самопознание
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме

урок по обществознанию в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok7klass.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Самопознание подростка

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: творческая лаборатория.

Цель урока: раскрыть особенности подросткового возраста.

Задачи урока:  - раскрыть связь физических и психологических           изменений в организме подростка;

                          -остановиться на проблемах подросткового возраста и поискать пути решения проблем;

                          - раскрыть понятия «самосознание», «самооценка».

Оборудование урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска; набор понятий по исследуемой проблеме для работы на доске.

Психологическое сопровождение урока:

              1.Диагностика учащихся: определение ведущей модальности.

              2.Размещение в группах по результатам диагностики.

              3.Выбор видов практической деятельности учащимися.

              4.Использование субъективного опыта учеников:

- выявление опыта путем постановки вопросов;

- организация обмена содержанием субъективного опыта между учениками;

- поддержка учителем наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме;

-  обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке.

             5.Характер педагогического общения на уроке:

- уважительное и внимательное выслушивание ответов, независимо от уровня успеваемости;

- обращение к ученикам по имени;

- беседа с детьми «глаза в глаза»;

- невербальная поддержка учеников;

- поощрение в школьнике чувства независимости, уверенности в себе при ответе.

             6.Проявление гибкости учителя в работе на уроке:

- организация атмосферы включенности каждого ученика в работу класса;

- создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным;

- проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика.

Ход урока.

       В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст от 11(12) до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту учащихся 5-8 классов. Этот период называют переходным от детства к взрослой жизни (юности).

       Итак, вы – подростки. Назовите особенности подросткового возраста (называют физиологические и психологические изменения).

      « Подростковый период – испытание, данное каждому человеку». Как вы понимаете смысл этого высказывания?

А какими вы себя видите? (сильными, крепкими, высокими, худыми…)

       У подростков в возрасте от 11 до 15 лет в период важных физиологических и психологических изменений формируется новое восприятие окружающего мира. Наступает время приобретения собственного жизненного опыта.

        На доске:

                         Государство, Общество, Семья, Коллектив, Я

На какое место вы поставите слово «Я»?

Варианты: 1.Семья - я – коллектив – общество – государство;

                   2.Я – семья – коллектив – общество -  государство.

         А как видят психологи подростка? Организация работы с опорами в группах. Обсуждение результатов. Моделирование опоры на доске.

          Изменения: 1.Физиологические - обмен веществ.

                               2. Физические: рост, вес, появление вторичных половых признаков.

                               3.Психологические -  развитие больших полушарий,

возбуждение преобладает над торможением.

                                               

                                     ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ

Я УЖЕ НЕ РЕБЕНОК!

(чувство взрослости)

                               ВОЗРОСШИЕ ПОТРЕБНОСТИ

     Задача. Катя, ученица 7 класса, пригласила на день рождения всех ребят, кроме Толи. Когда он попытался выяснить причину этого, то ему ответили: «Ты еще маленький». Как могло повлиять на Толю услышанное им?

      Задача. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать?

      Ситуация. Девочка всегда стеснялась некрасивой девичьей фамилии, даже замуж  вышла, чтобы ее поменять. И до сих пор ей неприятно встречаться с бывшими одноклассниками, которые продолжают называть ее по старой фамилии.

       Как к этому относиться?

       Ответ можно найти в стихотворении:

                       

                        Каких фамилий только нет:

                        Кобылкин, Тряпкин, Дармоед,

                        Дураков, Пуговкин, Пупков.

                        А Пушкин, Глинка, Пирогов

                        Прославились навеки.

                        И вывод, стало быть, таков –

                        Все дело в человеке.

                                           Сергей Михалков

           Детское одиночество. Как оно страшно!

          «Я в жизни одинока, - пишет девочка Надя(12 лет). Со мной никто не дружит, почти никто не разговаривает. Меня все бьют, особенно мальчики, все просто надо мной издеваются».

          - Что может случиться с этой девочкой? (замкнется, суицид).

          - Что бы вы ответили этой девочке?

         

                          Как жить с тоской и болью?

                          - Для людей.

                          Чем жизнь свою заполнить?

                          - Светом дней.

                          Но если жизнь без солнца?

                          - Сам свети.

                          А силы где на это?

                          - Будь с людьми.

                                              Александр Ткаченко

           Каждый подросток испытывает влияние: с одной стороны, родителей, с другой – группы сверстников.

           Ситуация.

            Мама сказала: «Гулять не пойдешь: уроки не сделаны».

            А за окном весна, солнце, птички поют. Сверстники гуляют.

            - Чье мнение вы цените выше и почему? (Конечно, сверстников, они мне ближе.)  

           Итак, из вышесказанного вырисовывается портрет подростка.

Подбираем понятия на интерактивной доске:

           -изменение ритма сна

           -самолюбив (болезненно)

           -вспыльчив (до грубости)

           -резкие перепады настроения

           -потливость

           -обидчив

           -появление вредных привычек (курение, алкоголь).

        И еще одна сторона отношений у подростка – это к самому себе, своему образу «Я», т.е. формирование самосознания личности.

        Самосознание включает в себя:

            - самодисциплину

            - самостоятельность

            - самоконтроль

            - самопроявление

            - самоутверждение

            - самолюбие

            - самооценку

            - саморазвитие

            - самовоспитание

            - самосовершенствование.

       Как помочь подростку пережить «трудное» время взросления и сформироваться как личности?

            - внимание взрослых

            - режим труда и отдыха

            - полноценное питание

            - личная гигиена

            - использование в общении принципа доверия, компромисса, сопереживания, сотрудничества.

        Подросток – какой он?

        Какой я?

       Защита автопортрета учащимися. (Презентация, рисунок, устный портрет)

       Рефлексия: появились ли вопросы, над которыми раньше вы не задумывались? Ответили  мы на вопросы, которые вас волнуют?

       Удачи вам в дальнейшем самопознании!

       Домашнее задание: составить программу саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы самопознания и культуры общения

Программа "Основы самопознания и культуры общения"...

Урок "Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)"

В основе урока -  деятельностный подход.                   Занятие начинается с небольшого музыкального в...

Формирование толерантной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению через воспитательную систему класса

Я работаю в школе более семнадцати лет учителем немецкого языка и почти всё время являюсь классным руководителем. Каждый год с волнением переступаю порог класса и вместе с детьми погружаюс...

Голос как инструмент самопознания и эффективного взаимодействия.

Рабочая программа для учащихся 8-10 классов, направленная на освобождение природного естественного голоса и овладение им как инструментом установления контакта с собой и окружающим миром....

Текст Мастер-класса "Игровые технологии самопознания"

   Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых  ставят перед ними не только проблемы правильно...

Презентации к урокам самопознания

презентации к урокам самопознания 8, 9, 11 класс...