ЕГЭ по обществознанию Рекомендации по решению заданий части "С"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Никитина Ольга Дмитриевна

Предназначено учащимся и преподавателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_po_chasti_s.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Часть С:   рекомендации для учеников

С1-С4.       При ответе ученики должны четко выполнить указания:

Что требуется для выполнения задания? Сформулировать мысль своими словами или привести цитату из текста, или сформулировать мысль и подтвердить цитатами из текста?

Какие источники информации использовать при ответе? При формулировке собственных рассуждений опираться только на содержание текста или привлекать знания по курсу, собственный социальный опыт?

Выразить согласие или несогласие с позицией автора или сформулировать собственную позицию?

С5. Сложность задания состоит в том, что сущность ключевых понятий учащиеся не всегда знают. Или раскрывают суть, а сильные ученики даже дают развернутое определение,  полагая, что эксперты учтут, что в развернутом предложении есть и смысл понятия и информация о нем, но указания к оцениванию не позволяют поставить даже один балл.

Повторить ключевые понятия курса, обращая внимание на различные трактовки смысла понятия, это поможет на экзамене выполнить задание на максимальный балл;

Не расширяйте и не сужайте границы понятия, не подменяйте одно понятие другим;

Составляя предложения, обращать внимание на их соответствие  содержанию данного обществоведческого понятия;

Предложения с общими формулировками (подходящими для любого обществоведческого понятия) не могут считаться верными;

При чтении задания обратить внимание, что и в каком количестве требуется назвать;

Если встретится задание на перечисление, не приводите позиций больше, чем требуется в условии (иногда это порождает ошибки в ответе, что снижает оценку (система оценивания такой модели задания предусматривает снижение оценки при наличии в ответе ошибок наряду с верными позициями);

Необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа.

С6.  При выполнении заданий первой модели:«Раскрыть на примере…»

следует не просто привести пример, но и прокомментировать, показать, как проявляется конкретный социальный объект; то есть следует сделать как минимум два «шага»:

во-первых - развернуть положение, приведенное в условии и сформулировать ряд более частных утверждений,

во – вторых – подкрепить это утверждение конкретными фактами;

в тех случаях, когда условие развернуть не удается, ответ получается неубедительным, а то и просто неверным;

если приведен пример без комментариев, ответ не засчитывается.

При выполнении заданий второй модели: «Проиллюстрировать примерами..»

следует просто привести примеры;

 записать объекты и привести примеры (если оценивается перечень объектов и примеров);

помнить, что не все примеры уместны, рассуждения общего характера примерами не являются.

С7. Внимательно прочитать задачу и обратить внимание на следующие позиции:

к какой области или конкретной проблеме относится данное задание-задача;

какой объем и содержание информации требуется для ее решения;

какую полезную информацию дает условие;

имеет задача одно или несколько решений;

выводы, не вытекающие из условия,  не засчитываются как верные.

преобладает ненаучная аргументация, низкое качество аргументов, ответ не засчитывается

На что должен обратить внимание ученик при решении заданий-задач?        

1. Четкое уяснение вопросов (требований) задачи: нередко ученики, не дочитав вопрос до конца, «вырывают» отдельные элементы условия, на их базе формируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном вопросе остаются без внимания последние его части;

2. Соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи: часто ученики отвечают на вопрос в общем, игнорируя предложенную в условии конкретную ситуацию;

3. Понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания философов, ученых, носят, как правило, дискуссионный характер и с ними не всегда нужно соглашаться;

4. Четкое формулирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа;

5. Проверка полученного ответа, соотнесение его с данными условия задачи и ее требованием.

С8. Под планом понимают четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса в кратких или развернутых формулировках.

План может быть составлен в назывной (он состоит из тезисов номинативного строя), и в вопросной или смешанной форме.

Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т. п.

Это задание относится к группе заданий с универсальными, обобщенными критериями оценивания, не зависящими от содержания конкретного текста.

При ответе учитываются:

         - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия

            заданной теме;

         - полнота отражения основного содержания в плане;

         - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

С9. Следует обращать  внимание на определенные шаги в написании эссе.

1. Осмысленно выбрать высказывание, которое нужно раскрывать в определенном содержательном контексте (философском, социально-психологическом, экономическом, социологическом, политологическом или правоведческом).

2.  Раскрыть смысл высказывания, установив его связь с обществоведческим курсом, записав общую идею, проблему, положение, вопрос обществоведческого курса,  к которому обращается  автор.

3. Кратко изложить свою позицию, отношение к авторскому высказыванию (согласен, не согласен, частично согласен)  и обосновать его.

4. Привести аргументы в защиту собственной позиции, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.

5. Обратить внимание на  уровень приводимых суждений и аргументов. Теоретический уровень суждений и аргументов оценивается наиболее высоко. В ответе должны присутствовать теоретические положения, обществоведческие понятия и термины, факты общественной жизни, примеры из личного опыта,  обобщения и выводы.  Невозможно получить максимальный балл, если рассуждения даны только на уровне  обыденного сознания (с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни).

5. Особое внимание следует обратить на завершающий этап написания эссе. Не лишним будет  повторно обратиться к смыслу высказывания, выделить ключевые аргументы  в защиту своей позиции, подвести общие итоги рассуждения.

Эссе по обществознанию относится к заданиям, которые могут успешно выполнить лишь ученики, уже освоившие содержание обществоведческого курса на достаточно высоком уровне.  Заметим, что жестких требований к объему ученического обществоведческого эссе не установлено. В любом случае, важна реализация в ученической работе максимального количества перечисленных выше требований, а не размер текста, написанного учеником.

Можно заметить, что не зависимо от того, сколь свободным будет композиционное построение работы, в нем могут присутствовать определенные части, создающие общую структуру работы:

- вступление (раскрыть смысл высказывания, указать вопрос обществоведческого курса, который заложен в высказывании или назвать актуальную общественную проблему, далее выразить согласие или несогласие с позицией автора и дать краткое обоснование);

- основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала, дать определения ключевых терминов,  однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре), обозначить ключевые теоретические положения по этому вопросу из обществоведческого курса, привести факты общественной жизни (примеры из истории), примеры из личного опыта или из СМИ;

- заключение (обобщения: еще раз перефразировать высказывание или повторить свою позицию,  выделить ключевой аргумент, позволяющий поддержать позицию автора, сформулировать общие выводы по теме и т.д.).

Эксперты оценивают эссе, обращая внимание на  требования к его качеству:

1) адекватное понимание автором эссе смысла высказывания;

2) соответствие текста эссе выявленному смыслу высказывания (затронутой автором проблеме);

3) раскрытие смысла высказывания в заданном содержательном контексте (очевидно, что для раскрытия смысла высказывания и аргументации могут привлекаться теоретические положения других содержательных составляющих курса, но контекст должен быть выдержан);

4) представленность личной позиции учащегося, его отношения к высказыванию (мнению автора и поднятой им проблеме);

5) опора учащегося при раскрытии смысла высказывания и аргументации собственной позиции на обществоведческие знания (использование терминов и понятий, теоретических положений общественных наук);

6) использование при раскрытии проблемы осмысленных учащимся фактов общественной жизни (или моделей социальных ситуаций) и личного социального опыта;

7) логичность рассуждений;

8) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических и пр.) и иных (фактических, логических, этических и пр.) ошибок;

  9) соответствие эссе нормам русского языка.

                               Методика шаговых приемов

В частности, с целью подготовки учащихся к грамотному выстраиванию логики рассуждений при написании эссе имеет смысл использовать методику «шаговых приемов».

 Так, первым шагом может быть предложение учащимся сформулировать несколько аргументов для доказательности истинности или ложности  какого-либо конкретного несложного умозаключения (например, «Юристы утверждают, что мораль и право не противопоставляются друг другу. Приведите два аргумента, подтверждающие данную точку зрения»).

Вторым шагом может стать предложение учащимся проиллюстрировать приведенные аргументы примерами. Для наглядности желательно выполнить все эти задания в табличном варианте

суждение

аргументы

примеры

1.

1.

2.

2.

Третьим шагом в данной методике будет формулирование суждения-умозаключения,  которым в этой ситуации является  вывод. Этот вывод не должен  совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино  в какой-то фразе (фразах) основные идеи аргументов  и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность и неверность суждения, являвшегося темой эссе.

И четвертым, последним, шагом будет написание связного текста, в котором  должны быть объединены все названные элементы[1].  


[1] Варианты возможных заданий  можно найти в тематической тетради. См.  Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. Обществознание. ЕГЭ. Тематическая рабочая  тетрадь. М., Экзамен, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ по обществознанию. Рекомендации по выполнению задания 28 (сложный план) часть 2

Презентация содержит рекомендации по выполненю задания 28 (сложный план) часть 2. Примеры выполнения задания....

рекомендации по решению задания 5 ЕГЭ-2015.

В рекомепндациях для выпускников дается теория циклом лекций с разбором задач, включенных в задания ЕГЭ-2015...

Рекомендация по решению заданий 19 ЕГЭ-2015

В данной рекомендации рассморены 5 типов задач со "сложными процентами". Вначале консулатации рассматриваю суть задач "со сложными процентами"....

Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработка навыка решения задания С7. Презентация

Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработка навыка решения задания С7....

Рекомендации по решению заданий линии 23, 24, 25 ОГЭ по физике 2023

Подборка задач линий 23, 24, 25 ОГЭ по физике. Сопоставление комплекта необходимых и достаточных формул, взятых из 1) критериев проверки для экспертов,2) предлагаемых примерных решений и3) к...