Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
    учебно-методический материал на тему

    Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_rol_vospitatelya.docx22.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация.

    РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

    Педагогу - воспитателю необходимо:

    1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

    2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

    3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

    4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

    5. Разучивать движения с отстающими детьми.

    6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

    7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

    8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).

    9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

    10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

    11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

    12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

    13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

    14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

    15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

    16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

    17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

    18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

    19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

    20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

    На музыкальном занятии

    Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.

    Слушание музыки:

    1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

    2. Следит за дисциплиной;

    3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

    Распевание, пение:

    1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений;

    2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

    3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

    4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

    5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

    6. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном
    пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста);
    Музыкально - ритмические движения и игры:

    1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

    2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —
    упражнения на развитие творческой активности детей);

    3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;

    4. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца
    или пляски;

    5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

    6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;

    7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

    Педагог и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества

    Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ

    Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем

    1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.

    2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду.

    3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий.

    4. Организация педагогических совещаний

    1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

    2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

    3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей

     



    Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ.

    Воспитатель детского сада

    Музыкальный руководитель

    Диагностические задачи

    1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника.

    2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.

    3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса

    детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном.

    4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие

    дошкольника

    1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.

    2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.

    3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса

    детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.

    4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском

    саду педагогических условий

    на музыкальное воспитание

    и развитие дошкольника

    Задачи педагогического проектирования образовательного процесса

    6. Ознакомление с музыкальным репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.

    7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности

    музыкального руководителя.

    8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания и развития.

    9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учрежден

    6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.

    7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей

    и интересов.

    8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга,

    совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.

    9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ

    Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды ДОУ

    10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка

    10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка

    Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности

    11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:

    - увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

    11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:

    - увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

     

    Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ

    Задачи профессионального сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя

    Формы сотрудничества и сотворчества

    1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности

    Разработка единых диагностических карт музыкальности ребенка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности

    2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ

    Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей

    3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии

    Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребенка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребенка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребенка

    4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника

    Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребенка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседаниях службы сопровождения

    5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду

    Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития

    6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов

    Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры, эрудиции (прил. 5)

    7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности

    Взаимопосещение занятий, других форм профессионального взаимодействия с ребенком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребенка

    8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности

    Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ (прил. 4); совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки, использования новых педагогических средств и приемов в музыкальном воспитании и развитии детей

    9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ

    Коллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу, театр; совместное создание афиши на учебный год для профессионально-педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребенка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребенок» и т. п.; приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов для детей

    10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка

    Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребенка

    11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

    Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащенных методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использованию в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    годовой план работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

    Примерное выполнение годового плана по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.В плане отражены современные требования к построению образовательного проц...

    Компьютер и современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста ( консультация для родителей)

    в работе даны практические рекомендации родителям дошкольников по использованию компьютера для музыкального воспитания ребенка...

    Консультация для родителей "Роль хореографии в жизни и развитии детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

    Значение хореографической деятельности для детей дошкольного возраста....

    Консультация "Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

    В консультациях раскрывается вопрос роли ведущего на детских праздниках, развлечениях в детском саду и вопрос о роли воспитателя в процессе музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста....

    Консультация "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

    Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Роль воспитателя на музыкальном занятии,его функции, сотрудничество с музыкальным руководителем.Ряд правил, которые не стоит нарушат...

    Мастер - класс "Роль сценического костюма и декораций как важный фактор в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста при проведении праздников и развлечений" (в рамках окружного Фестиваля педагогических идей в 2017г.)

    Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей – все это важные факторы эстетического воспитания...