Золотое правило нравственности
методическая разработка по обществознанию (5 класс) по теме

 

  
 Золотое правило нравственности.

Конспект урока по курсу Основы светской этики.
5 класс
.

 

                                             

 

 

 

 

                                                Подготовили:

                 Лазеева Т.Н., учитель истории

                                                МОУ «Гимназия №1

          МО «Ахтубинский район»

                                     Сейдалиева Т.П.,учитель русского языка

     МОУ «Успенская ООШ

          МО «Ахтубинский район»

 

 

 

 

Ахтубинск – 2011 г.

Цель проекта:         способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.

Задачи:

Ø  развивать самостоятельность и оригинальность мышления;

Øформировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;   

Øучить прогнозированию последствий своих поступков;

Øразвивать готовность к социальному взаимодействию.

 

Оборудование урока:

v  учебное пособие

v  мультимедиа

v  раздаточный       материал

 

Основные понятия урока:

Социальные нормы ,  мораль,   нравственность ,   добро и зло,  справедливость,  совесть ,  дружба.

 

Предварительная подготовка:

•      подбор текстового материала, видеофрагментов

•      театрализация сказки

•      изготовление костюмов

•      создание презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока:

1.Организационный момент. – 2 минуты.

2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки  (или ее прочтение). – 5 минут.

3. Беседа по содержанию сказки. – 10 минут.

4.Работа в группах.  - 5 минут.

5. Физкультминутка.

6. Постижение основных понятий и идей урока. - 15 минут.

7. Применение на практике приемов нравственного поведения. – 5 минут.

8. Итоги и рефлексия – 2 минуты.

9. Домашнее задание. – 1 минута.

 

1.     Учитель зачитывает сказку:

        « На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

      Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

     Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

   - Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

   - Я жил во дворце, за огромными стенами,  и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

    И вдруг попросил:

   - Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

   - Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.

   - Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.

   Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»

2.     Вопрос:«Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

Вы правы, она совершила добрый поступок.

3.     Задание:На лепесточках напишите крупными буквами слова, которыми можно определить добро.

На доске учитель и дети собирают цветок: в центре слово добро.

4.     Вопрос: А почему люди ценят добро?

Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.  

- Какие правила регулирования отношений в обществе вы знаете?

( В ходе ответов на доске изображается схема).

- А к какому из них относится понятие добра?

Мораль – это правила доброго поведения. Их тоже много. Но среди них есть самое главное, его называют «золотым правилом морали».

 - Почему его так называют?  

 - А почему говорят «золотые руки», «золотая голова», «золотые слова», « золотая мысль»?

Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с  результатами таких поисков.

5.     Группам раздаются тексты для самостоятельной работы, зачитываем их  вслух:

 

Текст №1  « К древнему китайскому мудрецу  Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

 

Текст №2  «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание  священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не  хочешь, чтобы было сделано тебе»

 

Текст №3  « В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.

- Почему?

 - Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добр ?

- А что нужно еще?

 Вы правы, нужно следовать трем основным правилам:

Первое:делай добрые дела.

Второе: накапливай опыт добрых дел.

Третье:говори добрые слова и улыбайся

6.     Учитель предлагает детям подарить друг другу добрые слова.

7.      В заключении учитель читает стихотворение Булата Окуджавы:

«Виноградную косточку в теплую землю зарою,

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

И друзей созову.

На любовь свое сердце настрою…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?»

8.     Итог  урока,  рефлексия.

 

9.     Домашнее задание.

- читать параграф 20;

- подобрать пословицы по теме урока;

- нарисовать картину доброго дела,  подобрать или написать   к нему стихотворение (задание по выбору)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya__zolotoe_pravilo_nravstvennosti.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме: «Золотое правило нравственности». 5 класс Подготовили: Лазеева Т.Н., учитель истории МОУ «Гимназия № 1 МО « Ахтубинский район» Сейдалиева Т.П., учитель русского языка МОУ «Успенская ООШ МО « Ахтубинский район»

Слайд 2

Золотое правило нравственности. Одной из важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников является формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. На уроке учащиеся познакомятся с золотым правилом нравственности, с историей его появления, формулировкой этого правила. Урок направлен на формирование умения осознанно применять золотое правило нравственности в жизни.

Слайд 3

Цель проекта: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах. Задачи: развивать самостоятельность и оригинальность мышления; формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; учить прогнозированию последствий своих поступков; развивать готовность к социальному взаимодействию.

Слайд 4

Оборудование урока: учебное пособие мультимедиа раздаточный материал

Слайд 5

Основные понятия урока: Социальные нормы Мораль Нравственность Добро и зло Справедливость Совесть Дружба

Слайд 6

Предварительная подготовка: подбор текстового материала, видеофрагментов театрализация сказки изготовление костюмов создание презентации

Слайд 7

План урока: 1.Организационный момент. – 2 минуты. 2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки ( или ее прочтение). – 5 минут. 3. Беседа по содержанию сказки. – 10 минут. 4.Работа в группах. - 5 минут. 5. Физкультминутка. 6. Постижение основных понятий и идей урока. - 15 минут. 7. Применение на практике приемов нравственного поведения. – 5 минут. 8. Итоги и рефлексия – 2 минуты. 9. Домашнее задание. – 1 минута.

Слайд 8

1.Организационный момент «Жизнь дана на добрые дела».

Слайд 9

2 . Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки ( или ее прочтение)

Слайд 10

« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги. Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи. Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца. - Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она. - Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез. И вдруг попросил: - Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком. - Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка. - Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц. Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»

Слайд 11

Счастливый принц

Слайд 12

3. Беседа по содержанию сказки. Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? А почему люди ценят добро ? добро благодарность уважение дружелюбие Оказание помощи забота понимание

Слайд 13

1. « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим ». 2. « Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе ». 3. « В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: « И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» . Ч ему же учат эти правила, что их объединяет? Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. 4. Работа в группах : Высказывания мудрецов, живших в разные времена, в разных землях.

Слайд 14

Золотое правило нравственности - Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. - Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Слайд 15

Ребята, давайте жить дружно! 5. Физкультминутка.

Слайд 16

6 . Постижение основных понятий и идей урока. Следуйте трем основным правилам: Первое : делай добрые дела! Второе : накапливай опыт добрых дел! Третье : говори добрые слова и улыбайся! Закон доброго отношения к людям: Подумай о товарищах, потом о себе. Уважая себя, уважай других. Будь общителен, активно помогай другим .

Слайд 17

7. Применение на практике приемов нравственного поведения. Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.

Слайд 18

8. Итоги и рефлексия: Тема урока Вызвало тревогу научился убедился новое вспомнил

Слайд 19

9 . Домашнее задание. Нарисуйте картину доброго дела и подберите или напишите сами к нему стихотворение.

Слайд 20

Использованная литература, интернет ресурсы. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение , 2010 . Обществознание: человек, природа, общение: учебник для 5 класса. Под редакцией Л..Боголюбова. 2007. Пословицы и поговорки народов мира. Сказки народов мира. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. В.И.Даль. М:Эксмо, 2010. http :// www.stihi.ru/2011/05/10/7816 http://www.proshkolu.ru/user/kanechka0504/file/1471359 / http://www.manwb.ru/articles/persons/great_europ/wild


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Золотое правило нравственности"

В этом году я веду еще один предмет - "Основы Светской Этики". Есть уроки. разаработка и ведение которых мне особенно нравятся и некоторыми из них я хочу поделиться с вами....

"Золотое правило нравственности"

Классный час «Золотое правило нравственности».Тема: Золотое правило нравственности.Цель: дать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через вклю...

Конспект открытого урока на тему "Золотое правило нравственности" (модуль "Основы светской этики") 4 класс

В конспекте  урока обозначены цель и задачи, указаны тип урока,  его вид, приемы и методы, используемые технологии, виды деятельности, планируемые результаты, оборудование урока; представлен...

План конспект занятия по этикету на тему: "Золотое правило нравственности" 2 год обучения (5-6 класс)

Методическая разработка предназначена для обучающихся второго года обучения программы дополнительного образования детей "Школа этикета", 11-13 лет....

Урок "Золотое правило нравственности"

На уроке рассматриваются правила взаимоотношений между членами общества, взаимопонимание и толератные отношения....

Презентация по обществознанию "Золотое правило нравственности" 6 класс

Презентация по обществознанию "Золотое правило нравственности" 6 класс...