Разработка урока по теме "Парламентаризм в России"
методическая разработка (обществознание , 11 класс) по теме

Языков Сергей Николаевич

Разработка урока обществознания в 11 классе. Рассматривается деятельность Федерального Собрания и местных законодательных органов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parlamentarizm_v_rossii.rar11.01 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №2 с. Кривополянья

Чаплыгинского муниципального района

Липецкой области.

Открытый урок в

11 классе.

«Парламентаризм

в России»

(урок посвящен 105-летию парламентаризма в России)

                                            Подготовил и провел урок:

                                           учитель истории Языков С.Н.

Тема урока «Российский парламентаризм»

Урок изучения нового материала.

Эпиграф: «Там, где нет законов, там нет и свободы»

(Джон Локк)

Цели урока:        

 1) образовательные:

- рассмотреть сущность российского парламентаризма,

- изучить историю создания российского парламента,

- определить  структуру парламента и основные функции,

- обсудить проблемы становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации,

- определить проблемы местного самоуправления и пути их решения.

2) воспитательные – оказать влияние на формирование у учащихся гражданского самосознания и показать важность участия человека в выборах.

3) развивающие- продолжить формирование у учащихся умений высказывать  свою точку зрения и аргументировать ее.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, Конституция РФ.

Гости урока: депутат Чаплыгинского районного Совета депутатов Полякова Г.В. и депутат Кривополянского сельского Совета депутатов Зубков Г.Н.

 Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Подготовка учащихся к работе.

        

Вступительное слово учителя:

27 апреля 2011 года наша страна отмечает 105 юбилей с начала работы  Государственной Думы. Сегодняшний урок мы посвящаем истории создания и функциям современного российского парламента. Россия очень долго была самодержавной монархией, и люди разных сословий не имели равных прав и свобод, не имели представительного органа власти, с которым царь вынужден был бы считаться. В ходе Первой российской революции (1905-1907 годов), Николай  17 октября 1905 года подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» в котором даровал населению незыблемые основы гражданской свободы и Государственную Думу. И хотя выборы в Государственную думу были далеки от равных и всеобщих, согласно Основным законам Российской империи любой законопроект теперь утверждался вначале Думой, затем Государственным советом и только потом поступал на подпись царю. Государственная Дума была сформирована, но оказалось, что у царя и парламента разные взгляды на решение дальнейших проблем российской действительности. Давайте приоткроем занавес истории и посмотрим, как это было на самом деле, как разворачивалось это  противостояние?

При  просмотре  презентации, я прошу вас, внимательно слушая материал,  подумать над вопросами: Почему Первую Думу в народе называли «Думой народных надежд», Вторую прозвали «Думой обреченной», Третью Государственную Думу «недостаточной достаточности», я Четвертую Думу «парадоксом истории».

III. Изучение нового материала.

1. История российского парламентаризма.

Просмотр презентации «История 4-х Государственных Дум в Российской империи».

(Ответы на вопросы: «Дума народных надежд», так как верили, что она станет настоящим представительным органом власти народа; «Дума обреченная» из-за своего партийного состава, так как здесь большой процент занимали левые партии, вставшие в оппозицию к правительству; Дума недостаточной достаточности» имела все шансы планомерно решать стоящие перед Россией проблемы, но стала «послушной» и главный аграрный  вопрос остался нерешенным; «Парадокс истории», так как после свержения самодержавия в феврале 1917 года она добровольно отказалась от власти, передав ее большевикам.)

Учитель: таким образом, Россия в этот период стала не парламентской монархией, а «думской» монархией, при которой последнее слово оставалось за императором. Но это был первый опыт российского парламентаризма.

Вопрос: Что обозначает понятие «парламентаризм»?

(варианты ответов учащихся из разных источников)

Слайд: парламентаризм – это система государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов власти, при решающей роли парламента, который, согласно Конституции, является высшим законодательным органом власти государства.

2. Федеральное Собрание РФ.

Для рассмотрения вопроса о современном парламенте в РФ мы с вами поработаем с текстом Конституции РФ и ответим на ряд вопросов о российском парламенте. Беседа с классом по вопросам:

1.Как называется парламент в Российской Федерации?

2.Что записано в статье 95 Основного закона страны?

3.Как формируется Совет Федерации?

4.Что относится к ведению Совета Федерации?

5.Сколько депутатов в Государственной Думе?

6.Кто может быть депутатом Государственной Думы?

7.Что относится к ведению государственной Думы?

8.Кем и при каких условиях может быть распущена Государственная Дума?

9.Какой тип избирательной системы действует в РФ?

10.Какие новые изменения внесены в законодательство о сроках полномочий Президента РФ и Государственной Думы?

Учитель: Одна из целей существования парламента -  это формирование гражданского общества и правового государства. Можем ли мы утверждать, что в современной России действуют институты гражданского общества и сформировано правовое государство? Свой ответ аргументируйте.

3. Законодательный орган области и законодательная деятельность органов местного самоуправления.

Исходя из федеративного устройства российского государства в Липецкой области есть свой высший законодательный орган – Липецкий областной Совет депутатов. Он состоит из 56 депутатов избранных по смешанной избирательной системе. Из них 39 депутатов представляют партию «Единая Россия», 7 депутатов – «Справедливая Россия», 4 депутата – КПРФ.

Полномочия областного Совета:

- принимает Устав – основной Закон области,

- утверждает областной бюджет,

- утверждает программу социально-экономического развития области,

- устанавливает региональные налоги,

- устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью области,

- устанавливает систему исполнительных органов государственной власти области,

- по предоставлению Президента РФ назначает главу администрации области,

- осуществляет законодательную инициативу в Федеральном Собрании РФ.

Вопросы и проблемы местного характера решаются органами местного самоуправления, в составе которых также есть законодательные органы. Об их работе мы узнаем от тех, кто принимает непосредственное участие в их работе. Слово гостям – депутату районного Совета Поляковой Г.В. и депутату сельского Совета Зубкову Г.Н.

 Предоставляем слово гостям.

Вопросы учащихся гостям - какие проблемы существуют у нас в районе, селе и насколько реально их решение?  

IV. Итог урока.

Учитель: Надежды на дальнейшее улучшение жизни наше государство связывает, прежде всего, с молодыми, энергичными, умными, честными и порядочными людьми. Вы на пороге окончания школы, впереди у вас ваше будущее, которое зависит и от вас. Верьте в себя, верьте в справедливость и добро, верьте в Россию. Россия великое государство, с великой историей. Будьте достойными гражданами своего государства. Всем спасибо, удачи, успехов!

V. Д/з: написать эссе на тему «Если бы депутатом выбрали меня ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Регионы России".

Урок обобщения учебного материала для 8-ых классов. Проводится в форме игры....

Методическая разработка урока "Развитие парламентаризма в России"

Урок посвящён истории парламентаризма в нашей стране....

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Авторская разработка урока музыки «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!»

Разработка урока была представлена на областном конкурсе «Учитель года» Цель:  содействие  формированию гармонично развитой, нравственно устойчивой, патриотически-настроенной личности н...

Разработка урока по географии " Реки России"- 8 класс.

Урок посвящается изучению рек России. На данном уроке учащиеся отрабатывают умения и навыки работы с физической картой России, а также знакомятся с такими понятиями как: падение и уклон реки. Вы...

Разработка урока "Топливно-энергетический комплекс России" 9 класс

Разработка урока с применением ЦОР по географии в 9 классе....