Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.Урок обществознания в 10 классе.
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Васюхина Юлия Константиновна

 

Данный урок в форме круглого стола является продолжением изучения семьи как малой группы и социального института в теме «Социальные отношения»( 10 класс).

Цель: воспитание ценностного отношения к семье, семейным ценностям;обучение работе с неадаптированными источниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya2.ppt394 КБ
Microsoft Office document icon semya_i_brak.doc62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Совместное проживание, эмоциональная связь, заключение брачного контракта, первичная социализация детей, юридические права супругов, совместное ведение хозяйства, взаимная моральная поддержка.

Слайд 3

Семья- это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего человеческого общества. Ф.Адлер. Один отец даст больше, чем сто учителей. Д.Герберт



Предварительный просмотр:

Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ

Автор-  Васюхина Юлия Константиновна, МОУ СОШ № 35 г. Рыбинска

Теоретическое обоснование темы

Данный урок является продолжением изучения семьи как малой группы и социального института в теме «Социальные отношения».

Цель: воспитание ценностного отношения к семье, семейным ценностям.

Задачи:

-раскрыть важнейшую роль семьи на формирование личности человека.

- заставить задуматься над тенденциями развития семьи в современном мире.

- обратить внимание учащихся на изменения, происходящие с семьей ,

- воспитывать уважительное отношение к институту семьи, семейным традициям и реликвиям.

- формировать у обучающихся положительное отношение к созданию семьи.

Организация    пространства:

Так как работа обучающихся на уроке предполагается в форме круглого стола, то столы поставлены полукругом, так чтобы обучающиеся сидели лицом друг к другу и к учителю, что, в свою очередь, создаёт максимальный психологический комфорт для каждого участника урока.

Оформление:

Репродукции картин А. П. Рябушкин «Семья купца в XVII веке» .

В.С. Баюскин «За обедом».

Стихотворение Т. Кузовлевой «Семья»

Компьютеры с доступом в интернет

Проектор, экран

Раздаточный материал ( приложение 1., 2)

Подготовка:

Подготовка обучающегося для выразительного чтения наизусть стихотворения.

Предварительное домашнее задание: выучить определение Семья, функции семьи, характеристики семьи как социального института и малой группы.

Подготовить рассказ о традициях и реликвиях своей семьи, создать генеалогическое древо семьи ( по образцу).

Ход урока

Актуализация, введение в тему.
Выразительное чтение обучающимися стихотворения.

На доске ( слайд)- репродукции.

На Руси это издавна чтимо,
Что в нашей, наверно, крови:
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаниях, в скитаниях, в любви.
Чтоб, его признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Все же исповедь вспоминалась:
Мы не просто вдвоем, мы – семья.
Чтобы мудрость в себе находила,
Распрямясь перед сыновним лицом,
Повторить с материнской силой:
«Посоветуйся, сын, с отцом!»
Чтоб все страхи снося в одиночку,
Говорила, измаясь, в конец:
«Обними-ка отца, слышишь, дочка,
Что-то нынче устал наш отец…»
И глядела бы с явной отрадой,
Как теплеет любимого взгляд,
Когда сядут за стол они рядом,
Как сегодня, к примеру, сидят…
Мы едины любовью и верой,
Мы едины землей и трудом.
И распахнуты дружеству двери
В наш добротный, устойчивый дом.
(Т. Кузовлева)

Учитель: Перед вами картины художников Андрея Петровича Рябушкина, Василия Степановича Баюскина. Вы прослушали  стихотворение  поэтессы Татьяны Кузовлевой. Что, по вашему мнению, объединяет эти произведения? Выразите своё впечатление от знакомства с этими произведениями.

- Почему Вы считаете, что на картинах изображены именно семьи?

Повторение изученного материала. 

Обучающиеся дают определение термину Семья и выполняют задание.

Семья –это малая группа, основанная на отношениях брака и родства, связанная общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

 - это объединение, характеризующееся совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками).

Задание 1.

Ниже приводятся черты, характеризующие семью. Определите, какие из них присущи семье как малой группе, а какие характеризуют ее как социальный институт.

Совместное проживание, эмоциональная связь, заключение брачного контракта, первичная социализация детей, юридические права супругов, совместное ведение хозяйства, взаимная моральная поддержка.

Задание 2.

Не случайно семью всегда считали важнейшей частью социальной структуры и называли «ячейкой общества». Семья имеет определенные функции, столь значимые для общества.

Назовите функции семьи и прокомментируйте их с точки зрения их необходимости в современном мире( репродуктивная, воспитательная, хозяйственная, экономическая, эмоциональная, социально- статусная, первичного социального контроля, духовного общения и досуга).

Основная часть.

У: В своем выступлении вы отметили, что некоторые функции современная семья передала другим социальным институтам. Сегодня мы поговорим о тенденциях развития семьи.

Лабораторная работа с домашним заданием( генеалогическое древо).

- сколько детей было в семьях ваших прабабушек и прадедушек?

- сколько детей было в семьях ваших бабушек и дедушек?

- сколько у вас братьев и сестер?

У: Проследите, как изменяется количество детей в семьях от поколения к поколению. Предположите причины и последствия этого явления.

                 Работа со статистикой ( возраст вступающих в брак, возраст первых родов у женщин,…) http://www.gks.ru

Сделайте выводы.

У:- Какие изменения претерпела семья с течением  времени? Схема оформляется в тетрадях и на доске. Беседа с целью уточнения материала схемы.

        СЕМЬЯ

       СЕМЬЯ

патриархальная

партнерская

большая

нуклеарная

Работа с источником.

- Перед вами два документа- рассуждения о семье, ее необходимости в жизни человека. Прочтите документы ( приложения 1,2). Предположите, когда они были созданы. С какой точкой зрения вы согласитесь и почему.  

Обсуждение документов, приведение доказательств.

У: Многие социологи считают, что семья в настоящее время переживает кризис и одним из доказательств «упадка семьи» является на их взгляд, то, что семья утрачивает свои ведущие позиции в реализации всех функций, кроме первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых. Другие социологи этот же факт расценивают как доказательство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышения роли в обществе. Возможно, вам известны и другие аргументы и контраргументы по поводу «упадка семьи». Что вы сами думаете об этом? Поддерживаете вы или нет вывод об «упадке семьи»? Обоснуйте свою позицию.

У: К сожалению, воспитательную функцию современные родители все больше перекладывают на плечи детского сада, школы и других детских воспитательных учреждений. Они не задумываются о том, что ценности формируются прежде всего в семье, а потом лишь корректируются. Ценностные ориентации личности начинаются с уважения к традициям семьи.

У: Расскажите нам о традициях вашей семьи. Выступления обучающихся.

Заключительная часть.

У: Что дает семья современному человеку?

Во- первых, нормальную жизнь в плане его социального статуса, положения в обществе.

Во- вторых, упорядочена его интимная жизнь.

В- третьих, он имеет или надеется иметь детей и, следовательно, одной ногой стоит в вечности. Пусть он сам , когда придет срок, умрет, но его дети и дети его детей будут продолжать его род.

В- четвертых, в семье жить легче: вместе легче воспитывать детей, вести хозяйство, справляться с трудностями.

В- пятых,  в семье человек находит единомышленников, которые окажут ему психологическую помощь.

В- шестых, именно семья- наша опора в старости.

Будьте счастливы в семье!

Домашнее задание:

Выбрать одно из предложенных высказываний и написать на его основе аргументированное эссе.

Семья- это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего человеческого общества.

Ф.Адлер.

Один отец даст больше, чем сто учителей.

Д.Герберт

Приложение.

1.

 (…) никогда не забывайте, ради чего создается семья. Обычно православные говорят, что цель брака — деторождение. Я соглашусь, но с существенной оговоркой: это лишь одна из целей брака, и, по сравнению с другими целями, она занимает отнюдь не первое место.

Главная цель брака —  обрести полноту бытия в своей половине, найти свое второе «я», найти того человека, с которым ты сможешь слиться воедино, стать одной душой и одной плотью. Ведь сказал Господь: «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2:18-25).  Некая самость, пребывание в эгоизме не дают нам посмотреть на себя извне. Я глубоко убежден, что человек не способен влюбиться до тех пор, пока не поймет, что есть он сам и что ему кто-то нужен. Со мной случилось именно так. Я понял, что многого достиг, но возрастать, совершенствоваться сам, один дальше уже не смогу. Именно тогда я, наконец, созрел для того, чтобы полюбить.

Скажу больше: человек не сам находит свою вторую половину, а лишь соглашается с волей Бога, пославшего ему любимого человека. Любовь — это и дар, и некое Божье предопределение в рамках свободы нашей воли. Но это Божье предопределение побуждает меня думать, что она (моя жена) родилась и воспитывалась именно для меня. И наше супружество — чудо, к которому меня вел Господь.

Вторая цель брака — достижение целомудрия. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор 7:1-9), говорится в Писании. Ведь пока ты себя кому-то не вручишь, ты остаешься неполноценным, ничьим. Для того, чтобы  обрести целостность, ты должен себя кому-то

подарить.

И только третья цель брака — деторождение. Что может быть для человека тяжелее, чем научиться жертвенности? Ведь Христос говорит: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Лк 9:18). Брак, супружество — это тот институт, в который Господь погружает человека с тем, чтобы тот осознал полноту и красоту жизни. Влюбленность затмевает все плохое в любимом. И если бы она продолжалась дольше, чем положено, то не позволяла бы видеть друг в друге недостатки, а значит, мы не смогли бы менять друг друга и рука об руку совершенствоваться. Именно поэтому Господь помогает нам перерасти влюбленность, на смену которой приходит упорнейший труд над собой, который и называется достижением любви.

http://www.pravmir.ru- Вверенная Господом, или О семейной иерархии  Протоиерей Сергий Бегашов, настоятель храма Святой Троицы, город Бердянск, Украина.

2.

(…)

Каковы главные несовершенства, каковы теневые стороны легального брака? В основу легального брака положены два одинаково ложных принципа: нерасторжимость, с одной стороны, представление о "собственности ", о безраздельной принадлежности друг другу супругов с другой.

"Нерасторжимость " брака основывается на противоречащем всей психологической науке представлении о неизменности человеческой психики в течение долгой человеческой жизни. Современная мораль предъявляет достойное смеха требование, чтобы человек во что бы то ни стало "нашел свое счастье ", она обязывает его сразу и безошибочно найти среди миллионов современников ту гармонирующую с его душою душу, то второе Я, которое одно обеспечивает брачное благополучие. И если человек, а особенно женщина, в поисках за идеалом будет брести ощупью, терзая свое сердце об острые колья житейских разочарований, общество, извращенное современной моралью, вместо того, чтобы спешить на помощь своему несчастному сочлену, начнет мстительной фурией преследовать его своим осуждением... Открытую смену любовных союзов современное общество, озабоченное интересами собственности (не "вида " и не индивидуального счастья), готово рассматривать как величайшее для себя оскорбление... "Нерасторжимость " становится еще нелепее, если представить себе, что большинство легальных браков заключается "втемную ", что брачующиеся стороны имеют лишь самое смутное представление друг о друге. И не только о психике другого, более того совершенно не ведают, существует ли то физиологическое сродство, то созвучие телесное, без которого брачное счастье неосуществимо. "Пробные ночи ", говорит Мейзель Хесс, широко практиковавшиеся в средние века, далеко не "неприличный абсурд "; при иной социальной обстановке в интересах расы, для обеспечения счастья индивидуумов они могут иметь право гражданства.

Представление о собственности, о правах "безраздельного владения " одного супруга другим является вторым моментом, отравляющим легальное супружество. В самом деле, получается величайшая нелепость: двое людей, соприкасающихся только несколькими гранями души, "обязаны " подойти друг к другу всеми сторонами своего многосложного Я. Безраздельность владения ведет к непрерывному, стеснительному для обеих сторон пребыванию друг с другом. Нет ни "своего " времени, ни своей воли, а зачастую, под гнетом материальной зависимости, нет даже "своего угла " отдельно от супруга... Непрерывное пребывание друг с другом, неизбежная "требовательность " к предмету "собственности " превращают даже пылкую любовь в равнодушие, влекут за собою несносные, мелочные придирки..

http://komsomol.narod.ru- А.М. Коллонтай . Любовь и новая мораль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык в современном мире. Урок в 10 классе.

Данная презентация подготовлена для вводного урока русского языка в 10 классе. Подходит тем, кто работает по учебнику А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой....

«Первая анимация в Лого Мирах» урок информатики в 6 классе с использованием интерактивной доски elite Panaboard

ЦЕЛЬ УРОКА: Узнать команду смены форм черепашки; Научится создавать движение черепашки, применяя команду смены форм. ЗАДАЧИ УРОКА: - Повторить основные элементы окна и известные команды в программе ...

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Урок обществознания. 11 класс.

ЦЕЛИ: познакомить учащихся с формами политической деятельности; показать необходимость участия каждого человека  в политической жизни общества; участвовать в эвристической беседе, дискуссии, рабо...

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".

Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в кото...

Урок "Семья и брак. Законодательство о семье"

Конспект урока "Семья и брак. Законодательство о семье"...

"Интересные факты о языках мира"- урок-практикум для 9 классов

Данный материал адресован обучающимся для 9 классов. Через  сведения о языках мира тренируются навыки выполнения заданий ОГЭ по русскому языку....