итоговая тестовая работа за первое полугодие по обществознанию 10 класс (профиль)
тест по обществознанию (10 класс) по теме

Ахметханова Гульнара Габделфартовна

итоговая тестовая работа за первое полугодие по обществознанию 10 класс, для систематизации знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya.docx37.24 КБ
Файл otvety.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Тема: Человек и общество

                                             Часть I

A1. Характерной чертой индустриального общества является

    1)широкое использование внеэкономического принуждения к   труду          

    2)слабость и неразвитость демократических институтов          

    3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным          

  4)преобладание частной формы собственности        

A2. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

    А. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам,   преобладание коллективных      начал над частными отличают   традиционное общество.
Б. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные     способности человека, поощряются инициатива и   предприимчивость.

    1)верно только А          

    2)верно только Б          

    3)верны оба суждения          

    4)оба суждения неверны

A3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества,

    знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями,

    называется

    1)наукой          

    2)искусством          

    3)образованием          

    4)творчеством

A4.Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

     А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.

     Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. оба суждения верны
  4. оба суждения неверны

A5. . Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А6.. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.

         Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

         1) верно только А

         2) верно только Б

         3) верно А и Б

         4) оба суждения неверны

A7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. оба суждения верны
  4. оба суждения неверны

A8. Верны ли следующие суждения?

     А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен  быть заменён на строй социалистический, а потом и    

     коммунистический».

     Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не        придумало ничего более совершенного, соответствующего    человеческой натуре».

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны и А, и Б
  4. оба суждения неверны

A9 . С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под      воздействием:

  1. высших непознаваемых сил
  2. экономических процессов
  3. выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д.
  4. изменений в культурной жизни обществ

A10. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт,      наций, религиозных сообществ осуществляется:

  1. в экономической сфере
  2. в политической сфере
  3. в духовной сфере
  4. в социальной сфере

A11. Экология изучает воздействие человеческой деятельности:

  1. на развитие всемирных религий
  2. на совершенствование домашнего хозяйства, быта людей и древних времён
  3. на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества
  4. на культурную среду

A12. Верны ли следующие суждения?

     А. «Естественная окружающая человека среда отступает перед    искусственной средой, но в конечном счёте нужна человеку      больше последней».

     Б. «Современному человеку искусственная окружающая среда     может заменить среду естественную».

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны и А, и Б
  4. оба суждения неверны

A13. В отличие от природы, общество

     1) является системой          

     2) находится в развитии          

     3) выступает в качестве творца культуры          

     4) развивается по собственным законам

         

A14. Для современного постиндустриального общества характерна

     ведущая роль

     1)добывающей промышленности          

     2)обрабатывающей промышленности          

     3)сельского хозяйства          

     4)информации и информационных технологий

         

A15. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

     А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир     целостным.

     Б. Все глобальные проблемы являются следствием      экономической интеграции.

     1) Верно только А.          

     2) Верно только Б.          

     3) Верны оба суждения.          

     4) Оба суждения неверны.        

 

A16.Общность лиц, объединённых потребностями и интересами,  которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только  совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

  1. конгломератом
  2. обществом
  3. системой
  4. очередью

А17. .  А. Тойнби сформулировал закон:

  1. единства и борьбы противоположностей
  2. смены общественно-экономических формаций
  3. классовой борьбы
  4. «вызов — ответ»

A18. Автором культурологического подхода в изучении истории был

  1. А. Камю
  2. Д. Белл
  3. О. Шпенглер

           4)  Г. Плеханов

A19. Какой признак присущ нации как этнической общности?

     1)национальное самосознание          

     2)федеративное государственное устройство          

     3)наличие национальной армии          

     4)разделение властей        

 

A20. Какой из признаков относится к традиционному обществу?

     1)преобладание рутинных технологий          

     2)быстрое развитие промышленности          

     3)внедрение в производство научных достижений          

     4)интенсивное развитие информационных технологий

         

A21. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в

     1) истощении природных ресурсов          

     2) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты        

     3) формировании сети международных террористических    организаций          

     4) росте культурного многообразия

         

A22. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер      общественной жизни?

     А. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни,  как правило, не    влияют на процессы, происходящие в других    ее сферах.          

     Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в   периоды экономических кризисов и политических потрясений.        

      1)верно только А          

     2)верно только Б          

     3)верны оба суждения          

     4)оба суждения неверны        

                                                           

                                               Часть II

В1. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:

«... среда — это природа, которая окружает человека и от которой во многом  зависит его существование».

Ответ: __________________________

В 2.  Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с  понятие м «прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».

Ответ: __ _________________________

В 3 .Установите соответствие между основными сферами жизни и общества и их учреждениями (организациями) : к каждой позиции. данной в первом столбце. подберите соответствующую позицию из второгo столбца

    УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

 СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) парламент

В) система здравоохранения

В) общественные организации

Г) правительство

Д) коммунальные службы

1) социальная сфера

2) политическая сфера

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

В 4. Найдите в приведенном ниже списке глобальные проблемы современности и  запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проблема образования парадных масс

2) демографическая проблема

3) продовольственная проблема

4) торговая проблема

5) проблема использования космоса

6) научная проблема

В 5. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано. (А) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (Б) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (В) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организма ми и подчинил себе природу. (Г) Все действия человека продуманы и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер;

2) характер оценочных суждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А

Б

В

Г

В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Основополагающими чертами человека являются труд. разум, коллективность, творчество,  но наряду с этим свобода и _ _________(А). Свобода - это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его ______________(Б). В свободной деятельности человек добивается поставленных_________ (В) и реализует себя. Проблема  свободы чаще сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой ___________(Г), или все его поступки обусловлены внешней ____________(Д), под которой понимали предопределение. Божий промысел, ___________(Е), рок».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово  (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя  каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) воля                                                  5) индивид

2) необходимость                                6) цель

3) смысл                                               7) судьба

4) индивидуальность                          8) ответственность

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.

Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

В 7. Найдите в приведенном списке черты общества как динамичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы,

2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов,

3) способность к самоорганизации и саморазвитию,

4) выделение из материального мира,

5) постоянные изменения,

6) возможность деградации отдельных элементов.

Выбранные цифры запишите в порядке возрастания: _________________________

                                                           Часть 3.

                        Прочитайте текст и выполните задания С1–С4.

«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них - само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественнонаучном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект - объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно - научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находится как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы . Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? это значит убить в нем самое главное - его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию.  <...> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом - через понимание (а не абстрактно-общее_ объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <...>

Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий»

(Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80-81.).

С1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

С2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания?

С3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

С4.I Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых рас крыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, ш отраженные во фрагменте.

С5. Какой смысл  вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.

С6. Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса.  Проиллюстрируйте каждый из них примером.

С7.  Страна  X – унитарное государство. По согласованию с центральной властью в двух округах страны с компактным проживанием национальных меньшинств прошли референдумы, в ходе которых большинство граждан высказались за предоставление своим округам статуса автономных. Укажите любые три значимые изменения, которые необходимо внести в новую конституцию страны Х.

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как форма совместной жизнедеятельности людей». Составьте сложный план, в соответствиии с которым вы будете освещать эту тему.

С9. Тема для эссе.   «Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми (А.М. Яковлев)



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по обществознанию за I полугодие, 10 класс, профиль.

                                                Ответы

                                               Часть I

№ задания

ответ

№ задания

ответ

 А1

4

А12

4

А2

1

А13

3

А3

3

А14

4

А4

4

А15

1

А5

2

А16

2

А6

1

А17

4

А7

3

А18

3

А8

4

А19

1

А9

2

А20

1

А10

4

А21

2

А11

3

А22

2

                                                 Часть II

№ задания

ответ

 В1

естественная

В2

стагнация

В3

21221

В4

235

В5

1121

В6

846127

В7

356

                                             Часть III

С1.Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект — само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.

С2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания?

Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание — это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание — это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании — извне, отстраненно, с помощью абстрактно-общих объяснений.

С3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественны: явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатке: республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно-исторический процесс рассматривался в на шей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.

С4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых рас крыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, ш отраженные во фрагменте.

Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре Е находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, Как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.

С5. Какой смысл  вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.

Ответ: Институт общества - это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется

наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества - сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелки е. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др .

С6. Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса.

Проиллюстрируйте каждый из них примером.

Ответ: В ответе должны быть указаны проявления противоречивости общественного прогресса и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) прогресс в одних областях обрекает на застой другие сферы (в период индустриализации в 30-х гг. ХХ в. СССР совершил огромный рывок в развитии промышленности, однако это было достигнуто за счет снижения уровня жизни прежде всего сельского населения);

2) плоды научного прогресса могут использоваться как во благо общества, так и порождать новые угрозы для него (открытия в области ядерной физики привели к новым достижениям в сфере энергетики и к созданию ядерного оружия);

3) очевидное достижение сегодня может обернуться отрицательными последствиями в будущем (вспашка целинных земель в СССР привела на первых порах к повышению сбора зерновых, а спустя время началась эрозия почв)

Могут быть указаны другие проявления, приведены иные примеры.

С7. Страна X – унитарное государство. По согласованию с центральной властью в двух округах страны с компактным проживанием национальных меньшинств прошли референдумы, в ходе которых большинство граждан высказались за предоставление своим округам статуса автономных. Укажите любые три значимые изменения, которые необходимо внести в новую конституцию страны Х.

Ответ: могут быть указаны следующие изменения:

1) страна должна быть объявлена федеративным государством;

2) появятся разделы, в которых будут определены права и полномочия федерального центра и автономий;

3) будет сформулировано положение о двухуровневой системе государственных органов;

4) будут определены позиции, которые найдут своё отражение в законах автономных округов.

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как форма совместной жизнедеятельности людей». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Возможен такой план:

I. Что такое «общество»:

    1) узкое смысловое значение;

    2) широкое смысловое значение.

II. Общественные отношения:

     1) смысловое значение;

     2) характерные черты общественных отношений;

     3) классификация общественных отношений:

         а) первичные и вторичные уровни;

         б) односторонние и взаимные;

         в) социокультурные, политические, производственные;

         г) межличностные.

III. Нормы, регулирующие общественные отношения.

IV. Взаимодействие общества и природы.

С9. Тема для эссе.

«Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми» (А.М. Яковлев)

Примеры:

1. Я считаю, что автор прав, говоря о невозможности нормального развития вне общества.

Ведь мы - часть природного мира и полноценно развиваться и жить можем только в обществе себе подобных. В момент рождения человек является лишь индивидом, т.е. отдельным представителем социальной группы. А как личность формируется в процессе социализации. В становлении личности большую роль играет воспитание, общение. Именно в этих процессах происходит усвоение норм, образцов поведения, принятых в обществе. Это можно подтвердить словами русского писателя Белинского: "Создает человека природа, но развивает и образует его общество. " История знает немало случаев о детях - маугли.  Подобные дети не в состоянии вести обычный человеческий образ жизни и заботиться о себе. В обществе их принято называть "феральными", т.е. люди выросшие в изоляции от общества и воспитанные животными. Очень редко с помощью врачей удается их вернуть к нормальной жизни. В связи с этим можно с уверенностью сказать, что человек и общество - понятия неразделимые. Ведь именно благодаря обществу индивид становится личностью…

2. Известно, что   человек  как «общественное существо» не может жить в одиночестве. Всегда было, есть и будет стремление  человека  к общению и объединению с другими  людьми  для выполнения какой-либо совместной деятельности. Чтобы жить,  люди  должны общаться, передавать друг другу и усваивать накопленный предшествующими поколениями опыт социальной жизни. Этот факт исторически обусловлен и доказан самой жизнью  человека . А.М. Яковлев пишет: « Человек   немыслим   вне   контактов   с   окружающими   его   людьми . В известном смысле можно сказать, что вся жизнь человека – это история его взаимоотношений с окружающими, беспрерывный процесс взаимовлияния «всех на каждого и каждого на всех». Такое взаимовлияние приводит к объединению людей в социальные «общности».

Каждая личность характеризуется свойственным ей кругом общения. По мере развития круг общения расширяется. Если в первые годы жизни круг общения ребенка ограничивается членами семьи, то с годами он ширится. Появляются общие знакомые, друзья, приятели, товарищи по учебе, работе и т.д., то есть неформальное окружение, которое чаще называют ближайшим бытовым окружением. Чем старше становится подросток, тем шире круг его знакомых, его связи все больше выходят за пределы семьи, школы. Его поведение все больше начинает зависеть от друзей, приятелей, а не от учителей и родителей. Тесные контакты с ними становятся важнейшим источником формирования взглядов и привычек подростка…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая тестовая работа по литературе в 6 классе

Тема: Повторение пройденного материала за учебный год. Цель: Проверить знания и умения учащихся работать с учебником и текстом произведений, пройдённых в этом учебном году; знания биографий писателей...

Итоговая тестовая работа за курс 7-9 класс

ОБОБЩАЮЩАЯ ИТОГОВАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА ЗА КУРС 7-9 КЛАССЫ.Работа состоит из 18 заданий....

Итоговая контрольная работа по органической химии (10 класс профиль)

Контрольная работа составлена в форме теста и состоит из трёх  частей (по типу ЕГ/): с одним правильным ответом, с выбором нескольких правильных ответов и со свободным ответом. Она расчитана на о...

Итоговая тестовая работа по русскому языку 7 класс

Итоговая тестовая работа по русскому языку 7 класс...

итоговая тестовая работа по обществознанию за курс 8 класса

онтроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся 8 классов по предмету «Обществознание»....

Итоговая тестовая работа по немецкому языку 7 класс

Итоговая работа по немецкому языку за курс 7 класса...

Итоговая тестовая работа по географии в 5 классе

Итоговый тест по географии в 5 классе.По учебнику Дронов,Алексеева....