Использование наглядности на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему

Ивлева Ирина Викторовна

В статье говорится об использовании разных видов наглядности на уроках русского языка. Работа сопровождается презентацией, в кторой визуально представлены многие виды наглядности, используемые учителем на уроках, в том числе и с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_naglyadnosti_na_urokah_russkogo_yazyka.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

      Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка и литературы, играет развитие у учащихся  интереса к предмету.

       Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам русского языка, учитель успеш-нее решает вопросы воспитания учащихся, а также добивается лучших результатов обу-чения за более короткое время. А если ученик заинтересован предметом, то повышается активность его работы на уроке, повышается уровень его знаний по данному предмету.                

      Под интересом в методическом плане мы понимаем такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулиру-ет увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, любозна-тельности учащихся, в их внимании и активности на уроке.

       Известно, что интерес, проявляемый детьми к изучаемому, прямо влияет на их актив-ность. Однако сама по себе активность, которую пытаются разными приёмами развить у детей педагоги безотносительно к интересу, не может вызвать желания овладеть предметом.

       Учителя, например, усиливают темп урока, разнообразят приёмы обучения, но инте-рес к предмету при этом не может развиваться, а, следовательно, и нет активности на уро-ке. Но педагог, усиливая и воспитывая у детей интерес к своему предмету, будет опирать-ся вначале не только на занимательность, но и на силу своего убеждения и покажет прак-тическое значение знаний по предмету. Однако если он в центре своего внимания поста-вит последнее, то дети его не поймут, так как у них ещё мал запас знаний по предмету и невелик жизненный опыт, чтобы могла развиться потребность в них. В то же время если в более старших классах преподаватель не будет обращаться к занимательности, то интерес детей трудно поддерживать

          Занимательность оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей (красоч-ное оформление урока, интересные примеры и т.д.). Однако всё это действует кратковре-менно и только при том условии, если формы занимательности постоянно меняются и ор-ганически связаны с изучаемым материалом. Практически же они в короткое время исчер-пываются.

            Слово учителя, если при этом авторитет учителя высок и между ним и детьми име-ется контакт, действует глубже и значительно дольше. Однако влияние слова учителя ска-зывается на поддержании интереса до известного предела. Детям нужно показать практи-ческое значение изучаемого предмета. Осознание практической потребности изучаемых знаний, несомненно, будет мощным стимулом в учении. Любознательность детей к пред-мету необходимо целенаправленно развивать, воспитывать.

           Большое значение для развития интереса у школьников имеет создание контакта между учителем и детьми. Учитель, конечно, должен знать свой предмет и его трудности, индивидуальные особенности учащихся и умело их использовать. Доброжелательное от-ношение к учащимся – одно из важнейших условий, способствующих формированию у школьников увлечения изучаемым предметом.

            К группе организационных предпосылок, формирующих интерес у школьников, относится оборудование урока таблицами, схемами, и т.д.

            Существенное  воздействие на детей оказывает техническая оснащённость урока. Магнитофоны, теле- и радио-, киноаппаратура, компьютеры – всё это чрезвычайно повы-шает заинтересованность детей, увлекает их.

            В составе школьного курса русского языка два основных раздела: один из них пре-дусматривает изучение основ науки о языке; другой – развитие речи учащихся. Оба разде-ла взаимосвязаны, вместе с тем каждый имеет свою специфику, но оба они опираются на обучение грамотному письму, которое достигается также с помощью наглядности.

           Задача средств наглядности, предназначенных для уроков русского языка, - обеспе-чить конкретно чувственную опору при изучении определений, понятий, правил.

           Обучение русскому языку предполагает использование зрительной и слуховой наг-лядности, обеспечивающих опору на соответствующие виды восприятия. Эти виды наг-лядности реализуются в печатных, экранных и звуковых пособиях.

          Мы остановимся на печатных пособиях. В данную группу входят: демонстрацион-ные таблицы, карточки, схемы, картины, раздаточный изобразительный материал, перфо-карты и т.д.

         Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид печатных пособий по русскому языку. Задача таблиц состоит в том, чтобы раскрыть определённую орфографи-ческую закономерность, дать своеобразную модель правила.

          Таблицы подводят учащихся к осмыслению той или иной закономерности, но не да-ют готовых выводов, а требуют от них определённой мыслительной активности, самос-тоятельности. При помощи этих таблиц учащиеся сами пытаются поставить различные вопросы и найти на них ответы.

         Наиболее оправданный этап использования таблиц – закрепление материала. К этому моменту проведены самостоятельные наблюдения по учебнику; учащиеся познакомились с достаточным объёмом конкретного языкового материала; подготовлены к восприятию тех понятий, которые содержит таблица.

        В настоящее время существует два вида демонстрационных таблиц по русскому языку: языковые и речевые.

       Языковые таблицы призваны облегчить понимание изучаемых правил, определений, понятий, норм русского литературного языка; задача речевых таблиц – облегчить запоми-нание конкретного языкового материала, употребление которого вызывает наибольшие трудности при усвоении норм русского литературного языка.

        Остановимся на языковых таблицах, содержание которых во многом зависит от того, к какому или к каким разделам курса русского языка (фонетика и графика, лексика, мор-фология и орфография, синтаксис и пунктуация) они относятся: являются они лексически-ми, грамматическими, орфографическими или комбинированными.

         Основная задача языковых таблиц – раскрыть определённую закономерность, дать своеобразную модель правила, определения. Каждая орфограмма охватывает широкий круг слов; каждое пунктуационное правило можно проиллюстрировать многочисленными примерами. Переносить их все на таблицу невозможно и нецелесообразно. Достаточно показать основные условия применения той или иной орфограммы. Например, при изуче-нии темы «Правописание чередующихся е- и в корне» на таблице показано главное, ос-новное в изучаемом правиле ( морфемы, в которых встречается чередование гласных, ус-ловия, от которых зависит выбор правильного написания), помогающее понять орфогра-фическую закономерность. Таблица также может содержать лишь перечень грамматичес-ких условий ( склонение, падеж и др. ), от которых зависит выбор правильного написания, например е и и в падежных окончаниях существительных.

           Таблицы-схемы являются основным средством моделирования синтаксических кон-струкций; по сравнению со словесным описанием они гораздо более ярко, точно передают особенности этих конструкций, их строение, соотношение составных частей. Именно схе-ма обеспечивает наглядный показ синтаксических связей слов в словосочетании и предло-жении, придаёт записи упорядоченный, ориентированный характер.

           Очень важна роль схем в графической передаче структуры предложения. С особой чёткостью эту структуру передают так называемые линейные схемы, предполагающие расположение на одном уровне условных обозначений, которые соответствуют составным частям предложения. Линейные схемы передают не только количество компонентов слож-ного предложения, но и их последовательность.

            Таблицы-схемы целесообразны и при изучении пунктуации, включающие в себя схему предложений и расстановку знаков препинания. Именно так может быть раскрыта на таблице тема «Прямая речь до и после слов автора», изучаемая в 5 класссе.

           На таблицах по лексике и составу слова, кроме схем, уместны лаконичные рисунки, поясняющие значение слов или отдельных морфем. Например, с помощью рисунков мож-но уточнить смысловое различие суффиксов, обозначающих названия лиц по роду их за-нятий; по профессии и имеющих уменшительно-ласкательное значение (например: бара-банщик – барабанчик, парашютист – парашютик, лётчик – самолётик), провести смысло-вое разграничение слов с омонимичными корнями (например: горец-гореть-горевать).

          В отличие от языковых речевые таблицы, как правило, являются словарными. На конкретном языковом материале полезно строить таблицы по грамматике (например, за-поминание правильного употребления разноспрягаемых глаголов); по пунктуации (напри-мер, поясняющие постановку знаков препинания в сложном многочленном предложении при стечении союзов).

          Мы рассмотрели традиционные демонстрационные таблицы по русскому языку, применяемые на уроках. Но они не всегда помогают полно дать объяснение нового мате-риала по отдельно взятой теме. Как сделать, чтобы трудные и скучные правила учебника воспринимались легко и с интересом?

        Чтобы сформировать мотивированный интерес к изучению нового материала, напри-мер, по морфологии, мы можем воспользоваться визуально-графическими схемами, пос-троенными самими учащимися при работе с книгой и по сигналам учебного текста.

       В качестве примера приведём фрагмент урока по теме «Причастие». В начале урока была дана мотивационная установка, целью которой было заинтересовать учащихся, выз-вать у них интерес к изучению новой темы, показать её значимость в плане коммуника-ции.

        Учитель подбрасывает листья и обращает внимание учащихся на то, как они падают.

- Посмотрите, ребята, сейчас листья падают. Обратите внимание на момент падения лис-тьев, как мы скажем о них: листья (какие?)?

                                                   - Листья падающие. От глагола падать.

- А если речь идёт о птице в воздухе, о самолёте в полёте? Как мы скажем о них?

                                                   - Летящая птица, летящий самолёт.

- Что обозначают данные слова? Если существительные обозначают предмет, глагол – действие, прилагательное – признак.

- Как вы думаете, какая из знакомых частей речи может обозначать не просто признак, а признак действующего предмета? Знаете ли вы такую часть речи?

                                                     - Нет, не знаем.

- Вы знаете, ребята, этот удивительный феномен грамматики, грамматический гибрид называется причастие.

            Причастие – это «дитя» двух частей речи – прилагательного и глагола. Среди учёных лингвистов нет единого мнения насчёт причастия. Например, академик Н.М.Шан-ский считает, что причастие – это самостоятельная часть речи, а другой учёный М.Т.Бара-нов считает, что причастие – это особая форма глагола. В ваших учебниках отражена одна из этих точек зрения, но мы должны знать об обеих и показать это в схеме, построенной нами после прочтения параграфа учебника. Видите, параграф немаленький и учить его не так уж просто. Чтобы для вас этот материал был более понятен, давайте построим схему «паучок» - она так называется потому, что внешне похожа на паука.

       Затем схема может быть дополнена примерами. Построенная таким образом визуаль-но – графическая схема даёт наглядное представление о параграфе учебника. Её построе-ние – по типу логического дерева – вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной ра-боты с книгой. Углубляясь в суть теоретических сведений, школьники самостоятельно ус-танавливают связи, отношения между понятиями, языковыми категориями, грамматичес-кими формами. Глубокое, осмысленное усвоение грамматической теории способствует, в свою очередь, совершенствованию речевых навыков.

       Когда ученики вовлечены в процесс познания, они перестают быть пассивными созер-цателями, они активно участвуют в создании схемы, в результате чего возникает мотвиро-ванный интерес к предмету.

       Другим мотивационным стимулом работы учащихся в процессе урока может быть схема-опора, построенная на основе опорных записей и параграфа учебника по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой. На их основе учащиеся совместно с учителем создаёт так называемую схему – опору, которая знакомит с определённым орфографичес-ким правилом.

       Например, при изучении темы «Правописание приставок –при; -пре», получается сле-дующая схема-опора.

       Учитель объясняет по схеме-опоре орфографическое правило, опираясь на сведения опорной записи и параграфа учебника, вовлекая учащихся в работу с книгой. После этого учащиеся получают задание – попробовать воспроизвести рассказ учителя по схеме-опо-ре, но при этом они должны вписать в неё собственные примеры.

       Следующим материалом наглядности являются демонстрационные карточки, которые облегчают запоминание конкретного языкового материала. Группировка языкового мате-риала на этих карточках может быть разной: или по разделам, на которые делится изуче-ние русского языка, или по наличию тем словарных слов.  С помощью демонстрационных карточек желательно повторить те речевые таблицы по орфографии и орфоэпии, которые приведены в учебниках. Эти  таблицы вводятся в связи с определённым упражнением, в тексте которого встретились трудные случаи правописания или произношения.  

       Облегчить запоминание слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограмма-ми помогут следующие приёмы: послоговое проговаривание, списывание слов с выделе-нием определённых букв или морфем, составление с данными словами словосочетаний и предложений, подбор к данным словам однокоренных, знакомство с этимологическими справками учебника, уточнение по словарю значения, морфологического состава, произ-ношения, стилистической окраски слова.

       Слова, трудные с точки зрения правописания или произношения, лучше давать не-большими порциями. Предельный состав таблицы, как показывает практика, - шесть слов. Большее количество карточек одновременно использовать нецелесообразно.

       Работа по индивидуальным заданиям, специально составленным карточкам проводит-ся как при закреплении материала по теме, так и при повторении изученного ранее. Под особый контроль берутся разделы, правила, которые были слабо усвоены отдельными уча-щимися. Поэтому для письменного индивидуального опроса предлагаются карточки с ва-риантами различной трудности.

       Карточки могут содержать задания на сопоставление ряда изученных правил, на обоб-щение, практическое применение теоретических знаний (списать, вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, графически объяснив их выбор; списать, рас-крывая скобки; разобрать слово по составу; составить предложения по данным схемам, графически объяснив постановку знаков препинания; составить предложения с данными словами, обозначив их принадлежность к частям речи ит.д.).

       В практике работы многих учителей в последние годы широко используются при оп-росе такие приёмы проверки усвоения материала, как сигнальные карточки, перфокарты, карточки контроля. Это тоже своего рода средство наглядности, помогающее зрительно увидеть те ошибки, которые были допущены при выполнении задания не через несколько после его проведения, как это чаще всего бывает на практике, а на данном же уроке.

       Это прежде всего опрос с помощью перфокарт. Удобно иметь несколько вариантов примеров на одну и ту же тему.  Наличие других вариантов даёт возможность, если допу-щено много ошибок, повторить работу над данной орфограммой на последующих уроках.

       Незначительные затраты времени на проведение и проверку заданий с использовани-ем  перфокарт позволяют добиваться при повторении работы над определёнными орфо-граммами в течение нескольких уроков сведения до минимума количества ошибок в их написании.

       Следующим видом наглядности, формирующим не только орфографическую грамот-ность учащихся, но и развитие их речевых навыков, является картина.

       Уроки по картине могут быть двух типов. Одни уроки связаны с изучением или повто-рением определённого раздела (например, повторением имени прилагательного с приме-нением картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору») или более узкой грамматической темы (например, закреплением правописания непроизносимых  согласных с применением картины). Другая группа уроков по картине  служит более общим задачам: воспитанию навыков культуры речи.

       Картина является одним из источников высказываний, на основе которых осуществля-ется  обучение школьников разным видам сочинений.

       Яркий зрительный образ вызывает у зрителя естественное желание поделиться своими впечатлениями об увиденном, высказать своё отношение к тому, что изобразил художник. Учебник оставляет за юными авторами право выбора: они могут составить рассказ (по жанровой картине) или описать  то, что изображено художником.

       При использовании картины на уроках русского языка большое значение приобретает словарно – орфографическая работа. Словарная работа, проводимая на уроках, должна быть направлена на разрешение основной задачи – пополнить и обогатить лексикон уча-щихся.

       На данных уроках, связанных с картиной, проводятся упражнения в построении пред-ложений. Составление предложений по картине практически знакомит учащихся со стро-ем русского языка, с богатейшей его лексикой и многообразием форм, позволяющих вы-ражать в языке тончайшие смысловые оттенки. Эти упражнения направлены на развитие навыка связной речи.

       Наряду с вышеперечисленными видами наглядности на уроках русского языка самое широкое рапространение в ныне действующих учебниках находят использование алгорит-ма, под которым понимают такую последовательность элементарных простых операций, обеспечивающих безошибочное решение грамматических задач любого плана.

        На основе многих правил можно составить схемы алгоритмов, помогающих учащим-ся более осознанно и последовательно применять грамматические знания на практике. Чтобы алгоритм был понятен, его не следует давать в готовом виде, а надо составлять в классе, вместе с учащимися. Например, при изучении темы «-Тся и –ться в глаголах» по-лучается следующая схема алгоритма:

                                          - Тся и –ться в глаголах.

       Итак, схема алгоритма строится сразу же после ознакомления с правилом: правило ученикам понятно, ноещё не усвоено; работа с алгоритмом как раз и способствует хорошо осознанному, прочному усвоению правила. Алгоритмические схемы не рекомендуется заучивать, они должны запоминаться учащимися непроизвольно, в ходе многократного их использования, применяя к разнообразным примерам.

       В отличие от таблиц, алгоритмов и картин раздаточный изобразительный материал предназначается для самостоятельной работы. С его помощью формируются умения и на-выки, предусмотренные программой.

       Карточки с рисунками целесообразны прежде всего для работы по лексике, составу слова, т.к. именно эти разделы программы позволяют использовать рисунок как изобрази-тельный комментарий к значению слова.

       Рисунки могут служить дополнительным материалом для закрепления навыков право-писания существительных, прилагательных и других частей речи.

       Раздаточный изобразительный материал используется после того, как проведена рабо-та по соответствующей демонстрационной таблице, выполнены упражнения учебника и учащиеся ознакомились с достаточным объёмом дидактического материала, относящегося к данному правилу.

      Очень интересный вид работы заключают в себе тестовые задания. Тестовые задания можно использовать на каждом уроке по данной теме как индивидуально, так и коллек-тивно. Очень большое значение тестовые задания имеют и на обобщающих уроках, для контроля знаний обучающихся. Тестовые задания в настоящее время являются одним из наиважнейших форм использования наглядности на уроках русского языка, так как это прямое средство подготовки к Единому Государственному экзамену по русскому языку. В своей практике я использую различные виды тестового контроля во всех классах. Это и альтернативные тесты (верно – неверно, правильно – неправильно, да – нет), и избира-тельные тесты, в ходе выполнения которых ученик должен выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Тест может быть и конструктивным, то есть дан вопрос без вариантов ответа. Предлагаю задания и множественного выбора, и задания на восстановление соответствия, задания на восстановление последовательности и задания дополнения. По времени выполнения теста также использую разные способы: тест может быть рассчитан и на 5 – 7 минут, и на 15 – 20 минут, а может проводиться весь урок или даже два урока, если это итоговый тест.

       Помимо указанных видов наглядности, я использую на своих уроках и много других. Все они служат для более эффективного запоминания материала. Мои исследования пока-зали, что в классах, в которых систематически используется наглядность, выше уровень подготовки школьников.

       Итак, для реализации принципа наглядности нужны разнообразные средства обуче-ния. Они различаются:

- по характеру использованного в них материала (словесный и изобразительный; конкрет-ные языковые единицы и схематический их показ);

- по видам восприятия (зрительные, слуховые, зрительно-слуховые);

- по способам  подачи материала (с помощью технической аппаратуры или без неё – тра-диционным путём);

- по организационным формам работы ( фронтальная на основе демонстрационных посо-бий и индивидуальная на основе раздаточного материала).

Компьютер как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями:  

  • Компьютер как демонстрационное средство наглядности (интерактивной наглядности). Особенно активно взаимодействие обучающихся с динамическими таблицами, опорными схемами, таблицами. Они   заполняются в ходе беседы,  самостоятельно,  с использованием справочных материалов. Все это облегчает восприятие и понимание грамматического материала, позволяет ярко предъявлять языковую наглядность, материализовать ее с помощью подчеркиваний, цвета, решать лингвистические задачи. У обучающихся развиваются умения, формирующиеся языковую компетенцию:  извлекать информацию из различных источников, строить схемы, используя теоретический материал, свободно пользоваться справочной литературой, различными лингвистическими словарями, проводить различные виды анализа языковых единиц, явлений.
  • С внедрением информационных технологий связано более широкое понимание управление процессом обучения каждого обучающегося, так как  мы получаем  необходимую управленческую информацию, которая имеет не усредненный, а индивидуально-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения. При этом субъектами управления выступают уже не только учитель, но  и сам ученик. Для тренировки и контроля орфографических и пунктуационных навыков в 5-9 классах применяю обучающую программу - тренажер "Фраза", которая включает все правила русской орфографии и пунктуации. Учебный материал распределен по классам, темам. Каждая тема содержит несколько вариантов по степени сложности. Темп работы в режиме тренировки индивидуален, поскольку переход к следующему заданию осуществляется самим учеником. Данная программа дает возможность учителю выявить уровень владения каждым учеником мыслительными операциями  сравнения, анализа, синтеза, классификации и систематизации при выполнении умственных  действий по формированию навыков письма, а обучающимся  увидеть свои ошибки, проанализировать, насколько глубоко  усвоен  данный материал. Благодаря этому ученики  приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала, Итак, с помощью компьютерной программы учитель осуществляет  оперативный контроль промежуточных результатов мыслительной деятельности учеников, определяет  уровень сформированности умений, формирующих языковую компетенцию, ведет   отслеживание динамики индивидуального развития каждого ученика, коррекцию этого развития через создание индивидуальной «траектории» в рамках единого образовательного стандарта. Компьютерные тренажеры и тесты привносят разнообразие в освоение правил орфографии и пунктуации, представляя альтернативу утомительным и однообразным письменным упражнениям. Среди репетиторов наиболее применимыми  являются «1С: Репетитор. Тесты орфографии»,  «1С:  Репетитор. Тесты пунктуации» (автор О. И. Руденко-Могун) издатель АОЗТ «1С»), программа "Фраза", комплекты дисков по подготовке к ЕГЭ.
  • Применение информационных технологий в учебном процессе на уроках русского языка способствует развитию умений, формирующих коммуникативную компетенцию. [Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира], - отмечено в Примерной программе среднего (полного) общего образования. Важное место в работе по формированию речевых умений обучающихся, их коммуникативной компетенции занимают упражнения с текстами. На уроки готовлю тексты в электронном формате разных стилей, типов, жанров.  Ученики, используя возможности компьютера, определяют стиль, его характерные черты,  выделяют тему, составляют план,  находят и подчеркивают изобразительно-выразительные средства языка и т. д.  Несмотря на то, что текст есть у каждого ученика, такую работу провожу как в индивидуальном, так и  в групповом режиме, который позволяет   учитывать ведущую деятельность подросткового периода - общение со сверстниками. Ребята учатся свободно, правильно излагать свои мысли в соблюдать нормы построения текста, выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и  услышанному. Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка помогают деформированные тексты, имеющие задания: устранить ошибки в словоупотреблении, заменить выделенные слова синонимами, найти   речевые и грамматические ошибки и т. д. Исправляя тексты, ученики осуществляют речевой самоконтроль; оценивают свою  и чужую речь с точки зрения её правильности.

Работа с текстом - это одна из возможностей научить школьника всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить.

Для развития связной монологической речи совершенно незаменима практика работы с текстовыми редакторами, позволяющая моделировать структуру собственного сочинения, манипулируя не отдельными словами, а целыми блоками (сверхфразовыми единствами, абзацами и т. п.).

Таким образом, использование ИКТ на уроках  формирует  высокий  уровень  мотивации, интерес к учебной деятельности,  способствует развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории,  формированию  языковых, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

   Однако следует отметить, что  ведущая роль на уроке остается за учителем, а компьютер является наряду с другими средствами обучения лишь многофункциональным помощником и методическим инструментом. Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно. Процесс построения и учебного процесса с использование ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядности на уроках английского языка

Использование наглядности на уроках английского языка...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

Принципы применения наглядности на уроках русского языка

ГЛАВА 1. Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе1.1. Виды наглядных пособий1.2. Принципы использования наглядных пособийГЛАВА 2. Современные требования к наглядным...