Консультация для воспитателей на тему: «Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста»
консультация по физкультуре

Авакова Юлия Анатолльевна

Консультация для воспитателей на тему:

 

«Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей

дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_yanvar.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей

дошкольного возраста»

«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский

Здоровье –это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован.

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни -одна из ключевых целей в системе дошкольного образования.  И это вполне объяснимо –только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

 До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении. Педагогам дошкольных учреждений необходимо работать в этом направление только совместно с семьёй. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

  Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни:

- формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками;

-  родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Здоровый образ жизни -это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни.

Формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных задач при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья. Необходимо приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

 В детском саду воспитатели должны приучать воспитанников заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться.

Пути решения задач: занятия, игры -занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально-привлекательных  форм.  Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

Несомненно, главными союзниками в этой работе должны быть родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатели должны показать и рассказать всё, что ждёт их детей в детском саду, обратить особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей.  Выслушать их просьбы относительно питания, сна, одежды  ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводить только строго с согласия родителей. Главное, в первую очередь направить работу и доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

Перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно -образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогов и родителей.

 Здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно - развивающей работы:

- приобщение детей к физической культуре;

-использование развивающих форм оздоровительной работы.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

-физкультурное занятие –2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

-утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть  направлена  на  поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

-оздоровительный бег на воздухе. Оздоровительный бег на воздухе среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время

-утренней прогулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально - дифференцированный подход к детям.

Детям 5 - 6 лет с высоким и средним уровнем ДА предлагают пробежать два круга (500м, а детям с низким уровнем ДА –один круг.

 Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем ДА пробегают 3-4 круга, а малоподвижные –2 круга.

-гимнастика после дневного сна. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7 -15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

- разминка в постели;

- самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

-с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

- пробежки по массажным дорожкам.

Проблемно - игровые (игротренинги и игротерапия)

– в свободное время, во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры

–1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия –в различных формах физкультурно -оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятиям по теме "Витамины для вашего здоровья" для детей дошкольного возраста

Я представляю материал "Витамины для вашего здоровья" для воспитателей дошкольных образовательных учреждений младших, средних и старших возрастных групп. Эту презентацию можно использовать для расшире...

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....

Формирование осознанного отношения к своему здоровью на занятиях плаванием у детей старшего дошкольного возраста

Большую роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют занятия физической культурой и плаванием. Выполняя физические упражнения, у детей развивается ловкость, гибкость и быстрота. Они на практик...

Тетрадь здоровья для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Тетрадь здоровья - это не дневник, а настоящий медицинский документ. В ней предусмотрены специальные записи веса и роста ребенка в разном возрасте, показатели физических данных, перенесенные болезни и...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта у детей дошкольного возраста»

В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятие о добре, милосердии, справедливости, развивать духовность, любовь к ок...

Консультация для воспитателей "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»«Я не боюсь еще и еще раз повторять:забота о здоровье...