Методическая разработка по теме "Электроэнергетика России"
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Тема урока:  Электроэнергетика

Цели:  сформировать  представление об электроэнергетике России как об авангардной отрасли народного хозяйства страны.

Задачи:

Обучающая: углубление знаний учащихся по топливно-энергетическому комплексу России;разъяснение  понятий «электроэнергетика» и «энергосистема»; формирование  представления о роли и значении электроэнергетики для промышленности и населения страны;

Развивающая:  развитие  у учащихся умений  и навыков работы с картой и текстом;  развитие аналитического и логического мышления;

Воспитательная: воспитание  интереса  к географии родной страны, её экономике и экологии.

Тип урока: изучение нового материала

Методы:

  • Словесный
  • Наглядно - иллюстративный
  • Практический
  • Частично - поисковый
  • Исследовательский

 К данному уроку на сайте размещена презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Электроэнергетика

Цели:  сформировать  представление об электроэнергетике России как об авангардной отрасли народного хозяйства страны.

Задачи:

Обучающая: углубление знаний учащихся по топливно-энергетическому комплексу России; разъяснение  понятий «электроэнергетика» и «энергосистема»; формирование  представления о роли и значении электроэнергетики для промышленности и населения страны;

Развивающая:  развитие  у учащихся умений  и навыков работы с картой и текстом;  развитие аналитического и логического мышления;

Воспитательная: воспитание  интереса  к географии родной страны, её экономике и экологии.

Тип урока: изучение нового материала

Методы:

  1. Словесный
  2. Наглядно - иллюстративный
  3. Практический
  4. Частично - поисковый
  5. Исследовательский

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Подготовка к изучению нового материала.
  3. Первичное усвоение материала.
  4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
  5. Задание на дом.
  6. Подведение итогов.

Этап

Урока/

Продолжи-

тельность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Оргмомент

(1 мин)

Приветствует учеников.

Настраивает  учащихся на

 серьезную

работу в доброжелательной

обстановке.

Приветствуют учителя.

Активизируют свое внимание на уроке.

II.Подготовка к

изучению нового материала.

(2 мин)

Учитель просит дополнить схему

Отвечают на вопрос, дополняют схему

Ш.Первичное усвоение

Материала

(20 мин)

Учитель рассказывает о электроэнергетике страны, используя Интерактивное методическое пособие.

Предлагает поработать с учебным текстом.

Слушают учителя, анализируют диаграммы, схемы, работают с текстом учебника, заполняют таблицу.

IV.Первичное осмысление

и закрепление

(7-8 мин)

Анализ таблицы. Тестирование. Работа на к/к

(тестовые задания можно выполнить как устно, так и письменно на листочках)

Выполняют задание, анализируют, делают выводы.

Работают с ИД, выполняют задания на к/к

V.Задание на дом

(1 мин)

П.23

Записывают в дневник

VI.Рефлексия

(5 мин)

Учитель предлагает оценить свою работу на данном уроке

 

Учащиеся выполняют задание

VII.Подведение итогов

(2-3 мин)

Учитель подводит итоги работы, выставляет оценки.

Выставляют оценки в дневники.

  1. Организационный момент
  2. Подготовка к изучению нового материала.

Какой межотраслевой комплекс мы изучаем?

Дополните схему на доске.

ТЭК

?

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

                        _____?________                                                                          _____?___

                                                                  _____?________          ____?________

О с н о в н ы е   б а з ы

-Кузнецкий бас.;

-…(?)…

-…(?)…

-…(?)…

-…(?)…

-…(?)…

- Западно-Сибирская;

-Волго- Уральская

  1. Изучение нового материала.

План

  1. Традиционная энергетика.
  2. Альтернативная энергетика.
  3. Способы передачи электроэнергии.

  1. Традиционная энергетика.

Энергетика является основой развития производственных сил в любом государстве. Она  обеспечивает бесперебойную работу промышленности, сельского хозяйства, транспорта, коммунальных хозяйств  (работа с диаграммой №1, слайд 2). Стабильное развитие экономики невозможно без постоянно развивающейся энергетики.
Энергетическая промышленность является частью топливно-энергетической промышленности и неразрывно связана с другой составляющей этого гигантского хозяйственного комплекса - топливной промышленностью.

            Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на          электростанциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач..

По темпам своего развития она должна опережать все хозяйство, но производство электроэнергии в России пока не соответствует потребностям хозяйства.

(Диаграмма 2. Слайд3  )

Удельный вес России в производстве электроэнергии в мире составил 5,7%  и это четвертое место в мире.

Электроэнергия производится на электростанциях различных типов

(Диаграмма 3. Слайд4 . Анализ диаграммы).

Рассмотрим подробнее электростанции, работающие на традиционных источниках. По мере объяснения вы будите заполнять таблицу. Задание 1. Слайд № 5

( Виды ЭС. Слайд №8) ТЭС - работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны. Стоимость и время строительства относительно невелики. Крупные ТЭС называют ГРЭС (государственные районные электростанции). Крупнейшая ТЭС страны- Сургутская. Крупными являются также Костромская, Рефтинская ТЭС. Однако у ТЭС есть и существенные недостатки.

Во-первых они используют невозобновимые энергоресурсы и дают много отходов.

Во-вторых энергия дорогая, т.к. для эксплуатации, добычи и транспортировки топлива требуются затраты.

На размещение ТЭС влияние оказывает качество топлива, на котором они работают.

При использовании низкокачественного топлива, которое невыгно перевозить на большие расстояния (торф, сланцы, бурый и некоторые сорта каменного угля), ТЭС строят непосредственно в районах его добычи (Кузбасс, КАнско-Ачинский бассейн).

Высококачественное топливо(природный газ, мазут) можно транспортировать достаточно далеко. Поэтому его используют на  ТЭС, построенных в районах с большим потреблением электроэнергии (например Европейский Центр).

ТЭС делят на конденсационные и ТЭЦ. Слайд №9

Конденсационные электростанции обслуживающие большие территории называют –государственными районными электросетями(ГРЭС)

ТЭЦ (теплоэлектроцентрали), которые кроме электроэнергии вырабатывают тепло.

Работа с картой:

Найдите на карте атласа не менее 5 крупных ТЭС России.

 (Слайд 8)  ГЭС - гидроэнергопотенциал страны велик, но используется лишь 1/5. Большая часть  гидроэнергопотенциала страны сосредоточен в Восточной Сибири и Дальнем Востоке.

Работа с текстом. Используя учебный текст стр.102-103 оцените все «+» и «-» ГЭС. 1-2 мин. Проверяем.

 (Слайд №10) Рассмотрим ГЭС, построенные на горных и равнинных реках.

На крупнейших реках России: Волге, Енисее, Ангаре построены каскады ГЭС. Они позволяют полнее использовать гидроэнергетический и транспортный потенциал рек, создавать крупные запасы воды. Но одновременно создание каскадов снижает скорость течения воды, что ведет к сильному загрязнению рек, нарушаются условия естественных миграций рыб, затрудняются хозяйственные связи между берегами.

Задание : Рассмотрите  схему (Слайд №11) и скажите, сколько ГЭС входит в каскад волжских ГЭС. Назовите их и найдите на карте.

                 АЭС (Слайд №8,18) - мощность АЭС и производство электроэнергии на них постоянно растут. Задание: рассмотрите карту, где расположены почти все АЭС. Почему?

При использовании на АЭС  ядерного топлива (уран, плутоний и др.) из 1 кг выделяется столько же энергии, сколько образуется при сжигании 3000т каменного угля. Для работы ядерного реактора в течение нескольких лет достаточно загрузить в него 20-30 т ядерного топлива. Поэтому АЭС строят в районах, где нет достаточных энергетических ресурсов или они дороги, но электроэнергии требуется много. В России работает 9 крупных АЭС. Предполагается построить ряд АЭС нового типа в Центре и на Дальнем Востоке. Главные проблемы, возникающие в ходе работы АЭС,- обеспечение радиационной безопасности, переработка и хранение радиоактивных отходов.

  1. Альтернативная энергетика.

Теперь поговорим о станциях, использующих альтернативные источники энергии Слайд № 12-15

    К альтернативным источникам энергии относятся: энергия солнца, ветра, приливов и отливов, внутренняя энергия Земли и другие. Рассмотрим некоторые из них.

        Ветер – это наиболее древний источник энергии. В течение нескольких столетий его использовали на мельницах, пилорамах, в системах подачи воды к местам потребления. Интерес к использованию ветра для получения энергии возрос в последнее время. В районах с интенсивным движением воздуха ветроустановки, объединяясь в одну систему,  дают электрическую энергию населению. Такие ветротурбины есть в отдельных районах нашей страны. К сожалению, получаемая энергия невелика. Она может обеспечивать небольшой населенный пункт.

      Большими энергетическими ресурсами обладают водные массы морей и океанов. К ним относятся : энергия приливов и отливов, морских течений, а так же градиентов температур на разных глубинах.. В настоящее время эта энергия используется не в полную меру из-за высокой стоимости получения энергии. На территории нашей страны Кислогубская  ПЭС на Кольском полуострове, работающая от приливной волны. Такие ПЭС есть в США, Китае, Японии.

            Более реальные возможности использования геотермальной энергии. Источником являются разогретые воды, содержащиеся в недрах Земли. В отдельных районах такие воды изливаются на поверхность в виде гейзеров. В настоящее время некоторые города и предприятия обеспечиваются энергией геотермальных вод. Так столица Исландии город Рейкьявик обеспечивается электроэнергией за счет работы нескольких ГЕО ЭС. Такие электростанции есть у нас на Камчатке. Население Земли интенсивно растет. Природных ресурсов, которые способны производить электроэнергию, становится все меньше. Поэтому  нетрадиционным источникам энергии  принадлежит  будущее.

Задание (Слайд №7): Используя рисунок определите районы страны, где производство экологически чистой энергии наиболее перспективно.

Проверяем (кликнув на слайд появляются ответы)

  1. Способы передачи электроэнергии.

Группы электростанций разных типов объединены линиями электропередач (ЛЭП) высокого напряжения (500-800кВ) в энергосистему. Большая часть электростанций объединена в Единую энергосистему России .

Её цель:

  1. Надежное обеспечение энергией.
  2. Покрытие «пиковых»нагрузок.
  3. Использовать разницу во времени на территории России.

  1. Закрепление.
  1. Вопросы к классу:
  1. Каковы на Ваш взгляд перспективы энергетики?

Возможные ответы:

-шире использовать альтернативные источники энергии;

-использовать на ТЭС экологически чистое топливо

-строить мини ГЭС.

2.Слайд №19

3. Работа с контурной картой на ИД. Учащие пробуют нарисовать местоположение указанных ЭС, потом проверяют.

  1. Задание на дом. Параграф 23, работа с картами атласа.
  2. Рефлексия.
  1. Понравился ли урок?
  2. Что вызвало затруднение?
  3.  Выразите кратко,что вы запомнили по теме «Электроэнергетика России» на листке в любой форме (схема, план, связанный текст).

Листочки сдать.

  1. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока. "Регионы России" 8 класс

Повторительно-обощающий урок в 8 классе по теме "Регионы России"...

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка «Театральное искусство России 19-20х веков, на примере творчества Ф.И.Шаляпина. Многоканальная модель».

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о театральном искусстве России 19-20х веков. Задачи урока:-Воспитать эмоциональный отклик у учащихся-Создать условие для понимания взаи...

Методическая разработка урока "Города России"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка открытого урока по немецкому языку на тему "Города России"....

методическая разработка урока религии России на тему "Вероучение Иисуса Христа"

Данная разработка урока может быть использована и на уроках религии России , и на уроках истории. Оккрытый урок по данной теме был проведен на районном семинаре "Духовно-нравственное развитие учащихся...

Методическая разработка занятия " Вперед Россия!"

Разработка занятий с помощью которых в секции черлидинг  объясняется: " Что значит быть гражданином России"....