Открытое занятие в 8 классе по теме: "Социальная роль, социальная адаптация"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Данное занятие было прведенно совместно с психологом нашей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc92 КБ
Office presentation icon socialnaya_rol.ppt86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум: Социальная роль. Социальная адаптация.

Тип занятия: коррекция знаний и умений

Методы и приемы: исследовательский метод (социологический опрос учащихся 8-9 классов); беседа по итогам работы в группах; выработка критериев успешной социальной адаптации.

Цель: выработка критериев успешной социальной адаптации 9-ти классников.

Задачи: 1. Выявление понятий социальная роль. Социальная адаптация.

2. Развитие коммуникативных умений, умений анализировать.

3. Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу.

Ход занятия.

  1.  Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим социально – психологическое занятии. На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешай нам работать активно и спокойно. Начнем мы наше занятие с игры «Комплементы». Встаньте, пожалуйста, в круг, каждый из вас должен сказать комплимент соседу с права по начальной букве его имени. Начнем с меня Наденька, какая ты надежная! Леночка, ты всегда очень ласковая! Людмила, ты у нас в классе самая любимая! Николай, ты очень непредсказуемый и талантливый. Вячеслав, ты веселый! Максим, ты очень милый! Кристина, ты самая красивая! Катенька – компанейская. Елена – единственная, общительная. Сергей – сердитый, серьезный. Владислав – великолепный товарищ.  Любовь – любящая. Заканчиваем Е.В.

  1. Психолог: Психологический настрой на занятие. Игра «Комплементы».
  2. Сегодня у нас внеклассное занятие, и мы проведем его распределившись на микрогруппы. (распределение при помощи метода выбор цвета синий, красный, зеленый). Это занятие интегрированное. Мы проведем его совместно: психолог, социальный педагог. Сегодня она не просто ваш классный руководитель, она выступает на нашем занятии в качестве соц. педагога. – Что изменилось? (это не урок, Н не как учитель, а как социальный педагог, роль поменялась).
  3. Соц. Педагог:

Ребята, сегодня веду занятие в качестве социального педагога, а когда приду домой я так и останусь учителем? (ответы учащихся)

Что изменится?

Моя роль будет меняться.

 – Ребята, а что такое роль? (роль в кино, театре, смешная, грустная, главная и т.д.).

 - Какие роли вы знаете? (роль ведущего на вечере, роль в сценке, плохая роль и т.д.).

Мы, с вами тоже готовясь к различным мероприятиям, распределяем разные роли.

 - Ребята, а где вы живете? (в России, поселке Новоорловск, дома, в обществе).

 - Без чего вы не можете обойтись? (общение).

Общение связано с обществом.

 - Как по-другому называется общество? (социум).

 - Как же должна называться роль, которую мы с вами выполняем, играем в обществе? (социальная роль).

 - А как вы можете ответить на вопрос, что такое социальная роль?

 - А знают ли наши ученики 8-9 классов нашей школы, что такое социальная роль?

 - Давайте, сравним ваши ответы с ответами, которые давали ученики 8-9 классов на этот вопрос.

Такой вопрос был задан учащимся 8-9 классов в ходе социологического опроса. Какой ответ был получен, мы узнаем из выводов Надежды и  Катерины.

(учащиеся рассказывают о проведенном исследовании и его выводах).

 - Ребята, какой же можно сделать вывод из этого исследования? (Что учащиеся этих классов не знают, либо не понимают, что такое социальная роль).

 - А какое слово смутило вас и ваших одноклассников? (социальная).

Получается, что роль в обществе.

 - А вы, используя знания об обществе и роли, можете дать ответ на этот вопрос?

(Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе).

IV Задание первое:

Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.

Вывод: социальные роли зависят от социальной активности; один человек выполняет много ролей.

Задание 2. - Давайте, сравним двух учеников и сделаем вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.

У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.

 - От чего это зависит? (От активности, умения общаться). 

Е.В. Тренинг «Развитие коммуникативных качеств».

 5 мин

 - Вам понравилось? Что именно?

 - В процессе выполнения задания вы учились работать совместно. Трудно ли это было? В чем заключалась трудность?

Вам было легко потому, что вы знаете, друг друга давно и успели адаптироваться.

Н: - Что такое адаптация?

Мнения детей…

Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Задание № 3: Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Психолог: Социальная адаптация напрямую связана с вашими особенностями. Типом темперамента, особенностью характера.

Вы многое знаете о себе из результатов исследований.

 - Назовите типы темперамента присущие вам?

 - Особенности вашего характера?

Скажите, а все ли типы темперамента одинаково адаптируются в новом социуме?

А теперь давайте выработаем критерии успешной адаптации.

Задание № 4

Подберите критерии успешной адаптации.

Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.

Памятка успешной адаптации.

  1. Будь открытым в новом обществе.
  2. Интересуйся делами новых товарищей.
  3. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
  4. Ищи в людях хорошее, а не плохое.
  5. Учитывай свои психологические особенности.
  6. Старайся исправлять свои недостатки.

Н: Ребята, мы с вами сегодня провели занятие о социальной роли, и социальной адаптации.

 - Что же такое социальная роль?

 - Что такое социальная адаптация?

 - Как сделать социальную адаптацию успешной?

Спасибо за занятие! Успешной вам социальной адаптации!

 

Словарик к занятию.

Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Общество – социум.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Словарик к занятию.

Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Общество – социум.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Словарик к занятию.

Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Общество – социум.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Задания. № 1.

I. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.

Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.

I. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.

Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.

I. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.

Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.

Задания. № 2.

Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.

У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.

  От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.

Задания. № 2.

Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.

У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.

  От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.


Задания. № 2.

Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.

У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.

  От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.

Задание № 3: 

Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

 Задание № 3: 

Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

 Задание № 3: 

Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Памятка успешной адаптации.

1. Будь открытым в новом обществе.

  1. Интересуйся делами новых товарищей.
  2. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
  3. Ищи в людях хорошее, а не плохое.
  4. Учитывай свои психологические особенности.

6. Старайся исправлять свои недостатки.

Памятка успешной адаптации.

1. Будь открытым в новом обществе.

  1. Интересуйся делами новых товарищей.
  2. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
  3. Ищи в людях хорошее, а не плохое.
  4. Учитывай свои психологические особенности.

6. Старайся исправлять свои недостатки.

Памятка успешной адаптации.

1. Будь открытым в новом обществе.

  1. Интересуйся делами новых товарищей.
  2. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
  3. Ищи в людях хорошее, а не плохое.
  4. Учитывай свои психологические особенности.
  5. . Старайся исправлять свои недостатки.


Задание № 4

Подберите критерии успешной адаптации.

Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.

Задание № 4

Подберите критерии успешной адаптации.

Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.

Задание № 4

Подберите критерии успешной адаптации.

Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальная роль. Социальная адаптация.

Слайд 4

Задания. № 1. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых: 1 микрогруппа: Выступаете вы сами. 2 микрогруппа: Выступают родители. 3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки. Подготовка 1-2 минуты. Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.

Слайд 5

Социальная роль - роль, которую человек выполняет в обществе.

Слайд 6

Задания. № 2. Ученик А Ученик В Учится в 3 классе. Учится в 3 классе. Ходит в ДДТ, на танцы. Занимает должность министра образования в классе. В школе искусств занимается в изостудии. У него старший брат. Играет в школьной хоккейной команде. У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника. У него младший брат и старшая сестра. У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников. Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей. От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.

Слайд 7

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества в котором он находится.

Слайд 8

Задание № 3: Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации: Микрогруппа № 1 – у первоклассников; Микрогруппа № 2 – у пятиклассников; Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс. Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Слайд 9

Задание № 4 Подберите критерии успешной адаптации. Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.

Слайд 10

Словарик Адаптация – это приспособление к новым условиям. Общество – социум. Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится. Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Слайд 11

Спасибо за занятие! Успешной вам социальной адаптации!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в классе предподготовки детей к школе. Тема: «Дифференциация звуков С _ З в слогах и словах.»

Видиозапись данного занятия представлялась для участия в конкурсе "На звание лучшего специалиста в области сопровождения детей с ограниченными возможностями в развитии", который проходил с 15 января п...

Открытое занятие. Мастер-класс

Занятие: «Рыбка морская из соленого теста» ...

Конспект урока по обществознанию в 11 классе по теме " Социальная структура и социальные отношения" (профильный уровень)

Материал создан для урока обществознания в 11 классе (профильный уровень) по учебнику Л.Н.Боголюбова на основе поурочных разработок Е.Н.Сорокиной....

Открытое занятие по классу Ансамбль

План проведения открытого занятия по теме "Ансамбль малых форм как средство воспитания коммуникативных качеств личности"...

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Социальные статусы и роли"

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Социальные статусы и роли"...

Открытое занятие по воспитательной работе "Я и мои социальные роли"

Развивающее занятие с обучающимися 7 класса                                            ...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ по теме: «Дыхание – источник звука. Роль дыхания в вокальном обучении». 2 год обучения, продвинутый уровень

     Пение – одно из проявлений высшей психической деятельности, и если учащийся будет работать вяло, не сосредоточенно и без должного творческого подъема, правильного звуч...