самопознание
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Самопознание подростка
Тип урока: обобщение изученного материала.
Форма урока: творческая лаборатория.
Цель урока: раскрыть особенности подросткового возраста.
Задачи урока: - раскрыть связь физических и психологических изменений в организме подростка;
-остановиться на проблемах подросткового возраста и поискать пути решения проблем;
- раскрыть понятия «самосознание», «самооценка».
Оборудование урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска; набор понятий по исследуемой проблеме для работы на доске.
Психологическое сопровождение урока:
1.Диагностика учащихся: определение ведущей модальности.
2.Размещение в группах по результатам диагностики.
3.Выбор видов практической деятельности учащимися.
4.Использование субъективного опыта учеников:
- выявление опыта путем постановки вопросов;
- организация обмена содержанием субъективного опыта между учениками;
- поддержка учителем наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме;
- обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке.
5.Характер педагогического общения на уроке:
- уважительное и внимательное выслушивание ответов, независимо от уровня успеваемости;
- обращение к ученикам по имени;
- беседа с детьми «глаза в глаза»;
- невербальная поддержка учеников;
- поощрение в школьнике чувства независимости, уверенности в себе при ответе.
6.Проявление гибкости учителя в работе на уроке:
- организация атмосферы включенности каждого ученика в работу класса;
- создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным;
- проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика.
Ход урока.
В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст от 11(12) до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту учащихся 5-8 классов. Этот период называют переходным от детства к взрослой жизни (юности).
Итак, вы – подростки. Назовите особенности подросткового возраста (называют физиологические и психологические изменения).
« Подростковый период – испытание, данное каждому человеку». Как вы понимаете смысл этого высказывания?
А какими вы себя видите? (сильными, крепкими, высокими, худыми…)
У подростков в возрасте от 11 до 15 лет в период важных физиологических и психологических изменений формируется новое восприятие окружающего мира. Наступает время приобретения собственного жизненного опыта.
На доске:
Государство, Общество, Семья, Коллектив, Я
На какое место вы поставите слово «Я»?
Варианты: 1.Семья - я – коллектив – общество – государство;
2.Я – семья – коллектив – общество - государство.
А как видят психологи подростка? Организация работы с опорами в группах. Обсуждение результатов. Моделирование опоры на доске.
Изменения: 1.Физиологические - обмен веществ.
2. Физические: рост, вес, появление вторичных половых признаков.
3.Психологические - развитие больших полушарий,
возбуждение преобладает над торможением.
ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ
Я УЖЕ НЕ РЕБЕНОК!
(чувство взрослости)
ВОЗРОСШИЕ ПОТРЕБНОСТИ
Задача. Катя, ученица 7 класса, пригласила на день рождения всех ребят, кроме Толи. Когда он попытался выяснить причину этого, то ему ответили: «Ты еще маленький». Как могло повлиять на Толю услышанное им?
Задача. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать?
Ситуация. Девочка всегда стеснялась некрасивой девичьей фамилии, даже замуж вышла, чтобы ее поменять. И до сих пор ей неприятно встречаться с бывшими одноклассниками, которые продолжают называть ее по старой фамилии.
Как к этому относиться?
Ответ можно найти в стихотворении:
Каких фамилий только нет:
Кобылкин, Тряпкин, Дармоед,
Дураков, Пуговкин, Пупков.
А Пушкин, Глинка, Пирогов
Прославились навеки.
И вывод, стало быть, таков –
Все дело в человеке.
Сергей Михалков
Детское одиночество. Как оно страшно!
«Я в жизни одинока, - пишет девочка Надя(12 лет). Со мной никто не дружит, почти никто не разговаривает. Меня все бьют, особенно мальчики, все просто надо мной издеваются».
- Что может случиться с этой девочкой? (замкнется, суицид).
- Что бы вы ответили этой девочке?
Как жить с тоской и болью?
- Для людей.
Чем жизнь свою заполнить?
- Светом дней.
Но если жизнь без солнца?
- Сам свети.
А силы где на это?
- Будь с людьми.
Александр Ткаченко
Каждый подросток испытывает влияние: с одной стороны, родителей, с другой – группы сверстников.
Ситуация.
Мама сказала: «Гулять не пойдешь: уроки не сделаны».
А за окном весна, солнце, птички поют. Сверстники гуляют.
- Чье мнение вы цените выше и почему? (Конечно, сверстников, они мне ближе.)
Итак, из вышесказанного вырисовывается портрет подростка.
Подбираем понятия на интерактивной доске:
-изменение ритма сна
-самолюбив (болезненно)
-вспыльчив (до грубости)
-резкие перепады настроения
-потливость
-обидчив
-появление вредных привычек (курение, алкоголь).
И еще одна сторона отношений у подростка – это к самому себе, своему образу «Я», т.е. формирование самосознания личности.
Самосознание включает в себя:
- самодисциплину
- самостоятельность
- самоконтроль
- самопроявление
- самоутверждение
- самолюбие
- самооценку
- саморазвитие
- самовоспитание
- самосовершенствование.
Как помочь подростку пережить «трудное» время взросления и сформироваться как личности?
- внимание взрослых
- режим труда и отдыха
- полноценное питание
- личная гигиена
- использование в общении принципа доверия, компромисса, сопереживания, сотрудничества.
Подросток – какой он?
Какой я?
Защита автопортрета учащимися. (Презентация, рисунок, устный портрет)
Рефлексия: появились ли вопросы, над которыми раньше вы не задумывались? Ответили мы на вопросы, которые вас волнуют?
Удачи вам в дальнейшем самопознании!
Домашнее задание: составить программу саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы самопознания и культуры общения
Программа "Основы самопознания и культуры общения"...
Урок "Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)"
В основе урока - деятельностный подход. Занятие начинается с небольшого музыкального в...
Формирование толерантной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению через воспитательную систему класса
Я работаю в школе более семнадцати лет учителем немецкого языка и почти всё время являюсь классным руководителем. Каждый год с волнением переступаю порог класса и вместе с детьми погружаюс...
Голос как инструмент самопознания и эффективного взаимодействия.
Рабочая программа для учащихся 8-10 классов, направленная на освобождение природного естественного голоса и овладение им как инструментом установления контакта с собой и окружающим миром....
Текст Мастер-класса "Игровые технологии самопознания"
Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильно...
Презентации к урокам самопознания
презентации к урокам самопознания 8, 9, 11 класс...