парламент
статья (обществознание , 10 класс) на тему

Людмила Кривец

все о парламенте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parlament.docx93.62 КБ

Предварительный просмотр:

Парламент


[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Парламент (значения).

Законодательная власть

Является частью проекта
Политика

  1. Законодательная власть
  2. Законодательная власть по странам
  3. Парламент
  1. Член парламента
  2. Парламентская группа
  3. Парламенты стран мира
  1. Лидер парламентской группы
  1. Конгресс
  1. Конгрессмен
  1. Однопалатный / Многопалатныйпарламент
  2. Двухпалатный парламент
  3. Трёхпалатный парламент
  4. Палаты парламента
  1. Верхняя палата
  1. Сенат
  1. Нижняя палата
  1. Парламентская система
  2. Городской совет
  1. Член местного совета

Портал:Политика

Парла́мент (англ. parliamentфр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

В АрменииМолдавииБелоруссииГрузииБельгииАзербайджанеВеликобританииГрецииИталииКанадеРумынииФранцииЧехииКазахстане , Южной Осетии и некоторых других странах парламенты имеют одноимённое название. В конституциях России[1] (Федеральное собрание), Киргизии (Жогорку Кенеш), Таджикистана (Маджлиси Оли), Туркмении (Меджлис), Украины (Верховна Рада), Израиля (Кнессет), Монголии (Хурал), Сербии и Черногории (Скупщина), Болгарии(Народно събрание), Македонии (Собрание), ПольшиЛатвии и Литвы (во всех трех странах — Сейм), Финляндии (Эдускунта), Швеции (Риксдаг), Германии (Бундестаг) и некоторых других употребляются собственные наименования для обозначения парламентов (см. основную статью Парламенты стран мира).

Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Как правило, весь парламент, или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов.

В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены властью принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

Содержание

  [убрать

  1. 1 История парламента
  2. 2 Выборы в парламент
  3. 3 Состав парламента
  4. 4 Парламенты стран мира
  5. 5 Международные парламенты
  6. 6 Парламенты в истории
  7. 7 См. также
  8. 8 Ссылки
  9. 9 Литература

[править]История парламента


Здание Британского парламента (Вестминстерский дворец)

Органы народного представительства существовали ещё в древних государствах таких как Древний Рим. Это могло быть народное собраниесовет старейшинСенат (Древний Рим)Комициивечекурултай и т. п. В Средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во ФранцииКортесы в ИспанииЗемский собор в России и т. д.).

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.

Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов:Английская революция XVII векаРоспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 18011845 годах (хотя неофициальные собрания были).

[править]Выборы в парламент


Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение вполитических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4—5 лет.

[править]Состав парламента


Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами — для верхней. Обычно в парламент входят 300—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2—3 тысяч).

Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации иГосударственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, в США — Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.

Известен случай многопалатного парламента в Испании.

В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.

Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, и депутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции.

[править]Парламенты стран мира


Основная статьяПарламенты стран мира

  1. Австрия — Федеральное Собрание (Бундесрат и Национальрат)
  2. Азербайджан — однопалатный Милли Меджлис
  3. Великобритания — двухпалатный парламент (Палата лордов и Палата общин)
  4. Германия — Бундесрат и Бундестаг
  5. Италия — Парламент (Сенат и Палата Депутатов)
  6. Испания — Генеральные Кортессы (Сенат и Конгресс Депутатов)
  7. Китай — однопалатное Всекитайское собрание народных представителей
  8. Россия — двухпалатное Федеральное СобраниеСовет Федерации и Государственная Дума
  9. Румыния — Парламент (Сенат и Палата Депутатов)
  10. США — двухпалатный парламент Конгресс (Сенат и Палата представителей)
  11. Украина — однопалатная Верховная Рада
  12. Франция — двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание (до 1946 года Палата Депутататов)
  13. Финляндия — однопалатный Эдускунта
  14. Швейцария — Федеральное Собрание (Штендерат и Национальрат)
  15. Армения — однопалатное Национальное собрание Армении

[править]Международные парламенты


Существует ряд международных органов, в той или иной степени подпадающих под определение парламента. Как правило, они работают в структуре какой-либо международной организации. Такие органы могут избираться непосредственно населением, но чаще формируются из представителей национальных парламентов. Всенародные выборы в законодательное собрание имеются в Европейском союзе, Андийском совете, Парламенте Центральной Америке; планируется Арабский парламент и Парламентская ассамблея Союза России и Беларуси. Парламентские ассамблеи из представителей парламентов имеются, в частности, в Совете ЕвропыНАТООБСЕСНГ. В Женеве работает Межпарламентский союз — ассоциация парламентов мира. В 2008 году в Стамбуле учреждена Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран[2].

[править]Парламенты в истории


  1. Парламенты Иерусалимского королевства

[править]См. также


  1. Европейский парламент
  2. Парламентская ассамблея Совета Европы
  3. Меджлис
  4. Роспуск парламента
  5. Комиции
  6. Представительная демократия
  7. Заседание парламента

[править]Ссылки


  1. Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ
  2. Список серверов парламентов мира

[править]Литература


  1. И. Мачульская. «И опыт, сын ошибок трудных» — история становления парламентаризма в Древнем Риме и его развитие в современной России
  1.  ст. 94, Конституция Российской Федерации — принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. — № 237. — 25 декабря 1993 года. (c последующими изменениями).
  2.  Day.Az: В Стамбуле учреждена Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран

История парламентаризма - зеркало политической жизни России 20 века

ТЕМА:

Политика и философия

2 февраля 2011

Г.Павловский:  Озеро Тилли


20 января 2011

Г.Павловский:  Эксперимент с демократией и её использование в России


20 декабря 2010

С.Шилов:  О модернизации либерального движения в России


2 ноября 2010

Д.Орлов:  "Принципиально важно, чтобы этот манифест не воспринимался как вызов модернизации"


29 октября 2010

М.Колеров:  Манифест одиночества Михалкова


14 сентября 2010

С.Шилов:  Созрел ли мир к новому основанию права?


17 июля 2010

Г.Павловский:  Где бы взять национальную интеллигенцию?


30 июня 2010

Г.Павловский:  От Кремля до Оша: поиск альтернативы

Александр Безбородов

Директор Историко-архивного Института РГГУ

25 апреля 2006

Об особенностях парламентаризма в России рассказывает Александр Безбородов, директор Историко-архивного Института РГГУ.

 

- Каковы основные особенности парламентаризма в России? Расскажите немного о истории российского парламентаризма, когда была создана Дума, причины создания, состав первых дум? Какие задачи ставились перед ней? Значение первых дум для российского парламентаризма?

 

- При внимательном изучении истории российского парламентаризма, а,   как известно, он берет начало в ХХ веке, обращает на себя внимание тот факт, что зарождение его в начале прошлого века и, по существу, возрождение в конце ХХ века, связано с очень серьезными катаклизмами в социально-экономической истории России. Первая Дума просуществовала очень недолго, и своим рождением обязана революционным событиям начала прошлого века, то есть первой революции в России 1905-1907 годов. Государственная Дума, как известно, появилась в апреле 1906 года и просуществовала по июнь того же года. Официально всесословное представительство в России было даровано Манифестом об учреждении Государственной Думы, то есть сверху, в ответ на   социальное брожение и выступление масс. Манифест был продублирован законом "О создании Государственной Думы", они были изданы одновременно 6 августа 1905 года, в период, когда революция 1905 года находилась на очень опасной для самодержавия стадии. В Манифесте 17 октября - а это уже апогей первой русской революции - в разделе "Об усовершенствовании государственного порядка", были существенно расширены полномочия   Думы. В начале ХХ века их было созвано четыре, сейчас, в конце ХХ - начале XXI века, тоже четыре созыва Думы. Вот такая сейчас образовалась историческая симметрия. Причем, что любопытно,   воссозданная Дума в сентябре 1993 года обязана указу президента России Ельцина ?1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Мы хорошо помним это время, сентябрь - начало октября 1993 года, когда в Москве происходили если не революционные выступления то, во всяком случае, очень серьезные события. Таким образом, наблюдается определенная зеркальность, в том числе и в социальной сути Думы как института всесословного представительства в нашей стране.

 

- Каковые отличительные черты российского и западноевропейского парламентаризма, если их рассматривать в исторической ретроспективе?

 

- Должен сказать, что западный парламентаризм развивался в очень неспокойное время и во многом служил общественным стабилизатором, успокоителем и своеобразным "сглаживателем" высоких социальных волн в любом западноевропейском обществе, впрочем, не только европейском, но и в американском тоже. Наши Думы, первая и вторая, действовавшие, соответственно, в 1906 и 1907 годах, напротив, противопоставляли себя самодержавию, и самодержавие их просто закрывало. Лишь третья и четвертая Дума проработали почти полный срок, но также являлись, по существу, яблоком общественного раздора. На заседаниях шли бесконечные острейшие дебаты, там не было единства, депутаты, порой, противопоставляли себя обществу или боролись с властными структурами. На мой взгляд, все наши Думы, вся история российского парламентаризма вполне объективно отражает бурную историю нашей страны в ХХ веке, имеется также сходство с   парламентским   строительством на Западе, но только в более ранние периоды. То есть между российским и западноевропейским парламентаризмом существуют общие черты, но, на мой взгляд, политические дебаты и противоборство внутри нашей парламентарной системы были на порядок острее.   

 

- Какова роль Государственной Думы в нынешний период? Насколько изменились ее функции на сегодняшний день?

 

Начало ХХ века и его завершение - это разные периоды, которые отличаются по смыслу, по содержанию, по форме, поэтому и задачи, которые решает парламент серьезно отличаются.

Мне хочется обратить   внимание на то, что нынешняя   Государственная Дума четвертого созыва, выборы в которую состоялись 7 декабря 2003 года и прошли в хорошей, относительно спокойной социальной обстановке, сейчас очень активно работает. В нее   внесено около двух тысяч законопроектов. В настоящий момент Дума - это та политическая площадка, где согласуются политические интересы партий и движений, различных ветвей власти, выясняется мнение, а не только осуществляется законотворческий процесс. Несомненно, что сегодняшняя Дума играет очень большую стабилизирующую роль в современном российском обществе.    

 

- Дума как институт законодательной власти нынешней России. Соответствует ее деятельность современным мировым стандартам парламентаризма? И, на Ваш взгляд, способна ли сегодня Государственная Дума решать в полной мере задачи, которые возникают в политической жизни страны?

 

- Дума вполне способна объединять противостоящие друг другу политические силы в нашей стране, хотя сейчас противостояние на законодательном уровне власти, а также противоречия между законодательной и исполнительной властями   сглажены и приобрели цивилизованные формы. Я думаю, для России это очень отрадный момент: не воюют, не выясняют отношения путем поджога парламента и т.д. Однако в менталитете нашего народа, у некоторых наших сограждан все-таки заложен некий сектор в сознании, который я бы обозначил как пугачевщину, для этого обязательно надо, чтобы скрестили вилы противостоящие силы, чтобы было громко. Поскольку сейчас этого нет, давайте выпустим на сцену Жириновского, он всегда очень громким бывает. Я считаю, что отсутствие громких скандалов, нормальный законотворческий процесс - это то, что нас сближает с западными цивилизованными формами политического взаимодействия. Я думаю, что сегодняшняя Дума, внеся законы о семипроцентном барьере для выборов в Думу, отмене выборов глав регионов, переходе на новую смешанную систему региональных выборов, проведя монетизацию льгот, делает серьезные принципиальные шаги, которые позитивно влияют на развитие   всего общества. Полагаю, что деятельность нынешней Думы подвергается критике со стороны различных слоев населения, но эта критика большей частью носит достаточно доброжелательный характер. В целом, мне кажется, Государственная Дума в последнее время работает без серьезных политических сбоев.

 

Беседовала Лидия Витюхова

распечатать
Комментариев: 0 

Конституционное право


[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 августа 2011; проверки требуют 11 правок.

Конституционное право — отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.

Содержание

  [убрать

  1. 1 Конституция
  2. 2 Регулируемые общественные отношения
  3. 3 Методы регулирования
  4. 4 Субъекты регулируемых отношений
  5. 5 Структура
  6. 6 История развития
  7. 7 Источники права
  8. 8 Примечания
  9. 9 Ссылки
  10. 10 См. также

[править]Конституция


Ядром конституционного права является конституция — правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой и регулирующая основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина[1].

Конституция является основным законом государства, обладает наивысшей юридической силой, является как политической, так и идеологической доктриной:

  1. Как политический документ, конституция отражает определённое соотношение политической силы в обществе на момент её разработки и принятия.
  2. Как идеологический документ, конституция выражает определённое мировоззрение, декларирует важнейшие ценности.

[править]Регулируемые общественные отношения


Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между его сторонами в основном в результате наступления юридических фактов)

Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя и судоустройстваизбирательной системы), закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся вКонституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права.

[править]Методы регулирования


В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий или запрещающий характер. А также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами.

Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).

Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.

В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принциповнорм-целейнорм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом праве).

Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права:

  1. формально-юридического анализа
  2. сравнительно-правовой
  3. системный
  4. правового моделирования
  5. статистический
  6. конкретно-социологический
  7. диалектический

[править]Субъекты регулируемых отношений


К числу субъектов конституционного права относятся:

  1. физические лица (прежде всего граждане, но также иностранцылица с двойным гражданством и лица без гражданства);
  2. государство (посредством государственных органов);
  3. субъекты федерации (в федеративном государстве) и административно-территориальные образования;
  4. социальные и этнические общности (народнации и другие этнические группыклассы — в социалистических государствах и др.);
  5. общественные объединения граждан (партииобщественные организации и пр., например, в процессе избирательной компании).

[править]Структура


Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих институтов:

  1. политическая системагосударственный суверенитет и форма правленияправа и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства;
  2. государственное устройство (в федеративном государстве регламентировано более подробно);
  3. избирательное право и избирательная система;
  4. законодательная власть и статус депутатов;
  5. исполнительная власть, институт главы государства и функции правительства;
  6. судебная власть и статус судей;
  7. конституционный контроль;
  8. местное управление и самоуправление.

[править]История развития


В отличие от таких традиционных отраслей права, как гражданское или уголовное право, Конституционное право как самостоятельная отрасль выделилась сравнительно недавно.

Несмотря на то, что ещё в Древнем Риме конституциями назывались некоторые из декретов императоров, в современном понимании конституциями они не являлись.

Такое положение, когда не существовало основного закона, закрепляющего общие правила государственного устройства и основные права и обязанности государства и гражданина, сохранялось до принятия первых писанных конституций (США в 1787Франции и Польши в 1791). Эти правовые акты явились результатом развития идей конституционализма«естественного права», борьбы населения против феодального права — «права-привилегий»абсолютизма, борьбы за права личности.

В некоторых странах (например, в Германии) в качестве синонима Конституционного права используется термин «государственное право», в основном там, где Конституция (как основный закон) появилась позднее уже сформировавшейся системы норм права, регламентирующейгосударственное устройство.

Кроме того в «государственном праве» акцент в изучении и регулировании общественных отношений смещается в сторону государства и его деятельности.

В России до революции 1905 также использовался термин «государственное право», однако после принятия Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и внесения изменений в Основные государственные законы Российской империи стал употребляться термин «конституционное право». В советское время по мотивам исторического и идеологического характера применялся термин «государственное право».

[править]Источники права


Основное место конституционного права в системе отраслей права закрепляется его основным источником — Конституцией государства. С принятием на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ она стала основным источником российского конституционного права.

Кроме Конституции другими источниками конституционного права являются законы по наиболее важным вопросам государственного устройства — (избирательный законзаконы о партиях и общественных организацияхсудоустройстве), решения, принятые путём референдума,декларации прав, решения, принятые в порядке судебного конституционного контроля, в ряде стран — конституционные обычаи, в мусульманских государствах — предписания Корана.

В России крупные исследования в области источниковедения производились Ж. И. ОвсепянО. Е. КутафинымМ. Н. МарченкоЕ. В. Колесниковым и др.

[править]Примечания


  1.  Демичев Д. М. Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. — Мн.: Вышэйшая школа, 2004. — 351 с.

[править]Ссылки


  1. Нормативные документы по конституционному праву РФ
  2. Электронная библиотека по конституционному праву РФ
  3. Конституционное право. B.E. Чиркин. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2001. ISBN 5-7975-0429-4.
  4. Лекции по конституционному праву РФ
  5. Михалева Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. — М.: Юристъ, 1999. — 352 с. ISBN 5-7975-0053-1

[править]См. также


Конституционное и муниципальное право в Викиверситете?

  1. Активное избирательное право
  2. Конституционно-правовой статус человека
  3. Правовое государство
  4. Социальное государство
  5. Конституция
  6. Конституционная экономика

Конституционное право как отрасль права

Cтатьи по теме»

Системы местного самоуправления зарубежных стран
Местное самоуправление в зарубежных странах
Конституционное право зарубежных стран
Конституционно-правовая политика современной России: проблемы и пути решения
Государственная политика РФ в сфере свободы совести на рубеже тысячелетий
Правовые основы договорного регулирования в конституционном праве России в современный период
Юридический свойства решений Конституционного Суда РФ
Договор в конституционном праве России, роль, назначение и функции
Федеральные конституционные законы как объект судебного конституционного контроля
Конституционно-правовая ответственность в избирательном процессе
Роль решений Конституционного Суда РФ в развитии избирательного права России
К дискуссии о правовой природе решений Конституционного Суда РФ
Суверенитет в федеративном государстве
Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ
Право голосовать против
Проблемы российского федерализма
Свобода как высшая идея
Пределы толкования норм Конституции Конституционным Судом
Индивид и общество: коллективные конституционные права

Конституция »

Конституционное законодательство»

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.

Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление и мера. Демократия - широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.

Источники конституционного права



Конституции. Среди источников позитивного конституционного права важнейшее место занимает конституция. Это основной закон всякого государства, хотя в писаной форме его может и не быть (Великобритания). Однако конституция может формально существовать, но практически не играть никакой роли вследствие перенесения центра тяжести на партийные структуры власти (тоталитарные государства). Для демократии главное заключается в установлении реального конституционного строя, основанного на принципах естественного права и правового государства.


Законы. По российской Конституции предусматривается издание Федеральным Собранием федеральных конституционных законов, которые, безусловно, являются источниками конституционного права, и федеральных законов, из которых такое значение имеют только законы конституционно-правового содержания (т. е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управления).

Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ и соответствующих конституций и уставов субъектов Федерации.
Договоры и соглашения. Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации. Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, по аналогии с рядом зарубежных конституций (США и др.) Конституция устанавливает примат международного права по отношению к внутреннему, указывая, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Декларации. В этой правовой форме были приняты важные конституционно-правовые нормы: Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и аналогичные акты в ряде республик - субъектов Российской Федерации, Декларация о языках народов России (25 октября 1991 г.). Все они были приняты высшим законодательным органом страны - Съездом народных депутатов или Верховными Советами республик.

Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Ныне эти принципы реализованы в принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации. Конституция не содержит какого-либо упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об их юридической силе и о порядке принятия. Но поскольку это и не исключено, можно сделать вывод, что парламент вправе принимать подобного рода акты без притязания на их высшую юридическую силу и без соблюдения обычной законодательной процедуры.
Регламенты палат Федерального Собрания. Эти акты принимаются в соответствии с Конституцией РФ каждой палатой для организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением законодательного процесса (создание комиссий и комитетов, порядок прохождения законопроектов и т. д.). Это нормативные акты с узкой сферой применения.
ж) Указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Такие акты обычны для главы государства. В Конституции указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и что они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Отсюда следует, что указы и распоряжения президента относятся к числу подзаконных актов, т. е. могут быть отменены законом.

Постановления Правительства. Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Но не все постановления Правительства, как и другие его акты, имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права.

Судебные решения. К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции. Хотя с формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стояли бы выше актов парламента и Президента, но по существу он таковым является. Существует презумпция конституционности каждого закона, но любые акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, утрачивают силу. 

Акты органов местного самоуправления. Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.

СОДЕРЖАНИЕ 
Введение………………………………………………………………..………………………...2 
1. Избирательное право: понятие, основные принципы, цензы, ограничения избирательного права……………………………………………….…………………………3-5 
3.     Избирательная система: понятие, виды, основные черты……………………………6-17 
Заключение……………………...…………………………….……………………….………..18 
Список использованных источников…………………………….………………….………...19 
Введение 
Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948 г.) устанавливает важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов (ч. 3 ст. 21): "Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования". 
Стоит отметить, что под выборами в наиболее общем смысле следует понимать процедуру формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования управомоченных лиц. Сущность выборов - это определение партий и должностных лиц, которые в течение определенного срока будут управлять государством, государственным образованием или административно-государственной единицей. Это средство реализации народного суверенитета, способ выражения общественного мнения, форма непосредственной демократии.[1] 
Характерными чертами выборов являются: 
- легитимация власти; 
- детерминирование политической жизни; 
- предоставление гарантий избирательных прав. 
         Ключевыми категориями выборного процесса повсеместно являются содержательные дефиниции "избирательного права" и “избирательной системы”. Данные понятия определяют модель построения системы непосредственной демократии в каждом отдельном государстве, закладывая тем самым характерные черты развития законодательства в данной сфере. 
  
1. Избирательное право: понятие, основные принципы, цензы, ограничения избирательного права. 
Избирательное право обычно понимается в двух значениях. 
1. Объективное избирательное право - система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. 
2. Субъективное избирательное право - гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право). 
К обобщённым принципам избирательного права[2] с учётом общемировых тенденций демократизации следует отнести: 
1) Всеобщность (избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами). 
2) Свободное участие в выборах (избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом и оно может быть как аполитичным - болезнь, отъезд, отсутствие интереса; так и политическим - своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов). В некоторых странах предусмотрен обязательный вотум (юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании - Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Турция и т.д.). 
3) Равное избирательное право - это установленные законом равные для каждого избирателя возможности влиять на результат выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона ("один человек - один голос"). Нарушение этого принципа - плюральный вотум, когда большинство избирателей имеют один голос, а некоторые - несколько голосов. Равенство нарушается также вследствие куриальных выборов, когда население делится на группы с неравным представительством (Китай), избирательной географии (геометрии) , когда избирательные округа нарезаются с неравным количеством населения. 
4) Прямые и непрямые выборы (Прямое (непосредственное) - означает право избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную должность; косвенное (многостепенное) - означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Косвенные выборы - своеобразное сито, посредством которого производится отбор кандидатов в состав выборного органа). 
5) Тайное голосование (Исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Нарушение тайны голосования, как правило, карается законом). 
Представляется необходимым отметить, что избирательное право ограничено рядом цензов (требований, к потенциальному избирателю): 
Общие требования (регламентируют активное избирательное право - право избирать): 
·                     возрастной ценз - установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. (Как правило - 18 лет; в Бразилии, Иране, на Кубе, в Никарагуа - с 16 лет; в Марокко - с 20 лет, в Латвии - с 21 года ); 
·                     ценз оседлости - требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени (США - 1 мес., ФРГ - 3 мес., во Франции и Бельгии - 6 мес., в Канаде и Финляндии - год, а в Норвегии - не менее 10 лет); 
·                     ценз пола - долгие годы избирательное право зарубежных стран было чисто "мужским". В большинстве стран этот ценз пал лишь после второй мировой войны (США - в 1920 г., Англия - в 1928, Франция - в 1944, Италия - в 1945, Греция - в 1956, Швейцария - в 1971); 
·                     имущественный ценз - в неприкрытой, откровенной форме встречается крайне редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений "компенсируется" другими цензами, которые играют ту же роль; 
·                     профессиональный ценз - лишение избирательных прав военнослужащих (обычно рядовые и младший командный состав) и представителей некоторых других профессий; 
·                     "Моральный ценз" - В Италии предусматривается возможность лишения права на голосование "в случае совершения недостойных поступков", некоторые штаты США требуют, чтобы избиратель имел "хороший характер"; 
·                     расовый ценз - лишение избирательных прав "цветных" и иных национальных меньшинств (в ЮАР до 1994 г. - африканцы); 
Стоит отметить, что дополнительные требования относятся к пассивному избирательному праву - праву быть избранными: 
·                     более высокий возрастной ценз (23-25 лет - в нижнюю палату и 30-40 - в верхнюю); 
·                     значительно чаще применяется ценз оседлости и он носит обычно более жесткий характер (для кандидата в Президенты США - 14 лет); 
·                     неизбираемость - невозможность для определенных должностных лиц выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (иногда заблаговременно - за 6 мес., за год); 
·                     несовместимость - запрещается одновременно занимать выборную и иную другую государственную должность; 
·                     образовательный ценз - умение читать и писать на государственном языке, владеть государственным языком (в Турции кандидат на должность Президента должен иметь высшее образование); 
·                     избирательный залог - пассивным избирательным правом может в полной мере обладать лишь тот кандидат, кто внес залог (например, каждый депутат в нижнюю палату из собственных средств должен внести: во Франции - 1000 франков, в Канаде - 200 канадских долларов, в Великобритании - 500 фунтов стерлингов и т.д.). 
2. Избирательная система: понятие, виды, основные черты. 
Ведя речь об общем понятии ”избирательная система” стоит отметить, что весьма целесообразным представляется выделение двух аспектов в рассматриваемой дефиниции. 
Избирательная система в широком смысле - совокупность общественных отношений как урегулированных, так и неурегулированных нормами права, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. 
Избирательная система в узком смысле - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Таких способов несколько. Однако все их многообразие можно свести к двум главным системам: мажоритарной и пропорциональной.[3] Рассмотрим их более подробно. 
         Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Ниже, я подробнее рассмотрю эти разновидности. 
         Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений, при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах. 
         С начала прошлого столетия выдвигались компромиссные идеи, направленные на обеспечение хотя бы частичного представительства меньшинства - ограниченного вотума, системы единственного непередаваемого голоса, кумулятивного вотума, характеризуемые как полупропорциональные системы. Некоторые из них применяются сегодня, так как позволяют тем или иным образом уменьшить дефекты мажоритарной системы, не переходя к более или менее чистой пропорциональности.[4] 
         В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения, присущих каждой из них недостатков наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых других стали применять систему единственного передаваемого голоса. 
Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. Например, в 1993 году Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарной системе, а Новая Зеландия, - наоборот, от мажоритарной к пропорциональной. Примечательно, что в обеих странах вопрос этот решался путем общенационального референдума. 
Представляется небезынтересным обратиться к более подробным характеристикам существующих в мире разновидностей избирательных систем. 
Мажоритарная система относительного большинства: 
         Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций. 
         Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Как правило, округа при этой системе одномандатные; многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков). 
         Пи этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам). 
         Однако мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Но это еще, как говорится, полбеды. Беда же в том, что голоса, поданные против победившего кандидата, вообще пропали. А в масштабе страны это может привести к тому, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест.[5] Так, в Великобритании на парламентских выборах 1951 года консерваторы получили 13 713 тыс. Голосов (48 %) и 312 мест в Палате общин (51,35 %), а лейбористы - 13 948 тыс. Голосов (48,8 %) и 295 мест (47,2 %). На выборах 1974 года сложилась обратная, но столь же несправедливая ситуация: консерваторы, набрав 11 857  тыс. Голосов (38,8 %), получили 296 мандатов в Палате общин (46.6 %), а лейбористы, собрав голосов меньше - 11 654 тыс. (37, 5 %), обеспечили себе 301 место (47,4 %). 
         
Мажоритарная система абсолютного большинства: 
От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается)[6]; б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов. 
         При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше. Французский Избирательный кодекс применительно к выборам депутатов Национального собрания устанавливает упомянутый нижний порог не прямо в качестве такового, не как условие действительности выборов, а несколько иначе: 
         “Статья  L.126 (Закон № 86-825 от 11 июля 1986 г., ст.1.) 
Никто не может быть избран в первом туре, если не получил 
1)                абсолютного большинства поданных голосов; 
2)    числа голосов, равного четвертой части от числа всех внесенных в списке избирателей. 
В случае равенства голосов считается избранным старший по возрасту кандидат”.[7] 

    продолжениеПри мажоритарной системе абсолютного большинства, как и при системе относительного большинства, обычно устанавливаются одномандатные избирательные округа, хотя допустимы и многомандатные. 
Мажоритарная система квалифицированного большинства: 
При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. 
         Например, в Чили Палата депутатов (нижняя палата парламента) избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая в округе 2/3 от общего числа действительных голосов. Получает оба мандата от округа. Если же такое большинство не получено ни одной из партий, мандаты передаются двум партиям, собравшим наибольшее число голосов. 
         До недавнего времени 65% голосов требовалось для избрания итальянских сенаторов, баллотировавшихся по одномандатным избирательным округам. На практике такого большинства, как правило, никто из кандидатов не получал, избирательные округа объединялись в масштабе области, а распределение мандатов производилось по правилам системы пропорционального представительства, рассматриваемой ниже. После апрельского референдума 1993 года в одномандатных округах по выборам в Сенат (такие округа предусматриваются и для выборов в Палату депутатов) установлена мажоритарная система относительного большинства. 
         
Система единственного непередаваемого голоса: 
Эта система, также весьма редкая (применялась, в частности, до недавнего времени в Японии), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система. 
         Система заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т.е. относительное большинство). При этой системе, хотя действует мажоритарный принцип, но, тем не менее, могут оказаться избранными представители партий меньшинства, то есть голоса, поданные против партии большинства, могут и не пропасть. 
         Однако система требует от партий умения точно прогнозировать свой электорат. Хотя по закону партия может выдвигать столько кандидатов, сколько кандидатов от избирательного округа должно быть избрано, ей может оказаться невыгодным полностью использовать свое право. Если кандидатов окажется слишком много, голоса избирателей могут рассеяться между ними, и кандидаты не будут избраны. Если же кандидатов будет слишком мало, поддержка избирателей окажется использованной не полностью, у партии останутся «лишние» голоса, а, следовательно, она получит меньше мандатов, чем могла бы. 
         Эта система представляет собой крайнюю разновидность так называемого ограниченного вотума – системы, при которой у избирателя меньше голосов, чем следует избрать депутатов от избирательного округа. Смысл этой системы заключается в том, чтобы обеспечить представительство не только большинства, но и меньшинства избирателей. Однако таким образом может получить завышенное представительство и весьма незначительная группа избирателей, если за одного из кандидатов проголосовало подавляющее их большинство. Если, например, в двухмандатном округе, где баллотировались пять кандидатов, один из них получил 90 % голосов, то избранным окажется также кандидат с наибольшим числом голосов из остальных четырех кандидатов, на которых всех вместе пришлось только 10% голосов. Думается, однако, что в большинстве случаев это будет лучше, чем когда голоса противников победивших кандидатов вообще пропадают. 

Кумулятивный вотум:

Эта система характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей одинаковое), и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их у него. Отсюда и название системы (от лат. cumulatio – скопление). 
         Такая система применятся, например, при выборах органов местного самоупраления в некоторых землях Германии, в частности, в Баварии, а также в восточных землях, на территории которых была раньше Германская Демократическая Республика.[8] Там каждый избиратель имеет по три голоса, а против фамилии каждого кандидата в избирательном бюллетене помещены по 3 пустых кружка. Избиратель может: а) отдать по одному голосу каждому из баллотирующихся кандидатов, поставив крест в одном из кружков против их фамилий в бюллетене; б) отдать одному кандидату два голоса, а другому – один (в этом случае кресты ставятся соответственно в двух кружках против фамилии одного кандидата и в одном – против фамилии другого); в) отдать все три голоса одному из кандидатов, поставив кресты во всех трех кружках против его фамилии; г) не поддержать ни одного из кандидатов, оставив бюллетень незаполненным. Здесь кумулятивный вотум сочетается с ограниченным: избирательные округа имеют более трех мандатов. 
                
Система пропорционального представительства политических партий: 
         Главная идея этой системы, как уже отмечалось выше, заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. В принципе это справедливо, но, как говорится, недостатки суть продолжения достоинств. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности. Разумеется, проблемы возникают в случае, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства, а такой ситуации пропорциональная система благоприятствует. Это один (но не единственный) ее существенный дефект. 
         Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто используется метод избирательной квоты и метод делителей. 
1.     Избирательная квота (избирательный метр, избирательное частное) – это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Определяется оно различно. 
В 1855 году английский барристер (высшей квалификации адвокат) Thomas Hare предложил квоту, определяемую по простейшей формуле: x:y, где x – число голосов, а  y – число мандатов. После того, как квота определена, число голосов, собранное каждой партией, делится на эту квоту, и полученные от деления целые числа показывают, сколько мандатов партии подложено. Однако у этой формулы есть заметный недостаток, который состоит в том, что часто образуются большие остатки голосов и остается много нераспределенных мандатов. Поэтому квоту Хэра начали совершенствовать, главным образом путем прибавления к знаменателю по одной, две, три и т. д. единицы. Наибольшую популярность приобрели квоты, предложенные другим английским барристером Генри Друпом в 1868 году и профессором Базельского университета Эдуардом Гогенбах-Бишофом в 1888 году. Квота Друпа определяется по формуле (x/(y+1))+1, а квота Гогенбах-Бишофа – по формуле x/(y+1). При использовании этих квот удается сразу распределить значительно больше мандатов, чем при использовании квоты Хэра. 
2.     Метод делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей. 
Делители эти различны. Так, в 1882 году профессор Гентского университета Виктор д’Ондт предложил делить просто на последовательный ряд целых чисел, начиная с единицы: на 1, 2, 3, 4, и т.д. Этот метод заметно благоприятствует крупным партиям и принят в ряде стран (например, в Германии, Аргентине, Бельгии, Болгарии, Польше). Итальянский исследователь Империалли предложил делить на такой же ряд чисел, но начиная с двойки; в сущности, это вариант метода д’Ондта. Французский ученый А. Сент-Лпгюе, при котором первый делитель – 1,4, а последующие – 3, 5, 7 и дальнейшие нечетные целые числа. При датском методе каждый последующий делитель больше предыдущего на 3 единицы: 1, 4, 7, 10 и т. д. После проведенного деления мандаты передаются тем партиям, у которых полученные частные оказались больше.[9] 
                
Система единственного передаваемого голоса: 
Эта система, отличающаяся определенной технической сложностью, считается теоретиками пропорциональной. Однако она учитывает личные и партийные предпочтения избирателя и напоминает по своим результатам пропорциональную систему с панашированием и преференциальным голосованием, а технически близка системе единственного непередаваемого голоса в сочетании с альтернативным голосованием. 
         Система была предложена в середине прошлого века независимо друг от друга датчанином К. Андрэ и англичанином Т. Хэром, а стала знаменитой благодаря усилиям выдающегося философа и лидера английского либерализма Джона Стюарта Милля. 
         Система эта применяется только в многомандатных избирательных округах. Избиратель, как при альтернативном голосовании, имея один голос и голосуя за одного из массы кандидатов, может вместе с тем указать несколько преференций. Против фамилии того кандидата, избрание которого для избирателя наиболее желательно, он ставит цифру 1, без которой бюллетень будет недействителен. Против фамилии другого желательного кандидата он поставит цифру 2 и т. д. Избиратель может объединять своей симпатией кандидатов как в зависимости от их политической принадлежности (партийности), так и по любым другим основаниям. При подсчете голосов после исключения недействительных бюллетеней действительные бюллетени раскладываются по кандидатам в соответствии с указанными на бюллетенях первыми преференциями. Затем определяется избирательная квота (в Ирландии, например, это квота Друпа). Кандидаты, у которых число первых преференций составило квоту или превысило ее, считаются избранными. 
         У многих избранных кандидатов оказываются излишки голосов, и их нужно в соответствии со вторыми преференциями передать другим кандидатам. Для этого просматривают всю пачку бюллетеней избранного кандидата и определяют, какой их процент отдает вторую преференцию каждому из неизбранных кандидатов. При этом, естественно, отсеиваются бюллетени, в которых вторых преференций вообще нет или они отданы избранным кандидатам. Каждый из неизбранных кандидатов получает данный процент не от общего числа бюллетеней избранного кандидата, а только от излишка сверх квоты. Если в результате операции кто-то из первоначально неизбранных добрал до квоты, он тоже считается избранным. При этом сначала распределяется самый большой излишек, а затем остальные по убывающей. 
         Затем в соответствии со вторыми преференциями перераспределяются бюллетени кандидатов, получивших наименьшее число первых преференций. 
         Если всего этого оказалось недостаточно для полного распределения мандатов, используется третья преференция и т.д.[10] 
         Возможность передачи голоса и объясняет название системы – единственного (единого) передаваемого голоса. Система применяется при выборах нижней палаты парламента, кроме Ирландии, также на Мальте, а при выборах верхней палаты – в Австралии, Индии. 

Смешанные системы:

В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.[11] 
         Например, в Германии смешанная система применяется при выборах Бундестага. Половина его депутатов избирается в одномандатных избирательных округах, охватывающих территорию всей страны, по мажоритарной системе относительного большинства, позволяющей, как мы говорили, оттенить личностный характер голосования. Другая половина депутатов избирается по германским землям (субъектам федерации), представляющим собой многомандатные избирательные округа, на основе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, по системе пропорционального представительства с 5 – процентным заградительным пунктом и распределением по правилу наибольшего остатка. 
         Похожая система действует при выборах Великого народного собрания в Болгарии, но отличается от германской тем, что в одномандатных избирательных округах применяется мажоритарная система абсолютного большинства в два тура с перебаллотировкой, как отмечалось, во втором туре двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом. 
         Примерно такие же смешанные системы установили у себя и некоторые страны «ближнего зарубежья» – Грузия, Литва. 
         В Венгрии помимо упоминавшихся 152 и 58 депутатов Государственного собрания, избираемых по пропорциональной системе, еще 176 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам на основе мажоритарной системы абсолютного большинства в два тура. При этом в многомандатных избирательных округах, территории которых совпадают с территориями областей и столицы, списки кандидатов могут выдвигать только партии, зарегистрировавшие списки своих кандидатов не менее чем в ј одномандатных избирательных округов на территории области, но не менее чем в двух таких округах, а общенациональный список может выдвинуть партия, зарегистрировавшая списки своих кандидатов не менее чем в 7 многомандатных избирательных округах. 
         Как отмечалось, теперь уже и в Италии введена смешанная система. Три четверти состава обеих палат Парламента теперь избираются по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, а одна четверть – по прежней пропорциональной системе, однако с процентным заградительным пунктом. 
Заключение 
В истории современных государств выборам принадлежит значительная роль. Ныне практически ни одно государство не может обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Выборы в зависимости от конкретного соотношения политических сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе могут играть и роль орудия в борьбе за власть различных политических блоков.[12] 
         Рассмотрев фундаментальные начала системы функционирования непосредственной демократии (“избирательное право” и “избирательная система”) в рамках существующих правовых систем, стоит отметить схожесть основных правовых направлений предоставления государством своим гражданам права избирать и быть избранными (принципы избирательного права). Различие же в применяемых законодателями избирательных системах в большей степени указывает на преобладание особенностей национального правового регулирования. 
         Изучение принципов избирательного права и особенностей избирательных систем зарубежных государств позволит составить более объективное представление об эффективности институтов непосредственной демократии в современной России.  
Список используемых источников 
1.                 Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С. Сравнительное избирательное право. – М: Норма, 2003. 
2.                 Веденеев Ю.А., Мостовщиков В.Д. Введение в избирательное право. - М.: НОРМА, 2003. 
3.                 Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. – 2006. - № 6. 
4.                 Жакаева Л.С. О процедурах формирования избирательных органов Республики Казахстан // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - №2. 
5.                 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. - М.: НОРМА, 2003. 
6.                 Карапетян Л.М. Конституция и партийно-политическая система в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 3. 
7.                 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х т. / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун -  3-е изд., обновл. и дораб.                      - М., 2002. -748 с. 
8.                 Маклаков В.В. Зарубежное избирательное право. - М: Норма, 2003. 
9.                 Масловская М.В. Избирательный процесс как разновидность социальной деятельности // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - №3. 
10.            Пошивайлова А.В. Понятие и особенности избирательного спора // Право и политика. – 2005. - № 11. 



[1] Веденеев Ю.А., Мостовщиков В.Д. Введение в избирательное право. - М.: НОРМА, 2003.

[2] Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С. Сравнительное избирательное право. – М: Норма, 2003.

[3] Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С. Сравнительное избирательное право. – М: Норма, 2003.

[4] Маклаков В.В. Зарубежное избирательное право. - М: Норма, 2003.

[5] Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С. Сравнительное избирательное право. – М: Норма, 2003.

[6] Известно, что такое требование устанавливалось для избрания народных депутатов советскими избирательными законами, принятыми после вступления в силу Конституции СССР 1977 года и основанных на ней конституций союзных и автономных республик. В условиях тоталитарного режима, когда выборы представляли собой лишь практически обязательную для граждан ритуальную процедуру, при которой надо было “выбрать” одного из одного, достижение такого большинства было делом несложным

[7] Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С. Сравнительное избирательное право. – М: Норма, 2003.

[8] Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С. Сравнительное избирательное право. – М: Норма, 2003.

[9] Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С. Сравнительное избирательное право. – М: Норма, 2003.

[10] Подробные правила распределения см.:Лейкман Э. И Ламберт Дж.Д. Указ. Соч., с. 309-334

[11] Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. – 2006. - № 6.

[12] Карапетян Л.М. Конституция и партийно-политическая система в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 3.

 1 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 7 классе "Парламент против короля. Революция в Англии".

Данная тема урока относится ко второй главе "Ранние буржуазные революции. Международные отношения(борьба за первенство в Европе и в колониях) в курсе "Новой истории 1500 - 1800". Тип урока...

парламент дәрес: "Мин - укучы, мин - гражданин"

укучыларга гражданин булу, гражданлык бурычлары турында төшенчә бирү, сәяси культура нигезләрен формалаштыру....

парламент дәрес: "Мин - укучы, мин - гражданин"

укучыларга гражданин булу, гражданлык бурычлары турында төшенчә бирү, сәяси культура нигезләрен формалаштыру....

Российский парламент. Окончание первой русской революции.

Перзентация к уроку по истории России в 9, 11 кл. "Российский парламент. Окончание первой русской революции."...

Российский парламент. Окончание первой русской революции.

Перзентация к уроку по истории России в 9, 11 кл. "Российский парламент. Окончание первой русской революции."...

заседание Детского Парламента

занятие с лидерами детского объединения...

Аудирование "Британский парламент Парламент" 8 класс

Данная работа предназначена для проверки навыков аудирования учащимися по теме "Британский парламент Парламент"....