Принципы применения наглядности на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку

Фролова Дарья Владимировна
ГЛАВА 1. Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе
1.1. Виды наглядных пособий
1.2. Принципы использования наглядных пособий
ГЛАВА 2. Современные требования к наглядным пособиям по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы применения наглядности на уроках русского языка

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.        Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе

  1. Виды наглядных пособий
  2. Принципы использования наглядных пособий

2.        Современные требования к наглядным пособиям по русскому языку

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Брянск 2017 г.

Введение

Урок русского языка включает в себя совокупность основных принципов обучения: системность, сознательность, наглядность, прочность, индивидуальный подход, учет возрастных особенностей. Развитие интеллекта, воспитание воли учащихся, развитие эмоциональной сферы и формирование мотивации к обучению – важные требования к учебному процессу. В свою очередь, важнейшей характеристикой учебного процесса являются методы обучения.

Важнейший элемент процедуры оптимизации процесса обучения – оптимизация методов обучения. Являя собой осознанный выбор методов, сочетания и соотношения, позволяющего получить наилучшие для данных условий (особенность содержания урока, специфика класса и др.) учебно-воспитательные результаты за отведённое или необходимое минимальное время. Какие методы преподавания являются наиболее эффективными: словесные, наглядные или практические?

Так, словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учениками проблемы, указать пути их решения, они способствуют развитию абстрактного мышления школьников. Однако одностороннее использование словесных методов затрудняет усвоение материала, особенно детям с наглядно-образной моторной памятью, с наглядно-образным типом мышления. Эти методы недостаточны и для формирования умений и навыков обучаемых.

Наглядные методы повышают эффективность обучения, особенно для детей с более выраженным наглядно-образным мышлением, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых.

В качестве рассматриваемого метода выбран принцип наглядности.

Правильное использование принципа наглядности на уроках русского языка способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление и речь, формирует обобщения, которые затем применяются на практике, на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений.

Элементы наглядно-изобразительного материала, значимые для обучения русскому языку:

  • Предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка)
  • Картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, использующиеся при составлении предложений и текстов различных типов речи

 1. Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе

  1. Виды наглядных пособий

Наглядные пособия по русскому языку – учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие[1].

Иными словами, словами, наглядные пособия являют собой средства наглядности, способствующие усилению и акцентированию внимания учеников, улучшению усвоения материала, экономии учебного времени.

Группы средств наглядности, применяемых в школе:

Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)

Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)

Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели

Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.) [2] [12]

1. Реальные предметы.

В качестве наглядных материалов могут быть использованы предметы, которые ученик каждый день видит на уроке и в повседневной жизни,

Например, таким образом, применяются книги, тетради, игрушки, карандаши, измерительные приборы и т.п. В дальнейшем часть из этих предметов может быть использована в дальнейших занятиях, во время изучения правил и понятий.

2. Демонстрационные изобразительные пособия.

Как правило, данные наглядные материалы представляют собой учебные таблицы, с представленными на них предметами и персонажами, которые знакомы ученикам.

С помощью демонстрационных наглядных материалов можно расширить способы обучения грамматике, фонетике, пунктуации. Также демонстрационные пособия упрощают иллюстрирование упражнений.

Помимо вышеуказанных предметов, к демонстрационным пособиям можно отнести модели измерительных приборов и инструментов (часовой циферблат), макеты. Это может быть использовано в качестве иллюстрационного материала при составлении упражнений.

3. Таблицы.

Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы: • познавательные; • инструктивные; • тренировочные; • справочные[3];

К познавательным таблицам можно отнести таблицы, содержащие сведения, ранее неизвестные ученикам, таким образом, их используют во время объяснения нового материала. Также, с целью расширения и обобщения знаний, полученных учениками, данные таблицы можно использовать при повторении ранее изученного.

К инструктивным таблицам относятся таблицы, дающие в наглядной форме различные указания, способствующие выполнению тех или иных действий, которые связаны с навыками говорения, выполнения упражнений, написания букв, слов, словосочетаний и предложений. Среди этих таблиц стоит выделить таблицы с алгоритмами действий, необходимых при выполнении упражнений, таблицы с примерами порядка выполнения действий при разборе слов, таблицы с образцами рукописных букв.

Если на уроке необходимо сформировать навыки, путём проведения многократных упражнений, следует использовать тренировочные таблицы. Например, одними из наиболее часто используемых, являются таблицы, иллюстрирующие упражнения. Применение тренировочных таблиц облегчает работу учителя и экономит время на уроке, благодаря тому, что необходимость выписывать большое количество слов отсутствует.

Справочные таблицы содержат материал, необходимый при выполнении упражнений. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время[4].

4. Иллюстрации.

Иллюстрации, как правило, являют собой рисунки и схематические изображения одного или нескольких предметов, находящиеся в учебнике. К иллюстрациям также можно отнести чертежи и таблицы. С помощью иллюстраций учитель может наглядно показать предметы, содержание упражнений и действия, необходимые для их выполнения.

Для увеличения наглядности, иллюстрации к некоторым упражнениям можно делать на больших листах бумаги, например ватман размера А1, а также в формате диапозитива. Иллюстрации являются частью карточек, предназначенных для обучения решению задач и их формированию, которые в свою очередь могут быть выполнены в виде серий карточек, разложенных по разным классам и темам.

5. Дидактические материалы.

Дидактические материалы, как правило, представлены в виде учебных пособий, содержащих задания для самостоятельной работы, направленные на активизацию и индивидуализацию учебного процесса. Прежде всего, применяются при выработке навыков письма и говорения, а также способствуют формированию основных понятий.

Условно подразделяются на: • предметные дидактические материалы; • дидактические материалы в виде карточек с заданиями[5].

Предметные дидактические материалы используются при изучении нового материала и при повторении ранее изученного.

Основное преимущество дидактических материалов, выполненных в формате карточек с заданиями – обеспечение приспособления к индивидуальным особенностям каждого ученика. Освобождая учащихся от обязательного переписывания условия задания, позволяют выполнить больше упражнений за тот же промежуток времени.

Часть наглядных пособий, таких, как модели, раздаточный материал, таблицы, рекомендуется давать на самостоятельное выполнение ученикам. Самостоятельное изготовление наглядных пособий вызывает интерес учащихся, ученики стремятся разобраться в теме, помощь, при изучении которой оказывает наглядное пособие, что увеличивает понимание и усвоение учебного материала. Опираясь на навыки, приобретенные на других уроках (ИЗО, технология), ученики, работая над изготовлением наглядных пособий, применяют свои ЗУНы по русскому языку, тем самым осуществляя межпредметные связи.

  1.  Принципы использования наглядных пособий

Грамотный подбор и эффективное использование наглядных пособий при обучении, предполагает знание видов наглядных пособий. Условно, с позиции использования, наглядные пособия можно разделить на индивидуальные и общеклассные.

Цели использования наглядных пособий в процессе обучения, как правило, следующие: закрепление знаний, умений, навыков, проверка их усвоения, изучение нового материала.

Если наглядное пособие используется в качестве источника знаний, его основная цель – акцентирование внимания на обобщающей основе и иллюстрации второстепенного, несущественного значения.

Во время изучения нового материала, наглядное пособие необходимо применять в качестве средства уточнения знаний, сообщаемых на уроке. При этом, наглядное пособие являет собой иллюстрацию словесных объяснений.

Важно обеспечить способность учащихся к самостоятельному оперированию наглядными пособиями и сопровождению своих действий необходимыми пояснениями, как при обучении новому материалу, так и во время закрепления знаний и умений.

Включение в работы слуховых, двигательных, речевых и зрительных анализаторов в большинстве случаев кратно увеличивает качество усваиваемого материала. Также, включение наглядных пособий, помимо овладения материалами урока, обеспечивает способность учащихся самостоятельно работать с наглядным материалом. Необходимо мотивировать учеников на самостоятельное использование пособий.

Справочные таблицы, схемы и рисунки обязательны к использованию во время выполнения различных упражнений, на этапе повторения изученного ранее материала.

Рекомендуется практиковать воспроизведение наглядно воспринятого материала путем моделирования, рисования, словесного описания [6].

Стоит отметить, что для проверки знаний и умений также используются наглядные пособия. Например, можно проверить умение применять теорию на практике, используя раздаточные дидактические материалы.

Одно из важнейших условий эффективности использования наглядных пособий – необходимое и достаточное количество материала. Не следует прибегать к помощи наглядных средств в ситуациях того не требующих, ввиду того, что это сыграет отрицательную роль в изучении материала, выполнении упражнений, отвлекая учащихся от поставленной на уроке задачи, акцентируя внимание на посторонних моментах. В. Д. Фролова считает: «Наглядные пособия рекомендуется демонстрировать тогда, когда в этом наступила необходимость по содержанию изучаемого материала и времени урока. Количество пособий, демонстрируемых на уроке, должно быть оптимальным для качественного усвоения учебного материала; не следует перегружать ими урок»[18].

Для того чтобы избежать вышеуказанных проблем, во время применения педагогических инноваций, необходимо отталкиваться от принципа системности, а также все технико-педагогические параметры средств наглядности должны быть соотнесены с содержанием, методами, целями и задачами дидактической системы. Анализируя устойчивые связи между данными компонентами, получаем все рекомендации (создание оценка, включение новых наглядных материалов), обоснованные дидактически. Эти рекомендации являются практически направленными, именно поэтому они являют собой не абстрактные, но конкретные ограничения использования наглядных пособий в условиях реальной образовательной системы [7].

Для создания наглядных материалов можно и нужно применять компьютер и иные средства ИКТ. Использование ИТ объединяет все формы представления информации, например: графику и иллюстрации, голос и музыку, анимацию и видео, текст и электронные таблицы. Являясь совокупностью практически безграничных информационных ресурсов, ИКТ – мощнейший инструмент в работе учителя при создании наглядных пособий. Для того, чтобы освободить учеников от необходимости постоянно смотреть в экран монитора, используются специальные проекторы, перенося статичное и динамичное изображение на настенный экран. Допечатная подготовка являет собой инструментарий, предназначенный для создания и содержательного наполнения композиции, изготовления макетов альбомов, учебных пособий, вспомогательных наглядных материалов, книг.

Но стоит отметить, что полная реализация выразительных возможностей компьютерных и мультимедийных систем выливается в несоответствие между направлениями учебной деятельности.

Концентрация внимания на средстве наглядности нередко приводит к тому, что на первый план выходят случайные, внешние, как правило, не имеющие существенного значения особенности материала. В виду того, что на уроке не просто решается задача общеобразовательного типа, направленная на расширение кругозора детей и обогащение их чувственного опыта, а педагогическая задача, цель которой – выявление основной сущности изучаемого объекта, выявление законов развития процессов, раскрытие его сущности, такое использование наглядных средств мешает исполнению основной дидактической задачи.

Таким образом, вышеуказанные действия приводят к тому, что средство наглядности утрачивает свою психолого-педагогическую функцию «служить как бы опорой внутренних действий, осуществляемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями»[8].

Наглядный материал становится «непосредственным предметом учебных действий ребенка», в то время как он «быть представителем изучаемого предмета»[9].

 Наличие подобных ошибок обусловлено на смешивании фактически осознанного учениками, с тем, что они должны осознать на этапе ознакомления с педагогической задачей «С психологической точки зрения это и есть центральный вопрос наглядности»[10].

В учебном пособии степень функциональности, неопровержимости, динамичности, параметров, необходимых для реализации средств наглядности, формируется в решении педагогических задач в учебном процессе, в отличие от научно-исследовательских моделей.

Чувственное восприятие является важным, но не единственным инструментом познания. Также стоит понимать, что использование наглядности должно быть ограничено чувством меры. Первоочередное значение в развитии личности ученика имеет абстрактное мышление.

2. Современные требования к наглядным пособиям по русскому языку

В своде санитарно-гигиенических требований к наглядным пособиям и их формату можно особенно выделить такие требования, как:

1. Поля пособия, помимо наружного поля и пространства, заполненного иллюстрациями, не допускаются менее 1 см.

2. Если печать производится черной краской, интервал между оптической плотностью элементов изображения текста и материалом следует соблюдать не менее 0,7. При этом нельзя печать текст с размытыми или рваными штрихами знаков.

3. Не следует размещать текст на окрашенном фоне или сером, на областях иллюстраций с оптической плотностью более 0,3.

4. Не следует пользоваться шрифтами узкого начертания, если это не относится к заголовку.

5. Также не следует допускать:

• выворотку шрифта в областях основного или дополнительного текста с использованием цвета;

• выделение текста с помощью выворотки шрифта, если фон окрашен;

• окрашенный фон в областях, которые в рабочих тетрадях оставлены для письменного выполнения заданий;

• сочетание окрашенности как в плане красок, так и в плане фона, в области наглядных изображений,

• количество колонок более трех в области основного или дополнительного текста.

6. Если пособие предназначается для 1-4 классов, то интервал следует соблюдать не меньший, чем кегль шрифта текста, если для 5-11 классов, не допускается показатель менее половины кегля.

7. Запрещается использование пособий с дефектами, которые мешают восприятию информации и чтению. Это такие дефекты, как непропечатывание элементов изображения, смазанные краски, пятна, сдвоенная печать, царапины, тени, тонерные следы, подтеки клея, мешающие раскрывать пособие, деструктивные изменения в переплете[7].

Таким образом, пособие следует создавать таким, чтобы оно удовлетворяло всем изложенным выше требованиям. Оно признается некорректным, если в нем не понятны иллюстрации, основной и дополнительный текст, смысловые и фактические ошибки. Содержание с визуальной точки зрения должно хорошо делиться на необходимое основное и дополнительное второстепенное.

Обобщая, требования заключаются в недопущении ошибок самого разного плана. Создатель пособия должен излагать материал последовательно и по уровням. Также немаловажно совпадения материала, изложенного в пособии, и принятой учебной программы. Необходимо привносить в пособия по русскому языку элементы проблемности, ориентацию на творческий подход, задания, побуждающие активность учеников и вызывающие ситуации развития коммуникативных навыков.

Отдельно стоит сказать, что перед использованием на уроке наглядного пособия нужно заранее информировать обучающегося, что они будут наблюдать и чем мотивировано использование пособия. Также, как считает В. Д. Фролова, «нужно умело использовать «эффект новизны», поэтому не рекомендуется показывать наглядные пособия студентам до момента его демонстрации»[18].

Но, прежде всего, для ориентации на непосредственно наглядность, необходимо соблюдение привлекательности внешней стороны пособия. Это заключается в создании красочных, ярких иллюстраций. В педагогике общепринято, что «эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разно образны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается»[12].

Особенно отметим вопрос доступности материала, отраженного в пособии, и его систематичности в плане расположения. Важно отразить разные уровни заданий: общестандартные, повышенной сложности, творческие.

Материалы, используемые для создания пособия, должны быть безопасны для учащихся. Необходимо экспертное заключение от санитарно-эпидемологической службы, которое подтвердило бы, что в материалах не превышено содержание формальдегида. Газетную бумагу разрешается применять только в тому случае, если пособие задумывалось как предназначенное для разделения по страницам (как, например, отрыв карточек, табличек и т.д.)[13].

Выделим требования, обоснованные непосредственно для пособий по русскому языку и относящиеся ко всем типам наглядных пособий:

1. Реализация надпредметной функции

Рассматриваемая нами учебная дисциплина – база всех дисциплин школьного курса. Язык как средство коммуникации необходим для изучения любого предмета как на уровне овладения фактическим материалом, так и на уровне взаимодействия с другими участниками учебного процесса, будь то преподаватель, школьник, родитель. Русский язык также позволяет через овладение им успешнее социализироваться, достичь необходимых профессиональных компетенций и развиться как целостная личность.

Язык представляется нам средством познания, поэтому он лежит в базе процесса достижения ученических компетенций. В процессе овладения речью и письмом развивается абстрактное мышление, воображение, память, УУД, способности к самообучению.

Так, процесс реализации указанной функции позволяет активнее использовать ИКТ. В итоге мы наблюдаем ситуацию, когда изучение языка и успешное овладение устной и письменной речью становится главным в процессе обучения любой дисциплине.

2. Соответствие общим целям и программам изучения предмета

Так, необходимо соблюдать такие цели, как:

• создание образа предмета как ценности для нации, как духовного и культурного богатства; способствование осмыслению народного своеобразия и колорита родного языка; приобретение навыков межнациональной коммуникации;

• приобретение способности к речевой адаптации и через это социальной коммуникации, овладение информационными действиями и навыками;

• получение более глубоких, научных и точных знаний о лингвистике, системности языка, его базисных единицах и уровнях, нормах в речи и их специфике, способах языкового поведения и их уместности в различных коммуникативных ситуациях;

• приобретение учащимися знаний, умений и навыков, позволяющих анализировать и целостно изучать языковые единицы в сфере различных их интерпретаций; вносить исторические комментарии к наблюдаемым фактам; производить оценку единиц языка в плане нормативности, стилистики, нормированности;

• применение указанных выше ЗУНов непосредственно на практике конкретным учащимся: и в обыденной жизни, и в разных сферах общения с целью совершенствования собственных стилевых и ситуативных приемов[14].

3. Совершенствование учащегося в сфере компетентностного подхода

Так, необходимо добиться целостного и полного овладения ЗУНами и личностными характеристиками, что смогут способствовать поднятию уровня речевых компетенций у обучающегося. Это позволит ему успешнее совершать речевые действия. Для этого лингвистическая, культуроведческая, коммуникативная стороны преподавания должны предаваться особому вниманию.

4. Развитие общеучебных ЗУНов и способов деятельности.

В современной практике особо выделяются те действия преподавателя, которые позволяют формировать у обучающихся критическое и образное мышление и повышают способности эффективной работы с информацией. Школа в этом плане направлена на широкое воздействие на обучающихся с целью повышения их культурного уровня. Необходимо создать такого ученика, что сможет в дальнейшем продолжать обучение на более высоком уровне и владеть всеми способами работы и всеми УУД. Например, необходимо развивать у учащихся коммуникативные умения для успешного овладения ими затем интерактивным процессом обучения. Это выдвигает такие задачи, как овладение обучающимися работой с электронными почтой, конференцией, чатом, файлообменом, презентациями, таблицами, отчетами, диаграммами и прочим.

5. Совпадение содержания обучения и Образовательного стандарта

ФГОС диктует нам как преподавателям русского языка, что следует считать приоритетными задачи формирования лингвистической компетентности. Это отражается в стандарте и ПООП. Совпадение содержания обучения и стандарта – это та цель, которой должен достигать каждый преподаватель[15].

6. Соответствие общим требованиям

Главное в данном принципе – соблюдение научности и достоверности при создании наглядных пособий, и при этом создание пособия доступного, легко усвояемого обучающимся. Поэтому необходимо пользоваться дидактическими принципами при создания пособия: оно должно быть систематичным, связанным с практикой, последовательным.

Это выполняется через соблюдение баланса между теорией и практикой, поэтому далее полученные таким образом знания можно эффективно использовать в практике и в реальной внепредметной речевой активности обучающегося. Также это позволяет сочетать обучение на основе как научных, так и личностно-ориентированных методов. Это происходит через дополнение информации, изложенной в учебном пособии, информацией из наглядного пособия, с целью достижения большей полноты в реализации методических задач и соблюдения многоуровневой дифференциации обучения.

7. Интегрирование традиции и инновации в сфере ИКТ

Педагогу следует привлекать электронные информационные ресурсы в процесс обучения, такие как сетевые образовательные программы, коммуникативные технологии быстрого обмена информацией и другие. Электронные носители и сеть Интернет позволяют добиться данных целей эффективнее. Но при этом необходимо вводить ИКТ в работу целесообразно, грамотно и гармонично, без перенасыщения обучающихся.

8. Применение актуальных требований к таблицам

Таблицы более всего распространены в традиционном обучении русскому языку. Они непосредственно направлены на реализацию визуальной наглядности. При этом их особенность в том, что обращение к ним не ограничивается во времени. Они просты в применении, помогают структурировать материал и перевести в удобную для восприятия форму, а также не требуют приспособлений для демонстрации. При их использовании «у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл»[12].

Так, таблица представляется нам более выигрышным вариантом предоставления сложной информации, чем плакат, потому что помимо визуального воздействия она предполагает систематизацию и группирование материала. В этой форме наглядного пособия содержится способ облегчения понимания и освоения материала, потому что его можно усваивать сознательно, через сравнение и анализ сходных единиц.

Так, например, в преподавании русского языка очень распространены таблицы-схемы. Если материал в них отображается в форме графического расположения взаимосвязанных объектов, например, через блоки, стрелки и проч., это позволяет эффективнее разобраться в языковой проблеме, будь то проблема грамматическая, орфоэпическая, синтаксическая и проч. Таблицы-схемы упрощают понимание материала и максимально сокращают его до более точных единиц, далее уже несократимых[17].

Но, как показывает практика, если педагог прибегает к таблицам данного типа несистематично, это мешает полному раскрытию функционала такой таблицы. Так, при более планомерном введении таблиц-схем в образовательный процесс, обучающиеся уже не будут воспринимать их как эпизодическую форму предоставления информации, а смогут активно их использовать на практике для помощи в самостоятельном выполнении базовых и творческих заданий на уроках и дома. Если использовать таблицы-схемы систематично, но этот методический подход сможет придать обучению гармоничность и стабильность.

В схеме обычно записываются главные понятия и примеры, без которых при решении практической задачи невозможно обойтись (см. приложение). В ней предоставляются и наиболее типовые варианты, и исключения из правил. Однако, большее внимание уделяется именно типовым вариантам. Работая с таблицей-схемой на уроке и дома обучающийся запоминает информацию именно потому, что у него развивается визуально-кинестетическое восприятие, особенно в младших и средних классах. Ученик при изучении схемы не сможет воспроизвести языковое правило в его точной формулировке, но сможет предоставить структурированную практическую информацию и при необходимости использовать ее при выполнении задания по конкретной теме. Так, тренируется память, логика, систематизация и навыки анализа теоретического материала. Для сильных учеников таблицы могут служить главным помощником в выполнении всех заданий.

В схеме, используемой на уроке русского языка, необходимо ориентироваться на ситуацию, наблюдаемую в каждом конкретно классе. А именно мы должны создать схему, целесообразную конкретному этапу обучения, уровню подготовки обучающихся к эффективному восприятию таблицы-схемы, соответствующую уровню самостоятельности в плане создания подобной схемы самим обучающимся. Он должен овладеть навыками расшифровки схемы и умениями использовать ее на практике для самостоятельной работы. Поэтому создание схемы требует сложной логической работы. Схему нельзя составить без обращения внимания на все указанные пункты, а далее верно оформить и расположить заранее отобранное содержание в схеме.

Графика в таблице-схеме полезна для изображения логических связей между языковыми понятиями и явлениями, которые невозможно вычленить из текста параграфа в учебнике. Для того, чтобы не перегружать визуальное восприятие обучающегося, советуют оформлять таблицу единообразно, целостно, допустим, для всего ошибочного использовать красный цвет, для всего предпочтительного, наоборот, зеленый, использовать стрелки одинаковой толщины и формы и так далее[19].

Также, исходя из самой специфики таблицы-схемы, наиболее целесообразно употребление самого минимального количества слов, но не допускается избегание наглядных примеров. Таблица необходима для того, чтобы лаконично изобразить фактическую закономерность, которая из текста может быть незаметна. Поэтому необходимо введение в таблицу символов, которые будут служить универсальной быстрой расшифровке информации, такие как знаки частей слова, членов предложения и прочие. Так, например, разбирая в схеме к орфографии слово-пример поморфемно и указывая на тот элемент слова, в котором находится орфограмма, мы помогаем обучающемуся понять, на что именно нужно обратить внимание при усвоении орфографического правила, где и как выделять орфограмму итд. Это представляется нам особенным видом выражения теоретического материала.

Отдельно скажем про оборудование, позволяющее предоставлять информацию мультимедийно. Это оборудование направлено и на аудиалов, и на визуалов, и позволяет объять большее число учащихся и помочь им воспринять информацию удбным для них способом. Наиболее распространено в современной практике презентативное представление материала. Это эффективно на любом этапе урока и с помощью самых различных средств: проекционного экрана, интерактивной доски, просто экрана компьютера.

Преимущества, появляющиеся при использовании интерактивной доски, таковы:

• легкость в управлении презентации: педагогу легче выводить демонстрацию, управлять изображениями в ней, таблицами и схемами, перемещать их или даже создавать, облегчается процесс управления видеозаписями, анимациями, музыкой, выделения важной информации цветом, работы с самым разнообразным программным обеспечением;

• результат поурочной работы с интерактивной доской доступен для сохранения и последующего анализа;

• электронный маркер позволяет быстрее и нагляднее проводить интерактивную работу с классом, вовлекая его непосредственно в процесс обучения, что служит большему проценту запоминания информации, предоставленной на уроке, как более яркой;

• в процессе урока можно соответственно с конкретной учебной ситуацией менять содержимое наглядного пособия, например, изменять порядок и содержание слайдов и сохранять результат преобразований;

• вследствие указанных ранее особенностей работа с интерактивной доской повышает уровень внимания в классе, обостряет восприятие новой информации, улучшает качество запоминаемого материала.

Данные особенности служат созданию более динамичного и насыщенного современного урока.

Интерактивная доска целесообразна при демонстрации: • схем и таблиц, • контрольных заданий, • учебных игр, • отрывков текста, • наглядных иллюстраций в разной форме – зрительной, звуковой, графической, • уроков усвоения нового.


Заключение.

Принцип наглядности в данной работе определяет работу с наглядным материалом, являясь основным положением в дидактике, предусмотрен как обязательный к использованию в процессе обучения.

Применение средств наглядности – совокупность деятельности учителя и учеников при изучении нового материала, самостоятельной деятельности учеников в приобретении знаний и формированию умений и навыков, контроля над усвоением материала.

Но в то же время, избыточное применение наглядности, применение наглядности без необходимости, бессистемное применение средств наглядности даст отрицательный эффект.

Таким образом, выделим список условий, необходимых к соблюдению:

1) Соответствие средств наглядности возрасту и психофизическим особенностям учащихся.

2)   Использование наглядности при наличии на то необходимости, также стоит отметить необходимость постепенного введения наглядности на уроке.

3)   Четкое выделение существенных черт во время показа иллюстраций.

4)  Формирование руководства для правильного восприятия пособия учениками (выделение основ, пояснения, комментирование и т.д.).

5)   Согласованность демонстрируемой в настоящий момент наглядности и содержания материала.

6) Мотивирование учеников к анализу и нахождению информации, которая в дальнейшем может применяться в наглядном пособии и демонстрационном устройстве.

7)  Сочетание различных форм и методов сообщения учебного материала, с содержанием и спецификой наглядных пособий.


Список использованной литературы

  1. Постановление Главного  санитарного врача  от 20  2002 г.  38 «О  в действие  правил и
  2. Денисевич Г.В.  русского языка  методика его  – Курск, -
  3. Евдокимов, В.И. Наглядность и эффективность обучения: Учеб. пособие для пед. ин-тов. / В. И. Евдокимов. им. Харьков: ХГПИ им. Г.С. Сковороды, 1988.
  4. Занков Л.В.  и активизация  в обучении. – М, 2000.
  5. Евдокимов В.И.  вопросу об  наглядности в  – СПб,
  6. Егорова Н.В.  разработки по  языку. 9  универсальное пособие. – М.: ВАКО, .
  7. Греков В.Ф.  др. Пособие  занятий по  языку. –  Просвещение, 2008.
  8. Зельманова Л.М.  русского языка  средней школе. –  2004.
  9. Максимов В.И.  язык и  речи. –  Гардарики, 2002.
  10. Мингазов Э.Г.  основы принципа  обучения. –  2005.
  11. МПРЯ. Методика  русского языка  ред. Баранова). – М., 2000.
  12. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.А. Юзефавичус и др.; под ред. Крившенко Л.П. – М.: Проспект, 2011.
  13. Рубинштейн С. Л.  общей психологии. – М, 2006.
  14. Русский язык:  текстов для  письменного экзамена  русскому языку  курс основной  9 кл.  Авт. –  Л.М. Рыбченкова,  Склярова. –  Дрофа, 2002.
  15. Русский язык: -справ.  Е.А. Панова,  Позднякова. –  ООО “Издательство  2004.462с.
  16. Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. 2-е изд. / М.Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1982.
  17. Славин А.В.  образ в  познания. –  2001.
  18. Фролова В. Д. Применение наглядных пособий и технических средств обучения на уроках специальных дисциплин // Вологдинские чтения. 2009. №75.
  19. Шмелев А.Д.  язык и  действительность. –  2002.
  20. Шарапова М. И. ИКТ в образовании // Вестник МГЛУ. 2011. №620. С.119-135
  21. Шаяхметов Олег Хазиакрамович, Казиев Азрет Хусеевич Расчет эффективности использования наглядных пособий в процессе обучения // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2016. №12. С.91-94

Приложение

Приложение 1

Система схем  теме «сложноподчиненное  с двумя  

1) последовательное подчинение:

Русский язык: краткий теоретический курс

Линейная схема:

Русский язык: краткий теоретический курс

Иерархическая схема:

Русский язык: краткий теоретический курс

2) параллельное подчинение:

а) к одной  части относятся  придаточные:

Русский язык: краткий теоретический курс

Линейная схема:

Русский язык: краткий теоретический курс

Иерархическая схема:

Русский язык: краткий теоретический курс

б) присловные придаточные  типа относятся  разным членам  главной части:

Русский язык: краткий теоретический курс

Линейная схема:

Русский язык: краткий теоретический курс

Иерархическая схема:

Русский язык: краткий теоретический курс

3) однородное подчинение:

Русский язык: краткий теоретический курс

Линейная схема:

Русский язык: краткий теоретический курс

Иерархическая схема:

Русский язык: краткий теоретический курс

Комбинации указанных :

Русский язык: краткий теоретический курс

Линейная схема:

Русский язык: краткий теоретический курс

Иерархическая схема:

Русский язык: краткий теоретический курс

Приложение 2

Система таблиц  склонению существительных

I склонение

Русский язык: краткий теоретический курс

II склонение 

Русский язык: краткий теоретический курс

III склонение 

Русский язык: краткий теоретический курс


Приложение 3

Фрагмент урока с использованием наглядного пособия по орфографии «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-» (6 класс)

Учитель: Итак, ребята, сегодня нам предстоит узнать новую орфограмму. (Учитель раскрывает доску, за которой находится схема №1. Сначала раскрывается только левая половина схемы)

Ребята, посмотрите на эту схему. Давайте вместе прочитаем по цепочке слова с этими суффиксами и их измененную форму в родительном падеже. Я начну: замочек – нет замочка. (Учащиеся читают слова) Замечаете какую-нибудь закономерность? (Учитель заслушивает ответы учащихся, раскрывает вторую половину схемы). Значит, мы должны руководствоваться следующим алгоритмом, чтобы запомнить условия выбора буквы е или и (схема №2).                                                                          

Приложение 4

Фрагмент урока с использованием наглядного пособия по орфографии «Правописание деепричастий» (7 класс)

Учитель: Итак, ребята, для того, чтобы систематизировать знания, дополните таблицу. Основываясь на теоретической информации, полученной вами во время урока, впишите отсутствующие примеры и закономерности:

Как вы можете увидеть, правописание деепричастий с не регулируется теми же правилами, что и правописание не с глаголами. Теперь вы можете, используя таблицу в вашей тетради, выполнять домашние упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов здоровьесберегающего обучения на уроках русского языка.

В статье рассматриваются основные принципы здоровьесберегающего обучения, применяемые на уроках в школе VII вида для обучающихся с задержкой психического развития....

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

В данной работе рассказывается об опыте применения Икт ках русского языка и литературы....

применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

В документе представлен конспект выступления на заседании ШМО учителей русского языка и литературы. К конспекту приложены в качестве иллюстраций слайды использованной презентации....

Использование наглядности на уроках русского языка.

В статье говорится об использовании разных видов наглядности на уроках русского языка. Работа сопровождается презентацией, в кторой визуально представлены многие виды наглядности, используемые учителе...

Применение наглядности на уроках английского языка

Применение наглядности на уроках английского языка...

Статья "Реализация принципов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы"

В статье рассказывается о том, как я реализую здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности по предмету....