дифференциация как условие как условие индивидуализации обучения на уроках английского языка
статья на тему

Купцов Александр Юрьевич

дифференциация как условие как условие индивидуализации обучения на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_kak_individualizatsiya.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация как условие индивидуализации обучения

на уроках английского языка.

 

Концепция модернизации Российского образования развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. №273-ФЗ и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

«Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ»

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ — (франц. differentiation - от лат. differentia - разность, различие), разделение целого на различные части, формы и ступени.…

Дифференциация обучения - особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой организации коммуникации учителя – учеников, связывается с такой организацией учебного процесса, которая характеризуется вариативностью содержания, методов и интенсивности обучения (С.И. Зубов, Л.Н. Калашникова, Т.П. Михиевич, А.А. Попова и др.). Дифференциация является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, нормализации их учебной нагрузки и т.д.

Индивидуализация обучения – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах  и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются (И. Унт).

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Между понятиями «индивидуализация» и «дифференциация» существует взаимосвязь, определяемая следующим соотношением: дифференциация обучения учащихся является важным условием индивидуализации всего педагогического процесса.

Цели дифференцированного обучения:

1. Психолого-педагогическая  индивидуализация обучения, которая основана на создании оптимальных условий для каждого обучаемого.

2. Социальная - целенаправленное воздействие на процесс формирования творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества.

3. Дидактическая - решение проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения.

Основные принципы дифференциации:

1. Всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.

2. Взаимное превосходство — если у кого-то получается хуже, чем у других, значит, что-то может получаться лучше; это что-то нужно искать.

3. Неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Персональная дифференциация - индивидуальный темп продвижения при усвоении учебного материала. Деление на группы происходит по ходу учебной работы на уроке и без участия учителя.

Критерии деления учащихся на группы:

а) по объему знаний.

б) по способности к учению и отношению к учению.

Существуют и другие критерии деления учащихся на группы.

Существуют два основных вида дифференциации: уровневая и профильная.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, обучаемые могут усваивать материал на разных уровнях. Концепция уровневой дифференциации – это принципиально новая концепция для нашей страны, Это аналог обучения на основе полного усвоения, которое получило широкое распространение в США, Англии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Индонезии, Южной Кореи, Норвегии и других странах.

Результаты изучения показали, что при правильной организации обучения и, особенно, при снятии жестких временных рамок, около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержания обучения.

Основной путь осуществления дифференциации обучения – формирование мобильных групп учащихся. По каким же показателям распределять учащихся в группы?

А.Н. Капиносов предложил в качестве таких показателей взять:

 «темп овладения материалом » и

«способность самостоятельно применять усвоенные знания и умения».

Он выделил четыре группы учеников: с высоким, средним и низким темпом продвижения в обучении; не успевающие учащиеся, значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях.

В учебной деятельности проявляется широкий диапазон индивидуальных особенностей. Существуют разные классификации, определяемые тем, какие показатели берутся за основу для распределения школьников в группы.

 И.Э. Унт считает, что к особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации обучения, относятся:

1) Обучаемость, то есть общие умственные способности, а также специальные особенности;

2) Учебные умения;

3) Обученность, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков;

4) Познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации);

5) Состояние здоровья.

Способы организации учебной деятельности в условиях дифференцированного обучения можно разделить на три крупных блока:

  1. 1)фронтальная работа 2) групповая работа 3) индивидуальная работа.

 

Особенно данный вопрос актуален на уроках иностранного языка, связанных с развитием коммуникативной компетенции у школьников. Учебный предмет «английский язык» в современной школе имеет познавательную направленность, т.е. он дает учащимся знания о англоговорящей стране и формирует языковые умения. Умения и навыки в области иностранного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учеников. Без знания иностранного языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.

3aчacтyю диффepeнциaция в oбyчeнии aнглийcкoмy языкy ocнoвывaeтcя нe нa индивидyaльныx ocoбeннocтяx личнocти yчeникa, a лишь нa индивидyaльныx пpoбeлax в eгo знaнияx. Спocoбнocти шкoльникoв к изучению английского языка нe oдинaкoвы: oдним язык дaeтcя лeгкo, дpyгим — c бoльшим тpyдoм. Слeдyeт oтмeтить и тoт фaкт, чтo yчeбный мaтepиaл нa paзныx cтyпeняx oбyчeния мoжeт ycвaивaтьcя yчaщимиcя oднoгo и тoгo жe клacca пo-paзнoмy: oдни лeгчe ycвaивaют лeкcикy в cилy xopoшo paзвитoй мexaничecкoй пaмяти, y дpyгиx бoлee paзвитo cлyxoвoe вocпpиятиe, пoэтoмy oни ycпeшнo cпpaвляютcя c зaдaниями пo ayдиpoвaнию и т. д. Кpoмe тoгo, y вcex дeтeй paзный cклaд мышлeния.

Изyчeниe интepecoв и cклoннocтeй шкoльникoв, иx yчeбныx вoзмoжнocтeй, a тaкжe aнaлиз пepcпeктив paзвития этиx вoзмoжнocтeй дoлжны пocлyжить иcxoдным мoмeнтoм в диффepeнциpoвaннoм пoдxoдe к обучению английскому языку

 

Использование дифференцированных заданий

С точки зрения индивидуализации и дифференциации можно выделить три основных вида упражнений (С.Ю. Николаева):

- адаптивные,

- совершенствующие,

- корректирующие.

Адаптивные упражнения бывают двух видов:

1) упражнения, имеющие вспомогательный характер, их цель – помочь группам более слабых учащихся справиться с рекомендуемыми всему классу заданиями, а более сильным – обеспечить обучение на оптимальном уровне;

2) адаптивные упражнения, направленные на формирование навыков и умений с учетом особенностей личностной сферы учащихся.

Корректирующие упражнения способствуют ликвидации имеющихся и вновь возникающих пробелов в знаниях по иностранному языку и доразвитию определенных процессов личности. Их целью является развитие навыков и умений, которые должны были быть сформированы у школьника ранее.

Совершенствующие упражнения предусматривают своего рода шлифовку психологической структуры личности.

 

Использование данных упражнений в различных видах речевой деятельности и отдельных формах работы:

 

 При работе над текстом

Ученики получают задание, обще для всех – прочитать текст. Далее идут задания, которые ученики могут выбрать по степени трудности и с учетом личностных особенностей.

Группа А (сильные)

- Придумайте его окончание (другое окончание при определенных

условиях).

- Скажите, как бы вы поступили на месте главного героя.

- Расскажите краткое содержание текста.

Группа В (средние)

- Ответьте на специальные вопросы.

- Дополните предложения фразами из текста.

- Составьте план текста.

Группа С (слабые)

- Ответьте на общие вопросы.

- Определите, какая из трех картинок подходит по содержанию текста.

- Выпишите главную мысль.

 При работе над лексикой:

Группа А (сильные)

- Придумай предложения с новыми словами.

- Разгадай кроссворд

Группа В (средние)

- Найдите 10 слов по теме «Каникулы» (всего их там 15).

- Выбери и вставь слово, подходящее по смыслу.

Let’s….a picnic at the weekend

a) make, b) arrange, c) city

- Вставьте приведенные рядом слова: (say, speak, tell):

1) She’ll…us about her visit to Samara.

2) Brian…me that he did’t like the Science lesson

3) “Can I…to Mary, please?”-I’m afraid she is not at home

Группа С (слабые)

- В каждой строчке подчеркните одно слово, которое читается по другому:

1) Teacher, speak, break, please, read

2) Hear, near, heart, dear.

- Вычеркните лишнее слово (по любому признаку):

1) English, Britain, Russian, French, British, German.

2) Paint, pencil, subject, exercise book, rubber.

3) Найдите антонимы для следующих слов:

To ask, bed, black, to cry, boy, little, above, to take.

- Выбери слово, наиболее подходящее по смыслу выделенному:

_ to study a) to stand b) to discuss c) to learn d) read.

 

При работе над отдельными видами деятельности - упражнения разного уровня

Все это позволяет сделать следующие выводы:

1) организация учебной деятельности с использованием дифференцированного подхода способствует развитию коммуникативных навыков не только в общении на иностранном языке, но и в развитии общей коммуникабельности учащихся.

2) учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.

Сайт: www.uchkopilka.ru


Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/inostrannyj-yazyk/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/item/6382-differentsiatsiya-kak-uslovie-individualizatsii-obucheniya-na-urokakh-anglijskogo-yazyka-20150423


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И  ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ  ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Технология индивидуализации обучения на уроках английского языка

В данной статье рассказывается о том, каким образом учитель может учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся на уроках английского языка, приводится пример индивидуальных заданий на о...

Индивидуализация обучения на уроках английского языка в современной школе

Индивидуализация образования в современной школе.Индивидуализация обучения на уроках английского языка. Учитель английского языка Милашус Ж.В. Основным направлением современного обучения и в...

Доклад по самообразованию «Система работы по дифференциации обучения на уроках английского языка».

Одной из актуальных проблем  преподавания иностранных языков в школе, как и всего образования, является дифференцированный подход в обучении...

Доклад на тему: «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках английского языка в начальной школе»

Доклад для выступления на методическом объединении, с заданиями для использования на уроке...

Презентация Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы в 5 классе МБОУ Шуйской СОШ

Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы в 5 классе МБОУ Шуйской СОШ...

«Реализация принципов индивидуализации обучения на уроках английского языка»

В контексте работы с обучающимися:  на современном этапе обучения индивидуализация - это одно из необходимых условий реализации ФГОС последнего поколения в основной школе, в то же время индивидуа...