Конспект урока "Глобальные проблемы современности".
презентация к уроку (10 класс) по теме

Семенова Татьяна Вениаминовна

Этот конспект будет полезен при обобщении и повторении заявленой темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОЛСПЕКТ  УРОКА .

ТЕМА:  « ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ».

                 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.  11 КЛАСС.

                                   

 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ  ЦЕЛЬ:

          РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ.

ЗАДАЧИ.

Обучающие:

          ОБОБЩИТЬ И  УГЛУБИТЬ  ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

    -     О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ»,

    -     О ПРИЧИНАХ И ВРЕМЕНИ  ИХ ПОЯВЛЕНИЯ;

    -     РАСКРЫТЬ СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМ НА КОНКРЕТНОМ  МАТЕРИАЛЕ;

    -      ПОКАЗАТЬ ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Развивающие:

        -   ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ  КОММУНИКАТИВНЫХ  НАВЫКОВ,

         - ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ,

         - НАВЫКОВ  КРИТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ И АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

ТИП УРОКА: урок повторения и обобщения.

СПОСОБЫ  ОБУЧЕНИЯ:  фронтальные, групповые.

         

ПЛАН УРОКА.

      1. Вступительное слово учителя.

      2. Определение учащимися темы, целей урока и способов деятельности

      3. Выяснение вместе с  учащимися поставленных целей  урока.

      4. Закрепление полученных знаний через выполнение практических заданий.

      5. Рефлексия.

      6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА.

    1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

     

       Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы  неоднократно встречались  на уроках обществознания  в  девятом  классе, на уроках географии в  десятом, поэтому, я  думаю, тему урока, а так же  цели и способ деятельности вы определите сами.  Перед вами лежит   стихотворение  А. Макарова. (Приложение 1) прочтите его  и попытайтесь определить  тему нашего урока.

      2. Совместно с учащимися  формулируем  и записываем тему урока:«Глобальные проблемы современности».

       Затем учитель  обращается к учащимся  с   вопросом: «Какие,  вопросы, на ваш взгляд,  нам нужно выяснить? Какие вопросы напрашиваются к этой теме?  Ответ  обсудите в группах. После ответов групп  формулируем и записываем цели урока:

- Что означает термин глобальные проблемы?

- Когда и почему они появились?

- В чём состоят эти проблемы, каково их содержание?

- Каковы пути решения глобальных проблем?

       Затем учитель задаёт учащимся вопрос

«Каковы  могут быть  способы нашей деятельности?».  Учащиеся  называют  лекцию, самостоятельную работу с учебником или другими источниками информации,  сообщения.

     

     3. Учитель предлагает     на основе имеющихся знаний  обсудить   поставленные на уроке цели  в группах   и    подготовить свои ответы.   После обсуждения в группах учащиеся дают  ответы  на поставленные вопросы, а затем сравнивают их с образцом ответов, предложенных учителем. (Они чётко сформулированы   и отпечатаны на рабочих листах, которые предложены каждой группе учащихся.)  ( Приложение 2)  Учащимся предлагается сравнить свои ответы с образцом  и   определить , ответ какой из групп был более удачным.

   

     4. Для закрепления   и углубления полученных знаний   о фактическом содержании проблем  группам предлагается  выполнить практическое задание по  умению соотносить  конкретные социальные факты  с глобальными проблемами  (Приложение 3)

     5.  В качестве рефлексии  учащимся предлагается ответить на вопрос: «Какие из этих фактов  были тебе знакомы? Какие  из них  вызвали наибольший интерес?

        Для осмысления  изученного материала учащимся предлагается обсудить в группах

три  теоретических  вопроса и по желанию ответить на любой из них. (Приложение 4)

   6. Домашнее задание  предлагается   по выбору  одно их  следующих

-    Написать эссе на тему:  «Пора осознать, что человечество идёт к своему концу.  У нас нет сил и возможности спасти самих себя. Мы обречены».

-   Составить тесты на тему «Глобальные проблемы современности».

-   Подготовить сообщение по одной из глобальных проблем.

Приложение 1.

«Останьтесь на Земле...»

Останьтесь на земле осина, дуб и клен.

 Я показать хочу живую землю сыну

 Высокий мощный дуб и тонкую осину

 На полотне весны, где свет со всех сторон.

Останьтесь на земле орел, журавль и стриж,

Чтоб сын, встречая день восторженной улыбкой,

Увидел журавля, похожего на скрипку,

И взмах смычка - стрижа над тусклым блеском крыш.

Останьтесь на земле пшеница, рожь, ячмень,

Чтоб сын счастливо жил и удивлялся миру.

 Даю ему на память молот, плуг и лиру.

На незакатный час, на безупречный день. А.Макаров.

Приложение 2.

                    ТЕМА: «Глобальные проблемы человечества».

  1. Что означает термин «глобальные»? Или каковы признаки этих проблем?
  2. В чём состоят глобальные проблемы человечества?
  3. Когда и почему они появились?
  4. Каковы пути их решения?

1 .Глобальные, т.е. а) планетарные, затрагивают всё человечество б) угрожают гибелью человеческой цивилизации в) для их решения необходимы усилия всего общества.

2. В чём состоят глобальные проблемы человечества?

  1. Экологическая проблема (в т.ч. проблема истощения ресурсов).
  2. Демографическая проблема (в т. ч. продовольственная)
  3. Проблема предотвращения мировой войны.
  4. Проблема наркомании и неизлечимых болезней.
  5. Проблема международного терроризма.
  6. Проблема «Север - ЮГ» (предотвращение отсталости развивающихся стран).

( Проблема нравственного нигилизма, непредсказуемых последствий НТР, угроза техногенных катастроф и т.д.)

3. Появились во второй половине XX века, т.к. возросли масштабы деятельности человека, возросли единство и целостность мира.

Приложение 3 .

К каким глобальным проблемам относятся, на Ваш взгляд,

следующие факты?

  1. Если взорвётся хотя бы 1 %   запасов атомного оружия, то, по прогнозам учёных физиков, наступит ядерная зима, в результате которой может быть уничтожена вся биосфера, а не только человек.
  2. В 1960 году соотношение между развитыми и развивающимися странами было 26:1. Сейчас оно составляет 40:1. Свыше 500 млн. человек страдают в развивающихся странах от недоедания, 30-40 млн. ежегодно умирают от голода.
  3. Вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз превышает его прирост. Земля накапливает один сантиметр чернозёма за 300 лет, а погибает один сантиметр за 3 года. Если человечество будет уничтожать биологическое разнообразие столь же интенсивно, как сегодня, то оно сократится через полвека на 30-40%.
  4. В результате американских атомных взрывов над японскими городами Хиросима и Нагасаки радиоактивное вещество рассеялось по всей планете. Изучение годовых колец деревьев показывает, что прах японцев присутствует в годовом кольце 1945 года всех деревьев, в том числе тех, что произрастают на территории нашей страны, например в Сибири.

5 . По прогнозам учёных, при современных объёмах энергопотребления разведанных запасов нефти хватит на 40 лет, газа на 50 и угля на 400 лет. (точка отсчёта 2001 год.).

  1. Сегодня всё шире распространяется электронный и кибертерроризм: хакерские атаки на телекоммуникационные, банковские, платёжные и биржевые системы. Особую опасность представляет использование террористами биологического, химического, ядерного оружия.
  2. В результате атомной катастрофы в Чернобыле дозу облучения получили 20 миллионов человек. Все, кто получил высокую дозу радиации в течение часа, умерли, (примерно 4 тысячи человек).
  3. Количество наркозависимых в РФ составляет до 5 млн. человек. С учётом их родных и близких проблема наркомании затрагивает в РФ 30 млн., т.е. каждого пятого жителя страны.

9.По прогнозам учёных при современных темпах роста население Земли составит через 40 лет 10 млрд. человек. Это приведёт к серьёзным проблемам с продовольствием и особенно с пресной водой.

  1. По заключению специалистов, в некоторых районах Земли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой, которую вынуждены потреблять люди.
  2. Если человечество будет уничтожать биологическое разнообразие столь же интенсивно, как сегодня, то оно сократится через полвека на 30-40%.

Какие из этих фактов были тебе знакомы? Какие из них показались тебе более интересными?

Приложение 4.

На какой из  предложенных вопросов ты мог бы ответить ?

1.Участники международной конференции по проблемам экологии в 1989 году вспомнили такую притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: «Это конец». Сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась., сбила под собой комок масла и выбралась из горшка». О чём говорит эта притча, и какой урок из неё мы можем извлечь?

2.Существуют две точки зрения на роль глобальных проблем в развитии человечества. Одни утверждают, что разрешить их не удастся и появление их предвещает близкий крах современной цивилизации. Другие считают, что люди найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает интегрирующее воздействие на человечество, сближает народы. Какова ваша точка зрения?

3. Видный философ и социолог Карл Поппер писал : «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс ... Прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от наших целей.».  Согласны ли Вы с мнением философа?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« И всё-таки нужно решиться …» Классный час.

Слайд 2

По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

Слайд 3

- Что это такое? - спросил путешественник у привратника. - Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему. - А есть там вода? - Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны... - А поесть дадут? - Все, что захочешь. - Но со мной собака. - Сожалею, сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.

Слайд 4

И путешественник пошел мимо.. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник. - Я хочу пить, - попросил путешественник. - Заходи, во дворе есть колодец. - А моя собака? - Возле колодца увидишь поилку. - А поесть? - Могу угостить тебя ужином.

Слайд 5

- А собаке? - Найдется косточка. - А что это за место? - Это рай. - Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там. - Врет он все. Там ад. - Как же вы, в раю, это терпите? - Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.

Слайд 6

Тема классного часа: « И всё-таки нужно решиться, Что б другом кого-то назвать»

Слайд 7

1. Часто ли в наши дни встречается дружба? 2.Что мешает нам иметь друзей? 3.В каком возрасте она возникает чаще? 4.Что даёт нам дружба? 5.По каким причинам мы чаще теряем друзей? 6.Каких человеческих качеств требует дружба?

Слайд 8

« Правила дружбы» Сухомлинского. К акое из этих правил ты поставил бы на первое место? - Выбирай друзей по душевным качествам, не по одёжке. - Не обманывай друга ни в чём. - Будь с ним честен. - Не обзывай и не унижай своего друга. - Останови друга, если он делает что-то плохое. - Умей признать свои ошибки и помириться с другом - Не забывай, что в основе дружбы лежит порядочность

Слайд 9

“ Друзья” Согласен ли ты с автором этих строк? Бывают друзья на минуту, За деньги, на день и на ночь, Когда им бывает удобно, Они испаряются прочь. Бывают друзья по несчастью, Бывают от скуки друзья, Бывают такие, которых Друзьями назвать и нельзя. Бывают друзья по привычке, Бывают друзья по любви, Бывают друзья по работе – На то и коллеги они.

Слайд 10

Бывают друзья втихомолку, Бывают друзья напоказ, Бывают друзья и без толку, На целую жизнь и на раз. Бывают друзья и по письмам, Бывают друзья по пути, Бывают друзья от безделья, Да только… друзья ли они? Бывают друзья понаслышке, Которых легко потерять, И все-таки нужно решиться, Чтоб другом кого-то назвать. О. Редекоп

Слайд 11

Кодекс дружбы. Какие из этих правил, на твой взгляд, трудней выполнять? Будь верным в дружбе. Делись с другом своими успехами и неудачами. Умей слушать. Оказывай другу моральную поддержку. Сохраняй тайны своего друга .

Слайд 12

Какие из этих заповедей, на твой взгляд, люди нарушают чаще? Не будь назойливым и не поучай. Не обсуждай друга в его отсутствие. Не ревнуй друга к другим его друзьям. Уважай внутренний мир и чувства своего друга. Радуйся успехам своего друга.

Слайд 13

Какие из этих качеств мешают нам иметь друзей? Порядочность Агрессия Доброта Раздражительность Уважение Гнев Вдохновение Презрение Ненависть

Слайд 14

Какие из этих качеств мешают иметь друзей? Высокомерие Неуверенность Эгоизм Обидчивость Зависть Сердечность Вспыльчивость Взаимопонимание Страх

Слайд 15

Наш вывод: что бы найти или сохранить дружбу …

Слайд 16

Постарайся избавиться от Агрессии Раздражительности Гнева Презрения Ненависти Высокомерия Неуверенности Эгоизма Обидчивости Зависти Вспыльчивости Страха

Слайд 17

Сохрани в себе Порядочность Доброту Уважение Вдохновение Сердечность Взаимопонимание

Слайд 18

И помни, что «В жизни чаще встречается беззаветная любовь, нежели истинная дружба». Жан де Лабрюйер.

Слайд 19

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”.

Слайд 20

Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

Слайд 21

Тест «Умеешь ли ты дружить»

Слайд 22

1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех… а) с кем у меня складываются отличные отношения б) на кого можно всегда положиться в трудной ситуации в) кто умеет многого добиваться в жизни. 2 . Честно говоря, тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья… а) были классными и интересными личностями б) помогали тебе, когда ты об этом попросишь в) никогда не предавали тебя в трудную минуту.

Слайд 23

3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга… а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни б) про интересных людей и их приключениях в) детектив или фантастика. 4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь? а) попытаюсь их утихомирить… б) отойду в сторону – это не мои проблемы! в) разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.

Слайд 24

5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей били бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу? а) думаю, что да б) я не уверен(а) в) по-моему, счастье не в этом. 6. Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили твои друзья? а) сомневаюсь б) мне такая мысль никогда не приходила в голову… в) уверен(а), что есть. 7. Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты… а) не стану дожидаться и позвоню сам(а) б) посочувствую по телефону в) попрошу родителей сказать, что меня нет дома.

Слайд 25

Сложи вместе относящиеся к тебе баллы. Сумма баллов покажет тебе результат. а б с 1. 0 3 6 2 6 0 3 3 6 3 0 4 0 6 3 5 6 3 0 6 3 0 6 7 6 3 0

Слайд 26

0-20 баллов . Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь… Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

Слайд 27

21-33 балла . Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебя в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.

Слайд 28

34-48 баллов . Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) даже отодвинуть свои интересы в сторону, но при этом требуешь того же взамен. Наверное, это идеалистический взгляд на дружбу. Пытайся спуститься с небес на землю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы  стоящие перед обществом.В современных условиях о...

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

Конспект урока по географии 9 класс по теме:"Проблемы современного хозяйства России"

конспект урока составлен в соответствии с современными требованиями к уроку....

Конспект внеклассного мероприятия по обществознанию в 9 классе Тема: Глобальные проблемы современности. Эхо Беслана.

Цель: формирование у учащихся толерантности, неприятия идей     ксенофобии.Задачи:Дать определение понятий «террор», «терроризм», «террорист».Развить в школьниках сострадание ...

Конспект урока по обществознанию "Глобальные проблемы современности"

Конспект урока по обществознанию "Глобальные проблемы современности"....

План-конспект урока по теме "Проблема современной молодежной моды"

В данном конспекте представлена информация для проведения урока английского языка в 9 классах средней общеобразовательной школы....