Доклад "Личностно-ориентированный подход в использовании наглядности на уроках"
статья на тему

Тарасенко Алёна Витальевна

 Доклад "Личностно-ориентированный подход в использовании   наглядности на уроках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx91.69 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: Личностно-ориентированный подход в использовании   наглядности на уроках

                                          Тарасенко Алёна Витальевна,

                                          учитель русского языка и литературы

                                          МОУ СОШ п.Восточный

                                           Октябрьский район

                                            Амурская область

Тема: Личностно-ориентированный подход в использовании   наглядности на уроках.

                                               «Хороший учитель даст ученику готовую истину,  

                                                 а отличный – поможет  ему открыть самому»

                                                                                                     Я.А. Коменский

                                                 

       На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.

       Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.

        В настоящее время всё больше ведущие педагоги и психологи придерживаются этой точки зрения. Среди большого числа инноваций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким технологиям, где учитель выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно- ориентированного обучения.

       Принципы технологии:

- принцип сознательности нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности;

- принцип активности предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества;

- принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания;

- принцип систематичности и последовательности проявляется  во взаимосвязи знаний, умений и навыков;

- принцип повторения умений и навыков предусматривает вырабатывание динамических стереотипов в результате многократных повторений;

- принцип доступности и индивидуализации. Опираясь на индивидуальные способности обучения и воспитания, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие;

- принцип цикличности в повторяющейся последовательности знаний, что улучшает подготовленность ребёнка к каждому последующему этапу обучения;

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся формирует умения и навыки, функциональные возможности ребёнка;

- принцип активного обучения заключается в повседневном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа);

- принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике.

    Личностно ориентированное – это образование, которое обеспечивает  развитие и саморазвитие личности учащихся.

     Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет.

     Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.

Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка:

а) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

б) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);

в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;

г) использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я – концепции личности. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить;

д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;

е) возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования;

ё) педагогическое сотрудничество;

ж) учет жизненного опыта каждого ребенка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).

          Для выстраивания модели личностно - ориентированного подхода на уроках используются следующие подходы: разноуровневый, дифференцированный, индивидуальный, субъектно-личностный.

Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход – выделение групп детей на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям.

Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям.

Субъектно-личностный подход –  отношение к каждому ребенку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

     Основными способами существования ученика в личностно-ориентированном образовании представляются творчество и исследовательский поиск. Поскольку духовные, физические, интеллектуальные способности учащихся не всегда позволяют им самостоятельно справиться с теми творческими задачами обучения и жизненными проблемами, которые ставит учитель, ребенку необходимы педагогическая помощь и поддержка, которые являются ключевыми понятиями в характеристике технологий Ш.А. Амонашвили говорил о поддержке на трех принципах педагогической деятельности:

1.любить ребенка;

2.гуманизировать среду, в которой ребенок живет, для того чтобы обеспечить ему душевный комфорт и равновесие;

3.прожить в ребенке свое детство, с целью познать жизнь ребенка.

В.А. Сухомлинский так же отмечал, что педагог должен поддерживать ребенка, посредством сохранения в себе ощущения детства. Помимо этого он непременно должен заниматься развитием в себе способности к эмпатии и пониманию ребенка и всего, что с ним происходит, в том числе мудро отнестись к поступкам детей. Таким образом, помощь, поддержка и

взаимодействие становятся неотъемлемыми условиями реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

        Существует огромное разнообразие форм, методов и приемов  в рамках личностно - ориентированного подхода.

Метод наглядности

Вопрос о месте и роли наглядности рассматривался в пȇдагогике с XVII века, начиная с работ П.П. Блонского, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других пȇдагогов, и также нашел продолжение и совершенствование в разработках современных отечественных ученых Л.В. Занкова, СИ. Змеева, И.Я. Лернера, Н.А. Менчинской, Е.И. Пассова, Б.Н. Скаткина и др.

Классическим аргументом за наглядное обучение является указание на то, что это естественный способ обучения, т.е. такой, который отвечает основным, прирожденным свойствам человеческой природы.

Согласно психологическим исследованиям, не зависимо от возраста информация, воспринятая с помощью зрительных анализаторов, становится более осмысленной и лучше сохраняется в памяти.

       Наглядность - это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта.

     В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека.

     В процессе познания окружающей действительности участвуют все органы чувств человека. В связи с этим принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения – 100 000, т. е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставится на первое место. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский.

Он писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний. Но наглядные пособия сами по себе в процессе обучения

никакой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя.

     Существуют разные способы сочетания слова и наглядности, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении». Наиболее типичными из них являются:

1.При помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации.

2.При помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

     Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий.

Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким.

   В этой связи К.Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету»

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

     Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения могут выполнять двойную роль: с одной стороны, они служат источниками новых знаний, а с другой - как средства выработки практических умений и навыков у учащихся. Поэтому их следует использовать на всех этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при его закреплении, при организации тренировочных упражнений по применению знаний на

практике, а также при проверке и оценке усвоения программного материала учащимися.

      Проблема использования наглядности на уроках  является «вечной».

В наш век крайнего индивидуализма и дифференциации единственным методическим выходом из сложившейся «ненаглядной» ситуации является применение личностно-ориентированного подхода в использовании наглядных средств на уроках.

Личностно-ориентированный подход ориентируется на детей с разными психолого-познавательными возможностями

   

      Наиболее распространенным типом наглядности на уроках является картина, а при ее отсутствии иллюстрация учебника. При работе с картиной сначала проводится подготовка к ее восприятию (название, автор, смысл демонстрации), затем первичное восприятие (что? где? когда?), далее – осмысление отдельных деталей, их анализ и, наконец, обогащенное понимание целостной картины на основе установленных связей между отдельными частями и ракурсами произведения и вывода из анализа деталей.

Ориентируясь на детей с разными психолого-познавательными возможностями (восприятием, вниманием, воображением и т.д.), учитель  может использовать картины в виде зрительных опор, материализованных иллюстраций основных идей объяснения учителя, объектов сравнения и анализа, средств создания эмоционального эффекта и источника организации самостоятельной работы учеников.

По одной и той же картине можно давать личностно-ориентированные задания на выбор учащихся.

     В соответствии с личностно-ориентированным подходом выделяется два уровня использования картин на уроке

 1) описание произведения и извлечение из него информации;

 2) осмысление, оценка и использование картин в творческой деятельности. На первом уровне предлагаются следующие личностно-ориентированные типы заданий: на идентификацию типичных представителей определенного времени ,определение по деталям места действия, выявление основной идеи автора по сюжету и деталям.

На втором уровне учитель может использовать личностно-ориентированные задания другого плана: на сравнение изобразительного материала, сопоставление образов событий в различных произведениях, объяснение смысла авторского изображения, установление содержательных и оценочных связей в различных типах изображения, аргументацию с помощью картин своей позиции в полемике и споре.

Личностно-ориентированному подходу отвечают задания, предполагающие творческое, самостоятельное вычерчивание схем и таблиц.

Продуктивным направлением реализации личностно-ориентированного подхода является заполнение недостающих звеньев в схемах и таблицах

   Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы.

Таким образом  принципы реализации личностно-ориентированного подхода состоят в применении наглядных средств на уроках – творчество, самосознание и опыт ученика в учебной деятельности.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

     Основные группы наглядности, применяемые в школе:

-Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)

-Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)

-Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели

-Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)

-Предметы окружающей среды.

Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные и индивидуальные.

     В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное - то, что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.

При ознакомлении с новым материалом и особенно при закреплении знаний и умений надо так организовать работу с наглядными пособиями, чтобы учащиеся сами оперировали ими и сопровождали действия соответствующими пояснениями.

Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается, так как в работу включаются различные анализаторы (зрительные, двигательные, речевые, слуховые). При этом дети овладевают не только знаниями согласно материалу урока. Но и приобретают умения самостоятельно использовать наглядные пособия. Учитель должен всячески поощрять детей к использованию наглядных средств, к самостоятельной работе.

На этапе закрепления знаний и умений необходимо широко использовать для разнообразных упражнений справочные таблицы, таблицы, рисунки, схемы. Рекомендуется практиковать воспроизведение наглядно

воспринятого материала путем моделирования, рисования, словесного описания[1].

Наглядные пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся. Используя раздаточный дидактический материал, учитель проверяет умения применять правило на практике.

       Принцип наглядности - это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом,

предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе. Средства наглядности используются при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности учеников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учеников. Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект.

   В связи с этим, рассмотрим ряд условий, которые необходимо соблюдать при использовании средств наглядности:

1) Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям учащихся.

2) Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока.

3) Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций.

4) Детально продумывать руководство восприятием учениками пособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.).

5) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

6) Привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

7) Необходимо рационально сочетать различные формы и методов сообщения учебного материала и учебного труда учеников с учетом содержания и специфики наглядных пособий.

   Личностно-ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только проявить себе ученику, но и педагогу. Необходимо всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали учителя как  старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.

Список использованной литературы

1.Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М, 2000.

2.Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. - СПб, 2002.

3.Максимов В.И. Русский язык и культура речи. - М.: Гардарики, 2002.

4.Мингазов Э.Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения. - Л, 2005.

5.МПРЯ. Методика преподавания русского языка (под ред. Баранова). - М., 2000.

6.Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. - М, 2001.

7. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979. – 144с. – (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).

8. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 – 96с.

9.  Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии, 1995.,- №2. – с.13-21.

10.  Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядности на уроках английского языка

Использование наглядности на уроках английского языка...

Методическая разработка по теме: «Использование наглядности на уроках трудового обучения (4,5 класс) в условиях вспомогательной школы»

«Использование наглядности на уроках трудового обучения (4,5 класс) в условиях вспомогательной школы»...

Деятельностный подход к проблеме наглядности на уроках физики

В данной статье рассматривается один из актуальных вопросов современного обучения физике в свете реализации требований ФГОС второго поколения, а именно реализация деятельностного подхода....

Деятельностный подход к проблеме наглядности на уроках физики

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и лично...

Использование наглядности на уроках СБО

СБО – социально-бытовая ориентировка, это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений...

Использование наглядности на уроках русского языка.

В статье говорится об использовании разных видов наглядности на уроках русского языка. Работа сопровождается презентацией, в кторой визуально представлены многие виды наглядности, используемые учителе...

Юрченко Е.Ф. "Использования наглядности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида".

В статье раскрывается методика применения наглядности на уроках истории в специальной (корекционно) школе VIII вида....