Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка в начальной школе
методическая разработка по немецкому языку на тему

Халахон Наталия Анатольевна

Основным источником обучающих, развивающих и воспитательных ценностей является сам предмет. Заметим попутно, что понятие «предмет» включает содержательные и процессуальные характеристики, ибо иностранный язык становится собственно учебным предметом, лишь, будучи включенным в процесс обучения. Таким образом, учащийся на уроке взаимодействует не только с языком, но фактически со всем, что имеет отношение к обучению. Исходя именно из такого понимания, мы говорим о трех функциях предмета: обучающей, развивающей и воспитывающей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ учебно-методического комплекса по немецкому языку для 3 класса средней школы с позиции развивающего обучения

Учебно-методический комплект для каждого класса состоит из учебника, двух рабочих тетрадей, книги для учителя, аудиоприложения.

Для анализа мы избрали учебно-методический коплект  для 3 класса (авторы: И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, Л.М. Фомичева). В качестве структурной единицы учебника выступает «шаг», который расширяется за счет материала рабочей тетради. В игровой форме с помощью сказочных героев дети овладевают графикой, произношением, техникой чтения и письма, первичными навыками говорения.

На весь курс обучения в 3 классе по учебному плану также отводится 70 учебных часов (35 недель по два часа в неделю). Всего в учебнике 60 «шагов», в первой части учебника - 33, из которых 8 не разработаны и являются резервными, во второй части - 27 «шагов», из них 6 резервных. Такой большой резерв дает возможность при необходимости растянуть работу над отдельными «шагами» на полтора - два урока или по-разному комбинировать «шаги», вставляя специальные повторительные уроки.

Такая структура дает возможность уделять достаточное внимание закреплению и тренировке в употреблении языкового материала, а также пошагово работать над развитием речевых умений во всех видах речевой деятельности.

Работа класса над каждой главой учебника занимает примерно один месяц. В конце главы имеется факультативный раздел „Lesen macht SpaB", который содержит текст для ознакомительного чтения и задания к нему. Он может быть использован на одном из последних уроков повторения для работы в классе или задан на дом отдельным хорошо успевающим ученикам.

Содержание учебника имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, позволяющую успешно решать задачи развития младших школьников средствами немецкого языка. Этому служит уже сама тематика курса:  

Часть 1 Hallo, 3. (dritte) Klasse! Wiedersehen mit Freunden 

  1. He, Freunde! Wir sind wieder da!
  2.  Der Sommer. Das ist die schönste Zeit. Oder?
  3. Unsere Sommerfotos. Wie sind sie?
  4. Was macht Svens Familie im Sommer gern?
  5.  Wir   spielen und singen
  6. Wollt ihr noch etwas wiederholen? (2 ч) (Резервные уроки)
  1.  Sabine geht gern in die Schule. Und ihr?
  1. Unsere Freunde kommen wieder in die Schule
  2. Schulanfang. Worüber sprechen die Kinder im Schulhof?
  3. Marias erster Schultag
  4. Welcher Wochentag ist heute?
  5. Was machen wir am Samstag und am Sonntag?
  6. Und was macht unser tapferes Schneiderlein?
  7. Wir spielen und singen
  8. Wer will noch etwas wiederholen?  

       II.      Es  ist  Herbst. Wie   ist  jetzt   das Wetter?

         1.  Ein Ausflug in den Park. Wie ist es dort im Herbst?

        2. Und was machen jetzt Sabine und Sven?

3. Es ist toll im Herbst bei der Om aim Dorf!

4. Im   Herbst   ist alles reif

5. Und was essen die Waldtiere?

6. Sven und Sabine sprechen über ihre Lieblingstiere? Und wir?

7.  Wir spielen und singen

8. Wollt ihr noch etwas wiederholen? Lesen macht Spaβ

       III.    Und was bringt uns der Winter?

  1. Wie ist das Wetter im Winter?
  2.  Wer kann Tierrätsel raten?
  3.  Was  sieht  das tapfere Schneiderlein in einem Park?
  4. Warum   freuen sich die Kinder über Winter?
  5.  Weihnachten ist das schönste Fest!
  6. Wir spielen und singen und bereiten uns  aufs  Neujahr vor

Часть 2 IV.  In der Schule haben wir viel zu tun

  1. Was machen Sabine und Sven in der Schule besonders gern?
  2. Unsere deutschen Freunde haben gestern viel gemalt
  3. Was machen unsere deutschen Freunde heute?
  4. Was kӧnnen die Schüler in der Spielecke machen?
  5. Ein Maskenball in der Schule. Da müssen sich die Kinder gut vorbereiten. Oder?
  6.  In der Deutschstunde haben wir auch viel zu tun
  7. Wir spielen und singen
  8. Wollt ihr noch etwas wiederholen?

V.  Der Frühling ist da. Und auch tolle Feiertage, nicht?

  1. Es ist Frühling. Wie ist jetzt das Wetter?
  2. “Frühling, Frühling , hab’ dich lieb … ”
  3. Wir gratulieren unseren Müttern zum Frauentag
  4. Wem gratulieren wir noch  zum Frauentag?
  5. Die Familie Müller feiert Ostern
  6. Bald kommen die Frühlingsferien
  7. Wir spielen und singen
  8. Wollt ihr noch etwas wiederholen? Lesen macht Spaβ

VI.  Geburtstag! Ist das nicht auch ein schöner Tag?

  1.  Worüber sprechen Sabine   und   ihre Mutter?
  2. Sabine schreibt Einladungen zum Geburtstag
  3. Was wünscht sich Sabine zum Geburtstag?
  4. Vorbereitungen zum Geburtstag
  5. Und welche Vorbereitungen gibt es bei Sabine zu Hause?
  6. Sabine feiert Geburtstag
  7. Wir spielen und singen
  8. Wollt ihr noch etwas wiederholen?

Как отмечалось выше, учебно-методический комплект ориентирован на дальнейшее развитие исходного уровня коммуникативной компетенции - уровня начинающего. Это предусматривает развитие умений решать следующие элементарные учебные и собственно коммуникативные задачи (как промежуточные, так и конечные для данного года обучения), а именно:

1. Учиться относительно правильно произносить уже известные, а
также новые немецкие звукосочетания, слова и фразы, соблюдая наиболее
важные интонационные правила: ударение в слове, фразе, восходящую и
нисходящую мелодии. На решение данной задачи нацелены  упражнения обозначенные рисунком кассеты и заданиями типа Hӧren wir zu!; или Hӧrt zu und wiederholt!; Wir hӧren zu und lesen mit и пр. Например:

Anja und Sascha schreiben ihnen deutschen Freunden einen Brief. Sie erzӓhlen über den Frühling in Russland. Hier ist der Brief.

      Wir hӧren zu und lesen  den Brief mit!

Целью данного упражнения является развитие навыков фонематического слуха, знакомство с реалиями написания письма в немецком языке

стр.67,упр.6

Im Herbst ist das Wetter nicht mehr warm. Kӧnnt ihr das lesen?

Es   oft.      weht.

   ist .       scheint nicht.   sind nicht mehr  .    Sie sind  .

tanzen im .

Учащимся предлагается сначала прослушать аудиозапись с заполненными пропусками, а затем необходимо, соблюдая интонацию и правильное произношение слов, прочитать получившийся текст. Что эффективно для развития фонематического слуха, отработки навыков правильно организованного интонационно произношения.

стр. 44 упр. 3 Hier ist ein Reim über die Wochentage. Wir hӧren zu und lesen.

Welcher Wochentag ist heute?

Sagt mir bitte, liebe Leute!

Dienstag  oder Montag?

Mittwoch oder Donnerstag?

Freitag oder Sonntag?

Samstag oder Montag?

Целью данного упражнения является ввод новых лексических  единиц в активный словарь учащихся, отработка их правильного произношения. Кроме того, данное задание, в формате стихотворения, как ничто лучше помогает реализовать соблюдение основных интонационных правил интонации.

  1. Закрепить словарный запас первого и второго  годов обучения (около 375 лексических единиц) и овладеть новым. Его объем составляет примерно 175 лексических единиц, включая также устойчивые словосочетания и обороты речи. В учебнике для 3 класса каждый урок предполагает знакомство с новыми лексическими единицами. Новая лексика предъявляется с помощью диктора\учителя или непосредственно в текстах учебника. Для семантизации лексики служит перевод, который дается в сноске или находится учениками в словаре.  Тренировка в употреблении новой лексики осуществляется в многочисленных упражнениях (вопросно-ответных, подстановочных, игровых и пр.).

стр.  9 упр. 4 Hier sind Sabines Sommerfotos und ihr Kommentar dazu.

  1. Schaut auf die Fotos und hӧrt bitte zu.
  • Das bin ich. Ich bade im Fluss und schwimme hier mit Waldo um die Wette.
  • Hier bin ich mit meiner Puppe Katrin. Ich spiele gern mit Katrin. Wir schaukeln viel zusammen.

Целью данного упражнения является развитие умения и навыков чтения с полным пониманием текста, построенного в основном на знакомом языковом материале, добиваясь осмысления некоторого количества незнакомых слов с помощью сносок.

Р.Т. (А) стр.54-55 упр.1

Дополни диалог.

Sabine: Oma, heute ist schӧnes Wetter, nicht?

Oma: _______________________________

Sabine: Bitte, Oma, nimm die Ӓpfel da!

Oma: ________________________________

Sabine: Bitte, hier sind die Birnen.

Oma: ________________________________

Данное упражнение нацелено на развитие языковой догадки при семантизации новой лексики по тексту и рисункам и закрепление новых единиц.

 3.  Учиться грамматически оформлять свою речь в ходе решения как уже известных, так и новых коммуникативных задач. Этому способствуют следующие упражнения: упр. 4 стр.25 (II) Was will uns Nussknacker sagen?

Merkt euch!

  1. wollen, mӧgen – хотеть, желать

                      …         .

Ich will/mӧchte zum Karneval gehen.

Du willst/mӧchtest das auch.

Er will/mӧchte auch mitgehen.

Wir wollen/mӧchten als Tiere zum Karneval gehen.

Ihr wollt/mӧchtet als Gnomen zum Karneval gehen.

Sie wollen/mӧchten als Hexen zum Karneval gehen.

Р. Т. (В) стр. 20-21 упр. 3 Составь как можно больше предложений к схеме.

a)                             .

malt, Der Junge, ein Ball.

eine Katze, sehen, Wir

lese, ein Buch, Ich.

  1.                           …             .

gehen, Ich, in den Park, will

Die Kinder, Briefmarken sammeln, mӧchten

singen, kann, Er, schӧn

Данное упражнение ориентирует учащихся на тренировку в употреблении нового грамматического материала, способствует развитию умения использовать грамматически правильно построенные речевые образцы с модальными глаголами в устной и письменной речи.

  1. Иметь представление о некоторых основополагающих языковых правилах, например о порядке слов в немецком предложении, о наличии глагола-связки, артикля, о слабых и некоторых сильных глаголах в Prӓsens и Perfekt. На это направлены упражнения:

стр. 64 упр. 7 (II)

 Wir spielen Domino. Bilden wir Sӓtze. Nummiert bitte die Wӧrter.

        

   

Задание представлено в форме игры «Домино». Оно направлено на развитие интеллектуальных способностей учащихся через закрепление навыков грамматически правильно построения предложения.

Р. Т. (А) стр. 43 упр. 1

Was fehlt hier? Schreibe bitte auf!

Ich ____ Bücher.                  Wir _______ Schultaschen.

Du _____ Hefte.                    Ihr _______Bonbons.

Er ______ Bleistifte.             Sie _______Zuckertüten.

Sie _____ Kulis.                    Sie ______ Blumen.

Цель предложенного упражнения состоит в том, чтобы ввести и закрепить речевые образцы со вспомогательным глаголом haben, способствовать развитию всех психических процессов : памяти, внимания, логического мышления учащихся.

II. 1. Закрепить умения решать уже известные коммуникативные
задачи, а также новые в русле говорения:

а) - приветствовать сверстника, взрослого, используя вариативные
формы приветствий; Например, в учебнике на стр. 40  в упражнении 1 предлагается учащимся прослушать и спеть песенку «Guten Tag», а затем дается задание, выполнив которое учащиеся узнают и вспоминают формы приветствия.

Guten Tag, guten Tag, sagen alle Mӓdchen.

Guten Tag, guten Tag, sagen alle Jungen.

Guten Tag, guten Tag, sagen alle Lehrer.

стр. 80 упр. 4 позволяет систематизировать знания речевого этикета. В нем для повторения и закрепления представлены варианты ответов на вопросы: Как поздороваться?, Как попрощаться?, Как пожелать спокойной ночи?

 -  давать краткие сведения о себе и других, запрашивать аналогичную информацию у партнера;

стр. 83 упр.6 Wir spielen das Kettenspiel.

- Was wünscht ihr euch zum Geburtstag?

--Ich wünsche mir zum Geburtstag ein Legospiel. Und du? / Was wünschst du?

Это упражнение нацелено на закрепление грамматического правила употребления притяжательных местоимений, на развитие умения использовать данные речевые образцы при общении

-  что-то утверждать, сообщать, подтверждать;

стр. 52 упр. 4 предполагает ответ на вопрос “Was mache ich am Sonntag?”

Учащимся в форме игры высказывают свое предположение ведущему, который в свою очередь либо подтверждает, либо отрицает предложенное. Целью данного упражнения служит развитие умения осуществлять перенос на себя и рассказывать о том, что ты делаешь в воскресенье.

-  выражать сомнение, переспрашивать;

-  возражать;

-  запрашивать информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами: „Wer? Was? Wie? Woher? Wann? Welcher? Welche? Wo?";

Упражнение 1 на странице 16  в рабочей тетради ставит своей целью развитие умения с помощью вопросительных слов, соблюдая грамматические правила, строить вопросительные предложения. Например: Was machst du? Hast du gelesen?

- о чем-то просить (с помощью повелительных предложений);

стр. 75 упр 6. предполагает развитие умения строить  повелительные предложения с целью изъявления просьбы. Анализируя и наблюдая за ходом построения предложения, учащиеся самостоятельно открывают правило о структуре повелительных предложений, сто способствует интеллектуальному развитию школьников.

Muster: A: Gib mir bitte eine Gurke!

              B: Nimmt bitte die Gurke.

- выражать мнение, оценку, используя оценочную лексику, клише: „Klasse! Toll! Ich denke/Ich glaube ... Ich finde das interessant; Wie schon!" и т.п.

стр. 69 упр. 2

В задании к упражнению учащимся предлагается внимательно посмотреть на картинку и ответить на следующий вопрос: Worüber sprechen sie? Wie denkt ihr?  Beginnt so: Ich glaube, sie sprechen über Sabines …

б) вести ритуализированные диалоги в таких типичных ситуациях
общения, как «Знакомство», «Встреча», «Разговор по телефону» (о том, кто
что делает, приглашение на прогулку), «Обмен впечатлениями» (о
каникулах, о посещении парка, о погоде, о празднике и др.);

в) уметь делать краткие связные сообщения: описывать/характеризовать, говорить комплименты, рассказывать о себе, о своей семье, о погоде в разное время года, о каникулах, о животных, а также кратко выражать свое мнение (по опорам).

Одним из примеров может служить упражнение 2 страница 75. -Was kӧnnt ihr über jede Jahreszeit sagen?   К заданию дается картинка со временами года и учащимся предлагается сделать небольшое сообщение, которое  нацелено на развитие умения рассказывать по рисункам о временах года.

2. Уметь решать следующие коммуникативные задачи в области аудирования:

-        понимать в целом речь учителя по ведению урока, опознавая на слух знакомые языковые средства и догадываться по его действиям, мимике, жестам о значении незнакомых;

  • распознавать и полностью понимать речь одноклассника в ходе диалогического общения с ним;
  • распознавать и полностью понимать монологическое высказывание соученика, построенное на знакомом материале;
  • понимать в целом основное содержание сообщения учителя, диктора, включающие некоторые незнакомые явления, благодаря владению основными приемами смыслового распознавания текста при восприятии на слух: узнавать знакомые слова, догадываясь о значении отдельных слов по сходству с русским словом, по контексту.

На решение данной задачи в учебнике содержится достаточное количество заданий, которые делятся на: подготовительные, собственно коммуникативные упражнения в аудировании и контролирующие упражнения. Приведем примеры каждого из них.

стр. 8 упр. 1 (I) Hier ein lustiger Riem. а) Hӧren wir zu.

в) Wir hӧren zu und lesen.

          Der Sommer

Der Sommer, der Sommer,

Das ist die schӧnste Zeit.

Wir spielen und wir singen.

Wir laufen und wir springen.

Wir baden und wir lachen.

Was wir nicht alles machen!

Цель данного задания направлена на развитие фонематического слуха, формирование слуховых образов слов, фраз. Осмысленное понимание рифмовок, считалок, песенок является показателем их понимния.

стр. 19 упр. 4 (I) Hӧrt bitte zu! Worüber sprechen Svens Eltern mit ihren Kindern?

Учащимся предлагается прослушать диалог с заранее снятыми лексическими трудностями и постараться понять, о чем идет речь. Цель заключается в развитии умения воспринимать на слух информацию небольшого объема и извлекать из нее необходимое содержание.

стр. 50 упр. 5 (II) Pixi macht ein Interview. Seine Frage ist: “Welche Blumen schenkst du deiner Mutter zum 8. Mӓrz/Muttertag?” Was antworten die Kinder? Hӧre bitte zu und kreuze an.  

При выполнении данного упражнения, школьникам предлагается прослушать аудиозапись с интервью, а затем, на заранее подготовленных бланках, отметить ответ на поставленный вопрос. Работа над этим заданием позволяет реализовать следующие задачи: развитие фонематического слуха учащихся, умения осуществлять контроль прослушанного, умения употреблять  новые слова по (опорам) применительно к себе.

Anton

Maria

Sascha

Tanja

Petja

Tolja

Lisa

Rosen

Narzissen

Tulpen

Veilchen

Lilien

Orchideen

Mimosen

3. Уметь решать следующие коммуникативные задачи в русле
чтения с полным пониманием читаемого (над другими видами чтения работа
пока целенаправленно не ведется):

-  зрительно    воспринимать    текст,    узнавая    знакомые    слова, грамматические явления, и полностью понимать его;

- догадываться при этом о значении отдельных незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту;

- определять значение незнакомого слова по данному в учебнике переводу, а также с помощью немецко-русского словаря (в учебнике);

-  находить в тексте требуемую информацию;

-  кратко, по опорам выражать оценку прочитанного. Этому способствуют следующие упражнения: 8 с.39, 2 с.41, 4 с.70, 2 с.80, 2(d) с.82 и другие. Рассмотрим одно из упражнений более детально.

стр. 41 упр. 2 (I) Svens Schwester Maria geht in die erste Klasse. Wie beginnt ihr erster Schultag?

Marias erster Schultag.

  1. Am Morgen.

а) найдем сначала подчеркнутые слова в словаре.

Svens Schwester Maria ist 6 Jahre alt. Heute ist ihr erster Schultag. Sven sagt: “Maria! Gratuliere! Du bist jetzt Abc-Schütze. Heute ist in der Schule ein Fest. Alle  Abc-Schützen bekommen tolle Geschenke.” Maria fragt: “Und ich? Bekomme ich auch ein Geschenk?” “Natürlich”, antwortete Sven. “Klasse”, sagt Maria.  

  1. Im Schulhof.

Im Schulhof ist wirklich ein toller Fest. Hier sind groβe Gӓste: Vӓter, Mütter, Omas und Opas. Die groβen Schüler singen Lieder, sagen Gedichte auf und wünschen den Abc-Schützen viel Spaβ im ersten Schuljahr. Wie andere Schüler bekommt Maria ein Geschenk.

Das ist eine groβe Zuckertüte mit Schokolade, Bonbons und Spielzeug. Auch ein Teddy ist hier.

Целью  данного упражнения служит развитие навыков чтения с полным пониманием  содержания и извлечением необходимой информации. совершенствование умения работать со словарем.

Работа над текстами осуществляется в группах, что способствует развитию и воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи и ответственности друг перед другом.  Подготовительным упражнением, или упражнением, ориентирующим в чтении является словарная работа, а именно, чтение отдельных  незнакомых слов и поиск их значения в словаре.  Затем осуществляется собственно чтение с извлечением содержательной информации. На это направлено задание в рабочей тетради стр. 32 упр. 1 а, b.

Richtig oder falsch? Kreuze bitte an.

Richtig

Falsch

1.Maria ist 5 Jahre alt.

2.Sie geht in die Schule.

X

3.Sie geht in die zwiete Klasse.

Maria ist traurig.


Далее предлагаются контролирующие упражнения, так как именно он направлены на выявление понимания читаемого. Например: стр. 41-42 упр. 2 с Wo steht das im Text? Lest bitte vor.

  • Поздравляю! Ты теперь первоклассница.
  • Сегодня ее первый школьный день.
  • Все первоклассницы получают подарки.
  • «А я?»
  • «Здорово», - говорит Мария.

4.        Совершенствовать технику письма и письменных речевых умений:

-  уметь кратко излагать сведения о себе, о других, о погоде, описать картинку;

-  уметь написать поздравительную открытку, приглашение (по образцу)

Например: стр. 77-78 упр. 6 с Und wie steht’s mit Sabines Einladungen? Wir lesen sie in Gruppen.  Вниманию учащихся предлагается открытка – приглашение на день рождение. После выполнения тренировочных и собственно коммуникативных упражнений в аудировании и чтении ребятам предстоит, используя речевые  опоры написать приглашение на свой день рождения.

III. 1. Знать ряд страноведческих реалий, например названия некоторых наиболее популярных праздников, форм поздравления с этими праздниками („Weihnachten", „Neujahr", „Fasching", „Muttertag", „Ostern").

Несколько расширить представления о персонажах немецких сказок.

Уметь воспроизводить произведения немецкого фольклора: стишки, считалки, песни ( «Herbstlied», «Winterlied», «Ich gehe mit meiner Laterne», «Mutti isr die beste» и другие).

IV. 1. Совершенствовать уже известные общеучебные умения: списывание, выписывание, элементарную работу с текстом и развивать новые умения: догадку о содержании текста по заголовку, установление логических связей в тексте.

2. Овладеть новыми специальными учебными умениями, например: умением использовать языковую догадку на основе сходства немецких и русских слов по знакомому корню, установить ассоциативные связи между словами, использовать немецко-русский словарь учебника для семантизации незнакомых слов.

В качестве долгосрочных проектов в первом полугодии выступает подготовка к новогоднему празднику, который дети проводят в течение всей работы над первой частью учебника, а во втором полугодии проходит подготовка к празднованию дня рождения Сабины (персонажа учебника), включающего инсценирование сказки «Drei Schmetterlinge».

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что академический учебник и рабочая тетрадь содержат достаточное количество упражнений разноуровнего  характера и содержания, но не все эти задания могут отразить интересы учащихся, их способности. Потому необходимы задания, учитывающие условия обучения, личностные особенности школьников, их наклонности, увлечения, уровень развития.

Разработке новых приемов, дополняющих учебно-методический комплект для 3 класса, посвящен следующий раздел работы и приложение.