Деловая игра "Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Попакуль Татьяна Степановна

В игре моделируются процессы распределения доходов семьи по основным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.

Цель игры:   Ознакомить участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи;  практически закрепить навыки распределения поступивших доходов;  научить ведению баланса доходов и расходов; сформировать умение коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Delovaya_igra.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Рациональный потребительский бюджет семьи или

 социально – зрелая семья»

Цель игры:

  • Ознакомить участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи
  • практически закрепить навыки распределения поступивших доходов
  • научить ведению баланса доходов и расходов
  • сформировать умение коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное время

Содержание игры:

В игре моделируются процессы распределения доходов семьи по основным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.

Первый этап (4-5 минут)

Участники объединяются в семьи ( 7 – 8 человек ). Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли:

  1. Муж
  2. Жена
  3. Сын
  4. Дочь
  5. Свекор (отец мужа)
  6. Свекровь (мать мужа)
  7. Тесть (отец жены)
  8. Теща (мать жены)

Группа решает вопрос об общей фамилии.

Второй этап (5 – 10 минут)

Участники составляют характеристику семьи; возраст каждого члена семьи, предполагаемое место работы или учебы, наличие пенсии, предполагаемый размер заработной платы, возможные источники других доходов семьи ( их размер, законность), итоговая сумма  ежемесячного дохода.

Все эти данные каждая семья оформляет на бланке № 1( сдается учителю).

Характеристика семьи____________________ (фамилия)

п/п

Семейный статус

Имя

Отчество

Возраст

Место работы, учебы

Предполагаемый размер зарплаты, стипендии, пенсии

1

Муж

2

Жена

3

Сын

4

Дочь

5

Свекор

6

Свекровь

7

Тесть

8

Теща

Итого:    

Источники дополнительных доходов семьи

  1. ____________________
  2. ____________________
  3. ____________________
  4. ____________________

Итого: ___________________________________________________

Третий этап (35 -40 минут)

Семьи могут приступить к планированию предстоящих расходов на 1 месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Бланк №2.

№ п/п

Наименование статьи расходов

Сумма (руб)

Процент

Процент по РПБ

1

Питание

1.1

Хлеб и крупы

1.2

Мясопродукты

1.3

Жиры (включая масло)

1.4

Овощи

1.5

Фрукты

1.6

Сахар

1.7

Молочные продукты

1.8

Напитки

2

Одежда

2.1

Верхняя одежда

2.2

Белье

2.3

Головные уборы

2.4

Чулочно-носочные изделия

2.5

Обувь

3

Мебель и предметы домашнего обихода

4

Культурно-бытовые нужды

5

Аккогольные напитки и табак

6

Оплата квартиры

7

Транспортные расходы

8

Платежи, сборы, налоги

9

Накопления, сбережения

Общий итог: ___________ (руб.)

В процессе обсуждения статей расходов участники заполняют бланк №2 как в абсолютных величинах в рублях (графа 3), так и в % по отношению значения расходов к общей сумме расходов семьи за этот месяц.

Обратить внимание на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, т.е. сумма расходов не должна превышать доходов каждой семьи.

Четвертый этап (10-15 минут)

Подводятся итоги обсуждения и составления бюджетов в семьях.

Каждая семья сообщает:

  • Сумму всех доходов;
  • Сумму всех расходов по основным статьям: питание, одежда, ….
  • Итоговый баланс, как разность суммы доходов и расходов.

Если баланс «-«, то это значит, что данная семья живет в долг и она должна объяснить, где взяты недостающие деньги. На каких условиях семья собирается воспользоваться кредитом …?

Если баланс «+», следовательно, семья закончила месяц с определенной экономией.  Как она собирается распорядиться этими деньгами: купить ценные бумаги, отложить на крупную покупку в следующем месяце? Эти сэкономленные суммы приплюсовываются к  статье «Накопления, сбережения»

После обсуждения баланса каждой семьи приступаем к количественному анализу расходной части семейного бюджета. Для этого сообщается Рациональный Потребительский Бюджет (РПБ) в процентном отношении по каждой его расходной статье.

Примерная расходная часть Рационального Потребительского Бюджета (РПБ)  

№ п/п

Наименование статьи расходов

Процент по отношению ко всей сумме расходов

1

Питание

50

1.1

Хлеб и крупы

7

1.2

Мясопродукты

7

1.3

Жиры (включая масло)

8

1.4

Овощи

6

1.5

Фрукты

5

1.6

Сахар

3

1.7

Молочные продукты

7

1.8

Напитки

7

2

Одежда

18

2.1

Верхняя одежда

6

2.2

Белье

4

2.3

Головные уборы

1

2.4

Чулочно-носочные изделия

2

2.5

Обувь

5

3

Мебель и предметы домашнего обихода

4

4

Культурно-бытовые нужды

4

5

Аккогольные напитки и табак

4

6

Оплата квартиры

8

7

Транспортные расходы

5

8

Платежи, сборы, налоги

3

9

Накопления, сбережения

4

100%

После этого каждая семья сравнивает свои результаты со статьями РПБ.

Победителем в этой игре, т.е. наиболее социально зрелой семьей, объявляется группа, результаты которой ближе всего к рациональному потребительскому бюджету.

Пятый этап (10-15 минут)

Анализ хода и результатов игры.

  1. Процедура обсуждения семейного бюджета. Кто чаще предлагал варианты? Какие аргументы использовали участники для убеждения других членов семьи?  Чья точка зрения чаще всего находила понимание и поддержку? Были ли в семье конфликты? Какого рода и в чем была их причина? Как семья выходила из этих конфликтов? Кто стремился погасить возникающие конфликты? Какие приемы он для этого использовал.
  2. Игровые роли. Всем ли участникам удалось держаться в рамках заданной игровой роли? Какие трудности испытывали участники, играя свою роль? Если кому-то не удалось выдержать рамки роли, почему? Кому его роль в семье пришлась по душе? Почему?
  3. Знание экономических реалий. Насколько хорошо участники знают реальные цены  на продовольствие, на промышленные товары? Представляют ли себе, какие суммы расходует в среднем семья на оплату квартиры, культурно-бытовые нужды? Опирались л и участники при обсуждении бюджета на опыт своих ( уже не игровых, а реальных) семей? Как помогал семейный опыт в этой игре? Представляли л и участники хотя бы в самых общих чертах структуру семейного бюджета?

Предоставляется возможность высказаться всем желающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое ...

Деловая игра «Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья".

Данный урок знакомит обучающихся с рациональным потребительским  бюджетом  семьи и учит составлению баланса доходов и расходов....

Ролево-игровой проект Тема: Потребительский бюджет семьи.

Целепологвние: Научиться основам потребительского поведения при создании семейного бюджетаУчитель: Иванова Татьяна ГеннадьевнаМОУ Заовражская СОШ...

Занятие по экономике "Как рассчитать потребительский бюджет своей семьи"

Цель занятия: научить рассчитывать потребительский бюджет семьи на конкретных примерах....

Формирование социально-зрелой личности в эпоху глобализации: проблемы и алгоритм их решения.

Пожалуй, наилучшее определение спортивной пригодности - это соответствие между индивидом и спортивной деятельностью, взаимное проникновение и стимулирующее воздействие спортивной деятельности на лично...

Деловая игра «Семейный бюджет»

Мероприятие по семейному воспитанию...