Главные вкладки

    Разработка урока по теме "Парламентаризм в России"
    методическая разработка (обществознание , 11 класс) по теме

    Языков Сергей Николаевич

    Разработка урока обществознания в 11 классе. Рассматривается деятельность Федерального Собрания и местных законодательных органов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл parlamentarizm_v_rossii.rar11.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ СОШ №2 с. Кривополянья

    Чаплыгинского муниципального района

    Липецкой области.

    Открытый урок в

    11 классе.

    «Парламентаризм

    в России»

    (урок посвящен 105-летию парламентаризма в России)

                                                Подготовил и провел урок:

                                               учитель истории Языков С.Н.

    Тема урока «Российский парламентаризм»

    Урок изучения нового материала.

    Эпиграф: «Там, где нет законов, там нет и свободы»

    (Джон Локк)

    Цели урока:        

     1) образовательные:

    - рассмотреть сущность российского парламентаризма,

    - изучить историю создания российского парламента,

    - определить  структуру парламента и основные функции,

    - обсудить проблемы становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации,

    - определить проблемы местного самоуправления и пути их решения.

    2) воспитательные – оказать влияние на формирование у учащихся гражданского самосознания и показать важность участия человека в выборах.

    3) развивающие- продолжить формирование у учащихся умений высказывать  свою точку зрения и аргументировать ее.

    Оборудование: компьютер, проектор, презентация, Конституция РФ.

    Гости урока: депутат Чаплыгинского районного Совета депутатов Полякова Г.В. и депутат Кривополянского сельского Совета депутатов Зубков Г.Н.

     Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Подготовка учащихся к работе.

            

    Вступительное слово учителя:

    27 апреля 2011 года наша страна отмечает 105 юбилей с начала работы  Государственной Думы. Сегодняшний урок мы посвящаем истории создания и функциям современного российского парламента. Россия очень долго была самодержавной монархией, и люди разных сословий не имели равных прав и свобод, не имели представительного органа власти, с которым царь вынужден был бы считаться. В ходе Первой российской революции (1905-1907 годов), Николай  17 октября 1905 года подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» в котором даровал населению незыблемые основы гражданской свободы и Государственную Думу. И хотя выборы в Государственную думу были далеки от равных и всеобщих, согласно Основным законам Российской империи любой законопроект теперь утверждался вначале Думой, затем Государственным советом и только потом поступал на подпись царю. Государственная Дума была сформирована, но оказалось, что у царя и парламента разные взгляды на решение дальнейших проблем российской действительности. Давайте приоткроем занавес истории и посмотрим, как это было на самом деле, как разворачивалось это  противостояние?

    При  просмотре  презентации, я прошу вас, внимательно слушая материал,  подумать над вопросами: Почему Первую Думу в народе называли «Думой народных надежд», Вторую прозвали «Думой обреченной», Третью Государственную Думу «недостаточной достаточности», я Четвертую Думу «парадоксом истории».

    III. Изучение нового материала.

    1. История российского парламентаризма.

    Просмотр презентации «История 4-х Государственных Дум в Российской империи».

    (Ответы на вопросы: «Дума народных надежд», так как верили, что она станет настоящим представительным органом власти народа; «Дума обреченная» из-за своего партийного состава, так как здесь большой процент занимали левые партии, вставшие в оппозицию к правительству; Дума недостаточной достаточности» имела все шансы планомерно решать стоящие перед Россией проблемы, но стала «послушной» и главный аграрный  вопрос остался нерешенным; «Парадокс истории», так как после свержения самодержавия в феврале 1917 года она добровольно отказалась от власти, передав ее большевикам.)

    Учитель: таким образом, Россия в этот период стала не парламентской монархией, а «думской» монархией, при которой последнее слово оставалось за императором. Но это был первый опыт российского парламентаризма.

    Вопрос: Что обозначает понятие «парламентаризм»?

    (варианты ответов учащихся из разных источников)

    Слайд: парламентаризм – это система государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов власти, при решающей роли парламента, который, согласно Конституции, является высшим законодательным органом власти государства.

    2. Федеральное Собрание РФ.

    Для рассмотрения вопроса о современном парламенте в РФ мы с вами поработаем с текстом Конституции РФ и ответим на ряд вопросов о российском парламенте. Беседа с классом по вопросам:

    1.Как называется парламент в Российской Федерации?

    2.Что записано в статье 95 Основного закона страны?

    3.Как формируется Совет Федерации?

    4.Что относится к ведению Совета Федерации?

    5.Сколько депутатов в Государственной Думе?

    6.Кто может быть депутатом Государственной Думы?

    7.Что относится к ведению государственной Думы?

    8.Кем и при каких условиях может быть распущена Государственная Дума?

    9.Какой тип избирательной системы действует в РФ?

    10.Какие новые изменения внесены в законодательство о сроках полномочий Президента РФ и Государственной Думы?

    Учитель: Одна из целей существования парламента -  это формирование гражданского общества и правового государства. Можем ли мы утверждать, что в современной России действуют институты гражданского общества и сформировано правовое государство? Свой ответ аргументируйте.

    3. Законодательный орган области и законодательная деятельность органов местного самоуправления.

    Исходя из федеративного устройства российского государства в Липецкой области есть свой высший законодательный орган – Липецкий областной Совет депутатов. Он состоит из 56 депутатов избранных по смешанной избирательной системе. Из них 39 депутатов представляют партию «Единая Россия», 7 депутатов – «Справедливая Россия», 4 депутата – КПРФ.

    Полномочия областного Совета:

    - принимает Устав – основной Закон области,

    - утверждает областной бюджет,

    - утверждает программу социально-экономического развития области,

    - устанавливает региональные налоги,

    - устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью области,

    - устанавливает систему исполнительных органов государственной власти области,

    - по предоставлению Президента РФ назначает главу администрации области,

    - осуществляет законодательную инициативу в Федеральном Собрании РФ.

    Вопросы и проблемы местного характера решаются органами местного самоуправления, в составе которых также есть законодательные органы. Об их работе мы узнаем от тех, кто принимает непосредственное участие в их работе. Слово гостям – депутату районного Совета Поляковой Г.В. и депутату сельского Совета Зубкову Г.Н.

     Предоставляем слово гостям.

    Вопросы учащихся гостям - какие проблемы существуют у нас в районе, селе и насколько реально их решение?  

    IV. Итог урока.

    Учитель: Надежды на дальнейшее улучшение жизни наше государство связывает, прежде всего, с молодыми, энергичными, умными, честными и порядочными людьми. Вы на пороге окончания школы, впереди у вас ваше будущее, которое зависит и от вас. Верьте в себя, верьте в справедливость и добро, верьте в Россию. Россия великое государство, с великой историей. Будьте достойными гражданами своего государства. Всем спасибо, удачи, успехов!

    V. Д/з: написать эссе на тему «Если бы депутатом выбрали меня ».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по теме "Регионы России".

    Урок обобщения учебного материала для 8-ых классов. Проводится в форме игры....

    Методическая разработка урока "Развитие парламентаризма в России"

    Урок посвящён истории парламентаризма в нашей стране....

    Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

    Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

    Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

    Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

    Авторская разработка урока музыки «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!»

    Разработка урока была представлена на областном конкурсе «Учитель года» Цель:  содействие  формированию гармонично развитой, нравственно устойчивой, патриотически-настроенной личности н...

    Разработка урока по географии " Реки России"- 8 класс.

    Урок посвящается изучению рек России. На данном уроке учащиеся отрабатывают умения и навыки работы с физической картой России, а также знакомятся с такими понятиями как: падение и уклон реки. Вы...

    Разработка урока "Топливно-энергетический комплекс России" 9 класс

    Разработка урока с применением ЦОР по географии в 9 классе....