Парламентский урок "Государственная Дума - главный законодательный орган России"
методическая разработка (обществознание , 10 класс) на тему

Данный материал - методическая разработка открытого парламентского урока для 10 классов. Расчитан материал на один урок, тема - Государственная Дума главный законодательный орган России. Материал предназначен для учителей обществознания, рассчитан на активных, приученных к самостоятельной работе детей. Занятие представляет из себя комплексный поэтапный урок, включающий в себя элементы деловой игры, задания по подготовке к уроку, ход урока и домашнее задание. Материал подойдёт при изучении модуля политическая сфера, кроме этого возможно использование его элементов в рамках открытых уроков государственности, при проведении тематических классных часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parlamentskiy_urok_dlya_10_klassov.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Парламентский урок».

Информационная карточка: Русских Сергей Олегович; г.  Березники, школа №10, учитель истории и обществознания

Тема урока: «Моя гражданская позиция. Государственная Дума – главный законодательный орган Российской Федерации».

Класс, количество учащихся: 10 класс, примерно 25 человек.

Цель урока: Ознакомление с работой Государственной Думы, формирование  политической грамотности, развитие навыков самостоятельной работы .

Механизмы создания мотивационного поля: Для привлечения внимания школьников в начале урока используется видеоролик, демонстрирующий заседание Госдумы 90-х годов, где демонстрируются примеры драк, некорректного поведения со стороны депутатов. Ставится проблемный вопрос: «Можно ли депутатам Думы доверить важнейшее дело принятия законов»

Актуальность изучаемой темы: Политическое воспитание подрастающего поколения – важная задача учителя. Современное поколение старшеклассников, с одной стороны политически малограмотны, с другой – аполитичны. В этом отношении особенно интересна деятельность нашего главного законодательного органа – Государственной Думы РФ. Низкий уровень знания принципов  политических механизмов и низкая собственная политическая образованность приводит к тому, что школьники  не умеют анализировать получаемую политическую информацию, больше веря популистским и низкопробным сенсациям, либо мнению близкого окружения. В итоге у школьника складывается превратное отношение к Госдуме, и он во многом воспринимает её несерьёзно.

Формы и технологии работы с учащимися: Основная форма работы с учащимися – групповая, на уроке работа ведётся в группах. Кроме этого предполагается индивидуальная домашняя работа учеников при подготовке к уроку. В начале и конце урока, работа идёт во фронтальной форме. Таким образом, в рамках урока 3 формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, главенствующей из которых является групповая.

Основные технологии, применяемые на уроках вытекают из представленных форм, а именно:  1) деловая игра, основной задачей которой является получение учениками новых знаний путём вовлечения в игровой рабочий процесс. 2) мозговой штурм, в рамках которого дети пытаются найти вопрос по предложенной теме. 3форма – видеотрансляция.

Поэтапное планирование урока: Домашняя подготовка к уроку, в рамках неё класс делится на 4 группы по партийным спискам, в зависимости от вытянутого номера. Группам раздаются программы  4 партий (Единая Россия, Справедливая Россия, ЛДПР, КПРФ). Дома они должны ознакомиться с программами, чтобы знать цели и задачи каждой партии. Выделяется наиболее способный ученик, его роль –  вице-спикер.

Начало урока: приветствие, объявление темы.

 Постановка цели – изучение работы Государственной Думы, как главного законодательного органа Российской Федерации.

Постановка задач: 1) Разобрать партийный  состав Госдумы.

2) Изучить методику работы Думы  при  принятии законов.  (2 мин)

Демонстрация видеофайла заседания Госдумы. После просмотра материала проводится опрос, какую оценку школьники дают увиденному. (5 мин)

Основная часть урока, где в рамках деловой игры детям предлагается почувствовать себя в роли депутатов. В соответствии с полученными ранее номерами они рассаживаются по группам, которые соотносятся с 4 партиями в составе современной Государственной Думы. Мероприятие начинается с выступления вице-спикера, который приветствует детей, объявляет, какие партии в Думе представлены и объявляет тему сегодняшних прений. Проблема, поставленная перед школьниками – необходимо ли повышать пенсионный возраст. (3мин)

В течение 10 минут группы в рамках мозгового штурма отвечают на этот вопрос. Партия Единая Россия выставляет аргументы «за» этот процесс, остальные выдвигают аргументы «против», но соотносят их со своими партийными программами. (10 мин)

Выступление групп по вопросу, в порядке объявления спикером по человеку от группы, по 3 минуты  на группу.(12 мин).

Взаимные прения по вопросу, рассмотрение положительных и отрицательных моментов. (8 мин).

Открытое личное голосование по вопросу, объявление результатов голосования и подведение итогов (принятие проекта, отклонение, доработка).

Завершение урока:

Фронтальный опрос мнений по следующим вопросам:

В чем сложность работы депутатов?

Каково мнения по вопросу вы придерживались в начале урока?

Как проголосовали в конце и почему? (5 мин)

Результат урока: В результате урока дети получили знания по устройству и работе Государственной Думы, научились работать с источниками и открыто выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения. Урок способствовал воспитанию у них политического самосознания.

Домашнее задание: Сочинение-эссе «Государственная Дума – главный законодательный орган России или формальный политический институт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главные типы почв России

Презентация  к  уроку  географии  в 8  классе (2-ой  урок  темы)  показывает  главные  типы  почв  России, особенности  их  строен...

презентация "Из истории законодательных актов России"

В презентациии представлена история основных законов нашего государства от "Русской правды" до Конституции 1993 г....

контрольная работа по теме "Главные особенности природы России"

В данной контрольной работе предложены задания по всем темам раздела. Данные задания направлены на воспроизведение знаний, применение их на практике, на развитие логического мышления у учащихся....

Урок-КВН по теме:"Главные особенности природы России"для 8 класса

Урок -КВН по теме:"Главные особенности природы России" для 8 класса позволяет в игровой форме обобщить и углубить знания учащихся, развивает познавательный интерес к предмету....

Главные типы почв России. Урок № 1

В содержании урока рассматриваются следующие вопросы: процессы почвообразования, почвобразующие факторы, главные типы почв России и Дальнего Востока. Теория перемежается отработкой практических умений...

презентация к парламентскому уроку "Путешествие Ивана-царевича в Россию"

данная презентация является сопровождением парламентского урока 2012 г. - "Моя гражданская инициатива".  Парламентские уроки проводятся в Пермском крае ежегодно, и направленны на повышение интере...

ПРОГРАММА предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (7-8-9 классы) Разработчик: Сиренко О.Р.

Программа предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» разработана для обучающихся в 7, 8, 9-х классах кадетской школы и охватывает период истории Ро...