Методическая разработка урока "Развитие парламентаризма в России"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Урок посвящён истории парламентаризма в нашей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_istorii.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  истории

«Развитие парламентаризма в России»

11 класс

Цели урока:

Образовательные:

-помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина;

 - на основе компетентностного подхода рассмотреть сущность российского парламентаризма;

-обобщить знания учащихся о деятельности дореволюционной российской Государственной  Думы;

- актуализировать знания по истории современной России, представления о деятельности российского  парламента, значении Конституции в жизни общества;

- определить проблемы местного самоуправления и пути их решения.

Воспитательные:

-воспитание уважения к ценностям демократии;

- формирование активной жизненной позиции, правовой и политической культуры.

Развивающие:

-вовлечение учащихся  в активный познавательный процесс;

- развитие интереса к истории государственности и российского парламентаризма.

Используемые технологии: опережающего, проблемного, развивающего, личностно-ориентированного обучения.

Информационно-коммуникативные технологии: презентации учащихся, Диск «История Отечества.20 век»

Оборудование: Конституция РФ; плакаты: «Выборы и власть в Древнем Танаисе», «Казачий круг»,  «Традиции  парламентаризма на Дону»;  таблица «Система органов государственной власти РФ». Листки-бюллетени  для голосования, урна для голосования.

На урок были приглашены гости: председатель ТИК Верхнедонского района Карташова А.И. и депутат районного собрания депутатов Топольсков В.А.

Класс заранее был поделён на 6 групп. Каждая группа получила опережающее  задание-подобрать  материал и подготовить  презентацию по определённой теме.  Подготовиться к защите презентаций.

Ход урока:

1.Оргмомент

2. Вступительное слово учителя.

   Наш сегодняшний урок посвящён истории парламентаризма в России. На уроке у нас присутствуют гости: председатель ТИК Карташова Анна Ивановна и депутат районного собрания  депутатов Топольсков Владимир Александрович.    

3.Постановка проблемного задания    

Как вы понимаете смысл высказывания Джона Локка:

 «Там, где нет законов, там нет свободы»  

На этот вопрос постарайтесь ответить в конце урока.  

Вопросы учителя группам.

1.Что такое парламент?

2.Когда и где возник первый парламент?

3.Как связаны понятия «парламент» и «демократия»?

4.Какое  древнее поселение на Дону является родиной демократии в нашей стране? (Демонстрация таблицы «Выборы и власть в Древнем Танаисе»)

5.Была ли демократия у донских казаков? (Демонстрация таблицы «Традиции парламентаризма на Дону»)

6.Можно ли считать казачий круг первым парламентом  казаков? (Таблица «Казачий круг»)

Учитель: давайте приоткроем занавес истории и посмотрим как шло становление парламентаризма и демократии в нашей стране.

4.Защита презентаций  и ответы на вопросы , которые задавали другие группы.

Презентация первой группы «Исторические предпосылки парламентаризма в России»

Вопрос:  Как вы считаете, почему в нашей стране не сформировался сразу такой орган власти, как парламент в Англии?

Презентация второй группы «Работа Государственных Дум в дореволюционный период»

Вопрос : Почему Первую Думу в народе называли «Думой народных надежд», Вторую прозвали «Думой обречения», Третью «недостаточной достаточности», а Четвёртую Думу «парадоксом истории»?

Презентация третьей группы «Революция 1917 года и советский период»

Вопрос: Как вы думаете, сохранились основы парламентаризма в советский период?

Презентация четвёртой группы «Возрождение парламентаризма в период перестройки»

Вопрос: Можно ли считать Съезд Народных депутатов 1989 года возрождением парламентаризма?

Презентация пятой группы «Конституционные основы современного парламентаризма»

После просмотра презентации учащиеся работают с Конституцией РФ(ст.94,95) и таблицей «Органы Государственной власти РФ»

Вопросы: Как называется парламент РФ? Что значит представительный и законодательный орган власти?

Презентация шестой группы »Деятельность современных Государственных Дум»

Вопрос: Чем современные Государственные Думы отличаются от дореволюционных?

Учитель. В настоящее время парламентаризм действует на всех уровнях законодательной и представительной власти - федеральном, региональном и местном. С работой местного Собрания депутатов вас познакомит Топольсков В.А.

5.Выступление депутата.

После выступления организуется дискуссия учащихся с депутатом.  Заранее объявляется, что авторы наиболее понравившихся вопросов депутату и председателю ТИК будут отмечены призами. Учащиеся задают следующие вопросы:

«Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать депутатом в таком молодом возрасте?»

 «Устраивает ли вас организация досуга молодёжи в нашей станице?»

«Главная проблема станицы - строительство моста через реку Дон решена. Какие первоочередные задачи должны быть решены в ближайшее время? »   «Будет ли в ближайшее время очищена река Дон?»

 «Когда стадион «Верхний дон» будет  приведён в надлежащий вид  и на нем будут проходить районные соревнования по футболу?»

« Как  Вы относитесь к ЕГЭ?»

6.Решение проблемного задания.

Учащиеся высказывают своё мнение о роли законов в жизни общества, и роли парламента в их разработке и принятии.

Внимание учащихся обращается на статью 3 Конституции РФ (на экране и в тексте на столах)

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

      Учащиеся делают вывод о том, что от каждого из нас зависит будущее страны.    Хотя парламент – одно из старейших политических изобретений, потенциал парламентской демократии по-прежнему высок. Наша страна, да и весь мир сталкиваются с все новыми проблемами и вопросами. Без привлечения широких общественных сил эти проблемы решить невозможно. Именно парламентаризм как система государственной власти  позволяет гражданам через своих представителей участвовать в решении государственных вопросов. Парламент – это площадка, где может вестись продуктивный диалог между обществом и властью. Можно с уверенностью сказать, что российский парламентаризм, его история, сегодняшний день – это значимая составная часть и общемирового процесса политического развития.

6.Подведение итогов.

Председатель ТИК  Карташова А.И. и депутат Топольсков В.А. оценивают работу групп и называют авторов наиболее интересных вопросов.

Карташова А.И. награждает победителей.

Учащиеся высказывают своё мнение об уроке. Проводится своего  рода голосование. Они бросают  в урну листок, на котором  нужно отметить понравился урок или нет.

Домашнее задание:  написать эссе на тему «  Если бы депутатом выбрали меня»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Электроэнергетика России"

Тема урока:  Электроэнергетика Цели:  сформировать  представление об электроэнергетике России как об авангардной отрасли народного хозяйства страны. Задачи: Обучающая: углубление зна...

Методическая разработка экспериментального урока "Многоликая Россия"

ФГОС  диктует нам направление педагогического поиска в целях реализации системно-деятельностного подхода - полидисциплинарность, проектную деятельность, широкое использование ИКТ, приближени...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Методическая разработка "Развитие парламентаризма в России"

 Открытый тематический классный час с приглашением гостей.Учитель истории Ромахова А. Г.Тема: «Развитие парламентаризма в России».(К 105-летию начала работы Первой Государственной Думы в Ро...

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...