Конспект открытого урока на тему "Золотое правило нравственности" (модуль "Основы светской этики") 4 класс
план-конспект урока по литературе по теме

Куртесова Ольга Петровна

В конспекте  урока обозначены цель и задачи, указаны тип урока,  его вид, приемы и методы, используемые технологии, виды деятельности, планируемые результаты, оборудование урока; представлен план и ход урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoe_pravilo_nravstvennosti.rar24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа » пгт. Троицко-Печорск РК

   

       

Конспект урока

«Золотое правило нравственности»

(4 класс)

 

Автор: Куртесова Ольга Петровна,

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора

по воспитательной работе.

2013 год

пгт. Троицко-Печорск

Тема урока: «Золотое правило нравственности».

               Тот, кто делает добро другу, делает добро себе.

Э. Роттердамский 

Цель: изучить, что такое  Золотое правило нравственности, определить  его общественную значимость.

Задачи:

  1. Развивающие – развивать познавательные умения, умения высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения.
  2. Воспитывающие – способствовать воспитанию  уважительного отношения к  себе и людям.
  3. Обучающие – способствовать изучению алгоритма применения Золотого правила нравственности в жизни.

Тип  урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока:  Урок-беседа.

Приемы: беседа, устный опрос учащихся, работа с текстом, составление графической схемы.

Методы: диалогический, наглядно-иллюстративный,  проблемный, практический.

Использованные технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология.

Виды деятельности: Познавательная, проблемно-ценностное общение.

Планируемые результаты: Учащиеся изучат Золотое правило нравственности, алгоритм его применения; расширят свои знания по духовно-нравственной культуре, продолжат развитие коммуникативных навыков.

Оборудование урока: «Основы духовно-нравственной  культуры народов России» Модуль «Основы светской этики». 4-5 классы. Учебник  для общеобразовательных учреждений, 2-е издание.– М. Просвещение, 2012 г.; мультимедийное оборудование,  презентация по теме урока.

План урока

Ход урока

Организационный этап

- Здравствуйте, мне очень приятно вас видеть! Давайте возьмемся за руки и скажем хором: «Всем – добрый день! Добрый день - солнышку и птицам, добрый день – приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть добрый день длится до позднего вечера». (слайд 1)

Этап подготовки к усвоению знаний:

Актуализация знаний

- Мы с вами продолжаем познавать мир человеческих отношений

- Тема нашего урока «Золотое правило нравственности»

- Назовите ключевые слова в теме урока (слайд 2)

- Слово «золотой» многозначное или однозначное? Каковы его значения?

(слайд 3)

Постановка проблемы

- Как вы думаете, почему правило нравственности назвали «золотым»?

Поиск решения проблемы

- Итак, тема урока – «Золотое правило нравственности». Каковы учебные задачи? (знать: Золотое правило нравственности, алгоритм его применения).

Физминутка

-Физминутку проводит физорг класса

Выражение решения проблемы

 1.Комментированное чтение  текста учебника (страницы 42-43), работа с презентацией (слайды 4 -10):

Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности. Его стали так называть в XVIII веке. Но на самом деле это правило как способ управления поведением сложилось гораздо раньше. Оно встречается во множестве формулировок, например в учениях древнекитайского философа Конфуция, древнегреческого философа и математика Фалеса, римского философа Сенеки и другие. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков (слайд 4)

Гималайский Будда (слайды 5-6) Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

Древнекитайский  философ Конфуций (слайд 7) Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».

Прародитель Индии Ману (слайды 8-9) В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

(слайд 10): Итак, Гималайский Будда – «просветлённый» учит нас:  «Не делай другим того, что сам  считаешь злом». Древнекитайский  философ Конфуций убеждает:  «Только добро ведёт к   счастью». Смысл законов прародителя Индии Ману: «Не делай другим того, что причинило  бы боль тебе».

- Чему  же учат эти правила, что их объединяет? (Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе).

Приведём две наиболее известные  трактовки Золотого правила нравственности (слайд 11):  

Золотое правило нравственности является самым общим принципом для обоснования морали. С его помощью человечество попыталось выработать универсальный способ выбора поступка. В этом огромная положительная роль золотого правила в развитии нравственности. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.

Работа с притчей «Мудрый Соломон» (слайд 12)

- Которая из них была матерью? Почему вы так считаете?

- Давайте прочитаем еще раз  золотое правило нравственности. (стр. 42).

 -Как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм применения этого правила? Перечитайте последний абзац статьи:

Как применять золотое правило в жизни? Сначала следует оценить последствия поступка в мыслях и чувствах. Поступок, который хочется или нужно совершить, следует перепроверить относительно того, на кого направлено действие, т. е. попытаться встать на его место. Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя

  • Групповая работа (стр. 43).
  1. Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.
  2. Каково будет мне, если со мной так поступят?
  3. Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?

Нет.
Лучше так не поступать.

Как правильно поступать с другими людьми, учит и Иисус Христос.

Иисус Христос говорил (слайд 13): Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

— Как вы понимаете слова Христа?

— Как вы понимаете крылатое высказывание о бревне в собственном глазу и сучке в глазу ближнего?

Объясните выражения:

  1. «Сучок в глазе брата твоего» – это плохие поступки других людей
  2. «Бревно в твоём глазе» - это наши плохие поступки
  3. Лицемер – это человек, который  осуждает других, не замечая собственных ошибок, говорит неправду
  4. Быть милосердным – это значит уметь прощать других

Работа по картине:

(слайд 14) Василий Дмитриевич Поленов был ярким разносторонним художником с широким кругом творческих интересов. Однако главное место в творчестве Поленова занимает огромное полотно «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888), в котором автор стремился рассказать библейскую историю как реальное жизненное событие.

—Рассмотрите картину В. Поленова «Христос и грешница». Что вы видите на картине?». Как Христос защитил женщину?

  (слайды 15,16)      

«Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись».

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

- Так как же избежать осуждения человека?

-  Как вы понимаете «неосуждение»?

Работа с понятием «неосуждение»: Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

Этап проверки знаний учащихся

-Назовите золотое правило нравственности.

-Каков алгоритм его применения?

- Ответь на вопросы:

1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности? (слайд 17)

а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

2) Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности? (слайд 18)

а) Потому что это закон государства.

б) Потому что в школе за его соблюдение ставят  хорошие оценки.

в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.

г) Все варианты верны.

3) Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни? (слайд 19)

а) Задуматься о своих поступках.      в) Все варианты верны.

б) Любить самого себя.                    г) Любить людей как самого себя.

4) Почему золотое правило нравственности помогает в жизни? (слайд 20)

а) Потому что даёт людям добро и радость

б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

в) Потому что взрослые нас учат, а мы прислушиваемся.

г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

5) Вставь пропущенное слово. (слайд 21)

Как аукнется, так и … .

Что … , то и пожнешь.

Этап подведения итогов урока.

ПОМНИ:

  • Попробуй не наступить, а уступить.
  •  Не захватить, а отдать.
  •  Не кулак показать, а протянуть ладонь.
  •  Не спрятать, а поделиться.
  •  Не кричать, а выслушать.
  •  Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ

– И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

Рефлексия

- Какие мысли сегодня были для вас новыми?

- Удивили вас?

-  Заставили задуматься?

- Какими знаниями будете руководствоваться в своей жизни?

Этап информации о домашнем задании, инструктажа по его выполнению

Инструктаж по домашнему заданию (слайд 23):

- Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.

  • Мама ...
  • Папа ...
  • Брат/сестра ...
  • Бабушка/дедушка ...

Список литературы и других информационных источников:

  • Интернет – ресурсы:

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA+%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE+%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&lr=10945

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2+%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA&lr=10945

  • «Основы духовно-нравственной  культуры народов России» Модуль «Основы светской этики». 4-5 классы. Учебник  для общеобразовательных учреждений, 2-е издание.– М. Просвещение, 2012 г.;
  • Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» 4-5 кл. – М. Просвещение, 2010 г

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 -1 класса.

Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 -1  класса.Легкая атлетика.  Спринтерский бег.( Учитель физической культуры БГОУ СОШ № 347 Бушумова И.В.)  Место пров...

Конспект открытого урока по физической культуре для учащижся 5 "А" класса

Теория: "Рациональное питание школьников". Комбинации из: бег " паучком"; отжимание в упоре лёжа; прыжковые упражнения. Выполнение "угла" на "шведской стенке"....

Конспект открытого урока и презентация по математике в 7«Б» классе Тема: “Умножение и деление чисел, полученных при измерении мерами стоимости, на однозначное число”

Конспект открытого урока по математике в 7«Б» классе и презентацияТема: “Умножение  и деление чисел, полученных при измерении мерами стоимости,на однозначное число”...

Конспект открытого урока по теме "Гимнастика с элементами акробатики"(7 класс)

Урок проводился в рамках педсовета по теме" Проектирование урока на основе метапредметных связей" Тема" Гимнастика с элементами акробатики" преднаэначен для учащихся 7 класса и является обобщающим....

План-конспект открытого урока по английскому языку по СПОТЛАЙТ в 4а классе Тема урока :"Чаепитие"

Открытый  урок в 4А классе английского языка  по теме:  " Чаепитие"ПЛАН-КОНСПЕКТ  по учебнику :Спотлайт 4 класс....

План-конспект открытого урока по теме «Правила дорожного движения»

Конспект урока, предназначенный для работы с обучающимися 1-2 курса среднего специального звена юридической направленности....

План-конспект открытого урока по информатике "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"

Урок "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q" знакомит обучающихся с праилами переводом чисел из десятичной системы в двоичную и обратно, ребята практикую...