«Реализация принципов индивидуализации обучения на уроках английского языка»
статья по английскому языку

suhoruchenkova-tamara

В контексте работы с обучающимися:  на современном этапе обучения индивидуализация - это одно из необходимых условий реализации ФГОС последнего поколения в основной школе, в то же время индивидуализация - один из элементов разноуровневого обучения. В реальном общении, в том числе иноязычном, человек проявляет свою индивидуальность. Именно по этой причине индивидуализация обучения может рассматриваться как один из эффективных способов обучения английскому языку в основной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация индивидуализации обучения на уроках английского языка, как элемента разноуровневого подхода

  Повышение эффективности обучения английскому языку в школе является одной из ведущих целей, которая стоит перед педагогической наукой. Перспективное развитие образовательной сферы связывается с постоянным совершенствованием подходов, отвечающих современным требованиям образовательной среды. Одним из таких подходов является индивидуализированное обучение английскому языку как элемент разноуровневого подхода. 

Актуальность. На современном этапе обучения индивидуализация - это одно из необходимых условий реализации ФГОС последнего поколения в основной школе. В то же время индивидуализация - один из элементов разноуровневого обучения.

Индивидуализация и разноуровневое обучение как средство повышения мотивации на уроке иностранного языка в основной школе

Проблема мотивации существует на всех предметах, но особо остро этот вопрос встаёт на уроках английского языка, ведь мотивация «…угасает от класса к классу.»

Скорость усвоения материала, мотивы и интересы ученика, его индивидуальные особенности - все это необходимо учитывать при построении урока иностранного языка в основной школе. Если данный аспект обучения отсутствует, то «слабые» ученики не успевают за средним темпом работы класса, а «сильные» ученики теряют интерес к предмету.

Мотивация - сторона субъективного мира ученика и учитель может повлиять на нее только опосредованно, создавая предпосылки для личной заинтересованности учащегося.

Условия, при соблюдении которых, учащиеся смогут увидеть личностный смысл обучения.

a) обучаемый должен чувствовать, что весь образовательный процесс ориентирован на его личность;

b) обучение английскому языку проходит через удовлетворение различных интересов обучаемых;

c) работа ученика спроецирована на достижение его личных задач.

Вывод.  Индивидуализация обучения английскому языку в школе является не только одним из способов повышения мотивации к изучению английского языка, но и необходимым условием ее поддержания на высоком уровне на протяжении всего курса обучения.

«Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются».

«Разноуровневое обучение - учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких- либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различным учебным планам и программам».

Роль и место индивидуализации и разноуровневого обучения на уроках английского языка в основной школе.

В реальном общении, в том числе иноязычном, человек проявляет свою индивидуальность. Именно по этой причине индивидуализация обучения может рассматриваться как один из эффективных способов обучения английскому языку в основной школе. В связи с активной международной политикой нашего государства иноязычная компетентность рассматривается как гарант успешного развития современного общества. Такая компетентность способствует:

- конкурентоспособности выпускников основной школы на международной арене;

- познанию культуры зарубежных стран и самообучению;

- доступ к стремительно развивающимся информационным технологиям и возможность получения образования с использованием данных технологий на иностранном языке;

- полноценному и успешному развитию второй языковой личности.

Сформированность иноязычной коммуникативной компетенции учащихся - это главная цель любого учителя, одним из компонентов достижения которой является мотивация. «результатом любого языкового образования должна явиться сформированная языковая личность, а результатом образования в области иностранных языков - вторичная языковая личность как показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации»

На современном этапе существует множество различных методик и подходов, обеспечивающих полноценное формирование вторичной языковой личности. Индивидуализация обучения английскому языку рассматривается как элемент разноуровневого иноязычного образования в основной школе.

Основные принципы индивидуализации обучения:

  • постепенность обучения,
  • индивидуализированные упражнения,
  • самостоятельная работа учащихся.

Во время образовательного процесса становится абсолютно очевидным тот факт, что уровень подготовленности учащихся разный. Для того, чтобы правильно провести коррекцию недочётов в знаниях учащихся, необходимо выяснить причины отставания каждого ученика в отдельности.

Среди возможных причин можно выделить следующие:

1) отсутствие интереса к преподаваемой теме;

2) сниженная или отсутствующая мотивация к изучению иностранного языка;

3) ситуация, когда ученик не понял объясняемый материал, но постеснялся переспросить;

4) систематические пропуски учащегося;

Методы реализации индивидуализации и разноуровневого обучения.

Разноуровневое обучение в школьной практике осуществляется следующим образом:

- учащиеся группируются на основе приблизительно одинакового уровня знания иностранного языка;

- учитываются лишь важные для обучения особенности;

- разноуровневое обучение реализуется учебном процессе совместно с другими методами работы.

Индивидуализация обучения неразрывно связана с понятием «индивидуальная образовательная траектория» Индивидуальная образовательная траектория - это определенный стиль учебной деятельности каждого учащегося, зависящее от его личных возможностей, интересов и мотивов.

Технологии индивидуализации иноязычного образовательного процесса как элемента разноуровневого обучения:

- Обучение в сотрудничестве (Team learning),

- Cooperative learning,

- Learning together,

- Метод проектов,

- Модульное обучение

Типология упражнений, направленных на индивидуализацию и разноуровневую организацию учебного процесса на уроке иностранного языка в основной школе.

Выбор упражнений зависит в первую очередь от цели обучения.

Соответствие выбора упражнений принципам индивидуализации

Принцип индивидуализации

Тип упражнений

Постепенность обучения.

Адаптивные

Частичная адаптация уже предоставленных учебником заданий к уровню подготовленности ученика.

Ориентированность на индивидуальный уровень полученных знаний.

Корректирующие

Коррекция и устранение недостатков в усвоении материала у учащегося.

Актуализация ранее полученных знаний.

Совершенствующие Совершенствование уже полученных знаний.

Оценка индивидуальных достижений

Оценивающие

Контроль степени усвояемости

изученного материала.

Вывод. Данная типология упражнений соответствует принципам индивидуализации. Это означает, что использование такого рода упражнений способствует реализации индивидуализации обучения.