Урок обществознания по теме "Семья и брак"
план-конспект урока по обществознанию по теме

Умнова Нина Сергеевна

Урок с презентационным сопровождением. Цель урока: определить социальные и правовые аспекты семьи и брака Задачи: - разобраться в классификации типов семейных структур (тип семьи); - выяснить условия для заключения и расторжения брака, определить личные и имущественные права и обязанности супругов; - упорядочить знания в области прав и обязанностей супругов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_i_brak.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Семья и брак»

Цели:

1) получить представление по теме: “Семья и брак” (понятия, нормативные документы и т.п.);

2) сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового - регулирования семейных отношений;

3) формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях, умение пользоваться документами;

4) формировать коммуникативные навыки общения в паре;

5) определить социальные и правовые аспекты семьи и брака.

Задачи:

1)  разобраться в классификации типов семейных структур (тип семьи);

2) выяснить условия для заключения и расторжения брака, определить личные и имущественные права и обязанности супругов;

3) упорядочить знания в области прав и обязанностей родителей и детей.

Учащиеся должны понимать, что такое:

- брак;

- семья;

- брачный договор;

- условия вступления в брак;

- права и обязанности супругов;

- договорный режим имущества супругов

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять назначение семьи;

2) раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений;

3) аргументировать свои ответы;

4) высказывать собственную точку зрения.

Оборудование:

1) компьютер,

2) медиапроектор,

3) Нормативные документы: Семейный кодекс, Гражданский кодекс, типовой брачный контракт, Конституция РФ.

Тип  урока: Изучение новой темы.

                                 

 План урока.

1. Добрачное поведение.

2. Брак и семья.

 Ход урока.

Вводное слово:  (слайд №1) Сегодня мы поговорим с вами на тему  « Брак и семья». Многие современные учёные считают, что современный человек может прожить без семьи и постепенно институт семьи изживёт себя. Каково ваше мнение? (учащиеся высказывают своё мнение на данный вопрос).

 Преподаватель: На Руси сложились определённые  свадебные обычаи и обряды. Какие же свадебные обряды и обычаи были на Руси? Внимание на экран. ( Слайд №3)

Досвадебные обычаи: знакомства, смотры невест,                                                                                 девичьи гадания.

Предсвадебные обычаи: сватовство, смотрины, сговор, девичник, жениховы посиделки.

Свадебные обряды: выкуп невесты, свадебный поезд,                                                                         венчание, свадебный пир.

Послесвадебные обряды: второй день, визиты.

Одной из главных традиций на Руси было сватовство.

-( сообщение учеников)

-Ребята я предлагаю вам посмотреть отрывок обряда сватовства, который разыграют ваши одногруппники.

(учащиеся разыгрывают заранее подготовленную сценку «Сватовства»).

Преподаватель:  Со временем  свадебные обычаи и обряды, конечно же, претерпели изменения. Каковы же современные этапы добрачного поведения? (слайд № 4)

 Первый этап – Знакомство.

-Каким образом вы знакомитесь с представителями противоположного пола?

-На что, вы в первую очередь обращаете внимание?

-Верите ли вы в любовь с первого взгляда?

 Второй этап- Первое свидание.

-Продумываете ли вы варианты того каким должно быть первое свидание?

-Вопрос к юношам, каким образом вы предполагаете ухаживать за своей избранницей?

-Вопрос к девушкам, какие варианты поведения молодого человека вам нравятся?

 Третий этап-Ухаживание.

–По мнению ученых, этап ухаживания играет важную роль в укреплении взаимных чувств: Как вы думаете почему? (учащиеся высказывают своё мнение)

 Четвёртый этап- Сватовство.

 Пятый этап-Помолвка  (сообщение учащихся)

- Чем на ваш взгляд, обусловлено создание этих этапов? (учащиеся рассуждают, высказывают своё мнение).

( Слайд№ 5)

Преподаватель: на слайде вы видите определение слова брак. Пожалуйста, найдите определение слова брак в словаре Ожегова (учащиеся находят и зачитывают).

Преподаватель зачитывает выдержки из статей о браке, а затем обращается с вопросами к учащимся.

Как вы думаете, кто из учёных прав?

Почему в настоящее время так много разводов и их количество продолжает увеличиваться?

Преподаватель: Моё мнение таково, что брак, заключённый по расчету, то есть экономический брак намного крепче, чем брак по любви. А что собственно такое любовь? Химики утверждают, что это простая химическая реакция. Опровергните мою точку зрения.

( учащиеся выдвигают свои аргументы)

Итак, каково же определение любви?

Я попрошу вас проанализировать стихотворения: Цветаевой, Баратынского, Ахматовой. И  составить определение любви (учащиеся читают и анализируют стихотворения).

Составление кластера:

      Любовь – это….

 

Цветаева         Баратынский                Ахматова

Преподаватель: Мы составили с вами определение любви. Любви между мужчиной и женщиной, которая и рождает  семейный союз- семью (слайд № 6 определение семьи).

Эта любовь рождает новую любовь к детям, родным, близким.

- В последние годы стало модным не регистрировать брак, а проживать в гражданском браке. Как вы относитесь к гражданскому браку? (учащиеся рассуждают)

 

Задание :Работа с семейным кодексом ( учащиеся работают в парах).

1 вариант:

1. Каковы условия заключения брака?

2. Порядок заключения брака.

2 вариант:

1. Условия заключения брака.

2. Основания для прекращения брака.

3 вариант:

1. Порядок расторжения брака.

2. Расторжение брака в судебном порядке.

( учащиеся работают с семейным кодексом, затем зачитывают статьи соответствующие вопросам задания).

Преподаватель: Вы, наверное, знакомы с тем новым веянием как брачный договор (слайд № 7). Как вы считаете, почему в настоящее время стало модным заключать брачный договор?

( учащиеся отвечают)

( слайд №8) Зачем  заключать договор? Обратите внимание на слайд.

                                                              Зачем?

Защита своих имущественных прав

 Сохранение хороших отношений между супругами после развод

   Задание: Работа с типовым брачным договором ( учащиеся работаю в парах).

1.      Проанализировать типовой брачный договор.

2.      Какие отношения супругов регулируются в брачном договоре?

3.       Когда брачный договор начинает и заканчивает своё действие?

4.      Что бы вы лично внесли в брачный договор?

 

Выполнение практических заданий.

Задания.

Вариант 1.

1. Молодые супруги Светлана и Игорь, вступая в брак, поклялись друг другу в верности на всю жизнь. Свое обязательство никогда не расторгать брак и сопровождать друг друга пожизненно они зафиксировали на бумаге и, скрепив подписями, положили в шкатулку с фамильными ценностями.

Спустя год Игорь, приехав из отпуска, который он проводил на море, признался, что полюбил другую женщину. Светлана сказала, что она бы согласилась на развод, если бы они не заключили соглашение никогда не расторгать брак. Разрешите данную ситуацию.

2. Николаев, у которого умерла жена, и Корешкова, расторгнувшая брак со своим мужем, решили заключить брак. После этого они взаимно усыновили детей, принадлежавших каждому из них до брака. Совместных детей у них не было. Подрастающие дочь Корешковой и сын Николаева полюбили друг друга и, когда ей исполнилось 18, а ему 19 лет, подали заявление в орган ЗАГС. Могут ли они зарегистрировать брак?

Вариант 2.

1. Солистка Большого театра народная артистка РФ 20 лет пользовалась услугами домработницы, которую звали Таня. Таня проживала вместе с ней в одной квартире, готовила пищу, убирала, распоряжалась деньгами, которые выделялись для питания и ведения домашнего хозяйства. Когда артистка умерла, ее наследники потребовали выселения Тани, мотивируя тем, что домработница не является членом семьи и поэтому наследовать имущество, в частности квартиру, не может. Законны ли их требования?

2. При заключении брака Сергей Павлов сразу признался своей жене, что он с детства не любит мыть посуду, и просил Женю взять раз и навсегда эту обязанность на себя. В период эпидемии гриппа Женя тяжело заболела, и посуда несколько дней оставалась немытой. На просьбу жены навести порядок Сергей отвечал, что это не его обязанность, да и не умеет он мыть посуду, поскольку в их семье этим занималась мама. Оцените эту ситуацию с позиции личных прав и обязанностей супругов.

Вариант 3.

1. Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребенок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключение брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в ЗАГС и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать. Ей было отказано в ее просьбе. Правомерно ли поступили работники ЗАГСа?

2. Выпускник социологического факультета МГУ, закончивший ВУЗ с отличием, и, проявивший себя в научной работе, по решению ученого совета был направлен на стажировку в США на 2 года. Его молодая жена воспротивилась, заявив, что его отъезд на стажировку будет означать распад семьи.

Права ли она? Может ли она запретить мужу поехать в США? Может ли она в случае развода указывать поездку мужа в США как причину распада семьи?

( Учащиеся выполняют задания, работают с нормативными документами затем проходит обсуждение данных ситуаций).

Заключительный этап урока.

Преподаватель: Сегодня мы с вами познакомились со свадебными обрядами и обычаями, правовой базой семейных отношений. Что вы нового узнали? Чему научились? Какие выводы для себя сделали?

(Учащиеся отвечают)

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания в 9 классе по теме:"Нравственные основы брака и семьи"

Способствовать воспитанию у учащихся уважения к семейным ценностям, родителям, традициям через живое общение с семейной парой, живущей 58 лет, священником церкви Святой Троицы Дмитрием, создание проек...

презентация к уроку обществознания "Правовые основы брака и семьи"

Работу выполнила Бондарь Лилия Михайловна.Работу можно использовать в качестве демонстрационного материала к уроку. данную работу можно использовать на уроке  обществознания 9 класса. На сла...

Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.Урок обществознания в 10 классе.

Данный урок в форме круглого стола является продолжением изучения семьи как малой группы и социального института в теме «Социальные отношения»( 10 класс).Цель: воспитание ценностного отношения к...

урок обществознания "Правовые основы семьи и брака"

Семья всегда считалась основным носителем культурных ценностей, а также необходимым условием социализации личности. Данный урок способствует формированию у учащихся представления о личностной и социал...

Урок обществознания.10 кл.Брак и семья. Правовые основы брака и семьи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний....