Классный час "Глобальны проблемы современности"
классный час по обществознанию по теме

Косова Инна Андреевна

Интегрированный урок по предметам "обществознание" , "история" и "основы философии". Материалы, используемые на уроке, содержат информацию, которая отвечает достижениям современной науки, тесно связаны с жизнью, что делает этот материал актуальным в формировании личности студента. Вопросы, которые заданы во время урока, носят проблемно-поисковый, исследовательский, дискуссионный характер. Актуальность поставленных проблем должна способствовать личному отношению к данной теме и задуматься над собственным образом жизни, поведением и возможностью решить эти проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_-_globalnye_problemy_chelovechestva.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ 

«ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

КОСОВОЙ ИННЫ АНДРЕЕВНЫ.

(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ», «ИСТОРИЯ» И «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»)

2012 г.

Цель: Дать представление о глобальных проблемах человечества. Воспитать ответственное отношение к сегодняшнему образу жизни каждого человека для понимания будущего всего человечества.

Задачи урока:

  1. Сформулировать основные проблемы современности, познакомить классификациями.
  2. Продолжить работу по формированию умений вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.
  3. Воспитывать у учащихся ответственности к своему образу жизни для понимания своего будущего.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: проблемная лекция.

Оборудование урока: 

политическая карта мира;

мультимедийный проектор;

глобус.

Ход урока:

Вступительное слово преподавателя:

(На экране слайды-сюжеты на тему “Последствия глобальных катаклизмов”)

Когда умрет последний человек,

Никто о нём жалеть не будет.

Лишь только дождь, а может, вьюги

Ноги его укроет след.

Не будут выплаканы слёзы,

И некому поставить крест

И не раздастся звон окрест –

Лишь только воздух заморожен.

Никто не вспомнит добрым словом –

Лишь только крик прощальный птиц.

И не увидеть больше лиц.

А эхо вторит ветра зову.

И перезолотеет век;

И мир накроет Солнца тень.

Каким он будет, этот день?

Кто будет тот последний человек?

Преподаватель:

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. Какой русский ученый высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? (Вернадский В.И.). Это, по его мнению, позволяет ставить вопрос о перестройке биосферы, в результате которой она становится ноосферой – сферой деятельности разума.

В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) (Показывает по карте). Этот факт во многом подтверждают события, происходящие в России и мире в последние десятилетия.

И что же, выхода нет? Отнюдь. Сегодня, работая в группах мы с вами разберемся с теми проблемами, которые стоят перед человечеством, а также попробуем предложить пути их решения. Итак, тема сегодняшнего урока “Глобальные проблемы человечества”. Используя ваши знания по различным предметам, назовите их.

Ответы обучающихся:

– угроза экологического кризиса;

– проблема войны и мира в современных условиях;

– проблема бедности и богатства;

– демографическая проблема;

– проблема международного терроризма;

– проблема здоровья (СПИД);

– проблема глобализации экономики и мировых финансовых кризисов.

Преподаватель:

– Что такое проблема? (Какое-то несоответствие; теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.)

– Что даёт возможность называть их (проблемы) глобальными?

– Что означает слово “глобальные”? (В переводе с лат. “глобус” – Земля, земной шар).

Отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера:

  1. глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства;
  2. острота проявления;
  3. комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;
  4. общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;
  5. особенность предопределять в тех или иных аспектах для дальнейшей истории человечества;
  6. возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества всех стран и этносов.

Ни одно из поколений не сталкивалось с таким комплексом проблем. Кто же решает эти проблемы сегодня? Назовите эти международные организации.

  1. ООН и её специализированные учреждения: Генеральная Ассамблея ООН;
  2. Совет Безопасности ООН;
  3. Международный суд ООН;
  4. ЭКОСОС;
  5. Управление верховного комиссара по вопросам беженцев;
  6. Детский фонд ООН; МОТ, МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО, МВФ

Существуют различные классификации глобальных проблем, но любая из них условна, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи, не имеют четких границ и переплетаются. Например, в рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 1980-х годов, выделяют три основные группы.

  1. Проблемы, связанные с социальными общностями человечества.        
  2. Проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды.        
  3. Проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом.

– Давайте определим названные проблемы по этим группам

(Работа с группой).

  1. Предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами.        
  2. Экологическая, энерго-сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства…        
  3. Использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности.

А вот по типологии Б.Н. Савченко выделяется пять основных ядер-фокусов:

1. Безопасность.

2. Развитие.

3. Сохранение естественных основ существования.

4. Справедливость.

5. Взаимопонимание между различными культурами.

Здесь задается набор элементов совокупности глобальных проблем: за каждым из них стоит своя совокупность глобальных изменений, свои конкретные носители альтернативных позиций по выбору, стратегий преодоления разрывов в деятельности, вызванных этими изменениями. В этой системе может быть проведён анализ любой из выделенных ныне глобальных проблем: разоружения, загрязнения окружающей среды, роста населения планеты и других.

Задания в группах:

1. Выбрать одну из глобальных проблем.

2. Проследить динамику развития выбранной проблемы.

3. Представить пути решения этой проблемы.

  1. Работа в группах
  2. Выступления от групп.
  3. Итоговая беседа.

– Итак, кто еще несет ответственность за решение проблем, которые стоят перед человечеством?

– У Антуана де Сент-Экзюпери есть замечательные слова: “Есть такое твердое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”.

– Какими качествами должен обладать каждый житель нашей планеты?

  1. Быть профессионалом в какой-то области.
  2. Иметь широкий кругозор, уметь применять знания из других областей.
  3. Обладать гибкостью мышления, уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях.
  4. Быть нравственным человеком.

Домашнее задание: Составить мультимедийную презентацию по волнующей вас глобальной проблеме.

Материалы, используемые на уроке, содержит информацию, которая отвечает достижениям современной науки, тесно связан с жизнью, что делает его актуальным в формировании личности старшеклассника. Вопросы, которые заданы во время урока, носят проблемно-поисковый, исследовательский, дискуссионный характер. Задания выполняются в группах.  Актуальность поставленных проблем должна способствовать личному отношению к данной теме и задуматься над собственным образом жизни, поведением и возможностью решить эти проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Глобальные проблемы современности.

Разработка урока в 11 классе, коллективный способ обучения....

Глобальные экологические проблемы современности

Данная программа  позволяет учащимся 11 класса более подробно и глубоко рассмотреть глобальные экологические проблемы современности. Это  не только расширит кругозор учащихся, но и позволит ...

Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы  стоящие перед обществом.В современных условиях о...

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

Классный час в 9 классе "Вирус страха. Спид – актуальная проблема современности."

Классный час в 9 классе  "Вирус страха. Спид – актуальная проблема современности."...

Классный час "Проблема наркомании в современном обществе".

Классный  час Проблема наркомании в современном обществе...

Классный час "Экстримизм и терроризм - проблема современного мира"

Классный час "Экстримизм и терроризм - проблема современного мира"...