Курс занятий для воспитанников детских домов среднего возраста на тему «Школа человечности»
план-конспект занятия по теме

Цивилева Ольга Сергеевна

Данный курс «Школы человечности» рассчитан на возрастную категорию детей от 10 до 16 лет.

         Примерное количество тематических занятий – 25.

         Важность таких занятий в том, что дети должны постигнуть, почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности,  определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственно-этических поступках.

         Во время занятий успешно прослеживается упражнение детей в нравственно-этических поступках при помощи детского воображения, когда ребенок должен представить свое возможное поведение в данной ситуации, ролевой игре, когда ребенок или группа детей моделируют возможную действительность и разыгрывают ее, взяв на себя различные роли.

         Упражнения в добрых поступках каждый раз мотивируются, анализируются, повторяются.

         Этот курс занятий дает детям возможность осмыслить, как должны относиться друг к другу люди и почему, что такое здоровой образ жизни, и содержит ответы на другие важные вопросы.

         На занятиях используются наглядность, игровые ситуации, деловые игры, аналитические беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_chelovechnosti.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Курс занятий для воспитанников детских домов среднего возраста

 на тему

 «Школа человечности»

воспитателя

МОУ «Детский дом»

Цивилевой Ольги Сергеевны

2010-2011 у.г.

Цель:

  • воспитывать в детях такие личностные качества, как вежливость, отзывчивость, чуткость, любознательность, стремление прийти на помощь, умение общаться с людьми, желание следовать здоровому образу жизни.

Задачи:

  • помочь детям, в силу их возрастных возможностей, осознать различные важные жизненные явления, понятия, ситуации;
  • развивать и воспитывать в каждом ребенке внимательное,  чуткое отношение к окружающим людям;
  • формировать у детей представление об учебе как средстве физического и духовного совершенствования на протяжении всей жизни человека;
  • через совместный с детьми анализ различных жизненных ситуаций формировать необходимость бережного отношения ко всему, что окружает человека;
  • формировать у детей отношение к своему здоровью как к труду над собой;
  • закладывать представления, убеждения в том, что жизнь, как цель, реализуется через самовоспитание, систематический труд над собой.

Пояснительная записка

        Данный курс «Школы человечности» рассчитан на возрастную категорию детей от 10 до 16 лет.

        Примерное количество тематических занятий – 25.

        Важность таких занятий в том, что дети должны постигнуть, почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности,  определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственно-этических поступках.

        Во время занятий успешно прослеживается упражнение детей в нравственно-этических поступках при помощи детского воображения, когда ребенок должен представить свое возможное поведение в данной ситуации, ролевой игре, когда ребенок или группа детей моделируют возможную действительность и разыгрывают ее, взяв на себя различные роли.

        Упражнения в добрых поступках каждый раз мотивируются, анализируются, повторяются.

        Этот курс занятий дает детям возможность осмыслить, как должны относиться друг к другу люди и почему, что такое здоровой образ жизни, и содержит ответы на другие важные вопросы.

        На занятиях используются наглядность, игровые ситуации, деловые игры, аналитические беседы.

Тематическое планирование

«Ты человеком родился, но

Человеком должен стать!»

В.А.Сухомлинский

Тема

Цели занятия

Содержание

Срок

1

Вверх по лестнице жизни

- дать воспитанникам первоначальное представление о «нравственной ценности»;

-   развивать у детей умение осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности

На занятии активно используется прием моделирования различных житейских ситуаций; при помощи аналитической беседы, совместно с воспитателем, определяются мнимые и истинные ценности. В ходе занятия ребята учатся адекватно реагировать на мнение сверстников, а также не бояться высказывать свое мнение в ходе дискуссии.

2

Зачем учатся в школе

- формировать у детей представления об учебе как средстве физического и духовного совершенствования на протяжении всей жизни;

-   нацелить детей на учебу как на труд над собой;

- сформировать у детей осознание ближней задачи – научиться учиться

Работа на занятии сроится по принципу «вопрос-ответ», анализируются приведенные воспитателем житейские ситуации. Использование метода убеждения о необходимости учебы.

3

Мое и наше

- формировать внутреннюю мотивацию поступка ребенка через не противопоставления «моего» и «нашего», но осознание, что «мое» есть и в «нашем», а «наше» потому и есть таковое, что оно прежде всего и «мое»;

- увеличить объем понятий, которыми сознательно оперируют дети

Через совместный с детьми анализ различных жизненных ситуаций на занятиях формируется необходимость бережного отношения ко всему, что окружает человека.

4

Мой город, как страна

- углубить знания детей об истории родного города;

- развивать интерес к познанию разных сторон истории своего города, края

На занятии рассказать детям, как происходит хозяйственное, культурное и социальное развитие города. Посещение краеведческого музея, показ исторических мест, памятников. Знакомство с челябинскими мастерами народных промыслов.

5

Зачем нужна дружба и не только между людьми, но и людей со всем живым?

- проанализировать значение слова «дружба»;

- убеждать в том, что человек всю жизнь должен находиться в гармонии со всем

С помощью аналитической беседы разобрать представленные воспитателем ситуации. Выводы.

6

О дружбе и друзьях

- формировать у воспитанников нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям;

- помочь им разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями

Занятие проводится в виде диспута. Детям предлагается решение проблемных ситуаций; активно используется прием аналитической беседы; воспитанники имеют возможность проявить себя творчески на занятии. Анкетирование.

7

Человек – чудо природы

- формировать представление о единстве природы и человека, которое исключает неоправданное возвеличивание последнего, как «вершину творения»

Рассказ о том, на кого похож человек: его предки; как, когда и почему человек. Показать, с одной стороны, сущностное отличие человека от животных, а с другой стороны, характеризовать «похожесть» их. Экскурсия в лес с целью обратить внимание детей на то, какую роль в жизни человека играют различные животные и растения.

8

Из чего сделаны люди

- дать представление о клеточном строении живых организмов и возможностях оптической техники;

- обратить внимание детей на преемственность нравственных основ человеческой жизни

На занятии используется наглядность и инвентарь: очки, бинокль, таблица кровообращения в организме человека.

9

Для чего организму кровь

- дать представление о кровообращении и роли крови в живом организме;

- напомнить о правилах поведения при травмах и кровотечениях

Аналитическая беседа. Практикум.

10

Зачем мы дышим?

- рассказать о системе дыхания человека – в ее функциональной взаимосвязи с системой кровообращения;

- развивать стремление вести здоровый образ жизни

На занятии особое внимание уделяется вопросам: «дыхание и речь», «дыхание и здоровый образ жизни».

11

Мы чистим не только туфли

- показать детям, что рациональная, целесообразная жизнедеятельность человека и группы людей обусловлены широким комплексом гигиенических норм, требований, условий;

- развивать основные навыки личной и коллективной гигиены

При помощи аналитической беседы стремиться сформировать у детей естественные потребности в чистоте, порядке, опрятности.

12

Девочка и мальчик

- рационально закладывать основы гармонических отношений, дружбы между мальчиками и девочками с учетом их психофизических различий и особенностей

На занятии используются игровые ситуации, в которых моделируются конкретные жизненные случаи.

13

Здоровье – богатство во все времена

- рассказать детям, что здоровый образ жизни имеет глубоко исторические корни у разных народов, что подтверждается широкой парадигмой понятия «здоров»;

- формировать у детей отношение к здоровью как к труду над собой – труду систематическому, полезному, интересному: через закаливание, тренировки, отказ от вредных привычек

Через раскрытие смысла слова «здоровье» подвести детей к убеждению, что надо учиться быть здоровым.

14

Дети и взрослые

- формировать систему рациональных этических отношений ребенка и взрослого, не ущемляющих личности каждого из субъектов

Деловые игры – различные житейские ситуации, в процессе которых моделируются добрые и недобрые отношения детей и взрослых.

15

Всегда ли взрослые правы?

- подготовить ребенка к нередкой для него на протяжении всей жизни ситуации, когда приходится соприкасаться с несправедливостью, ошибками окружающих людей

В основе занятия лежит обсуждение с детьми или моделирование некоторых, типичных для них, реальных для семьи житейских ситуаций, избегая при этом назидательности, но обращаясь к различным вариантам выхода из «неприятных ситуаций» - вариантов, приемлемых и для обиженного и для обидчика.

16

Зачем людям общаться?

- показать детям на выразительных примерах, что жизнь отдельного человека просто невозможна вне общения с другими людьми – в семье, классе, на улице, в общественных местах;

- замотивировать детей на добрые отношения со всеми, с кем приходится общаться

Обращение к реальным ситуациям, отношениям в классе, семье.

17

Как себя вести: азбука вежливости

- формирование у детей представления о добродетели, вежливости, которые выражаются, прежде всего, в добрых мыслях, делах, словах;

- формировать «кодекс вежливости», как совокупности общепринятых правил поведения, которые позволяют человеку не отягощать других людей своим присутствием;

- формировать внутреннюю мотивацию к вежливому поведению

Использование наглядности; игра по ролям.

18

Праздники, которые всегда с нами

- вспомнить о праздниках, которые всегда с нами;

- углубить знания детей о праздниках

Занятие проводится в виде праздника, в котором активно участвуют дети. Предполагаемая тема мероприятия – музыкально-игровой вечер отдыха «Русским чаем угощаем». Выпуск стенгазеты.

19

Ходим в гости. Принимаем гостей

- обратить внимание детей на значимость нравственных аспектов взаимоотношений людей;

- продолжать целенаправленную работу по формированию навыков самовоспитания

Анализ предложенных воспитателем ситуаций. Ролевые игры.

20

Люди вокруг меня

- внушать желание быть вежливыми с незнакомыми людьми, оказывать помощь пожилым людям, детям

Приведение примеров о том, как люди проявляют доброту, чуткость, внимание друг к другу, как они общаются между собой в общественных местах (примеры из жизни и художественных произведений). Аналитическая беседа. Зарисовки о незнакомых людях для выставки «Я среди людей».

21

Как я воспитываю себя

- развивать любовь и понимание близких детям людей;

- учить видеть себя глазами близких людей;

- учить говорить со своей совестью, страдать, отвечать за свои поступки, быть мужественным и правдивым

Самоанализ. Составление книжек-рассказов о своем отношении к людям, о своем характере.

22

Я – составляющее своего коллектива

- развивать стремление укреплять свой коллектив;

- учить следовать принципу: «Один за всех, все за одного!»

Распределение обязанностей каждого члена семьи: взаимовыручка, взаимоуважение. Суть самоуправления.

23

Всему начало – любовь

- помочь детям осмыслить истинное значение слова «любовь»;

- воспитывать культуру взаимоотношений;

- развивать такие качества характера, как умение быть ответственным за свои поступки, честность и порядочность

Анкетирование. Аналитическая беседа. Решение проблемных ситуаций. Ролевые розыгрыши. Форма проведения – диспут.

24

Страна, в которой мне хотелось бы жить

- формировать гражданственность и ответственность, желание быть полезным своей стране;

- помочь детям осознать себя частью своей страны;

- формировать активную жизненную позицию, гордость за свою страну

В ходе занятия используются анкетирование, творческая работа в группах, блицтурнир, защита своих проектов.

25

Я - Человек

- формировать стремление растить в себе Человека;

- формировать убеждение у детей, что человек – прежде всего индивидуальность, личность

Внедрение дневников о своих поступках, достижениях, «человеческом», личностном росте.

Библиография

  1. Азбука нравственного воспитания. М., 1979
  2. Амонашвили Ш.А. «Как живете, дети?». М., 1986
  3. Берсенева Т.А., священник Алексий Мороз. Уроки добротолюбия. С-Пб., 2004
  4. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся. М., 1972
  5. Бушелева Б.В. Поговорим о вежливости. М., 1988
  6. Васильева-Гангус Л.Г. Азбука вежливости. М., 1988
  7. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. М., 2006
  8. Ильин Е.И. Искусство общения. М., 1988
  9. Матвеев В.В. Мир вежливости. М., 1983
  10.  Панич М.С. Взрослые и дети. М., 1959
  11. Смолка К. Правила хорошего тона. М., 1980
  12.  Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Реферат на тему: "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."

Реферат на тему:"Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях"Сегодня наиболее о...

Презентация к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."

Представляю свою презентацию к реферату  "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедическ...

Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома средний школьный возраст

Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка. Но существует группа детей, у которых эта потребность дос­тигает патоло...

Найди подход к воспитаннику детского дома в возрасте от 14 до 18 лет. «10 шагов к великим Нехочухам».

Шпаргалка для молодых педагогов, решивших работать в детском доме....

Занятие для воспитанников детского дома. Тема: "Заработная плата"

Данный материал предназначен для успешной социализации в трудовой деятельности. Развитие понимания меры оценивания труда, А так же пропаганда к трудовой деятельности....

Формы, методы, средства, направления воспитательной работы с воспитанниками детского дома школьного возраста

Воспитательная работа в учреждении содействия семьи предполагает использование системного, комплексного подхода. Она осуществляется в виде комплекса профилактических, коррекционно-развивающих, культур...