Методическое пособие для проведения серии уроков по экономике в рамках курса "Обществознание" для 11 - х классов
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

В методическую разработку включена серия уроков по разделу "Экономика", включенного в курс "Обществознание" для учащихся 11 - х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка серии уроков по разделу «Экономика» в рамках предмета Обществознание для 11 класса

Тема урока. Экономика: наука и хозяйство

         Цели урока:

  1. Раскрыть существенные признаки понятия « экономическая наука»
  2. Обобщить и систематизировать представления об экономике как важной сфере жизни общества и ее основных проявлениях
  3. Раскрыть содержание основных комплексных измерителей экономики страны- ВВП и ВНП как целого

          План изучения нового материала:

  1. Что изучает экономическая наука.
  2. Экономика и экономическая деятельность.
  3. Измерители экономической деятельности.

           Основные понятия и термины:  Экономика, микроэкономика, метаэкономика, макроэкономика, мегаэкономика, производство, распределение, обмен, потребление, ресурсы, товарное хозяйство.

                     Ход урока:

      Организация беседы по вопросам:

- Зачем необходимо изучать экономику?

- Какая связь между жизнью общества в целом и его экономическим положением?

- Почему страны различаются по уровням и темпам экономического развития?

- Какое влияние оказывают на политику социальная и политическая структуры общества?

- В чем проявляется экономическая культура общества?

- Нужно ли ограничивать  экономическую свободу?

      Обобщение результатов беседы:

 выводы о роли и месте экономики в жизни общества

сравнение различных определений слова «экономика»

Экономика - это умение…….

Экономика - это знание о……

     Теперь, для характеристики основных составляющих разделов экономической науки- макро и микроэкономики, рассмотрим их через такой вид экономической деятельности как производство.

- Деятельность индивида, фирмы - микроэкономика

- Функционирование национального хозяйства в целом - макроэкономика

      Обратим внимание на то, что экономическая деятельность  участников производства на этих уровнях, различающаяся в деталях, в основном подчинена общим законом.

     Для закрепления материала выполним задание 2 к параграфу, требующего соотнести перечисленные экономические проблемы с конкретными разделами экономической теории.

     Для успешного освоения вопроса «Экономика и экономическая деятельность»  выполним упражнения  с некоторыми понятиями:

  1. Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите «выпадающее понятие», относящееся к другому смысловому ряду: ресурсы, производство, обмен, налоги, товар, рынок, потребитель.

  1. Назовите 3-4 термина, наиболее близко связанные с понятиями обмена, производства.

Варианты ответа: обмен- товар, цена, ярмарка, деньги, предложение;  производство- прибыль, технология, фирма, квалификация, производительность труда.

  1. Расположите слова в последовательности, отражающей преобразования объектов природы в предметы потребления: обмен, ресурсы, распределение, производство, потребление, товар.

     Как увеличить объем производства при имеющихся ограниченных ресурсах? Каждый из названных в учебном тексте путей решения этой проблемы желательно конкретизировать.

     Например, первый путь - расширение объемов производства продукции за счет количественных изменений ресурсов- может включать: увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых в производстве работников. Второй путь увеличения объемов производства- увеличение эффективности использования экономических ресурсов- предполагает увеличение качественных характеристик  ресурсов и повышение их производительности ( например, качества трудовых ресурсов за счет повышения квалификации и профессиональной подготовки, качества капитальных ресурсов за счет совершенствования используемых технологий производства и т.д.)

     В завершение, чтобы подчеркнуть взаимосвязь материала первых двух разделов параграфа, обсудим высказывание американского писателя Л. Питера: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»

     Содержание последнего раздела сосредоточим на раскрытии двух основных комплексных измерителей экономики страны как целого - валового национального продукта (ВНП) и валового внутреннего продукта (ВВП).

     Выпишем определение данных понятий. Важно усвоить существующую разницу между ними:

ВНП- это рыночная стоимость всех товаров и услуг, осуществленных отечественными производителями как внутри страны, так и за ее пределами.

     ВВП - это рыночная стоимость всех товаров и услуг, осуществленных внутри страны как отечественными, так и зарубежными производителями.

     Сделаем акцент на том, что в мировом масштабе совокупный показатель ВВП имеет устойчивую тенденцию к постоянному росту. В России, начиная с 1990 года, прослеживалась устойчивая тенденция к снижению ВВП. В период с 1991 по 1996 год  он сократился более чем наполовину. Однако, с конца 90-х годов, в России наблюдается положительная динамика роста ВВП. Это позволило российскому правительству в 2004 г. прогнозировать удвоение этого показателя в последующие 10 лет.

     Проанализируем данную информацию и обсудим, опираясь на знания из курса истории, обществоведческого курса за 10 класс, причины изменений в объеме и динамике ВВП России в рассматриваемые периоды.

   

      Домашнее задание - первый параграф учебника, конспект. Подготовить ответы на поставленные вопросы. Учащимся, интересующимся историей экономической науки и проблемой измерения экономики, можно рекомендовать книгу «Энциклопедия для детей» (гл. ред. В.А. Володин,- М., 2002.- Т.21.-Ч.1- С. 360-380, 99-406).

Конспект открытого урока,

 проводимого преподавателем Платоновым Н.П.

Тема занятия: «Экономический рост и развитие» (2 урока)

     Цели занятия:

  1. Раскрыть сущность и соотношение понятий «экономический рост» и «экономическое развитие»
  2. Охарактеризовать способы использования различных факторов производства для достижения экономического роста
  3. Сформировать умения различать проявления экстенсивного и интенсивного путей развития экономики
  4. Выявить причины циклического развития экономики и последствия его воздействия на экономическую жизнь общества

     

     План изучения нового материала:

  1. Понятие экономического роста
  2. Факторы экономического роста
  3. Экстенсивный и интенсивный рост
  4. Экономическое развитие
  5. Экономический цикл

Ход урока:

  1. При обсуждении первого вопроса вспомним материал прошлого урока, раскрывающие два различных показателя: реальный валовой внутренний продукт- его объем выражен в неизменных ценах произведенных продуктов; номинальный валовой внутренний продукт- его объем измеряется в текущих ценах.

     Обратим внимание на то, что при расчете темпов ВВП надо различать абсолютную его величину и ВВП на душу населения.

     Сделаем выводы.  Так, для того, чтобы ВВП служил объективным показателем экономического роста, необходимо соблюдать два условия его использования:

- экономический рост надо оценивать на основе изменения реального, а не номинального объема валового продукта

- экономический рост лучше оценивать на основе изменения не общей, а удельной величины валового продукта на душу населения страны

    Закрепить материал раздела поможет выполнения задание №1 к параграфу и задание № 93 из сборника «Задания и тесты», 11 кл.

2. Следующий шаг в изучении нового материала (п. 2 и п.3 плана) - анализ факторов и путей достижения экономического роста.

    Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом параграфа об уже известных из курса основной школы факторах производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) и их роли в обеспечении экономического роста.

     Следует расширить представления учащихся о факторах экономического роста и способах их рационального использования. Важно подчеркнуть имеющиеся противоречия в решении проблем экономического роста. Сторонники одного из них ставят вопрос о самой возможности дальнейшего движения по пути усиления экономического роста ввиду предполагаемого исчерпания природных ресурсов. Сторонники другой точки зрения считают, что концепция экономического роста, учитывая связанные с ним загрязнение окружающей среды и ухудшение условий жизни, несовместима более с идеей прогресса.

     Учащиеся выражают свое отношение к этой проблеме, аргументируют поддержку или опровергают взгляды сторонников различных позиций.

     Выслушав мнения учащихся, необходимо подвести их к выводу о значении поисков формулы экономического роста, более экономной в расходовании природных ресурсов, ориентированной на улучшение качества жизни.

     Знания о путях достижения экономического роста и факторах экстенсивного и интенсивного роста закрепим выполнением заданий  из сборника «Задания и тесты»: 131, 141, 152 - НТП как фактор интенсивного роста; 147, 153 - повышение квалификации работника как фактор интенсивного роста.

3. Перед изучением вопроса «Экономическое развитие» (п. 4 плана), уместно после самостоятельного прочтения учащимися учебного текста привлечь их внимание к обсуждению следующих вопросов:

1. Что лежит в основе деления стран по уровню экономического развития?

2. Как слаборазвитым странам разорвать порочный круг бедности?

3. Чем цели экономического роста отличаются от целей экономического развития?

   После обсуждения делаем и записываем следующие выводы:

- Низкий уровень валовых внутренних сбережений населения препятствует росту валовых внутренних инвестиций

-  Дополнительное  инвестирование  способствует росту эффективности экономики и повышению доходов населения.

- Необходимыми факторами стимулирования частных сбережений и инвестиций в стране являются политическая и экономическая стабильность, надежная банковская система и благоприятная налоговая политика правительства.

- Важнейшая проблема экономического развития России- создание благоприятного «инвестиционного климата» для превращения внутренних сбережений во внутренние инвестиции.

4. В заключение, рассмотрим  пятый пункт плана, посвященный понятию «Экономический цикл»

Прочитаем учебный текст, дающий представление о причинах циклического развития экономики, основных фазах экономического цикла.

     Закрепить изученный материал поможет выполнение заданий №3 и №4 к параграфу 2.

Подводя итоги изучения темы урока, сделаем некоторые обобщения с использованием фактов современной российской действительности.

     Домашнее задание - параграф 1, подготовить развернутые ответы на вопросы параграфа.  Учащимся, желающим глубже изучить проблемы экономического роста и развития, предлагаю обратиться к книге: «Экономика: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля/ И.В. Липсиц.-М.,2004.- Гл.10.

Конспект урока,

 проводимого преподавателем Платоновым Н.П.

Тема занятия: «Рыночные отношения в экономике» (2 урока)

Цели занятия:

  1. Раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики, его достоинства и недостатки.
  2. Показать роль и место фондового рынка в рыночных структурах.
  3. Дать представление о «смешанной экономике»
  4. Раскрыть основные проблемы становления в России рыночной экономики.

План изучения нового материала:

  1. Экономические системы.
  2. Рынок и его роль в экономической жизни.
  3. Рыночные структуры.
  4. Конкуренция и монополия.
  5. Современный рынок.
  6. Становление рыночной экономики в России.

Ход урока:

Проверка домашнего задания: ответы на вопросы параграфа по ключевым проблемам предыдущей темы.

  1. Начать работу над новым материалом следует с  определения понятия «экономическая система»  в школьном словаре по обществознанию.  Прочитаем вступительный текст к параграфу 3 и подумаем над  вопросом о различиях представленных в нем характеристик экономических систем.  Сделаем вывод, что эти различия, в частности, состоят в разных ответах на главные вопросы экономики: Что? Для кого? Как производить?

     Затем сосредоточимся на кратком определении рыночной экономики, представленном в параграфе. В нем даны лишь некоторые признаки этой экономической системы.  Сопоставим  это определение с тем, которое дано рыночной экономике в школьном словаре. Результатом этой работы является перечень признаков этого понятия, записанный в тетрадях.  При наличии времени, возможно также заполнение таблицы, в которой оформляется четыре колонки (традиционная, командная, рыночная и смешанная системы), где записываются признаки каждой из этих систем.

2. Вопрос о рынке и его роли в экономической жизни следует изложить, чтобы разъяснить рыночный механизм регулирования производства и потребления. После того, как действие этого механизма объяснено, можно закрепить понимание сути закона спроса и закона предложения, обратившись к формулировкам этих законов в школьном словаре. Обсудим задание 2 к параграфу, чтобы ответить на ключевые вопросы подтемы:

  1. Почему рынок побуждает к снижению издержек производства?
  2. Каким образом рынок поощряет совершенствование техники и технологии?
  3. Как рынок регулирует распределение ресурсов для производства тех или иных товаров?

     После этого характеризуем сильные и слабые стороны рыночного регулирования.

Таким образом, положительная роль рыночного механизма состоит в том, что он обеспечивает:

  1. Рациональное распределение ресурсов между различными сферами деятельности.
  2. Гибкость и высокую адаптивность производства и потребления к изменяющимся условиям на основе информации о динамике спроса и предложения.
  3. Свободу выбора и действий производителей и потребителей.
  4. Повышение качества товаров и услуг.
  5. Стимулирование внедрения достижений НТП.
  6. Бездефицитность рынка, удовлетворение разнообразных потребностей.

     Слабые стороны рыночного регулирования заключаются в следующем:

  1. Действие рыночного механизма порождает чрезмерную дифференциацию доходов, бедность отдельных групп населения, безработицу, монополизацию экономики.
  2. Стимулируя использование достижений науки и техники, рынок не побуждает к вложению средств в фундаментальные научные исследования, без которых НТП невозможен.
  3. Деятельность участников рынка нередко ведет к загрязнению окружающей среды, к хищническому использованию невозобновляемых природных ресурсов, а рыночный механизм не стимулирует заботу об экологии.
  4. Рыночный механизм не способствует таким необходимым для общества видам деятельности, как оборона, сфера управления, образование и другие услуги коллективного пользования.

3.  Представление о структуре рынка создаст у учащихся изучение первых четырех абзацев раздела «Рыночная структура и инфраструктура». Следует разъяснить классификацию рыночных структур по степени ограниченности конкуренции. Такие разъяснения целесообразно сделать при изучении четвертого пункта плана.

4.   Вопрос о конкуренции и монополии позволяет углубить понятие о структуре рынка. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника. Осмыслению текста помогут вопросы:

- В чем состоит сущность конкуренции?

- Как конкуренция влияет на поведение производителей?

- В чем заключается сущность монополии?

     После этого можно вернуться к структуре рынка и кратко охарактеризовать рынки по критерию уровня развития конкуренции

5. Следующий пункт плана урока, посвященный понятию «Современный рынок», подводит к пониманию принципов проявления смешанной экономики, в которой одновременно действует невидимый рыночный механизм и государственное регулирование. Соотношение названных форм экономического регулирования в разных странах со смешанной экономикой различно и зависит от конкретных условий.

     Основное понятие урока - «рыночная экономика» поможет сделать более осознанным работа над зад. 1 и 4 к параграфу, а также задания 117 (с.56) и 128 (с. 60-61) из пособия «Задания и тесты», 11 кл.

6.  Над последним пунктом плана учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника.

     Перед самостоятельной работой с учебным текстом логично задать следующие вопросы:

- Какие изменения в экономике России произошли в итоге реформ?

- Какие негативные процессы сопровождали эти реформы?

- В чем состояла сущность споров о способах выхода из кризисного состояния экономики?

- Какие позитивные тенденции в развитии экономики проявились за последние годы?

     Работа сопровождается выполнением познавательных заданий 110 (с.54) и 99 (с.51) из сборника «Задания и тесты», 11 кл. Термин «приватизация» уточняется с помощью школьного словаря по обществознанию.

     Войти в проблему поможет работа с документами. Прежде всего, это представленный в конце параграфа текст, автор которого академик С.С. Шаталин. Задание 7 к этому документу является очень важным для восприятия изучаемого материала. Более сложная работа может быть организована на основе сопоставления текста С.С. Шаталина с документом «Характерные черты рыночной экономики» («Дидактические материалы», 10-11 кл., с.119-120), автором которого является Д. Сакс, экономический советник российского правительства в начале реформ.

     Подводя учащихся к практическим выводам, следует задать следующие вопросы:

- Что дает понимание рыночного механизма производителю? Покупателю? К каким ошибкам в жизни человека может привести незнание экономических законов?

- При каких условиях можно обеспечить собственную конкурентноспособность?

- Каким образом знания о рыночной экономике могут повлиять на поведение избирателя?

  1. В заключение можно обсудить зад. 105 из пособия «Задания и тесты», 11 кл. (с.52)

Вопросы для самопроверки и рубрика «Мысли мудрых» - самостоятельная работа дома. Также - параграф 3, подготовить развернутые ответы на поставленные вопросы. Учащимся, которые захотят углубиться в тему, можно рекомендовать учебник Липсица И.В. «Введение в экономику и бизнес». М., 2000,- Гл. 3-7

Конспект урока,

 проводимого преподавателем Платоновым Н.П.

Тема занятия: «Фирмы в экономике» (2 урока)

Цель занятия:

  1. Сформировать у учащихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе.
  2. Раскрыть слагаемые эффективного производства, виды доходов, получаемые собственниками факторов (ресурсов) производства, и способы рационального использования этих факторов.
  3. Охарактеризовать издержки производителя и пути обеспечения прибыли.
  4. Выявить зависимость между изменениями объемов производства и его издержками в целях рационального управления последними, а также влияние уровня налогообложения предприятия на его развитие.

План изучения нового материала:

  1. Факторы производства и факторные доходы.
  2. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
  3. Постоянные и переменные издержки производства.
  4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Ход урока:

     Проверка домашнего задания: ответы на вопросы параграфа по ключевым проблемам предыдущей темы.

     Начать изучение нового материала следует с вопроса: как добиться эффективности производства?

     Обсуждение вопросов, сформулированных в начале учебного текста параграфа, активизация уже имеющихся знаний об экономической деятельности и одном из ее видов - производстве, использование социального опыта школьников позволят направить  их самостоятельную познавательную работу с учебным текстом на дальнейший поиск ответа на поставленный проблемный вопрос.

     Учащиеся уже знакомы с понятием «факторы производства». Следующий элемент содержания первого пункта плана - факторные доходы. В процессе знакомства с учебным текстом необходимо предложить учащимся составить следующие соответствия:

Труд (фактор производства)------------заработная плата (факторный доход)

Земля (фактор производства)----------рента (факторный доход)

Капитал (фактор производства)--------процент (факторный доход)

Предпринимательство (фактор производства)----------прибыль (факторный доход)

     Далее идет обсуждение полученных соответствий и задаются вопросы:

- Каковы вид и размер дохода, получаемого владельцами того или иного фактора производства?

- Как образуются эти доходы?

     В завершение изучения раздела важно подвести учащихся к важному выводу о том, что эффективность деятельности фирмы (предприятия) в условиях рыночной экономики во многом определяется рациональным использованием привлекаемых (например, труд, земля) и собственных (например, капитал, предпринимательство) факторов (ресурсов) производства.

     Для экономически грамотного выбора способов и условий использования последних производителю важно овладеть умениями сравнивать предстоящие издержки и возможную результативность (доходность) своей деятельности.

     Следующий шаг в изучении подтемы - анализ экономических и бухгалтерских издержек производства, выбор способов расчета и получения прибыли производителем.

     Путем самостоятельного анализа текста раздела «Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль» учащиеся выделяют основные характеристики разнообразных издержек производства и осмысливают различные подходы к формированию экономической и бухгалтерской прибыли.    

     Для закрепления материала поможет обсуждение в ходе беседы следующих вопросов:

- Как определить экономическую эффективность деятельности фирмы?

- Чем внутренние издержки (неявные) отличаются от внешних издержек (явных)?

- Что отражает экономическая прибыль предприятия и на что ориентирует предпринимателя бухгалтерская прибыль?

- Какой метод подсчета издержек помогает сделать рациональный выбор использования производителем имеющихся ресурсов?

     После этого необходимо обобщить результаты беседы и организовать выполнение зад.1 к параграфу.

     Для понимания вопроса «Постоянные и переменные издержки производства» следует организовать выполнение практических заданий №2 и №3 к параграфу. Особого внимания заслуживает работа по овладению такими ключевыми для рассматриваемой темы экономическими понятиями и показателями как «эффективность» и «рентабельность» производственной деятельности фирмы.

     Практическому закреплению представлений о таких показателях производства, как эффективность и рентабельность, будет способствовать  выполнение задания №4 к параграфу. Полезно также знакомство с материалами рубрики «Посчитаем-подумаем» (Липсиц И.В. Экономика: базовый курс: учеб. Для 10-11 кл.-М., 2003)

   

     Логическим завершением самостоятельного изучения первых трех пунктов плана может быть организация работы учащихся с представленным в параграфе фрагментом из книги В.И. Данилова-Данильяна «Бегство к рынку».

     В заключение этой части урока полезно предложить  учащимся свои варианты фразы, выписанной на доске: «Эффективное предприятие - это….»

     Последний раздел параграфа «Налоги, уплачиваемые предприятием» необходимо начать с того, что существует тесная взаимосвязь между общим объемом издержек производства и налоговыми расходами производителя, а последние в значительной степени могут влиять на экономический выбор предпринимателя и должны учитываться при расчетах рентабельности фирмы.

     После того, как будут охарактеризованы основные  виды налогов, следует организовать беседу по следующим вопросам:

- Все ли предприятия должны платить налог на прибыль?

- От чего зависит величина ставки налога на прибыль для различных предприятий?

- На какие виды деятельности распространяется льготное налогообложение?

- Какие доходы фирмы облагаются налогом на добавленную стоимость?

- Почему ставка НДС различается в зависимости от вида товара?

Домашнее задание: письменно раскрыть содержание следующего утверждения исследователя Г.Гинса: «Оптимизм предпринимателя- это движущая сила хозяйственной предприимчивости, расчетливость- это сила самосохранения его»

Дать развернутые ответы на вопросы третьего параграфа.

Конспект открытого урока,

 проводимого преподавателем Платоновым Н.П.

Тема занятия: «Правовые основы предпринимательской деятельности» (2 урока)

Цель занятия:

  1. Раскрыть понятие предпринимательского права.
  2. Способствовать выработке элементарных умений и навыков правового анализа предпринимательской деятельности, ориентирования в предпринимательских правоотношениях на практике, а также формированию уважения к институту собственности, повышению правовой грамотности и правовой культуры в целом.

План изучения нового материала:

  1. Правовые основы предпринимательства.
  2. Организационно-правовые формы предпринимательства.
  3. Как открыть свое дело.

Ход урока:

   Проверка домашнего задания

     Учебный материал, относящийся к первому вопросу плана, необходимо построить вокруг понимания предпринимательства как правового явления и изучения базового понятия предпринимательских правоотношений.

     Необходимо дать понимание предпринимательства как явления с точки зрения права. При этом необходимо обратиться к общему понятию правоотношения, и в ходе изложения конкретизировать понятие предпринимательских правоотношений.

     Следует более подробно познакомиться с участниками предпринимательских правоотношений - субъектами предпринимательского права, в качестве которых могут выступать граждане, коммерческие организации или государство:

     Граждане (физические лица): индивидуальный предприниматель, фермерское хозяйство.

     Коммерческие организации (юридические лица):

-   хозяйственные товарищества: полные товарищества, товарищества на вере.

- хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества.

-  производственные кооперативы

Государство:

- государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Такое достаточно подробное описание ряда наиболее распространенных форм предпринимательской деятельности дает возможность подвести учащихся к их сопоставлению, сравнению. Организовать работу учащихся с текстом поможет сравнительная таблица, заполнение которой предложено им в задании 1 к параграфу.

Организационно-правовая форма

Участники

(кем создается)

Учредительные документы

Капитал

Ответственность

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица

(ИПБОЮЛ)

Физические лица

(граждане)

-

Не оговорен

По всем обязательствам отвечает своим имуществом

Товарищество полное

Юридические лица (ИПБОЮЛы) и коммерческие организации

Учредительный договор

Не оговорен

По всем обязательствам товарищества отвечают своим имуществом солидарно

Товарищество на вере

Юридические лица (ИПБОЮЛы и коммерческие организации) и участники-вкладчики

Учредительный договор

Не оговорен

По всем обязательствам товарищества юридические лица отвечают своим имуществом солидарно; участники-вкладчики- в пределах внесенных вкладов

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Физические и юридические лица (граждане) и коммерческие организации

Устав. Учредительный договор

Не менее ста минимальных размеров оплаты труда

По всем обязательствам отвечают в пределах внесенных вкладов

Открытое акционерное общество (ОАО)

Физические и юридические лица (граждане) и коммерческие организации по количеству выпущенных акций

Устав

Не менее тысячи минимальных размеров оплаты труда

Акционер не отвечает по обязательствам общества

Закрытое акционерное общество (ЗАО)

Физические и юридические лица  (граждане) и коммерческие организации по количеству выпущенных акций

Устав

Не менее ста минимальных размеров оплаты труда

Акционер не отвечает по обязательствам общества

Государственные и муниципальные организации и предприятия

Руководитель предприятия - исполнительный орган

Устав

Является государственной или муниципальной собственностью

Отвечает перед государственной или муниципальной властью

     Следует предложить учащимся проанализировать взаимосвязь организационных форм предпринимательской деятельности и степень заинтересованности работающего. Для этого следует обратиться к фрагменту текста российского экономиста В. Попова «Работник и отношения собственности» (Дидактические материалы», 10-11 кл., с.117).

     Учащиеся сами обозначат значимость грамотного правового оформления предпринимательской деятельности. Также следует использовать работу с источниками и организовать сравнение условий успешного бизнеса, выделенных М. Смоллом и Дж. Рокфеллером («Дидактические материалы», 10-11 кл., с. 129-130). Целесообразно вместе с учащимися разобрать высказывание П. Друкера (задание №5 к параграфу) и прокомментировать его.

     Полученные знания необходимо применить на практике. Следует предложить следующую информацию. Экономисты выделяют разные виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое, финансово-кредитное, страховое, посредническое. Учащимся  предлагается подумать над вопросом: будет ли принципиально различаться правовое оформление предприятий коммерческо-торгового, производственного или финансово-кредитного профиля?

     Далее урок продолжит выполнение задания №3 к параграфу - составление памятки «Для начинающего предпринимателя». Эта часть организуется как самостоятельная работа учащихся. В результате, памятка должна приобрести следующий вид:

  1. Принятие решения и его оформление

-Издание постановления государственной власти о создании предприятия.

-Протокол заседания учредителей- решение о создании предприятия.

-Единоличное решение человека заняться предпринимательской деятельностью.

       II.             Подготовка учредительных документов

                       -Разработка Устава

                       -Составление Учредительного договора.

       III.            Проверка фирменного наименования на неповторимость.

       IV.            Формирование уставного капитала, паевого фонда, уставного фонда.

       V.             Подача документов для регистрации.

                        -Необходимые документы: заявление, учредительные документы. Копии свидетельств о регистрации учредителей - юридических лиц.

                      - Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины.

      VI. Оформление свидетельства о государственной регистрации и внесение юридического лица в Единый государственный реестр.

      VII. Регистрация в органах статистики.

      VIII. Открытие расчетного счета в банке.

      IX. Изготовление печати.

      X. Постановка на учет в налоговом органе

      - Присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН предприятия)

      -Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

      -Занесение в государственный реестр предприятий

      XI. Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах

        -Пенсионный фонд

        -Фонд обязательного медицинского страхования

        -Фонд государственного социального страхования

     Завершая изучение темы, следует поставить вопросы:

- Какое дело вы бы решили открыть?

- Почему выбор остановился на предприятии коммерческо-торговой (производственной или финансово-кредитной) сферы деятельности?

- Какая организационно-правовая форма наиболее приемлема для реализации задуманного?

- Каков будет алгоритм оформления вашей фирмы?

   

     Систематизировать полученные знания поможет повторное обращение к практическим выводам по теме - о существующих правилах достижения успеха в предпринимательской деятельности и значимости ее грамотного правового оформления.

     Выполнение задания №5 к параграфу и работа с вопросами для самопроверки  может служить домашним заданием. Также следует предложить учащимся написать эссе  на заданную тему (по образцу работы с материалами ЕГЭ). Учащимся, интересующимся рассмотренной темой, можно рекомендовать для дополнительного чтения книгу:  Ершова И.В. Предпринимательское право. Вопросы и ответы.- М., 2002,- Гл. I-IV.

Конспект открытого урока, проводимого в рамках

Седьмой ежегодной научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья 2 ноября 2010г.

Учитель истории и обществознания Н.П.Платонов

Тема: «Человек как духовное существо»

Цели урока:

  1. Посредством дискуссии раскрыть понятие «Духовный мир личности»
  2. Выработать представление о нормах морали в различные эпохи
  3. Выявить связь между свободой и ответственностью личности

Основные понятия и термины: нравы, нравственность, мораль, категорический императив, Свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания. Опрос беседа:

Личность- человек социальный. Какие социальные роли человек играет в обществе?

Высказать мнение о единстве разума, чувств, воли, деятельности.

  1. Изучение нового материала

   Одним из важнейших прав, дающих возможность реализовать духовные запросы человека, является право на духовную свободу.

   Рассмотрение ст. 19 Всеобщей Декларации прав человека

 Исходя из прочитанного, что вы можете сказать о свободе убеждений?

Приведем примеры конформизма и нонкомформизма из истории различных государств

Вывод: Человек имеет право на свободу убеждений, но, являясь существом общественным, он не может не подчиняться определенным правилам.

   

   Рассмотрение «Пирамиды морали»

   Обсуждение цитат, раскрывающих схожесть отношения к основным моральным ценностям

«Добро - естественное состояние мира»  Даосизм

«Не делай другим того, что причинило бы боль тебе»  Индуизм

«Не делай другим того, что сам считаешь злом»  Буддизм

« Зло - отсутствие добра» Христианство

   С приходом христианства наступает новая мораль. Талионное право уходит в прошлое.

   Обсуждение соотношения понятий Стыд и Совесть

Стыд - страх перед порицанием со стороны других людей.

Совесть - чуткий внутренний контроль человека.

   Обсуждение различных типов общества: примитивное общество (культура стыда), высокодуховное общество (культура вины)

Вывод: Совесть - выражение нравственного самосознания личности

   Обсуждение понятия: Духовное богатство

Проведение связи с понятиями: гражданственность и патриотизм

Выводы: Патриотизм - ценностное отношение человека к своему Отечеству. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, общественному и политическому устройству государства, языку и вере своего народа

Вопросы в конце урока:

  1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека? Какова их роль в различных видах деятельности?
  2. Соотнести категорический императив И. Канта и «золотое правило морали» , сформулированное в трудах великих моралистов в истории человечества.