих успешное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми);  
  2. в численности детей, занятых в системе дополнительного образования;
  3. в снижении числа совершенных воспитанниками преступлений и правонарушений;  
  4. в количестве проведенных воспитательных мероприятий с детьми.  

При этом результаты воспитательной работы с воспитанниками детского дома школьного возраста должны оцениваться по совокупности указанных показателей.  

Структура воспитательной работы с воспитанниками детского дома, показана на рисунке 2.  

Рис. 2. Структура воспитательной работы с воспитанниками детского дома

 

Таким образом, воспитательная работа в условиях детского дома осуществляется в виде комплекса профилактических, коррекционно-развивающих, культурно-досуговых мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности воспитанников.  

Формы и методы воспитательной работы с воспитанниками детского дома школьного возраста определяются, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.  

В качестве методов и форм воспитательной работы в детском доме могут быть использованы: этическая беседа, инструктаж, соревнование, проведение культурно-досугового мероприятия. В настоящее время в воспитательной работе применяется технологический подход.  

Воспитательная работа, являясь специально организованной деятельностью в рамках детского дома, имеет определенную структуру, включающую в себя целевой блок; содержательный блок (направления воспитательной работы); методы и средства работы с воспитанниками; результаты воспитательной работы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность, как средство воспитания и коррекции развития воспитанников детских домов.

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им». Георг Гегель. ...

Сюжетно-ролевая игрв как средство эмоционального, познавательного, коммуникативного развития воспитанников детского дома

Основная цель- способствовать развитию познавательной активности детей через сюжетно-ролевые игры...

Курс занятий для воспитанников детских домов среднего возраста на тему «Школа человечности»

Данный курс «Школы человечности» рассчитан на возрастную категорию детей от 10 до 16 лет.         Примерное количество тематических занятий – 25....

ПРОГРАММА РАБОТЫ «Самоопределение воспитанников детского дома как основа их профессиональной ориентации»

 Целями данной работы являются исследование особенностей самоопределения детей-сирот и составление программы профориентации для них....

Доклад на педсовете "Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками детского дома по трудовому воспитанию"

Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания  подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации т...

Найди подход к воспитаннику детского дома в возрасте от 14 до 18 лет. «10 шагов к великим Нехочухам».

Шпаргалка для молодых педагогов, решивших работать в детском доме....

Презентация проекта: "Реабилитационная работа с воспитанниками детского дома, пережившими травму, посредством Книги жизни".

Дети, попадающие в детские дома и приюты, практически всегда имеют опыт травматических переживаний: являются свидетелями насилия по отношению к близким, сталкиваются с несчастными случаями, потерями, ...