Консультация для воспитателей на тему: «Использование наглядности для формирования связной монологической речи у детей с ОНР».
методическая разработка по теме

Некрасова (Чижова)  Елена Владимировна

Данная консультация адресована воспитателям логопедических групп. Систематическая, пошаговая работа по обучению детей с ОНР связной речи, даёт хорошие результаты и положительную динамику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей 15.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Использование наглядности для формирования

связной монологической речи у детей с ОНР».

Формирование связной монологической речи у детей дошкольников с общим недоразвитием  речи (ОНР) является важнейшей задачей, ибо монологическая речь таких детей  характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений.

Занимаясь с детьми, надо использовать способы, облегчающие процесс становления   связной речи, прежде всего наглядность. Известно, что С.Рубинштейн, Д.Эльконин, Л.Выготский считали: рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует стремлению детей называть характерные признаки, представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом очень важно, чтобы все элементы на схеме, рисунка и т.д. были расположены в нужной для развернутого высказывания последовательности.

Большую помощь окажет статья Г.Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов» (см.: «Дошкольное воспитание. – 1990 г., № 10). Использовать схемы, иллюстрированные панно можно при обучении детей не только составлению описательных рассказов, но и  пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи. При  пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, произношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом.

Организуя занятия по обучению пересказу, нужно придерживаться строго плана:

Организационная часть (цель – помочь детям сконцентрировать внимание, подготовить их к  восприятию текста);

Чтение текста (без установки пересказ);

Разбор текста в вопросно-ответной форме (вопросы нужно ставить так, чтобы дети могли еще раз уточнить основные моменты сюжета, способы его языкового выражения);

Повторное чтение текста (с установкой на пересказ);

Пересказ теста детьми ( с опорой на наглядный материал);

Упражнения на закрепление языкового материала;

Анализ детских рассказов.

Не к любому художественному произведению можно составить схему на панно. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди появляющимися персонажами.

Итак,  на иллюстрированном панно-схеме дети видят всех действующих лиц сказки, причем в их связях друг с другом, поэтому при пересказе они могут основное внимание сконцентрировать на правильном построении предложения, на воспроизведении в своей речи тех слов и выражений, характерных для произведения, которое они пересказывают.

На последующих занятиях иллюстрированные панно можно заменить моделированием сюжета произведения с помощью условных схем, которые помогают детям учиться составлять план рассказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.

Наглядность (детские схемы – рисунки, панно, условные схемы) можно использовать не только при обучении пересказу и составлению описательных рассказов, но и при автоматизации звуков в связных  текстах,  заучивании стихотворений.

Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминается легко, если его последовательность наглядно предоставляется ребенку или схему текста он зарисовывает  сам. Тогда основное внимание он может концентрировать на правильном произношении трудных для него звуков.

В заключение нужно отметить: положительные результаты обучения детей с ОНР связной речи и пересказу, будут свидетельствовать об эффективности используемых приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

   Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....

Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона.Воспитание з...

Консультация для воспитателей «Педагогические условия использования электронных презентаций в развитии у детей 6–7 лет представлений о времени».

Детский сад – часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса, математических знаний перед воспи...

Консультация для воспитателей на тему: Использование приёмов Су-джок терапии в работе с дошкольниками.

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.Использование Су-Джок массажеров, во время ко...

Консультация для педагогов на тему: "Использование наглядного материала по развитию речи"

Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов &ndash...

Консультации для воспитателей на тему: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движе...