Использование наглядности на уроках СБО
статья на тему

  СБО – социально-бытовая ориентировка, это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся  навыки самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания (стоимость товаров, услуг, бюджет семьи и т.д.).

      На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий и службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.

На   уроках    СБО    используются   все   виды   наглядности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ТО «Кимовская ОШ-И»

        

     

 

Использование   наглядности     на        уроках     СБО      

                             Выступление  на  МО 

                      Учитель   СБО:    Бурлай С.В.

                                      2014  год

  СБО – социально-бытовая ориентировка, это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся  навыки самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания (стоимость товаров, услуг, бюджет семьи и т.д.).

      На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий и службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.

На   уроках    СБО    используются   все   виды   наглядности:                        натуральная   (посуда,  одежда,  предметы  и  средства  личной  гигиены,  электробытовые  приборы, продукты,  куклы ,  мебель  и  др.);

образная  (рисунки,  плакаты,  картинки,  инструкционные  карты,  технологические  карточки) ;

символическая ( например: условные   обозначения  для  ухода  за  одеждой,  а  также  температурных  режимов   работы   электроутюга,  электроплиты,  миксера ,  служб  железнодорожного  вокзала,  карты) ;

 графическая  ( бланки  квитанций,  таблицы,  инструкции) ;

 схематическая  ( схема   линий   метро,  городского   пассажирского   транспорта).

      Уроки  СБО  в  специальной  (коррекционной)   школе  VIII вида  предусматривают  широкое  использование   наглядности   на  всех  этапах:   при  сообщении   новых   знаний,   закреплении,  повторении,   самоконтроле   выполненной   работы.  Наглядность   может   служить   опорой    обучающимся  при   самостоятельной   деятельности.  Если  условные   обозначения,  используемые  в    наглядности,  понятны  и  доступны  школьникам,  то   такая   наглядность   активизирует   познавательную   деятельность,   способствует   пониманию   ими   связей  между  изучаемыми  понятиями.

  Пользуясь   наглядными   средствами   обучения,   необходимо   соблюдать  следующие   требования:

  • Подбирать  только  такую  наглядность,  которая   служит   решению   основной  задачи   обучения;
  • Заранее   определять   место  и   вид   наглядности,  используемый   на   уроке;
  • Строго  ограничить   количество   наглядности  на   уроке,  так  как  с  каждым   видом   наглядности   должна  быть   проведена   соответствующая  работа;
  • Всю   подобранную   наглядность   демонстрировать   последовательно;
  • Необходимо  подбирать  доступные   средства   наглядности,  постепенно   готовя   учеников   к   умению   пользоваться   более  сложными   ее   видами;
  • Самодельные  наглядные   пособия  должны   быть   выполнены   качественно  и  соответствовать   требованиям;
  • Демонстрируемая   наглядность  должна  быть  хорошо   видна  всем  ученикам.

   

             На  уроках  СБО  обучающимся  приходится   пользоваться  как   доступными   средствами  наглядности,  так  и   сложными  ее  видами.  К  числу   сложных   видов   наглядности  относятся   квитанции,  чеки,   бланки,  билеты,  инструкции  и   рецепты.  Простая   демонстрация  документа   не  дает   желаемых   результатов,  так  как  школьникам   сложно   выделить   необходимые   сведения  из   наглядного  средства.       В  помощь   обучающимся,  при   анализе   каждого  нового  документа,   нужно   составить   вопросы,  отвечая   на  которые,  дети  смогут  под   руководством   учителя  научиться   ориентироваться  в  наглядности.  Например,  беседуя  с  обучающимися  о   железнодорожном   транспорте,   направлениях   поездов,  правилах  покупки   и   возврата  билетов,  учитель  должен  предусмотреть   знакомство   учеников  с  билетом  на   поезд.  Демонстрируя  билет  (увеличить  его   размер),  учитель   последовательно   задает  ряд   вопросов,  которые  помогают  школьникам   получить   полную   информацию. Например:  Что  это? Что   можно   узнать  по  этому   билету?  Какого  числа   отправление?  В  какое  время? и  т.д.

  Для   занятия  по  СБО   используется   разнообразный   дидактический   раздаточный   материал:  это   билеты  в  театр,  в  цирк,    товарные   ярлыки,  этикетки,  упаковки  от  разнообразных  видов  продуктов,  квитанции,  выдаваемые  за  оказанные  услуги( ремонт  телефона,  холодильника,  прокат и др.) Работа с  такого  рода   материалами  необходима  для  обучающихся,  так  как  она  направлена  на   формирование   у  них  умений  извлекать  нужную  информацию  и  расширять  свои  знания  и  словарный  запас.

        На  уроках  СБО,  при   изучении  темы  «Питание» , школьники  работают  с  учебными   технологическими  картами    и   инструкциями.  Они  могут  быть  текстовые,  иллюстративно-текстовые,  иллюстративные.  Та  или   иная  форма  карты  предлагается    детям  с  разным   уровнем  развития  как   один  из  способов   помощи   ученику,  не   справившемуся  со   словесной   инструкцией.   Технологические  карты   представляют   собой   таблицы,  в   которых   перечисляются:

- оборудование   (инвентарь  и  посуда);

- материалы  (продукты);

-  последовательность  работы  (технология   приготовления   блюда).  

В  технологических   картах   по  приготовлению  пищи   приводится   расчет   продуктов   на   одну   порцию.   Технологические   карты  - это   учебный   материал   для  индивидуальной  и  групповой  работы.

 При  обучении   выполнению   двигательных   трудовых   приемов   работы   применяются   плакаты,    показывающие   правильные   приемы  работы  с  помощью  кухонных   инструментов.

  Также  при  изучении  тем : «Одежда  и  обувь», «Питание», « Жилище»   школьники   знакомятся  и  изучают   электробытовые   приборы  и   оборудование  -   это   холодильник,  электроплита,  микроволновая  печь,  миксер,  электрочайник,  электроутюг,  пылесос,  а   также  правила работы и техника   безопасности  при  работе  на  них.

  На  уроках  СБО    так  же  используется  «Тематический  словарь  в  картинках»,  который  подготовлен  в  виде  книжек  с   дидактическими  карточками,  каждая   из  которых  содержит   определенные  темы                (  например:  транспорт,   квартира,   мебель,  посуда,  продукты   питания).  Материал   пособия  используется  в  рамках  работы   по  ознакомлению   обучающихся  с  окружающим  миром,  социальной  адаптацией  и  по  развитию   устной  речи.  Карточки   представляют  собой   изображения   отдельных   предметов  или  иллюстрации.  На   обороте  каждой  карточки   даются  короткие  рифмованные  тексты,  а  также  вопросы   и  задания.  Речевые   задания,  игры   ориентированы  на  детей  среднего  звена  и  способствуют   обогащению  социальных  знаний,  а  так  же  словаря,  формированию   грамматического   строя   речи  ученика. Ученикам  демонстрируются  предметные  карточки  для  закрепления  в  речи  новых   понятий. По   всем  темам  в  пособии  предлагаются  схемы  для  составления   описательного  рассказа.

    При  работе  со  схемами  я  включаю   обучающегося  в  игровую   деятельность.  На   уроках  СБО   у  ребят    всегда   вызывает   интерес   игра   « Забывчивый   покупатель».  Предлагается   составить  рассказ  о  предмете,  не  называя  его.  Затем  из  класса  выбирают  «покупателя»  и  «продавца».  Перед  продавцом  на  столе  разложены   предметы   или   картинки,  изображающие    предметы,  продукты   питания,  посуда.  «Покупатель»  говорит,  что   он   забыл   название  предмета , который  хочет   купить. «Продавец»  просит  описать  этот   предмет.

     Игра  «Веселый  повар». Ученики  делят  на  две  группы  картинки   с  изображением  продуктов  питания  в   зависимости  от  того,  готовы  эти  продукты   к  употреблению  или  нуждаются  в   приготовлении. Затем  каждый   обучающийся  рассказывает  о  том,   какие  блюда  он  будет  готовить  из  продуктов,  нуждающихся  в  приготовлении.

     Итак,  под  воздействием  обучения  и  воспитания,  с  использованием   наглядности,  у обучающихся   постепенно   формируются  навыки  и   умения,  совершенствуется   интеллектуальная  деятельность  и  более    ощутимой   становится   их   социальная    адаптация.

    Для  успешной  социальной  адаптации  я  стараюсь   расширять  бытовой   и  социальный  опыт  школьников,  учу   применять   полученные   знания  и  умения    в  собственной  жизни,  что  и  является   основной  целью   уроков  социально-бытовой   ориентировки  в   школе.

 

     

Используемая  литература:

1.Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова

   «Социально-бытовая  ориентировка  в специальных  (коррекционных)  образовательных  учреждениях VIII вида».

  Владос,  Москва,  2008г.

2.А.А. Хилько, М.Е. Ермащенко

 «Преподавание  социально-бытовой  ориентировки  в  специальных (коррекционных)  образовательных   учреждениях  VIII вида».

  Просвещение,   2006г.

3. В.В. Воронкова, С.А. Казакова

  «Социально-бытовая  ориентировка  учащихся 5-9  классов  в  специальной  (коррекционной)  общеобразовательной   школе  VIII

 Владос, Москва,  2006г.

4. С. А. Васильева, В.И. Мирясова

 «Тематический  словарь  в  картинках. Мир  человека.  Посуда. Продукты  питания».

 Школьная  пресса,  2005г.

 

             

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование наглядного и раздаточного материала на уроках иностранного языка".

Для   Для  доступности и посильности изучения иностранного языка учителю помогают наглядность, различный дидактический материал, карточки разного типа.Учитывая  большую роль принц...

Использование наглядных пособий и проверочных тестов при изучении биографий композиторов на уроках музыки.

В работе раскрывается один из методов изучения биографий композиторов. В комплектах: наглядные пособия (раздаточный материал), тесты в форме презентации (составлены на основе наглядных пособий), ключи...

Использование наглядных пособий при изучении темы: «Дикорастущие растения Ленинградской области»

методическая разработка предназначенная для того, чтобы научить детей по виду узнавать растение, знать к какой группе оно относится(лекарственное, ядовитое, съедобное, редкое, занесенное в Красную Кни...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование наглядности для формирования связной монологической речи у детей с ОНР».

Данная консультация адресована воспитателям логопедических групп. Систематическая, пошаговая работа по обучению детей с ОНР связной речи, даёт хорошие результаты и положительную динамику....

« Использование наглядного моделирования (декодирования) в развитии связной речи у детей с ОНР и ЗПР»

Успешное обучение в школе предполагает понимание обращённой к ребёнку речи, умения связно излагать свои мысли и суждения. В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребёнок всегда мож...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИИ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми, имеющими нарушения речи состоит в том, что:во-первых, ребёнок очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерн...

Методические приёмы использования наглядного материала на уроках иностранного языка в 5-ом классе при изучении темы « Das Haus. Die Wohnung.»

Данный вид карточек может использоваться на этапе введения, закрепления лексики, а также как один из способов контроля, повышающий мотивацию, способствует более эффективному усвоению и закреплению лек...