Урок-игра "Люди или животные"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме

Селиверстова Светлана Станиславовна

Умение работать с документами, и делать выводы, принимать самостоятельно решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_lyudi_ili_zhivotnye.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урок-игра « Люди и животные»

Селиверстова Светлана Станиславовна

Цель игры: осмыслить, в чем главное отличие человека от животного.

«Люди или животные» - так называется роман французского писателя Веркора, содержание которого станет основой для нашей игры.

Подготовка к игре. В класс заходят ученики и выбирают из рук учителя бумажки со словами: Антрополог, Психолог, Этнограф, Религиовед, Уполномоченный по правам человека.

Все садятся за  парты, на которых таблички с их словами.

Новая тема:

Учитель: «Каждый из вас в начале урока выбрал табличку со своим названием, и вы распределились по группам. Их 5.»

Названия зачитать.

Антрополог, Психолог, Этнограф, Религиовед, Уполномоченный по правам человека, Ученый. Дается 2 мин  выбрать ответственного в команде.

Главная  задача нашего урока: после прочтения в каждой группе маленького сюжета  об удивительных существах по имени Тропи из романа « Люди или животные» проанализировать его, подвести итог, кто же они такие на самом деле, но с точки зрения названия вашей группы.

 В книге рассказывается, как экспедиция английских ученых обнаружила в тропических лесах на одном из островов Тихого океана несколько десятков невиданных ранее удивительных существ, которых кто – то из путешественников назвал «Тропи».

Тропи вызвали интерес у всех членов экспедиции, что было решено разбить лагерь неподалеку от стоянки тропи и понаблюдать за ними.

Какими же были Тропи?

Внешний вид: маленький рост - взрослые не выше 80 см, они не носили одежду, поэтому все тело – светло- розовое и покрытое золотистым пушком – было хорошо видно.

У Тропи мужского и женского пола были длинные волнистые волосы, а лицо, с выдвинутым назад лбом, напоминало мордочку обезьян.

Однако, Тропи ходили на 2-х ногах, и хотя иногда опускались на четвереньки, осанка у них была довольно прямая, да и форма ступней ног свидетельствовала о прямохождении. В то же время большие пальцы ног сильно отличались от пальцев на ноге человека, так как были длиннее, подвижнее и приспособлены для цепляния за ветки деревьев.

Особенности жизни. Поведение.

Тропи, спасаясь от диких животных, выбирали для ночлега,  кроны деревьев, либо устраивали себе из веток некое подобие гнезда в небольших пещерах окрестных лесистых гор. Они питались как растительной, так и животной пищей. Мясо убитых ели сырым, не гнушались и такой живностью, как ящерицы и обитавшие в коре деревьев жуки.

В то же время Тропи умели разводить костры, но от ученых они скрывали способ действий по разведению костра.

У них были каменные орудия труда – заостренные тонкие пластины, которыми вырывались из земли корни растений, рубились ветки, разрезались тушки убитых животных, они же служили и орудием охоты.

Однако, как и с разжиганием костров, изготовление каменных ножей и стрел хранилось в тайне – увидеть сам процесс труда ученым не удалось.

Пробравшись как -  то ночью   к угасшему костру, ученые обнаружили в нем печеные, но не съеденные куски мяса. Опять тайна – зачем было печь мясо на костре, если Тропи питались сырым мясом.

Как – то, поднявшись в горы, путешественники обнаружили захоронения Тропи. В большой пещере на специально сложенных камнях лежали высохшие тела несколько Тропи, расположенные одинаково – на спине, головой к выходу из пещеры. Они были покрыты ветками. Все это напоминало обряд погребения.

Была ли у Тропи речь? Да, они произносили слитно некоторые звуки. Ученым удалось записать около 150 таких звукосочетаний. Это была очень сложная и кропотливая работа, так как тропи, как показалось ученым, стеснялись говорить при посторонних.

Характер тропи.

Они были веселы, добродушны, легко шли на контакт с путешественниками – подходили к ним, брали за руку, дергали за края одежды, пытались подражать движениям и даже речи.

Тропи и папуасы. В экспедиции были рабочие – носильщики из местных папуасов. Однажды кто – то из членов экспедиции обнаружил, что папуасы развели костер и уселись вокруг него и с аппетитом, что – то едят. Увидев англичанина, папуасы воровато спрятали куски своего ужина в кусты. Позже, когда Тропи уснули, исследователи нашли  остатки ужина и установили, что это мясо  убитого им тропи. Но почему, они скрывали то, чем питаются? Значит папуасы, считали, что тропи – это люди, а не животные..Так кто же такие тропи? Ответ на этот  вопрос мы постараемся найти во время игры.

Надо определить, если это люди, значит, их название нужно внести в перечень народов, проживающих на данном острове.

А если животные – значит надо внести в Красную книгу, так как они станут легкой добычей, тех, кто знает о Тропи.

Проведем экспертизу.

Пообщавшись, каждая команда дает свои ответы, заключения. Если сложно, то можно задавать наводящие вопросы.

Антропологи – задача – изучают строение тела и выписывают подтверждение кто же это люди или животные? Из рассказа.

Психологи – задача – анализируют поведение тропи и доказывают свои выводы на основе текста, кто же тропи?

Этнографы – задача – формы поведения и условия их жизни. Так же делают свои выводы на основе текста, кто же это люди или животные?

Религиоведы -  выясняют: были ли у них признаки веры, по тексту доказательства и свои выводы, животные или люди?

Члены экспедиции – ученые совещаются и приходят к выводу, сообщать ли о них всему миру? Будет ли это племя или животные истреблены и как они думают, кто же тропи? Почему им дали такое прозвище?

Уполномоченные по правам: подводят сначала свои итоги, делая анализ прочитанного, потом слушают других, а затем подводят итог (решение) по пунктам:

  1. Признать, что Тропи являются…..
  2. Просить Палату Общин принять закон о …
  3. Подведем итоги урока: так чем же отличаются люди от животных? Вера, звуки, общение,  разведение костра, походка, еда и т.д. Вывод у нас одинаковый с книгой – тропи – это люди.

 С обратной стороны своих выводов капитаны команд ставят отметки, отмечая лучших за работу,  и выставляем в журнал.

Домашнее задание: найти  рассказы о других племенах, которые сейчас живут в наше время, как они пытаются выжить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта Тема Калейдоскоп, увиденных животных и птиц. Часть 1 Домашние животные

Проект подготовили учащиеся 1 класса (с тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, имплантированные) совместно с учителем....

Тест по теме "Значение диких и домашних животных. Домашние животные" (природоведение, 5 класс)

Содержание теста позволяет проверить уровень понимания обучающимися содержания параграфов 45 и 46 учебника Пакуловой В.М. и др. Природоведиение-5....

Тест по теме "Значение диких и домашних животных. Домашние животные" (природоведение, 5 класс)

Содержание теста позволяет проверить уровень понимания обучающимися содержания параграфов 45 и 46 учебника Пакуловой В.М. и др. Природоведиение-5....

Образы природы в музыке. Изображение в музыке животных, голосов птиц. КАМИЛЬ СЕН-САНС СЮИТА «КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ».

Данная разработка помогает познакомить учащихся младших классов ДШИ и ДМШ на уроках слушания музыки с творчеством французского композитора К.Сен-Санса на примере сюиты "Карнавал животных". Формировани...

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...

Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

Мультимедийная презентавция к уроку биологии 5 класса по теме "Животные. Строение животных, их роль в природе и жизни человека"....

План внеклассного занятия по английскому языку по теме: «Животные. Природа. Большая ответственность перед животными. Как защитить животных?»

Цели и задачи внеклассного занятия: 1. Развитие речевых навыков, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 2. Создание на уроке атмосферы взаимодействия, коммуникативной обстановки, вз...