Правовые основы семьи и брака
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Шутанова Тамара Юрьевна

Урок в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_k_attestacii.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Шутанова Тамара Юрьевна,

учитель истории и обществознания МКОУ Чантырская СОШ.

Методическая разработка урока обществознания  в 9 классе

по теме «Правовые основы брака и семьи».

   

 Цель  урока:  сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений.

   

 Задачи урока:

 1). Образовательные:  

*  познакомить учащихся с основными нормами и ролью семейного права в регулирования семейных правоотношений;

  * усвоение и закрепление следующих понятий: брак, семья, брачный договор, личные и имущественные правоотношения супругов;

 2) Развивающие:   

* способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности учащихся в процессе анализа текста Семейного кодекса;

*совершенствование умения применять знания в измененной ситуации;

* формирование умения выделять главное, систематизировать, доказывать свое мнение;

*формирование умения работы с информацией;

3). Воспитательные:

* развитие познавательного процесса, воспитание целеустремленности   и уверенности в себе;

*содействие формированию нравственных и коммуникативных качеств;

*гражданско-правовое воспитание.

               

  Тип урока: урок новых знаний.

  Ведущая технология: Развитие критического мышления с ИКТ.  

.

Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная, парная, групповая.

 Оборудование: презентация, выполненная в программе Power Point, мультимедийный проектор, видеофильм, Семейный кодекс, музыка «Марш Мендельсона», документы: паспорт, свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака, раздаточный материал на бумажных носителях.  

 

 

 

                         

                      План - конспект урока

Этапы  урока

Цели

этапа

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

учащихся

Приемы

Средства

Организационный

(1 мин.)

Обеспечить внешнюю обстановку для работы на уроке.

Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.

Здравствуйте ребята!  Я рада всех вас видеть. Начнем наш урок. Я надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным. 

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Мини-диалог

Мотивационный

(4 мин.)

Обеспечить мотивацию деятельности, принятие учащимися учебно-познавательной деятельности.

Определите тему урока (звучит музыка)Цель урока -…

Наступает самое прекрасное время в вашей жизни-юность. Вы уже много знаете, многое умеете, чувствуете себя взрослыми- и при этом все еще впереди. Но это и самое сложное время – время выбора. Пройдет еще несколько лет, и кто-то из школьных друзей пригласит вас на свадьбу. А через некоторое время уже Вы будете приглашать гостей на свою свадьбу. Может показаться, что создание семьи – это личное дело человека, но это не совсем так. В Конституции РФ закреплено положение, в соответствии с которым семья, материнство, детство находятся под защитой государства. Знание положений семейного законодательства, своих прав и обязанностей обязательно понадобятся Вам в жизни.

Слушают учителя, участвуют в формулировании темы урока, цели урока

Создание входящей проблемной ситуации

Прием значимости

Марш Мендельсона

«Вызов» (актуализация субъектного опыта)

(8 мин.)

Актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме;

Мотивация предстоящей деятельности;

Подготовка учащихся к выполнению последующей работы;

Создание ситуации успеха на уроке.

Выделяет ключевые понятия темы и предлагает учащимся написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенными понятиями за 1 минуту.

Формирует на доске кластер, отражающий знания по теме.

Зачем человеку семья?

Может ли человек жить без семьи, не испытывая трудностей? 

Выполняют работу индивидуально.

Обсуждение полученных записей в парах.

Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

Каждая пара поочередно называет одно из выписанных выражений.

Прием «Я уже знаю»

Прием «Сброс идей в корзину»

Высказывания знаменитых людей о семье

«Осмысление»

(15 мин.)

Развитие у школьников навыков работы с учебными текстами;

Достижение оптимального уровня усвоения нового материала.

Снятие эмоционального напряжения у школьников;

Мотивация к последующему этапу урока

Предлагает учащимся выдержки из Семейного кодекса (каждому – индивидуальная распечатка) и объявляет, что в течение 10 минут каждый работает самостоятельно.

Дается задание: «Читаем и делаем пометки в тексте».

Какие виды браков вы знаете?

Какой брак признается в России?

Каковы условия вступления в брак?

Как можно зарегистрировать брак?

Что дальше ждет новобрачных? (счастье или развод). Развод – это конфликт. Развод –это раздел имущества.

Предлагает игру «Дележ».

А теперь взгляните в Семейный кодекс. Все ли сделали по закону?

Получают распечатку текста.

Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки.      

Участвуют в обсуждении

Участвуют в игре «Дележ»

Прием «Пометки на полях»

Деловая игра «Дележ»

(См. Приложение)

Индивидуальные распечатки выдержек из Семейного кодекса

Видеофильм                                              

«Регистрация брака в органах ЗАГС»;

Свидетельство о заключении брака;

Свидетельство о расторжении брака

«Рефлексия»

10 мин.

Формирование независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме;

Развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Проводит блиц-опрос.

Предлагает учащимся исправить, систематизировать и дополнить кластер.

Предлагает учащимся по выбору решение познавательных задач или

тестирование.

Блиц-опрос

(см. Приложение)

Исправляют кластер в соответствии с новыми знаниями.

Решение познавательных задач(см. Приложение)

Тестирование.

Прием «Составление кластера»

Раздаточный материал на бумажных носителях;

Тестирование на слайде в презентации к уроку

Домашнее задание

(2 мин.)

1.Прочитать§15.Ответить на ??  № 1-4.

По выбору:

2.Выполнить практикум, стр. 117

3. Придумайте ситуации, где бы рассматривались вопросы

прав и обязанностей родителей и детей, а также имуществен-

ных отношений супругов.

4. Составить брачный договор.

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя

На слайде в презентации к уроку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"

Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....

презентация к уроку обществознания "Правовые основы брака и семьи"

Работу выполнила Бондарь Лилия Михайловна.Работу можно использовать в качестве демонстрационного материала к уроку. данную работу можно использовать на уроке  обществознания 9 класса. На сла...

урок обществознания "Правовые основы семьи и брака"

Семья всегда считалась основным носителем культурных ценностей, а также необходимым условием социализации личности. Данный урок способствует формированию у учащихся представления о личностной и социал...

Урок обществознания.10 кл.Брак и семья. Правовые основы брака и семьи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний....

Программа элективного курса "Нравственные основы семьи и брака"

Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развити...

интегрированное занятия элективного курса "Нравственные основы семьи и брака"

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Например у тревожной матери вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют св...

Тема:"Правовые основы семьи и брака"

     В данной методической разработке представлена методика проведения занятия по дисциплине «Право». Профессиональное образование на сегодняшний день претерпевает тр...