Лекционные материалы по содержательным линиям "Человек", "Общество"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Лекционные материалы основаны на информации методического пособия "Обществознание. Учебно-справочные материалы. 9 класс. ГИА".  Предложенные материалы можно использовать в технологической карте урока, при подготовке к уроку, выдаче школьникам домашних заданий. Формат документа Word удобен и компактен в работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_i_chelovek_8_klass_lekcii_shemy_gia.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие   общества и природы.

Природа –

…… - в широком смысле весь мир в многообразии его форм.

…… - в узком смысле совокупность естественных условий существования человека (среда обитания, источник ресурсов необходимых человечеству для жизни и деятельности).

Общество

Природа

Действуют люди, которые имеют сознание и цель

Действуют слепые бессознательные силы

Взаимосвязь между ними

Гармоничная

Конфликтная

Представления человека о природе

Исторический период

Сущность представления о природе

Античность

Человек – одна из составных частей природы.

Идеал – жизнь в согласии с природой.

Средневековье

Окружающая человека природа нечто более низкое, чем человек, поскольку только он наделен божественным началом. Природа нередко рассматривалась как источник зла, который нужно искоренить, а жизнь человека как борьба божественного начала – души с греховным телом.

Возрождение

Природа – источник радости и наслаждения.

Становление промышленного капитализма

Природа объект интенсивной преобразовательной деятельности человека. Кладовая, из которой он может черпать богатства без меры и счета.

Современность

Природа – уникальный, целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Необходимы партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы.

Биологическое и социальное в человеке.

Человек – особое звено в развитии живых организмов на Земле.

Человек – биосоциальное существо

Биологическое существо

Социальное существо

Человек принадлежит к высшим млекопитающим. Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и иных процессов  в человеческом организме.

Человек неразрывно связан с обществом. Лишь в обществе, в общении с людьми человек становиться человеком: происходит формирование человеческих качеств (речь, мышление).

Условие, предпосылка существования человека.

Сочетание обоих этих факторов отражает сущность человека.

Основные отличия человека от животного.

  1. Способность производить орудия труда и использовать их.
  2. Способность мыслить и обладать членораздельной речью.
  3. Способность к целенаправленной творческой деятельности: преобразованию окружающего мира, создание того, чего в природе не существует – так называемой «второй природы», самосовершенствование самого себя.  (знания о мире =)цель  =) мысленная модель =) практические действия.

Основные признаки, характеризующие человека.

Индивид от латинского неделимое, особь

Индивидуальность, от латинского неделимое, особь

Личность от «личина» - маска актера

Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая обобщенная характеристика.

Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Своеобразие и неповторимость его психики и личности: внешний облик, манера поведения, характер.

Социально и духовно развитый человек. Выражает особые свойственные только этому человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения, которые проявляются в деятельности.

Личность. Особенности подросткового возраста.

В Древнем Риме личность использовалась в качестве словосочетаний -   личность отца, личность судьи и т.д., т.е. с набором социальных характеристик.

Личность возлагает на себя определенную социальную роли и ответственно её выполняет.

Личность – человек как общественное существо, конкретное проявление общественной сущности человека, его индивидуальных психологических качеств (темперамента, характера, способностей, уровня умственного развития) и социальных функций (отношение к действительности, людям, обществу в целом, поведение человека, его общественная деятельность).

Ведущее качество личности – автономность.

Самосознание личности со временем оформляется в жизненную позицию.

Личность:

- способна нести ответственность и решать проблемы

- контролирует поведение, обладает волей

- в определенной степени независима от общества

- отличатся самостоятельностью в поступках

Человек рождается существом биологическим, но в процессе жизненного пути он становиться личностью.

Факторы, обуславливающие развитие  личности.

  1. Биологические (генотип – анатомо-физиологическая структура человека; цвет волос, глаз, функциональные особенности; некоторые особенности нервной системы; психические свойства личности – характер, воля, ум, способности и т.д.)
  2. Социальная среда
  3. Воспитание и обучение

Одним из главных стимулов формирования личности являются потребности. Стремление к их удовлетворению порождает в человеке желание изменяться.

Социальные интересы – причина социальных действий.

Потребности человека =)   социальные интересы =)  социальные действия  =)  формирование личности.

Подростковый возраст (12 – 15 лет).

Основные особенности подросткового возраста

Проявления

Анатомо-физиологическая перестройка организма

Активизация и сложное взаимодействие гормонов, интенсивное физическое и физиологическое развитие. Трудности в функционировании сердца, легких, головного мозга. Скачет давление, повышенная утомляемость, перепады настроения, неуравновешенность.  

Особенности социальной ситуации развития

Переход от детства к взрослости. От состояния зависимости к самостоятельности и ответственности.  

Проблема ведущей деятельности

Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Переориентация общения с родителей, учителей на сверстников.

Общение формирует навыки социального взаимодействия, умение и подчиняться и отстаивать свои права.  

Конформизм

 Склонность подростка к усвоению определенных групповых норм, привычек, ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ни чем не выделяться.

Учебная деятельность и познавательное развитие

Развиваются теоретическое и рефлексивное (анализ собственных мыслей и переживаний) мышление, творческие способности. Ученики могут самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время у многих трудности в учебе. Для многих учеба уходит на второй план.

«чувство взрослости» отношение подростка к себе как ко взрослому

Стремление к самостоятельности, оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства взрослых.  Потребность в самоутверждении, деятельности имеющей личностный смысл. Развитие самосознания. Критичность мышления. Формирование самоанализа. Трудности роста. Интерес к противоположному полу. Развитие волевых качеств.  

Деятельность человека и её основные формы.

Деятельность способ отношения человека к окружающему миру, характерный только для людей.

Основное содержание деятельности – изменение и преобразование мира в интересах людей, создание «второй природы».

Классификация деятельности.

Основание для классификации

Виды деятельности

Характер отношения человека к окружающему миру

  1. Практическая -  материальная деятельность, создание предметов для удовлетворения потребностей человека и общества.
  2. Духовная – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.

Общественные сферы, в которых протекает деятельность

  1. Экономическая
  2. Социальная
  3. Политическая
  4. Культурная
  5. И т.д.

Соотнесенность с ходом истории

  1. Прогрессивная
  2. Реакционная

Существующие ценности, социальные нормы

  1. Моральная – аморальная
  2. Законная – незаконная

Социальные формы деятельности

  1. Массовая
  2. Коллективная
  3. Индивидуальная

Потенциал нового в деятельности

  1. Инновационная (обновлять)
  2. Изобретательская
  3. Творческая
  4. Рутинная

Основные формы деятельности.

Форма деятельности

Её сущность

Характерные черты

Игра

Особый вид деятельности, целью которой является развлечение отдых

  1. Происходит в условной ситуации, которая может быстро меняться
  2. Используются условные, замещающие предметы.
  3. Нацелена на удовлетворение интересов её участников
  4. Способствует развитию личности, вооружает её необходимыми навыками.

Учение

Вид деятельности, целью которой является приобретение знаний и умений.

  1. Наличие постоянного управления деятельностью детей со стороны взрослых
  2. Необходимый компонент обучения
  3. Способствует развитию личности, навыков общественного поведения

Труд

Вид деятельности, направленный на достижение практического полезного результата

  1. Целесообразна
  2. Нацелена на достижение запрограммированных результатов
  3. Требует наличия мастерства, умений
  4. Практическая полезность
  5. Способствует развитию личности
  6. Преобразует внешнюю среду

Человек и его ближайшее окружение.

Малая группа – группа из двух и более человек, объединенных общей целью, сходными интересами, потребностями в общении, совместной деятельности, находящаяся в непосредственном контакте друг с другом.

Признаки малой группы:

  1. Общая деятельность, подчиненная общей цели.
  2. Взаимодействие членов группы напрямую, их личное знакомство между собой.
  3. Небольшое количество участников от 2 до 9 человек.

Групповая динамика, этапы развития группы.

Образование  =) функционарование =)  развитие =) стагнация

Классификация малых групп.

Основание классификации

Виды малых групп

Совместная деятельность

  1. Производственные
  2. Учебные
  3. Спортивные
  4. Семейные
  5.  И т.д.

Длительность существования

  1. Постоянные
  2. Временные

Характер отношений между членами группы

  1. Формальные   (официальные)
  2. Неформальные

Условия, влияющие на положение человека в малой группе.

  1. Роль и позиции человека в группе
  2. Групповые нормы – определенные правила, принимаемые всеми членами группы
  3. Групповые интересы
  4. Групповые санкции
  5. Групповые ценности

Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии.    В различных группах один и тот же человек может иметь различный статус.

Роль – способ поведения, определяемый статусом человека.

Лидер – член группы, за которым признается право принимать ответственные решения, наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации жизни группы.

Групповые нормы – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей группой, играет роль регулятора поведения членов группы, устанавливает правила, ценности, санкции.

Положительное воздействие малой группы на человека.

  1. В группе человек отрабатывает свои коммуникативные умения.
  2. От участников группы человек получает информацию, учится её правильно воспринимать и оценивать.
  3. Группа дает уверенность в себе, дает положительные эмоции, необходимые для развития.
  4. Отношения в группе приучают человека выполнять существующие нормы, уважать и соблюдать ценности.

Отрицательное влияние группы на человека.

  1. Групповой эгоизм – поведение обеспечивающее выполнение интересов группы за счет ущемления других.
  2. Конформизм – податливость человека к реальному или воображаемому давлению группы, проявляется в изменении поведении человека, его системы ценности соответственно с мнением и поведением большинства.

Способы реагирование человека на давление группы.

  1. Внушаемость – бессознательное восприятие человеком линии поведения или мнения группы.
  2. Конформизм – осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем сопротивлении.
  3. Коллективизм – сознательное согласие с мнением группы, активное отстаивание её ценностей и норм.

Межличностные отношения – взаимосвязь человека с другими людьми, группами.

  1. Взаимовосприятие
  2. Взаимопонимание
  3. Взаимодействие

Межличностные отношения:

  1. Официальные, деловые
  2. Неофициальные, личные

Формы межличностных отношений.

Наименование формы межличностных отношений

Условия возникновения

Знакомство.

1 уровень – знаю в лицо, узнаю.

2 уровень – приветствую при взаимном узнавании.

 3 уровень – приветствую и разговариваю на общие темы.

Могут возникнуть на основе деловых и личных контактов.

Приятельские отношения

Взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, общению.

Товарищество

Деловые связи, общая цель, средства и результаты деятельности.

Дружба

Взаимная симпатия, общность интересов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие.

Любовь

Благородные чувства, высокая мораль, самоотверженность, готовность сделать все для любимого человека, отвественность.

Общение.

Общение - …..

….. – в узком смысле вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями.

…. – в широком смысле взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми.

Структура общения:

  1. Субъекты общения
  2. Цель общения
  3. Содержание общения
  4. Средства общения

Процессы, включенные в общение.

  1. Обмен информацией, её уточнение, обогащение.
  2. Обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия.
  3. Восприятие и понимание партнера, его психологических особенностей и поведения.

Виды общения.

  1. Познавательное
  2. Деловое
  3. Интимно-личностное

Роль общения.

  1. Формирует, развивает межличностные отношения – условие становления личности.
  2. Способствует познанию людьми друг друга.
  3. Осуществляет определенное воздействие на психику человека, его состояние.
  4. Позволяет выразить причастность человека к группе «я - свой», «я - чужой».
  5. Способствует организации совместной деятельности.

Культура общения.

  1. Наличие доверия к тому, с кем общаешься.
  2. Наличие уважение к тому, с кем общаешься: общаться необходимо бережно и вежливо.
  3. Проявление уступчивости в общении.
  4. Отказ от навязывания своих вкусов, привычек, ценностей, предпочтений и т.д.
  5. Внимание к собеседнику.
  6. Владение культурой речи.

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Межличностный конфликт – столкновение личностей с разными чертами характера, взглядами, ценностями.

Причины возникновения конфликтов:

  1. Предметно-деловые разногласия
  2. Расхождение личностных интересов

Виды конфликтов:

  1. Конструктивные – стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений.
  2. Неконструктивные – одна их сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям.

Стадии конфликта.

  1. Возникновение конфликтной ситуации. (Осознание ситуации как конфликта).
  2. Развитие конфликта, выбор стратегии поведения.

Стратегия поведения

Уход от ситуации, избегание конфликта.

=)

Распад дружеских связей между людьми.

Отношения переговоров или торга, поиск компромисса, взаимные уступки.

=)

Каждая сторона получит если не все, то хотя бы часть к чему стремится.

Отношения борьбы, собственно конфликт.

=)

Каждая сторона стремится получить максимум без уступок.

  1. Выбор способов действия в соответствие с избранной стратегией.
  2. Разрешение конфликта.

Обществознание. Учебно-справочные материалы. ГИА. 9 класс.