Материалы для проверки уровень знаний по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
олимпиадные задания по обществознанию (10 класс) по теме

Садриев Равиль Мухтарович

Тестовые и развернутые задания   по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_obshch._i_istorii_rossii.doc455.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Муниципальное   общеобразовательное   учреждение                 «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Лениногорска" Лениногорского  муниципального  района  Республики  Татарстан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Материалы и задания для подготовки  к   олимпиадам по истории России и обществознанию                                 9 – 11 классы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                г. Лениногорск - 2008                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Составитель:         Хайруллина Е.А.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Предназначено  в помощь учителю, для подготовки учащихся к олимпиадам по истории России и обществознанию, а также учащимся 9-11 классов для самостоятельной подготовки к олимпиадам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Задания по истории                                                                                I. О ком идет речь?                                                                                1.  «Он Бог твой, Бог твой был, Россия»                                                        «Необходимость движения на новый путь была сознана; обязанности при этом определились; народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь появился».                                                                 2. «Сфинкс, не разгаданный до гроба».                                                           «Он все делает наполовину»                                                                         «Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца»                                                                                                           «Республиканец на словах и самодержец на деле»                                        3. «Бой отважный, бой неравный один с Европой продолжал…»                        «Никогда никто из дипломатов не влагал в свое дело больше огня, ума, изворотливости, а также упрямства. Он любил бой, обладал пылким патриотизмом, но ему недоставало хладнокровия…»                                                        4. «.. Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести..»                              «Надменный временщик, и подлый, и коварный…»                                            «…хотел из России построить казарму, да еще поставить фельдфебеля к дверям».                                                                                                5. Этого человека «с душой великодушной и рыцарской, редкого благородства и честности, с сердцем горячим и нежным и умом возвышенным и просвещенным, хотя и лишенным широты, в течение тридцати лет считали тираном и деспотом».                                                                                          «Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непрерывную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежли чувственности. Но главное – глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза».                                                                                   6. «Россияне хвалили ее царствование: она изъявляла к ним более доверенности, нежли к немцам, восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела любовников добродушных, страсть к веселым и нежным стихам».                                                                                                        7. «Он столько же наследник 14 декабря, как Николай. Он работает с нами для великого будущего.»                                                                                                                                                                                II. Что или кто является лишним в ряду?                                                1. Корона, скипетр, гимн, государственный меч                                        2. Конюший, кравчий, окольничий, подьячий                                                 3. Тайный советник, коллежский асессор, титулярный советник, штабс-капитан                                                                                                        4. А.Д. Меньшиков, А. Брауншвейгский, А.В. Суворов, Ф.Ущаков                5. Повойник, ферязь,  кику, убрус.                                                                                                                                                                        III. Кому принадлежит высказывание? По какому поводу оно было сделано.                                                                                                1. «Я буду царствовать или погибну».                                                            2. «Мы не должны предать добродетельного короля в жертву варварам».                                                                                                        3. «Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются маршалы».                                                                                           4.  Нет в истории сражения, которое унесло бы столько жизней».                  5. «Сколь умна, столь и зла, а могла бы быть мне правою рукою».                   6. «Да никто же не прикоснется ни к единому волосу земли их».                        7. «Зашло солнце земли Суздальской».                                                        8. «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь!».                9. «Кто не со мной, тот против меня».                                                        10. «И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки или, правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы».                                                                                        11. «Жить стало лучше, жить стало веселей».                                                12. «Берлинский конгресс есть самая черная страница в моей служебной карьере».                                                                                                  13. «У революционера нет, ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни собственности, ни даже имени… Нравственно для него все, что способствует революции»..                                                                                         14. «Нет у нас во всем государстве человека способнее … быть министром финансов».                                                                                        15. «Не нужны нам конституции, дайте нам 50 умных и добродетельных губернаторов, и все пойдет хорошо».                                                        16. «Они будут, во что бы ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга  до Чудова».                                                                 17. «Я отращу себе бороду, и буду, есть картофель с последним из моих крестьян в глубине Сибири скорее, чем подпишу стыд моего отечества».                18. «С сей минуты, Россия спасена!»                                                        19. «О великий министр, я отдал бы тебе половину своего царства, чтобы научил, как управлять другой половиной».                                                                                                                                                                IV. Соотнесите термины, обозначения исторических реалий с их определениями, описаниями.                                                                        А. Термины, реалии:                                                                         а) сермяга                                                                                        б) бахилы                                                                                                в) канитель                                                                                        г) однорядка                                                                                        д) повойник                                                                                        Б. Определения (описания)                                                                        1) широкая распашная одежда в России с длинными откидными рукавами и разрезами для рук и пройм.                                                                        2) крученая золотая или серебряная нить                                                        3) русский народный женский головной убор, заменяющий чепец                4) крестьянский полотняный или суконный мужской плащ                                5) название различной обуви на Руси – от сапог рыбаков с голенищами по бедра до женских полусапожек, подбитых гвоздями                                                                                                                                                V.  Перед вами стихотворные строки, в которых говорится об исторических деятелях.  Кому они посвящены?                                                1. Весь лысый, на висках седых волос клочки,                                                Глаза под зонтиком и темные очки…                                                        Выслушивает всех, очки поднимает на лоб,                                                И видится, как мысль бьет в виде двух лучей                                                Из синих, наискось приподнятых очей…                                                        И посреди всего – он сам, едва живой,                                                        Он – пара тощих ног с могучей головой!                                                                                        В.Г. Бенедиктов                                                        2.  Не богу ты служил и не России.                                                                Служил лишь суете своей.                                                                И все дела твои - и добрые – и злые,-                                                        Все было ложь в тебе, все призраки пустые!                                                Ты был не царь, а лицедей.                                                                                                       Ф.И. Тютчев                                                        3.Маститый страж страны державной,                                                        Смиритель всех ее врагов                                                                                                        А. Пушкин                                                                4. Когда все русское за родину стремилось                                                Он двинулся с мечом – и пал – и стихнул гром                                                Герой! Отечество в тебе одном                                                                Ста тысячи сынов лишилось!                                                                                                    «Русский вестник», 1812                                                5. Властитель слабый и лукавый                                                                Плешивый щеголь, враг труда,                                                                Нечаянно пригретый славой,                                                                        Над нами царствовал тогда.                                                                                                   А.С. Пушкин                                                                6. Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,                                                А здесь он офицер гусарский.                                                                                                    А.С. Пушкин                                                        7.  Какая честь для нас, для всей России!                                                        Вчерашний раб, татарин, зять Малюты.                                                        Зять палача и сам в душе палач,                                                                Возьмет венец и бармы Мономаха                                                                                         А.С. Пушкин.                                                                                                                                                                        VI. Объясните, что означают и в связи с чем возникли следующие крылатые выражения.                                                                                1. «Положить в долгий ящик»                                                                2 « Спустя рукава»                                                                                3. «Потемкинские деревни»                                                                        4. «Зарубить на носу»                                                                                5. « На Шипке все спокойно»                                                                6. «Иду на вы»                                                                                        7. «Меж двух огней»                                                                                8. «Бить челом»                                                                                        9. «На всю Ивановскую»                                                                        10. «Выдать головой»                                                                                11. «Подлинная правда»                                                                        12 «Точить лясы»                                                                                13 «Тянуть волокиту»                                                                        14 «Остаться с носом»                                                                        15 «Красной нитью»                                                                                16 «Тарабарская грамота»                                                                                                                                                                                VII. Согласны ли вы со следующими утверждениями?                                1. В России XVII в. за убийство жены мужу полагалось лишь церковное покаяние, жену же за убийство мужа закапывали по шею в землю.                        2. ЦИК СССР учредил звание Героя Советского Союза 16 апреля 1934г.        3. Самодержавная монархия являлась идеалом политического устройства для С.Ю. Витте.                                                                                4. Российские купцы 2-й гильдии обладали привилегиями только в крупной  внутренней торговле.                                                                        5. А.Д. Сахаров был не только всемирно известным советским ученым, но и правозащитником, получившим Нобелевскую премию Мира.                        6. Орденские отличия в России были введены при Екатерине I.                                                                                                                VIII.Соотнесите ордена Российской империи и их девизы.                        а) Орден Андрея Первозванного                                                                     б) Орден Св. Екатерины                                                                        в) Орден Александра Невского                                                                г) Орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия четырех степеней                                                                                                        д) Орден Св. равноапостольного князя Владимира четырех степеней                е) Орден Св. Анны                                                                                                                                                                                        Девиз        :                                                                                                1. «За труды и отечество»                                                                        2. «За службу и храбрость»                                                                        3. «За веру и верность»                                                                        4. «За любовь к отечеству»!                                                                        5. «Любящим правду, благочестие, верность                                                6. «Польза, честь и слава»                                                                                                                                                                                IX. Соотнесите информацию об историческом деятеле и его портрет. Напишите его фамилию.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             А.________________        Б.________________          В. ________________                                                                                                                                                                                                                                1.  Политический деятель, теоретик марксизма. В эмиграции создал марксистскую группу. Один из основателей РСДРП, один из лидеров меньшевиков. В 1905-1907 выступил против вооруженной борьбы с самодержавием. В 1917 году вернулся в Россию, выступал против курса и тактики большевиков.                                                                                                2. Публицист. Один из руководителей журнала «Современник». Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 г. арестован, заключен в Петропавловскую крепость. Приговорен к семи годам каторги, потом был в ссылке в Восточной Сибири. В области философии и социологии стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину.                

        3. Революционер, писатель, философ. В начале 1830 – х гг. возглавлял студенческий кружок в Московском университете. Был арестован, шесть лет провел в ссылке. Печатался под псевдонимом Искандер. В философских трудах «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы» и др. утверждал союз философии с естественными науками. Остро критиковал крепостничество в романе «Кто виноват?». После поражения европейских революций 1848-1849 гг. разочаровался        в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», стал одним из основоположников народничества.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Ответы на задания по истории.                                                                I. 1. Петр I    2. Александр I   3. Горчаков  4. Аракчеев  5. Николай I          6. Елизавета Петровна  7. Александр II                                                        II.1. Гимн, остальные императорские регалии в России 2. Подьячий – помощник дьяка, остальные придворные чины Русского государства  3. Гражданские чины по Табели о рангах, штабс-капитан – военный чин   4. Ф.  Ушаков не является генералиссимусом   5. Ферязь - особый вид кафтана из дорогой ткани, остальные -  женские головные уборы XV – XVII вв.                III.  1. Екатерина II за 5-6 лет до переворота английскому послу 2. Екатерина II , о короле Франции 3. Наполеон Бонапарт о генерал-лейтенанте Н.Н. Раевском 4. Ключевский о  строительстве Санкт-Петербурга   5. Петр I о царевне Софье  6. Так распорядился Дмитрий Иванович (Донской), проходя по рязанской земле  7. Сказал на  отпевании Александра  Ярославовича митрополит Кирилл.  8. Когда Святослав с войском находился на Дунае, то на Киев напали печенеги и киевляне послали к князю гонцов с упреком 9. По одному из преданий, во взятом Херсонесе Владимир и его дружина приняли христианство. Вернувшись в Киев, великий князь разрушил языческий пантеон и призвал киевлян принять крещение сказав такие слова. 10. С.Ю. Витте по поводу поражения  в русско-японской войне. 11. И. Сталин 1935 г., подчеркивая улучшение жизни советских людей. 12. А.М. Горчаков, после подписания нового договора на Берлинском конгрессе .13 Из «Катехизиса революционера» С.Г. Нечаева. 14. М.М. Сперанский о деятельности министра финансов Канкрина Г.Ф.15. Карамзин по поводу реформаторской деятельности Сперанского  16. А.А. Аракчеев о военных поселениях 17.  Александр I после оставления Москвы русскими. 18. Произнес Кутузов, приняв рапорт об уходе французов из Москвы. 19. Будучи в одном из европейских городов, Петр I посетил могилу известного государственного деятеля кардинала Ришелье. Здесь он и произнес эту фразу.                                                                IV. а - 4, б - 5, в - 2, г - 1, д - 3                                                                         V. 1. Е.Ф. Канкрин   2. Царь Николай I  3. М.И. Кутузове  4.  Багратионе 5. Император Александр I  6.  П.Я. Чаадаеве 7. Борис Годунов                                VI. 1. В приказных избах в России, подававшиеся прошения складывались в длинные лари. Эти дела лежали годами неразобранными. Употребляется, когда решение откладывается на неопределенный срок.                                2. Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает «работать плохо, неаккуратно».                                                        3. Родилось это выражение и стало общеупотребительным в XIX в. в смысле показного благополучия, заведомого обмана, очковтирательства. В основе его фамилия знаменитого вельможи Г, Потемкина, совершавшего вместе с императрицей поездку в 1783 г. по землям Новороссии.                        4. Нос – это памятная дощечка, бирка для записей. Основная масса населения, будучи неграмотной, не могла делать памятных записей, многие  княжеские и боярские слуги, ведающие учетом того, что поступало от населения господину, носили при себе специальные дощечки, на которых делали всевозможные заметки – зарубки. Употребляется в значении «запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда».                                                                5.  В.В. Верещагин так назвал свою картину, изображающую занесенных снегом и замерзающих русских солдат во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Стояли сильные морозы, заносы мешали снабжению солдат, они сотнями погибали от холода и голода, но тем не менее войска удерживали горный перевал, являвшийся важным стратегическим пунктом. Этот заголовок взят был художником из лживых официальных реляций с театра военных действий. С тех пор эти слова употребляются во всех случаях, когда трудное положение скрывают за притворным спокойствием, когда делается вид, что все обстоит благополучно, в то время как на самом деле происходят события печальные или опасные.                                                                        6. Так будто бы объявляли славяне, когда начинали войну с кем-либо из соседей. По летописи такой способ объявления войны связан с именем киевского князя Святослава. Выражение употребляется в смысле честного, открытого заявления о начале решительных действий.                                                7. Происхождение этого выражения относят к временам ордынского владычества. Русские князья, приезжая по делам в Золотую Орду, подвергались унизительной процедуре: чтобы очистить себя от всяких «злых мыслей» на хана, православный князь должен был пройти между двумя языческими кострами. Вот и говорят так о человеке, когда он попал в тяжелое положение, выход из которого, может быть, даже заставит его попуститься своим достоинством.                                                                                                8. В московские времена бояре и разные приказные чины приходили в Кремлевский дворец к государю с просьбами или благодарностями на так называемый «честной поклон». Государю кланялись, как тогда говорили, «большим событием», т.е. падали на колени, касаясь пола лбом, что выражало крайнюю степень уважения. Отсюда и пошло это выражение, означающее обращаться с просьбой, ходатайствовать.                                                        9. Употребляется для обозначения громкого крика, а прежде было неотъемлемой частью общественной жизни Москвы. Самым высоким зданием в Москве была в 17 в. колокольня Ивана Великого в Кремле. По ней и центральная площадь называлась Ивановской, отличавшаяся многолюдством. Она была местом встреч торговых людей и совершения различных сделок. За площадью закрепилось значение важного публичного места – здесь оглашались «площадными подьячими» указы и другие правительственные сообщения. Чтобы перекрыть многоголосый говор и шум, глашатаю надо было иметь громкий голос.                                                                                        10. В старину это выражение имело мрачный смысл и жуткие последствия, так как по законам Киевской Руси  со времен Ярослава Мудрого такая мера применялась к неоплатным должникам или замешанным в мошенничестве и могла повлечь за собой лишение всех прав – похолопление.                        11. Во время допроса подсудимого били кнутом, который назывался длинником. Считалось, что от боли человек скажет всю правду.                                12. Лясы, или балясы – так называли на Руси резные деревянные украшения  на столбах, придерживающие крыльцо. Вырезать балясы считалось делом несложным, не требующим особого внимания. Поэтому работающий мог одновременно вести посторонние разговоры. Употреблялось в смысле пустого провождения времени.                                                                13. Из медной проволоки тянули очень тонкую нить – волокиту. Работа была медленной и трудоемкой. Употребляется в значении «делать медленно, тянуть время». Нитку иногда называли «канитель». Поэтому синоним – «тянуть канитель».                                                                                        14. Проситель в царской России, когда обращался в учреждение или суд, то приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т.е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».                                                                                                        15. Выражение вошло в речь нескольких народов из языка английских моряков конца XVIII в. С 1776 г. по приказу адмиралтейства во все канаты английского военного флота вплетали во всю длину каната красную нить. Вытащить ее можно было, только уничтожив сам канат. Флотский канат англичан был узнаваем везде. Употребляется в значении самой сути, постоянной приметы.                                                                                                16. Особым, секретным способом написанное письмо, употреблялось в тайной переписке XII – XIII вв. В XIX в. тарабарской грамотой пользовались должностные лица, в более позднее время – старообрядцы. Означает «говорить на непонятном для большинства языке».

        VII. 1 – да, 2 – да, 3 – нет, 4 – да, 5 – да, 6 – нет.                                        VIII. а – 3, б – 4, в – 1,  г – 2,  д – 6, е – 5.                                                        IX. А – 3, А.И. Герцен; Б – 1, Г.В. Плеханов; В – 2, Н.Г. Чернышевский                                                                                                        Дополнительный материал.                                                                 Историки о правителях.                                                                1.«Сей государь щадил кровь людей; но знал, что вернейшее средство утвердить тишину есть быть грозным для внешних и внутренних неприятелей».                                                (Н.М. Карамзин о Владимире Мономахе)                2. «Сей князь подобно Мономаху, любил добродетель, как утверждают летописцы; но он не знал, в чем состоит добродетель государя. С его времени началась та непримиримая вражда между потомками Олега Святославовича и Мономаха, которая в течение целого века была главным несчастием России; ибо первые не хотели довольствоваться своею наследственною областию и не могли, завидуя вторым, спокойно видеть их на престоле великокняжеском».                                                                                                          (Н.М. Карамзин о великом князе Ярополке II Владимировиче1132-1139)        3. «Имя Святого, ему данное, гораздо выразительнее Великого ибо Великими называют обыкновенно счастливых. Александр же мог добродетелями своими только облегчить жестокую судьбу России, и подданные, ревностно славя его память, доказали, что народ иногда справедливо ценит достоинства государей и не всегда  полагает их во внешнем блеске государства».                 (Н.М. Карамзин об Александре Ярославовиче Невском 1252-1263)                4. «Иоанн III  принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории… Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовию и гордостию именуем нашим любезным отечеством».                                                                                                                                     (Н.М. Карамзин об Иване III 1462-1505)                        5. «В заключение скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвернул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Ивановой доныне именуют его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным  древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну. История злопамятнее народа».                                                                ((Н.М. Карамзин об Иване IV 1533-1584)                        6. «Но имя  Годунова, одного из разумнейших властителей в мире, в течение столетий было и будет произносимо с омерзением, во славу нравственного неуклонного правосудия. Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злополучия, почти неслыханного. – предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал на театр сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нем святоубийцею?»                                                                                                (Н.М. Карамзин о Борисе Годунове 1598-1605)                        7. «престол же явил для потомства и чрезвычайную твердость души Василиевой в борении с неодолимым роком: вкусив всю горесть державства несчастного, уловленного властолюбием, и сведав, что конец бывает иногда не наградою, а казнию, Шуйский пал с величием в развалинах государства!»                                 (Н.М. Карамзин о Василии Шуйском 1606-1610)        8. «Россияне хвалили ее царствование: она изъявляла к ним более доверенности, нежли к немцам, восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела любовников добродушных, страсть к веселым и нежным стихам».                                        (Карамзин о Елизавете Петровне)                                                                                                  9. В.О. Ключевский называл его добрейшим человеком, «славной русской душою», но тут же вносил существенные коррективы в приведенную оценку: «Он был хорош, но только не на троне… Это был довольно пассивный характер… в нем не было ничего боевого».                                                                                                   ( об Алексее Михайловиче 1645-1676)                10. По меткому определению В.О. Ключевского, «московский князь как сборщик хана бил свою братию – князей – не мечом, а рублем».                                                                 ( О Иване Калите 1325-1340)                                                                                                                                                  Титулы                                                                                1. Олегу удалось упрочить свое положение на киевском престоле. Он принял титул великого князья русского, который возвысил его над ближайшим окружением, варяжской и славянской знатью, просто князьями и боярами.                                                                                                        2. При Семене Ивановиче (Гордый 1340-1353) на печатях великого князя проявилась примечательная надпись: «Печать князя великого Семенова всея Руси» До этого титул всея Руси использовался только митрополитами.                                                                                                         3. Вместо прежнего титула  «Великий князь Иван Васильевич» Иван III принимает пышный титул «Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болграрский и иных.» В 1485 году Иван III принимает титул государя всея Руси.                                                                4.По чину который составил митрополит Макарий, Иван Васильевич венчался шапкою Мономаха и стал именоваться «царем и великим князем всея Руси» 1547 г.                                                                                5. Укрепление самодержавия нашло отражение и в титуле. Вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси» после воссоединения Украины с Россией он стал звучать так: «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Руссии самодержец».        (Алексей Михайлович)                                                                6. За заслуги Петра в Северной войне, в заключении победоносного мира Сенат присвоил Петру титул «Великого, императора Всероссийского, Отца Отечества».                                                                                7. 8 августа 1767 г. Уложенная комиссия решила императрице Екатерине II поднести титул «Премудрой и Великой и Матери Отечества». Императрица отклонила предложенный полный титул, согласившись на «Матерь Отечества».                                                                                                                                                                                                Вспомогательные исторические дисциплины.                                        Археография- специальная историческая дисциплина, занимающаяся собиранием, описанием и изданием рукописных, печатных и других памятников                                                                                                        Археология -         наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным памятникам                Бонистика-  вспомогательная историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны как исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение общества. Возникла в начале XX века и тесно связана с нумизматикой.                         Вексиллология- историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода.                Генеалогия  специальная историческая дисциплина, изучающая возникновение и развитие родственных отношений. С 40-х годов 16 в. создавались родословные книги. Как научная дисциплина формировалась с 18 в.

        Геральдика - , гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы. В Росси геральдика заимствована с Запада во второй половине 17 в. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672). По указу императора Петра 1 в 1722 г. создана Герольдия, в 1726 г. при Петербургской АН учреждена кафедра геральдики.                                Дипломатика – специальная историческая дисциплина, изучающая происхождение, форму и содержание, функционирование, историю воспроизведения текста документов правового характера. В России складывалась в 18 в.                                                                                                         Метрология  историческая – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры – длины, площади, объема, веса – в их историческом развитии.                                                                Нумизматика – специальная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др.                                                                                        Ономастика историческая – комплексная специальная историческая дисциплина, изучающая собственные имена различных типов.                                 Палеография         - специальная историческая дисциплина, изучающая памятники древней письменности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия письма, исследует изменения графической формы письменных знаков, украшения и оформление рукописей и книг.                Сфрагистика, сигиллография – вспомогательная историческая дисциплина изучающая печати.                                                                                Эпиграфика – специальная историческая дисциплина, изучающая древние и средневековые надписи на камне, металле, дереве, кости, керамике и др.                                                                                                        Хронология историческая - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календарь различных народов, помогает устанавливать даты исторических событий, время создания исторических источников                                                                                        Фалеристика- - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю орденов, медалей, знаков отличия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Задания по обществознанию.                                                        

         I. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их:                                        1. Расизм, национализм, эксплуатация, фашизм - ___________________        2. Имитация, идентификация, стыд, вина - _________________________        3. Всеобщность, непосредственность, тайность, равность - ___________        4. Вера, догматизм, культ, нормы - ______________________________        5. Музыка, кино, театр, графика - ________________________________        6. Вексель, чек, облигация, аккредитив - __________________________                                                                                                                II. Найдите лишнее понятие в перечне. Подчеркните его, объясните свое решение.                                                                                                1. Понятие, представление, суждение, умозаключение - _____________        2. Семья, игровая группа детей, студенческая группа, соседи - ________        3. Фатализм, мистицизм, эзотеризм, демократизм - ________________        4. Пособие, заработная плата, пенсия, стипендия - __________________          5. Деспотия, теократия, абсолютизм, республика - _________________                                                                                                                III. Согласны ли вы с данными утверждениями? «Да» или «Нет»?                1. В узком смысле под гражданским обществом понимают совокупность общественных объединений, не включенных в политическую систему.        2. Борьбу между политическими партиями и чиновничьим аппаратом Вебер назвал основным конфликтом политической жизни.                                        3. Большинство государств мира – федеративные.                                        4. Основателем абстракционизма принято считать русского художника Василия Кандинского, который были и первым его теоретиком.                                 5. Именно национальный характер формирует  экономическую структуру общества, его идеи и идеалы, выуживая из всего многообразия  форм те, которые его устраивают.                                                                        6. Общественный прогресс осуществляется сам собой, не требуя постоянных усилий как каждой личности, так и социума в целом.                                                                                                                                        IV. Вставьте пропущенные слова.                                                         1. К. Ясперс делит всю историю человечества на три последовательно сменяющих друг друга периода: _______________ , _______________ и ________________________  . Каждый из них отличается своей ___________ , обусловленной соответствующим ______________ культуры.                                2. Три качества, по М. Веберу, оказываются для политика решающими: _________ в смысле самоотдачи делу; чувство _____________ перед этим делом и ____________  - «способность с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей, иными словами, требуется дистанция по отношению к вещам и людям» в том числе к ___________ .                                                                                                                                                                                                                                V. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы, вписав в последнюю колонку сами термины и их значения.                                                                                                                                                                                                                

Перевод латинского или греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

Отвлечение                    

Искусство

                                                                 

Наслаждение

Этика

Главный        

Экономика

Отбирание в казну        

Право

Большой

Экономика

Человек из главного города

Религия

Крайний

Политика

Существование

Философия

Невменяемый

Убеждения, идеи

Граница

Социальная группа

Книга

Право

Разум, рассудок

Познание

Чистый

Стратификация

Общий

Идеология

Мыслительный

Мировоззрение

Будущее

Искусство

Возделывание

Общество

Отмена, уничтожение

Право

Одетый в белое

Политика

Понимающий

Человек

Облачать, покрывать

Экономика

Посвящать

Власть

Несогласные

Политика

Искусство вести беседу, спор

Познание

Изгнание

Политика

Упадок

Культура

Воля

Философия

Увеличение

Экономика

Пища, содержание

Право, семья

Недоступный для познания

Познание

Опыт

Познание

Передача, повествование

Общество

Прибыль

Экономика

Терпимость

Нравственность

То, что должно быть сообщено

Политика

Показывание

Общество

Снижение

Личность

        VI. В общественных науках есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю, олицетворяющих собой то или иное общественное явление.        Перед вами такие термины. Укажите краткое определение термина, фамилию исторического деятеля, кем он являлся и по каким причинам термин образован от данной фамилии.                                        1.Эпикуреец                                                                                        2. Цезаризм                                                                                        3. Гандизм                                                                                                4. Шовинизм                                                                                        5. Фрейдизм                                                                                        6. Фордизм                                                                                                7. Прудонизм                                                                                        8. Бернштейнизм                                                                                        9. Бакунизм                                                                                        10. Голлизм                                                                                        11. Пауэллизм                                                                                        12. Мальтузианство                                                                                13. Тейярдизм                                                                                        14. Маркузиа́нство                                                                                 15. Мои́зм                                                                                                16. Толсто́вство                        

        VII. Закончите предложения.                                                                1. В соответствии с Конституцией РФ Президент:                                                                                                                                                а)  является__________________________________________________                б) определяет_________________________________________________        в) избирается _________________________________________________        г) осуществляет _____________________________________________                д) издает ______________________________________________                        2. Федеральное Собрание состоит из ____________________________                3. В Совет Федерации входят по ________________________________                4. Государственная Дума состоит из _____________________________                5. Государственная Дума избирается сроком ______________________                6. Депутатом Государственной Думы может быть __________________        7. Первое заседание Государственной Думы открывает        __________                8.  Право законодательной инициативы принадлежит          ____________________________________________________________                9. Законопроекты вносятся _____________________________________                10. Федеральные законы принимаются __________________________                11. Исполнительную власть РФ осуществляет _____________________                                                                                                                VIII. Приведите в соответствие функции Совета Федерации (1), Государственной Думы (2), Президента РФ (3).                                                        А) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ                                                                                                Б) предоставляет кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ                                                                                В) назначает выборы Государственной Думы                                                Г) назначает выборы Президента РФ                                                        Д) назначает на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ                                        Е) назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов                                Ж) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ                                                                                З) назначает на должность т освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов                                                И) назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека                                                                                К) решает вопрос о доверии Правительству РФ                                                Л) отрешает Президента РФ от должности                                                М) назначает на должность и освобождает от должности Генерального Прокурора РФ                                                                                                Н) назначает референдум                                                                        О) утверждает военную доктрину РФ                                                        П) решает вопросы о гражданства РФ и предоставления политического убежища                                                                                                Р) решает вопрос о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ                                                                                С) объявляет амнистию                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        IX. Перед вами портреты выдающихся мыслителей. Подпишите их, указав, кто изображен на них. Какой критерий положен в основу подборки.                                                                                                                                                                                                  1.         2.            3.                                                                                                                        ______________            _______________              ______________                                                                                                                        Критерий: _______________________________________________        X. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.                                                                                                                                                                                                                           

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

                                                                                                                              1. Проверенный общественно-исторической практикой и подтвержденный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.                                                                                                2. В юриспруденции: иск собственника или лица, владеющего имуществом на законном основании, об истребовании его из чужого незаконного владения.                                                                                                3. Нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти и обладающий высшей  юридической силой.                                                4. Способ мышления, выражающий движение мыслительного процесса  от единичных фактов, отдельных положений к общим выводам, обобщениям утверждениям.                                                                                        5. Система взглядов, выражающих интересы отдельных социальных классов.                                                                                                        6. Совокупность осмысленной творческой деятельности людей; многофункциональная  система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности.                                                                                7. Политика хозяйственного обособления страны; создание замкнутой самообеспечивающейся экономики.                                                                 8. Политический феномен, основывающийся на принципах инспирированного лидерства и политической демагогии; манипулирование массовым сознанием путем выражения повседневных  потребностей народа для достижения определенных политических целей.                                                        9. Запрет на вывоз или ввоз товаров с целью экономического и политического давления на другие страны.                                                                10. Формальный процесс, на основе которого общество непрерывно передает ценности, знания и навыки от одного человека или группы  другим, от одного поколения - следующим.                                                                        11. Разрешение, выдаваемое государственными органами на право той или иной хозяйственной деятельности.                                                                12. Мировоззрение, утверждающее, что подлинная реальность недоступна пониманию разумом и постигается лишь интуитивно.                                13. Благосклонное отношение к власти и действующим законам.                                                                                                                                        

Ответы к  заданиям по обществознанию.                                                        I. Назовите понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их.                                                                                                        1.Формы проявления интолерантности                                                           2. Механизмы социализации по Веберу                                                           3. Свойства современной избирательной системы                                           4. Структура религии                                                                                 5. Виды искусства                                                                                     6. Виды ценных бумаг                                                                        II. Найдите лишнее понятие в перечне. Подчеркните его, объясните свое решение.                                                                                                1. Представление – структура чувственного познания, остальные – рационального познания.                                                                                        2. Студенческая группа – вторичная социальная группа, остальные – первичная социальная группа.                                                                         3. Демократизм – черта присущая западному типу культуры, остальные - восточному типу культуры.                                                                         4. Заработная плата – оплата труда, остальные денежные выплаты социального обеспечения.                                                                                5. Республика – форма правления, остальные – формы неограниченной монархии.                                                                                                III. Согласны ли вы с данными утверждениями? «Да» или «Нет»?                1. Да 2. Да 3. Нет 4. Да 5. Да 6. Нет                                                                IV. Вставьте пропущенные слова.                                                        1. Доисторической, исторической и мировой истории; спецификой, типом.                                                                                                        2. Страсть, чувство ответственности, глазомер; к самому себе.                                                                                                                        V. Закончите заполнение таблицы, вписав в последнюю колонку сами термины и их значения.

Перевод латинского или греческого термина

Общественные           явления

Термины и их значения

Отвлечение                    

Искусство

Абстракционизм – направление в  искусстве ХХ века, последователи которого изображают реальный мир как сочетание отвлеченных форм, цветовых импровизаций.                                                                

Наслаждение

Этика

Гедонизм - направление в этике, утверждающее наслаждение, удовлетворение как высшую цель основной мотив человеческого поведения

Главный        

Экономика

Капитал - денежные средства и созданные в результате производственной деятельности ресурсы, которые используются для создания новых товаров и услуг с целью получения прибыли.        

Отбирание в казну        

Право

Конфискация - принудительное, безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части какого-либо имущества, принадлежащего гражданину, в качестве санкции за правонарушение.                                                                                                                

Большой

Экономика

Макроэкономика - раздел экономической науки, исследующая экономику как целое, а также ее секторы с помощью всеохватывающих показателей (ВВП,ВНП, НД и др.) и их связи с денежным обращением занятостью, % ставками ,государственными расходами, инвестициями и потреблением.                                

Человек из главного города

Религия

Митрополит - высшее звание католических, православных Архиреев.                                                                                                                                                

Крайний

Политика

Экстремизм -  склонность субъектов политики к крайним взглядам и чрезвычайным действиям в политике и идеологическом противоборстве.                                                                                        

Существование

Философия

Экзистенциализм – направление в философии, возникшее в ХХ в. как  попытка создания нового мировоззрения.                                        

Невменяемый

Убеждения, идеи

Фанатизм - доведение до крайности, иступленная        преданность своим идеям, убеждениям, сочетающаяся с крайней нетерпимостью к другим идеям, взглядам.

Граница

Социальная группа

Маргинал - отдельные лица, социальные слои или группы, оказавшиеся за пределами характерных для данного  общества основных структур.        

Книга

Право

Кодекс - совокупность правил, норм поведения ,  убеждений, систематизированная в едином законодательном акте, которые регулируют какую-либо однородную область общественных                                        отношений.                                

Разум, рассудок

Познание

Рационализм – направление в теории познания, которое признает разум основой познания и поведения людей.                                                                                                        

Чистый

Стратификация

Каста - одна из форм стратификации, в которой социальная позиция индивида четко зафиксирована от рождения и не может изменяться на протяжении жизни.                                                

Общий

Идеология

Коммунизм – общественно - экономическая формация сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени: социализм, и высшую коммунизм, для которой будет характерно высокий уровень развития производительных сил культуры, изобилие материальных благ.                

Мыслительный

Мировоззрение

Менталитет - особое качество, духовное состояние людей         2) совокупность мировоззренческих представлений характерных для отдельной личности и народа в целом.                                                            

Будущее

Искусство

Футуризм – художественное направление в европейском искусстве 10-20-хх гг. ХХ ст., утверждающее культ техники, индустриальных городов, динамизм, телеграфный стиль в искусстве, звуковую «заумь» в литературе, дисгармонию цвета и формы в живописи и др.                                    

Возделывание

Общество

Культура - совокупность осмысленной творческой деятельности людей; Культура – это категория, обозначающая созданную людьми искусственную среду обитания и самореализации.

Отмена, уничтожение

Право

Кассация - одна из форм обжалования судебного приговора, не вступившего в законную силу.                                                        

Одетый в белое

Политика

Кандидат - лицо, намеченное для избрания, назначения на определенную должность.        

Понимающий

Человек

Интеллигент – умственно -  развитой человек,        имеющий высокий уровень образования 2) представитель умственного труда                

Облачать, покрывать

Экономика

Инвестиция -  вложение капитала в любые предприятия. Существуют финансовые И (покупка ценных бумаг) и реальные И. (вложение капитала в денежном выражении в фонды развития производственных субъектов).                                                        

Посвящать

Власть

Инаугурация - торжественная процедура вступления в должность главы государства.        

Несогласные

Политика

Диссидент - инакомыслящие в религиозной, политической и других сферах

                                                                                                        

Искусство вести беседу, спор

Познание

Диалектика  - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; метод познания действительности в ее противоречивости, целостности, развитии.                                

Изгнание

Политика

Депортация - принудительное выселение лиц  из места постоянного проживания и поселение его на новом месте с ограничением свободы передвижения                                        

Упадок

Культура

Декадентство - течение в культуре 19 – нач.20 в., характеризующееся острой критикой общепринятой морали, культом красоты как самодовлеющей ценности.

Воля

Философия

Волюнтаризм- направление в философии, которое провозглашает первоосновой бытия волю.        

Увеличение

Экономика

Аукцион- специально организованный рынок, в котором путем публичных торгов проходит продажа товаров, собственником становится покупатель предложивший наиболее высокую цену                                

Пища, содержание

Право, семья

Алименты- средства, которые в установленных законом случаях одни члены семьи обязаны выплачивать на содержание других                                        

Недоступный для познания

Познание

Агностицизм - философское учение, которое отрицает возможность познания сущности вещей и закономерностей развития.                        

Опыт

Познание

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственное исследование источником знания и считающее, что содержание знания может быть

Передача, повествование

Общество

Традиция – сложившееся в обществе и передаваемые из поколения в поколение идеи, вкусы, обычаи, порядки, правила поведения.                                                                                                                        

Прибыль

Экономика

Финансы – совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования.        

Терпимость

Нравственность

Толерантность – терпимость к различным взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, который разделяет субъект, открытость для любых идейных течений.

То, что должно быть сообщено

Политика

Референдум –всенародное голосование с целью выявления общественного мнения для принятия окончательного решения относительно государственных законов и других вопросов  общественного значения                        

Показывание

Общество

Демонстрация – шествие, митинг и другие формы массового выражения общественных настроений.        

Снижение

Личность

Деградация – постепенное ухудшение; утрата положительных качеств; упадок; вырождение

                                                                                                                VI.  В общественных науках есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю, олицетворяющих собой то или иное общественное явление. Перед вами такие термины. Укажите краткое определение термина, фамилию исторического деятеля, кем он являлся и по каким причинам термин образован от данной фамилии.                                                        1. Эпикуреец                                                                                        Человек, который отдает предпочтение материальным радостям жизни. Эпикур (IV-III вв. до н.э.) – древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма. Главной целью философии считал обеспечение безмятежности духа, истинной природой человека - способность к ощущениям. Ложно истолковывая идеи Эпикура, сторонники чувственных удовольствий объявили себя его последователями.                                                                                2. Цезаризм                                                                                        Политический режим во главе с ненаследственным монархом, пришедшим к власти как узурпатор. Юлий Цезарь (1 в.до н.э.) – римский полководец и государственный  деятель; сосредоточив в своих руках верховную власть, стал пожизненным диктатором, но сохранил для вида старые республиканские учреждения.                                                                                3. Гандизм                                                                                                Социально-политическая и религиозно-философская доктрина, возникшая в период борьбы за независимость Индии. Ее основными положениями являются достижение независимости мирными средствами и вовлечение в борьбу широких народных масс при соблюдении принципа ненасилия. М.Ганди (1869-1948) – основоположник этой доктрины, один из руководителей национально-освободительного движения в Индии.                                4. Шовинизм                                                                                        Агрессивная форма национализма, проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам др., национальное высокомерие, разжигание национальной вражды и ненависти.        От имени французского капрала наполеоновской армии Н. Шовена, которому приписывают фразу: «Французы лучше всех, все хуже французов».                5. Фрейдизм                                                                                        Общее обозначение разнообразных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение З.Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. В основе учения Фрейда лежит исследование подсознательных психических процессов.                                        6. Фордизм                                                                                                Система организации поточно-массового производств , основанных на применении стандартизации, типизации, конвейеризации производственных процессов. По имени Генри Форда (1863-1947), американского инженера, изобретателя, основателя автомобильной промышленности, 1903 г. основал «Форд Мотор».                                                                                        7. Прудонизм                                                                                        Разновидность социализма на основе идей Прудона, толковавшего социализм как общество мелких товаропроизводителей. П.Ж.  Прудон (1809-1865) французский социалист, теоретик анархизма; 1848г. - анархистская теория ликвидации государства. Работа «Что такое собственность».  (Собственность есть кража)                                                                                8. Бернштейнизм                                                                                        Учение, согласно которому переустройство общества может быть достигнуто путем экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически избранные органы власти. Социализм может победить не в результате революции, а в условиях расширения избирательных прав. Э. Бернштейн и его сторонники считали, что главное – это борьба за демократию и принятие законов, обеспечивающих права рабочих. По имени Э. Бернштейна (1850-1952), лидер германской социал-демократии, лидер II Интернационала, идеолог реформизма.                                                                9. Бакунизм                                                                                        Течение анархизма, 1860-1870 гг. расцвет, отрицание государственной, частной собственности, политических партий, провозглашение абсолютной свободы личности, стихийного бунта. Идеолог М.Бакунин (1814-1876), русский революционер, создал первую анархическую организацию «Интернациональное братство». Работа «Государственность и анархия» (1873).                        10. Голлизм                                                                                        Политическое течение, выступающее за твердую власть во главе с сильным лидером. Шарль де Голль (1890-1970) французский государственный деятель. В1940 г. основал патриотическое .движение «Свободная Франция»; 1944-46 гг. Временное .правительство Франции, 1958 г. премьер-министр,1959-1969 президент.                                                                11. Пауэллизм                                                                                        Реакционное течение в правых английских консервативных кругах, ведущее широкую пропаганду расистских и шовинистических взглядов. Образовано от имени Э. Пауэла, члена парламента от консервативной партии.                12. Мальтузианство                                                                                 Теория Т.Р. Мальтуса: благосостояние народа определяется тем, что темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производственных  средств существования. Т.Р. Мальтус (1766-1834) англ. экономист.        В 1798 году он опубликовал свою книгу («Опыт о законе народонаселения». Три основных тезиса «Опыта»:  Из-за биологической способности человека к продолжению рода его физические способности используются для увеличения своих продовольственных ресурсов.        Народонаселение строго ограничено средствами существования. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию, или несчастьями (войны, эпидемии, голод). Также Мальтус приходит к выводу, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.                                        Минусы теории с современной точки зрения:                                                Мальтус использовал некорректную миграционную статистику (не учитывает эмигрантов).                                                                                        Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных         ресурсов.                                                                13. Тейярдизм                                                                                Философия «христианского эволюционизма, идеалистического пантеизма». Цель: создать феноменологию – комплексную теорию, соединяющую науку и теологию в объяснении Вселенной. Главная идея-эволюция. Модернизация христианства  - Бог не на небе, а среди людей, в человеке.                        Тейяр де Шарден (1881-1955), работа «Феномен человека» - палеонтолог, философ, теолог; Франция.                                                                        14. Маркузиа́нство — идеология (философская теория), получившая название по имени Герберта Маркузе. В основе её лежит мысль, что революционным (или движущим классом) являются аутсайдеры — маргиналы.                15. Мои́зм (мо цзя) — древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы - древнекитайский мыслитель Мо-Цзы.                                16. Толсто́вство — нравственно-религиозное, идейно-философское и общественное движение идейных последователей графа Л.Н. Толстого. Призыв отказаться от насилия, преобразовать религию, сделав ее доступной простым людям, государство признается отжившим институтом т.к. является аппаратом насилия, смысл человеческой жизни – в усовершенствовании.                                        

             VII. Закончите предложения.                                                                1. В соответствии с Конституцией РФ Президент:                                        а)  является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; б) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;        в) избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; г) осуществляет руководство внешней политикой РФ; д) издает указы и распоряжения;                                                                                2. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.                                                                                3. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.                                                                                4. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.                                        5. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.                        6. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.                        7. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.                                                                                        8. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. А также  Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.                                9. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.                                10. Федеральные законы принимаются  Государственной Думой.                        11.  Исполнительную власть РФ осуществляет правительство РФ.                VIII. Приведите в соответствие функции Совета Федерации (1), Государственной Думы (2), Президента РФ (3).                                                        1- Г, Д, Е,Л,М,Р;   2- Ж,З,И,К,С;    3- А,Б,В,Н,О,П.                                        IХ. 1. А.И. Вернадский  2. Пьер Тейяр де Шарден   3. А.Л. Чижевский                Представители космизма.                                                                        X. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение                                                                                          

                                                                                                                           

1З

Н

А

 Н

И

Е

2В

И

Н

Д

И

К

А

Ц

И

Я

3З

А

К

О

Н

4И

Н

Д

У

К

Ц

И

Я

5И

Д

Е

О

Л

О

Г

И

Я

6К

У

Л

Ь

Т

У

Р

А

7А

В

Т

А

Р

К

И

Я

8П

О

П

У

Л

И

З

М

9Э

М

Б

А

Р

Г

О

10О

Б

Р

А

З

О

В

А

Н

И

Е

11Л

И

Ц

Е

Н

З

И

Я

12М

И

С

Т

И

Ц

И

З

М

13Л

О

Я

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

                                                                                                                              Аккультурация – процесс восприятия одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий вследствие общения этих народов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические материалы по проверке знаний учащихся по ОБЖ

У многих учителей ОБЖ возникают проблемы с количеством оценок учащихся. При одном уроке в неделю сложно найти время для опроса . Поэтому оценка уровня знаний должна занимать небольшую часть урок...

Контрольно-измерительные материалы для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК "Enjoy English". издательство "Титул" - 2011 г., автор М. З. Биболетова. Unit 5 - "Faces of London".

Пояснительная записка к контрольно-измерительным материалам для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК “Enjoy English”, издательство «Титул» - 20...

Контрольно-измерительные материалы для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 7 класса, обучающихся по УМК "Enjoy English" 7 класс, автор М. З. Биболетова. 1 четверть, Unit "The World Teenagers\' Competition".

Пояснительная записка к контрольно-измерительным материалам для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 7 класса, обучающихся по УМК “Enjoy English”, издательство «Титул» - 20...

Материалы для проверки знаний по биологии в 7 классе

Тесты и вопросы для письменного опроса учащихся по зоологии...

Материал для проверки первичных знаний при подготовке к ОГЭ Информатика

Материал для проверки первичных знаний при подготовке к ОГЭ Информатика...