Календарно - тематическое планирование курса "Ваши права"
элективный курс по обществознанию (5 класс) по теме

Гребенкина Оксана Сергеевна

Данный материал является разработкой элективного курса "Ваши права" для учащихся 5 класса, рассчитан на 35 часов. Является хорошей основой для подготовки изучения обучающимися обществознания в более старших классах. Изучение курса способствует формированию у учащихся основ правового воспитания и толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vashi_prava.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

элективного курса «Ваши права»

5 класс

(35 часов)

Тема урока

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Тема 1: «Естественное право человека на жизнь» (7 часов)

1

(1)

“Всеобщая декларация прав человека” о праве на жизнь.

1

Естественное право человека на жизнь. “Всеобщая декларация прав человека” о праве на жизнь

Невыдуманные истории: “Радостный день моей жизни”

Изобразить основные статьи декларации (по группам)

2

(2)

Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка.

2

Счастье рождения нового человека. Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка

3

(3)

Периоды жизни человека.

3

Периоды жизни человека. Ценность каждого возраста.

Подготовить сообщение

4

(4)

Отношение общества к детям и старикам.

4

Отношение общества к детям и старикам - основа оценки нравственности общества. Скрытые возможности организма человека. Тайны жизни человека.  Долголетие и долгожители

5

(5)

Ответственность человека за сохранение своего здоровья. Опасность вредных привычек.

5

Физическое и психическое здоровье человека как условие полноценной жизни. Ответственное отношение человека к своей жизни. Неосторожность, опасная для жизни

Диалог “Эти вредные привычки”

Конкурс сочинений «Мы выбираем здоровье!»

6

(6)

Уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья человека.

6

Уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья человека. Кто они, покушающиеся на жизнь человека? (Черты личности преступника; влияние алкоголя.)

Невыдуманные истории:
“Минуты опасности (когда мне было страшно)”.

7

(7)

Правила личной безопасности (как не стать жертвой преступления).

7

Нравственный долг уважения к жизни и здоровью других людей.

Практикум. Учимся оказывать первую помощь

Тема 2: «Мы все - разные. Индивидуальные особенности людей. Личные права человека. Равноправие. Свобода, честь и достоинство человека под охраной закона» (10 часов)

8

(1)

Мы все - разные.

1

Расовые, национальные, социальные, религиозные различия между людьми. Значение миролюбия и терпимости в предупреждении конфликтов.

9

(2)

Возрастные различия.

2

Конфликт “отцов и детей” - когда он возникает? Можно ли его избежать?

Разбор ситуаций

10

(3)

Человеческая индивидуальность.

3

Уникальность, неповторимость каждого человека

Беседа “Человек неповторимый”

11

(4)

Индивидуальные различия как предпосылка межличностных конфликтов.

4

Индивидуальные различия как предпосылка межличностных конфликтов. Опасность и пагубность таких конфликтов для личности и общества

Чтение и комментирование юридических документов: Всеобщей декларации прав человека, ст. 1, 7, 12; Конституции РФ, ст. 21, 22, 23

Работа с выдержками из документов

12

(5)

Самооценка личности и самоконтроль.

5

Самооценка личности и самоконтроль. Что такое “совесть”? Совесть и самовоспитание

13

(6)

Личные (гражданские) права человека

6

Личные (гражданские) права человека, их признание международным правом и Конституцией РФ

Игра-тренинг “Быть терпимым”

14

(7)

Национальная культура. Народные традиции.

7

Народный календарь. Народные традиции. Обряды. Религиозные верования. Родной язык.

Беседа “Национальные корни человека”

Подготовить сообщения о национальных традициях

15

(8)

Межнациональные отношения.

8

Межнациональные отношения:

опыт и традиции взаимопонимания и сотрудничества людей разных национальностей

Диалог-обсуждение:  Где грань между национальным достоинством и национальным чванством?

16

(9)

Вера как ценность и потребность человека.

9

Основные мировые религии. Их особенности. Религия как связь поколений

Сочинение на тему “Что значит верить в Бога”

17

(10)

Законодательство РФ о свободе совести, об отношениях церкви и государства

10

Декрет  “Об отделении церкви от государства” (1918) и современных документов о свободе совести. Определение отличий атеистического законодательства от современного, которое гарантирует свободу совести (Всеобщая декларация прав человека, ст. 18; Конституция РФ, ст. 28).

Игра “Мир на необитаемом острове”

Тема 3:  «Гражданин России. Права и обязанности граждан» (9  часов)

18

(1)

С чего начинается Родина...

1

Духовная связь человека с Отечеством. Историческая память

Образ Родины (небольшие сочинения на данную тему).

Образ Родины (рисунки на данную тему).

19

(2)

Национальные традиции.

2

Национальные традиции, обычаи, культура, родной язык, их влияние на внутренний мир человека, его мироощущение

20

(3)

Родной дом, где он?

3

Семейные корни и семейные традиции

Невыдуманные рассказы:
наш семейный архив;
что я знаю о своих семейных корнях;
как связаны судьбы моих родных и близких с историей Отечества.

Подготовить рассказ о своей семье

21

(4)

Нравственный долг человека

4

Нравственный долг человека - защищать Отечество, заботиться о его процветании. Конституция РФ о долге и обязанности гражданина защищать Отечество

Практическое занятие “За строкой Конституции РФ”. Чтение и обсуждение статьи 59 Конституции РФ

22

(5)

Конституция РФ.

5

Основной Закон страны. Участие народа в принятии Конституции России

Разбор ситуаций

23

(6)

Граждане России с рождения.

6

Юридический смысл понятия “гражданин”. Конституция РФ об отношении государства к гражданам и о гражданстве

Игра. “Я живу в России”.

24-26

(7-9)

Права человека

7-9

Как складывается у человека представление о его правах. Индивидуальный характер представлений человека о его правах и жизненная реальность. Возможность конфликта человека с обществом на основе субъективных представлений о своих правах. Оформление прав и обязанностей человека как прав и обязанностей гражданина в конституциях различных государств.  Внимание мировой общественности к защите прав человека

Игра “Создаем Конституцию...

Изучение основных статей

Тема 4: «Экономика, труд, деньги, собственность. Защита законов имущества граждан» (8 часов)

27

(1)

Человек в мире вещей.

1

Вещи в нашем доме - вещи, которые окружают нас. Нужные, полезные вещи. Вещи, дарящие семье радость. Личные вещи

Диагностика. Отношение к собственным и чужим вещам; отношение к воровству

28

(2)

Семейные реликвии, их ценность и значение.

2

Что могут рассказать ваши вещи об их создателях?  Что могут рассказать вещи об их владельце?

Индивидуальные задания

29

(3)

Права собственника.

3

Право собственности несовершеннолетних, его охрана. Защита прав детей при приватизации жилища.

Дискуссия. “Человек для вещи или вещи для человека?”

30

(4)

Воровство и его последствия

4

Воровство и его последствия. Почему совершаются кражи? Правила охраны имущества. Как не стать жертвой преступления. Защита законом имущества граждан.

Проблема:
 Воровство - порок или ловкость и находчивость?

31

(5)

Человек в мире денег

5

Из истории возникновения денег.  Тайна цены. Что влияет на цену товаров? Разные функции денег. Многообразие денежных отношений. Роль денег в жизни человека. Что могут и чего не могут деньги.

Чтение сказки Е. Пермяка “Тайны цены” и беседа “Что влияет на цену товара?”

Инсценирование сказки

32

(6)

Роль гражданского права в регулировании денежных отношений.

6

Несовершеннолетние участники денежных, имущественных отношений; определение их прав и обязанностей. Имущественная ответственность несовершеннолетних. Договорные обязательства, о правилах осуществления которых надо знать каждому (купли-продажи, обмена, пассажирских перевозок, комиссии бытового порядка).

33

(7)

Умение считать деньги. Семейный бюджет

7

Влияние детей на семейный бюджет, его расходную часть. Необходимость соотнесения своих потребностей с возможностями семьи.

Деловая игра. “Бюджет семьи”.

34

(8)

Экономика, труд, нравственность

8

Труд в домашнем хозяйстве, его особенности по сравнению с трудом на производстве. Распределение домашнего труда между членами семьи. Роль труда в развитии человека, в реализации его творческих возможностей

Конкурс по домоводству

Изготовление поделок

35

(1)

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по праву 11 класс профильный уровень

Календарно-тематическое планирование по праву 11 класс профильный уровень, рассчитанный на 1 час в неделю по учебнику: Право Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин...

Календарно-тематическое планирование по праву 11 класс

Данное календарно-тематическое планирование позволяет успешно преподавать предмет "Право" в 11 классе....

Календарно-тематическое планирование по праву 11 класс

Календарно-темати\ческое планирование преподавния права в 11 классе, из расчета 1 час в неделю по программе Кравченко А.И....

Календарно - тематическое планирование по праву 11 класс.

А.Ф. Никитин, рассчитана на 34 в год (1 час в неделю)....

Календарно-тематическое планирование по праву для 10 класса.

Рабочая программа по праву в 10-11 классах составлена на основе:- пример­ной программы среднего (полного) общего образования;- авторской программы А.Ф. Никитина (без изменений и дополнений) и ра...

Календарно-тематическое планирование по праву в 9 классе

Календарно-тематическое планирование по праву в 9 классе, ориентированное на использование учебника С.И.Володина, А.М. Полиевктова. Основы правовых знаний. 8-9 класс. Издательство «Вита - Пресс»,...