Открытое занятие в 8 классе по теме: "Социальная роль, социальная адаптация"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Данное занятие было прведенно совместно с психологом нашей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc92 КБ
Office presentation icon socialnaya_rol.ppt86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум: Социальная роль. Социальная адаптация.

Тип занятия: коррекция знаний и умений

Методы и приемы: исследовательский метод (социологический опрос учащихся 8-9 классов); беседа по итогам работы в группах; выработка критериев успешной социальной адаптации.

Цель: выработка критериев успешной социальной адаптации 9-ти классников.

Задачи: 1. Выявление понятий социальная роль. Социальная адаптация.

2. Развитие коммуникативных умений, умений анализировать.

3. Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу.

Ход занятия.

  1.  Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим социально – психологическое занятии. На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешай нам работать активно и спокойно. Начнем мы наше занятие с игры «Комплементы». Встаньте, пожалуйста, в круг, каждый из вас должен сказать комплимент соседу с права по начальной букве его имени. Начнем с меня Наденька, какая ты надежная! Леночка, ты всегда очень ласковая! Людмила, ты у нас в классе самая любимая! Николай, ты очень непредсказуемый и талантливый. Вячеслав, ты веселый! Максим, ты очень милый! Кристина, ты самая красивая! Катенька – компанейская. Елена – единственная, общительная. Сергей – сердитый, серьезный. Владислав – великолепный товарищ.  Любовь – любящая. Заканчиваем Е.В.

  1. Психолог: Психологический настрой на занятие. Игра «Комплементы».
  2. Сегодня у нас внеклассное занятие, и мы проведем его распределившись на микрогруппы. (распределение при помощи метода выбор цвета синий, красный, зеленый). Это занятие интегрированное. Мы проведем его совместно: психолог, социальный педагог. Сегодня она не просто ваш классный руководитель, она выступает на нашем занятии в качестве соц. педагога. – Что изменилось? (это не урок, Н не как учитель, а как социальный педагог, роль поменялась).
  3. Соц. Педагог:

Ребята, сегодня веду занятие в качестве социального педагога, а когда приду домой я так и останусь учителем? (ответы учащихся)

Что изменится?

Моя роль будет меняться.

 – Ребята, а что такое роль? (роль в кино, театре, смешная, грустная, главная и т.д.).

 - Какие роли вы знаете? (роль ведущего на вечере, роль в сценке, плохая роль и т.д.).

Мы, с вами тоже готовясь к различным мероприятиям, распределяем разные роли.

 - Ребята, а где вы живете? (в России, поселке Новоорловск, дома, в обществе).

 - Без чего вы не можете обойтись? (общение).

Общение связано с обществом.

 - Как по-другому называется общество? (социум).

 - Как же должна называться роль, которую мы с вами выполняем, играем в обществе? (социальная роль).

 - А как вы можете ответить на вопрос, что такое социальная роль?

 - А знают ли наши ученики 8-9 классов нашей школы, что такое социальная роль?

 - Давайте, сравним ваши ответы с ответами, которые давали ученики 8-9 классов на этот вопрос.

Такой вопрос был задан учащимся 8-9 классов в ходе социологического опроса. Какой ответ был получен, мы узнаем из выводов Надежды и  Катерины.

(учащиеся рассказывают о проведенном исследовании и его выводах).

 - Ребята, какой же можно сделать вывод из этого исследования? (Что учащиеся этих классов не знают, либо не понимают, что такое социальная роль).

 - А какое слово смутило вас и ваших одноклассников? (социальная).

Получается, что роль в обществе.

 - А вы, используя знания об обществе и роли, можете дать ответ на этот вопрос?

(Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе).

IV Задание первое:

Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.

Вывод: социальные роли зависят от социальной активности; один человек выполняет много ролей.

Задание 2. - Давайте, сравним двух учеников и сделаем вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.

У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.

 - От чего это зависит? (От активности, умения общаться). 

Е.В. Тренинг «Развитие коммуникативных качеств».

 5 мин

 - Вам понравилось? Что именно?

 - В процессе выполнения задания вы учились работать совместно. Трудно ли это было? В чем заключалась трудность?

Вам было легко потому, что вы знаете, друг друга давно и успели адаптироваться.

Н: - Что такое адаптация?

Мнения детей…

Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Задание № 3: Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Психолог: Социальная адаптация напрямую связана с вашими особенностями. Типом темперамента, особенностью характера.

Вы многое знаете о себе из результатов исследований.

 - Назовите типы темперамента присущие вам?

 - Особенности вашего характера?

Скажите, а все ли типы темперамента одинаково адаптируются в новом социуме?

А теперь давайте выработаем критерии успешной адаптации.

Задание № 4

Подберите критерии успешной адаптации.

Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.

Памятка успешной адаптации.

  1. Будь открытым в новом обществе.
  2. Интересуйся делами новых товарищей.
  3. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
  4. Ищи в людях хорошее, а не плохое.
  5. Учитывай свои психологические особенности.
  6. Старайся исправлять свои недостатки.

Н: Ребята, мы с вами сегодня провели занятие о социальной роли, и социальной адаптации.

 - Что же такое социальная роль?

 - Что такое социальная адаптация?

 - Как сделать социальную адаптацию успешной?

Спасибо за занятие! Успешной вам социальной адаптации!

 

Словарик к занятию.

Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Общество – социум.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Словарик к занятию.

Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Общество – социум.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Словарик к занятию.

Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Общество – социум.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Задания. № 1.

I. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.

Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.

I. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.

Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.

I. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.

Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.

Задания. № 2.

Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.

У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.

  От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.

Задания. № 2.

Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.

У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.

  От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.


Задания. № 2.

Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.

У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.

  От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.

Задание № 3: 

Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

 Задание № 3: 

Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

 Задание № 3: 

Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Памятка успешной адаптации.

1. Будь открытым в новом обществе.

  1. Интересуйся делами новых товарищей.
  2. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
  3. Ищи в людях хорошее, а не плохое.
  4. Учитывай свои психологические особенности.

6. Старайся исправлять свои недостатки.

Памятка успешной адаптации.

1. Будь открытым в новом обществе.

  1. Интересуйся делами новых товарищей.
  2. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
  3. Ищи в людях хорошее, а не плохое.
  4. Учитывай свои психологические особенности.

6. Старайся исправлять свои недостатки.

Памятка успешной адаптации.

1. Будь открытым в новом обществе.

  1. Интересуйся делами новых товарищей.
  2. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
  3. Ищи в людях хорошее, а не плохое.
  4. Учитывай свои психологические особенности.
  5. . Старайся исправлять свои недостатки.


Задание № 4

Подберите критерии успешной адаптации.

Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.

Задание № 4

Подберите критерии успешной адаптации.

Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.

Задание № 4

Подберите критерии успешной адаптации.

Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальная роль. Социальная адаптация.

Слайд 4

Задания. № 1. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых: 1 микрогруппа: Выступаете вы сами. 2 микрогруппа: Выступают родители. 3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки. Подготовка 1-2 минуты. Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.

Слайд 5

Социальная роль - роль, которую человек выполняет в обществе.

Слайд 6

Задания. № 2. Ученик А Ученик В Учится в 3 классе. Учится в 3 классе. Ходит в ДДТ, на танцы. Занимает должность министра образования в классе. В школе искусств занимается в изостудии. У него старший брат. Играет в школьной хоккейной команде. У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника. У него младший брат и старшая сестра. У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников. Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей. От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.

Слайд 7

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества в котором он находится.

Слайд 8

Задание № 3: Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации: Микрогруппа № 1 – у первоклассников; Микрогруппа № 2 – у пятиклассников; Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс. Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Слайд 9

Задание № 4 Подберите критерии успешной адаптации. Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.

Слайд 10

Словарик Адаптация – это приспособление к новым условиям. Общество – социум. Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится. Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Слайд 11

Спасибо за занятие! Успешной вам социальной адаптации!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в классе предподготовки детей к школе. Тема: «Дифференциация звуков С _ З в слогах и словах.»

Видиозапись данного занятия представлялась для участия в конкурсе "На звание лучшего специалиста в области сопровождения детей с ограниченными возможностями в развитии", который проходил с 15 января п...

Открытое занятие. Мастер-класс

Занятие: «Рыбка морская из соленого теста» ...

Конспект урока по обществознанию в 11 классе по теме " Социальная структура и социальные отношения" (профильный уровень)

Материал создан для урока обществознания в 11 классе (профильный уровень) по учебнику Л.Н.Боголюбова на основе поурочных разработок Е.Н.Сорокиной....

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Социальные статусы и роли"

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Социальные статусы и роли"...

Открытое занятие по воспитательной работе "Я и мои социальные роли"

Развивающее занятие с обучающимися 7 класса                                            ...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ по теме: «Дыхание – источник звука. Роль дыхания в вокальном обучении». 2 год обучения, продвинутый уровень

     Пение – одно из проявлений высшей психической деятельности, и если учащийся будет работать вяло, не сосредоточенно и без должного творческого подъема, правильного звуч...

конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе на тему: "Социальная структура общества".

1. Описание социальной структуры общества.2. Выделение видов социальной мобильности.3. Закрепление изученного материала....