Реализация принципов здоровьесберегающего обучения на уроках русского языка.
статья по теме

В статье рассматриваются основные принципы здоровьесберегающего обучения, применяемые на уроках в школе VII вида для обучающихся с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация принципов здоровьесберегающего обучения на уроках русского языка.

            Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная, поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям –  системе мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающей важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

        Дети с задержками психического развития в силу эмоционально-волевой незрелости и интеллектуальной недостаточности в большей части неспособны прогнозировать результаты собственной деятельности. Отсутствие умения отстаивать свое мнение и адекватной самооценки, не всегда благополучные жизненные обстоятельства очень часто приводят к формированию у детей с ЗПР пагубных привычек. Задачей учителя-словесника в школе для детей с ЗПР становится не только научить детей выражать свои и чужие мысли в устной и письменной форме, но и систематически и целенаправленно работать над формированием моральной культуры учащихся, над формированием у учащихся отношения к своему здоровью как к ценности, над воспитанием у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению.

              Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока. Можно выделить следующие элементы  современных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы:

          1.Организационные (межпредметные):

         - создание благоприятного психологического климата на уроке.

         Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Учащиеся должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

         - снятие эмоционального напряжения

        Использование игровых технологий, оригинальных заданий, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. Вызывает неизменный интерес у школьников нетрадиционные уроки повторения, обобщения, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

         - организация  активно-двигательного режима на уроке.

      От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения на уроках проводятся физкультминутки и физкультпаузы (не менее двух в течение урока).

         - смена видов учебной деятельности в течение урока.

       Дети с ЗПР характеризуются повышенной умственной утомляемостью, поэтому необходимо менять вид деятельности учащихся через 5-8 минут, т. к. при однообразной деятельности резко ухудшается качество восприятия учебного материала и физическое самочувствие детей(норма 4-7 видов).

         - индивидуально-дифференцированный подход к учащимся на уроке с учетом психического, физического, эмоционального состояния учащихся.

          -  длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.

          - использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.

          -  дифференциация домашнего задания с учетом интеллектуальных и творческих возможностей учащихся. Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика.

2. Содержательные:

         - подбор и систематизация материалов , способствующих мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, по темам: «Эмоциональное здоровье», «Профилактика алкоголизма и табакокурения», «Здоровая пища», «Движение — это жизнь», «Чтобы не б ыло беды»;

         - внедрение в уроки синтаксических и орфографических пятиминуток с применением текстов по теме «Здоровье»;

         - развитие творческих способностей учащихся через участие в мероприятиях  различного уровня (школьных, районных, городских).

           Опыт работы по внедрению в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах, исчезает проблема учебной дисциплины. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его психическому  физическому здоровью.

          Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

        В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

       При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Литература:

Киколов А.И. Обучение и здоровье: Методическое пособие. – М., 1988 год.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 год.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998 год.

Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005 год.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Реализация игровых форм обучения на уроках русского языка".

Использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Такая форма работы облегчает запоминание и усвоение материала....

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации....

«Реализация принципов индивидуального обучения на уроках иностранного языка.»

При организации урока важно помнить о принципах индивидуального обучения. При этом следует учитывать степень подготовленности ученика на данном этапе, принимать во внимание его настроение ...

Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка в начальной школе

Основным источником обучающих, развивающих и воспитательных ценностей является сам предмет. Заметим попутно, что понятие «предмет» включает содержательные и процессуальные характеристики, ибо иностран...

Статья "Реализация принципов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы"

В статье рассказывается о том, как я реализую здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности по предмету....

«Реализация принципов индивидуализации обучения на уроках английского языка»

В контексте работы с обучающимися:  на современном этапе обучения индивидуализация - это одно из необходимых условий реализации ФГОС последнего поколения в основной школе, в то же время индивидуа...


 

Комментарии

Данная статья может помочь в классификации собственных методических материалов по предмету.