Главные вкладки

    Золотое правило нравственности
    методическая разработка по обществознанию (5 класс) по теме

     

      
     Золотое правило нравственности.

    Конспект урока по курсу Основы светской этики.
    5 класс
    .

     

                                                 

     

     

     

     

                                                    Подготовили:

                     Лазеева Т.Н., учитель истории

                                                    МОУ «Гимназия №1

              МО «Ахтубинский район»

                                         Сейдалиева Т.П.,учитель русского языка

         МОУ «Успенская ООШ

              МО «Ахтубинский район»

     

     

     

     

    Ахтубинск – 2011 г.

    Цель проекта:         способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.

    Задачи:

    Ø  развивать самостоятельность и оригинальность мышления;

    Øформировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;   

    Øучить прогнозированию последствий своих поступков;

    Øразвивать готовность к социальному взаимодействию.

     

    Оборудование урока:

    v  учебное пособие

    v  мультимедиа

    v  раздаточный       материал

     

    Основные понятия урока:

    Социальные нормы ,  мораль,   нравственность ,   добро и зло,  справедливость,  совесть ,  дружба.

     

    Предварительная подготовка:

    •      подбор текстового материала, видеофрагментов

    •      театрализация сказки

    •      изготовление костюмов

    •      создание презентации

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    План урока:

    1.Организационный момент. – 2 минуты.

    2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки  (или ее прочтение). – 5 минут.

    3. Беседа по содержанию сказки. – 10 минут.

    4.Работа в группах.  - 5 минут.

    5. Физкультминутка.

    6. Постижение основных понятий и идей урока. - 15 минут.

    7. Применение на практике приемов нравственного поведения. – 5 минут.

    8. Итоги и рефлексия – 2 минуты.

    9. Домашнее задание. – 1 минута.

     

    1.     Учитель зачитывает сказку:

            « На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

          Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

         Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

       - Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

       - Я жил во дворце, за огромными стенами,  и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

        И вдруг попросил:

       - Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

       - Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.

       - Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.

       Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»

    2.     Вопрос:«Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

    Вы правы, она совершила добрый поступок.

    3.     Задание:На лепесточках напишите крупными буквами слова, которыми можно определить добро.

    На доске учитель и дети собирают цветок: в центре слово добро.

    4.     Вопрос: А почему люди ценят добро?

    Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.  

    - Какие правила регулирования отношений в обществе вы знаете?

    ( В ходе ответов на доске изображается схема).

    - А к какому из них относится понятие добра?

    Мораль – это правила доброго поведения. Их тоже много. Но среди них есть самое главное, его называют «золотым правилом морали».

     - Почему его так называют?  

     - А почему говорят «золотые руки», «золотая голова», «золотые слова», « золотая мысль»?

    Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с  результатами таких поисков.

    5.     Группам раздаются тексты для самостоятельной работы, зачитываем их  вслух:

     

    Текст №1  « К древнему китайскому мудрецу  Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

     

    Текст №2  «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание  священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не  хочешь, чтобы было сделано тебе»

     

    Текст №3  « В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

    Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.

    - Почему?

     - Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добр ?

    - А что нужно еще?

     Вы правы, нужно следовать трем основным правилам:

    Первое:делай добрые дела.

    Второе: накапливай опыт добрых дел.

    Третье:говори добрые слова и улыбайся

    6.     Учитель предлагает детям подарить друг другу добрые слова.

    7.      В заключении учитель читает стихотворение Булата Окуджавы:

    «Виноградную косточку в теплую землю зарою,

    И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

    И друзей созову.

    На любовь свое сердце настрою…

    А иначе зачем на земле этой вечной живу?»

    8.     Итог  урока,  рефлексия.

     

    9.     Домашнее задание.

    - читать параграф 20;

    - подобрать пословицы по теме урока;

    - нарисовать картину доброго дела,  подобрать или написать   к нему стихотворение (задание по выбору)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentaciya__zolotoe_pravilo_nravstvennosti.pptx2.76 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок по теме: «Золотое правило нравственности». 5 класс Подготовили: Лазеева Т.Н., учитель истории МОУ «Гимназия № 1 МО « Ахтубинский район» Сейдалиева Т.П., учитель русского языка МОУ «Успенская ООШ МО « Ахтубинский район»

    Слайд 2

    Золотое правило нравственности. Одной из важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников является формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. На уроке учащиеся познакомятся с золотым правилом нравственности, с историей его появления, формулировкой этого правила. Урок направлен на формирование умения осознанно применять золотое правило нравственности в жизни.

    Слайд 3

    Цель проекта: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах. Задачи: развивать самостоятельность и оригинальность мышления; формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; учить прогнозированию последствий своих поступков; развивать готовность к социальному взаимодействию.

    Слайд 4

    Оборудование урока: учебное пособие мультимедиа раздаточный материал

    Слайд 5

    Основные понятия урока: Социальные нормы Мораль Нравственность Добро и зло Справедливость Совесть Дружба

    Слайд 6

    Предварительная подготовка: подбор текстового материала, видеофрагментов театрализация сказки изготовление костюмов создание презентации

    Слайд 7

    План урока: 1.Организационный момент. – 2 минуты. 2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки ( или ее прочтение). – 5 минут. 3. Беседа по содержанию сказки. – 10 минут. 4.Работа в группах. - 5 минут. 5. Физкультминутка. 6. Постижение основных понятий и идей урока. - 15 минут. 7. Применение на практике приемов нравственного поведения. – 5 минут. 8. Итоги и рефлексия – 2 минуты. 9. Домашнее задание. – 1 минута.

    Слайд 8

    1.Организационный момент «Жизнь дана на добрые дела».

    Слайд 9

    2 . Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки ( или ее прочтение)

    Слайд 10

    « На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги. Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи. Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца. - Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она. - Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез. И вдруг попросил: - Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком. - Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка. - Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц. Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»

    Слайд 11

    Счастливый принц

    Слайд 12

    3. Беседа по содержанию сказки. Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? А почему люди ценят добро ? добро благодарность уважение дружелюбие Оказание помощи забота понимание

    Слайд 13

    1. « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим ». 2. « Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе ». 3. « В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: « И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» . Ч ему же учат эти правила, что их объединяет? Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. 4. Работа в группах : Высказывания мудрецов, живших в разные времена, в разных землях.

    Слайд 14

    Золотое правило нравственности - Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. - Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

    Слайд 15

    Ребята, давайте жить дружно! 5. Физкультминутка.

    Слайд 16

    6 . Постижение основных понятий и идей урока. Следуйте трем основным правилам: Первое : делай добрые дела! Второе : накапливай опыт добрых дел! Третье : говори добрые слова и улыбайся! Закон доброго отношения к людям: Подумай о товарищах, потом о себе. Уважая себя, уважай других. Будь общителен, активно помогай другим .

    Слайд 17

    7. Применение на практике приемов нравственного поведения. Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.

    Слайд 18

    8. Итоги и рефлексия: Тема урока Вызвало тревогу научился убедился новое вспомнил

    Слайд 19

    9 . Домашнее задание. Нарисуйте картину доброго дела и подберите или напишите сами к нему стихотворение.

    Слайд 20

    Использованная литература, интернет ресурсы. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение , 2010 . Обществознание: человек, природа, общение: учебник для 5 класса. Под редакцией Л..Боголюбова. 2007. Пословицы и поговорки народов мира. Сказки народов мира. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. В.И.Даль. М:Эксмо, 2010. http :// www.stihi.ru/2011/05/10/7816 http://www.proshkolu.ru/user/kanechka0504/file/1471359 / http://www.manwb.ru/articles/persons/great_europ/wild


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Золотое правило нравственности"

    В этом году я веду еще один предмет - "Основы Светской Этики". Есть уроки. разаработка и ведение которых мне особенно нравятся и некоторыми из них я хочу поделиться с вами....

    "Золотое правило нравственности"

    Классный час «Золотое правило нравственности».Тема: Золотое правило нравственности.Цель: дать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через вклю...

    Конспект открытого урока на тему "Золотое правило нравственности" (модуль "Основы светской этики") 4 класс

    В конспекте  урока обозначены цель и задачи, указаны тип урока,  его вид, приемы и методы, используемые технологии, виды деятельности, планируемые результаты, оборудование урока; представлен...

    План конспект занятия по этикету на тему: "Золотое правило нравственности" 2 год обучения (5-6 класс)

    Методическая разработка предназначена для обучающихся второго года обучения программы дополнительного образования детей "Школа этикета", 11-13 лет....

    Урок "Золотое правило нравственности"

    На уроке рассматриваются правила взаимоотношений между членами общества, взаимопонимание и толератные отношения....

    Презентация по обществознанию "Золотое правило нравственности" 6 класс

    Презентация по обществознанию "Золотое правило нравственности" 6 класс...