конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе на тему: "Социальная структура общества".
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

1. Описание социальной структуры общества.

2. Выделение видов социальной мобильности.

3. Закрепление изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.1.docx48.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: 25.01.20.

Класс: 8

ТЕМА: Социальная структура общества.

ЦЕЛЬ: дать целостное представление  о социальной структуре современного общества.

ЗАДАЧИ: 1. Разъяснить понятие «Социальная структура общества».

2. Изучить понятие «социальная мобильность».

3. Охарактеризовать многообразие социальных групп.

4. Выявить причины, последствия и значение социальных конфликтов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные: определяют свою личностную позицию, дают  объективную дифференцированную оценку своей деятельности

Предметные: научатся определять, что такое социальная структура общества, социальная мобильность, характеризовать социальные группы и социальные конфликты.

Метапредметные:

Познавательные: находят нужную социальную информацию в различных источниках; критично ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей.

Коммуникативные:  используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: прием аналогии, технология решения ситуационных заданий.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, сканнер.

ПЛАН:

  1. Социальная структура.
  2. Социальная мобильность.
  3. Многообразие социальных групп.
  4. Социальные конфликты.

ХОД УРОКА:

ЭТАП  УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.Орг момент

Приветствует учащихся, настраивает класс на работу

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2.Мотивация +актуализация

5мин

Что такое общество?

Как вы понимаете значение словосочетания «социальная структура?»

Подберите синонимы к слову «социальный».

О какой сфере мы будем сегодня говорить на уроке?

Из чего состоит общество?

Слайд 1 Сферы общества.

Слайд 2. План урока.

Посмотрите на план урока и определите, что будем изучать?

План:

  1. Социальная структура общества.
  2. Социальная мобильность.
  3. Многообразие социальных групп.
  4. Социальные конфликты и пути их разрешения.

Попробуйте определить тему нашего урока. 

Слайд 3 Тема урока.

Слайд 4. Социальная структура общества.

Социальная структура общества (от лат. Structura– строение, расположение, порядок) – строение общества в целом, состоящее из взаимодействующих социальных групп. Эти группы имеют различное положение в обществе и имеют неравный доступ к социальным благам, таким, как деньги, власть, престиж.

 Что такое структура? Социум в переводе с латинского языка – общество, т.е. социальный – это общественный,   а понятие  структура означает  в переводе  строение, расположение, порядок.  Следовательно,  социальная структура – это система построения общества. Социальную структуру общества можно изобразить графически. Слайд 5. Графическая модель общества.

Что это за фигура? Правильно, пирамида – модель общества. Для дальнейшей работы необходимо разделиться на микрогруппы.

Будете работать в парах. Общество состоит из групп. Группы не просто отличаются друг от друга, они образуют иерархическую систему: высшее,  среднее, низшие классы

Задание группам: заполните пирамиду.  Общество состоит из групп.

Группы не просто отличаются друг от друга, они образуют иерархическую систему: высшее,  среднее, низшие классы.

Современные развитые общества, скорее всего более похожи на ромб.  В таком обществе – много средних классов.

Ваше задание: напишите на пирамиде количество высших и низших классов  в %, если на долю средних классов приходится 60%.

Такое расположение социальных групп говорит о существовании социального неравенства.

Что же является основными признаками разделения общества на классы?

Работа с текстом учебника, «Ситуация», страница 106.

 

2. Давайте определим главную проблему урока.

Слайд 6. Главная проблема урока.

3. Что такое социальное неравенство??

4. Какое ваше мнение: почему есть и богатые и бедные?

Общество – формы объединения людей с общими целями, интересами.

Строение общества.

Общественный.

Мы будем говорить о социальной сфере.

Из обшественных сфер.

Дети заполняют пустой слайд у доски.

Дети читают план урока.

Социальная структура общества.

Записывают название темы в тетради.

Работа на раздаточном материале.

C:\Users\Дмитрий\Desktop\вввв\Слайд1.JPG

Работа в микрогруппах( на раздаточном материале).

Признаками разделения общества на классы являются: доход, власть, престиж, образование.

Работа в группах.

 Ответ на вопрос из учебника: т.к. профессия, связанная с музейным делом не является престижной.

Социальное неравенство, пути его преодоления.

3. Социальное неравенство это когда люди между собой неравные.

4. Общество должно быть неоднородным по своему составу.

 Разные доходы, уровень образования, власти.

3.Изучение

Нового

Материала

(35 мин)

Работа над терминами.

Слайд 7 Работа над понятиями.

2.Можно ли переместиться из одной страты в другую?

Слайд 8. Что такое социальная мобильность?

Такое перемещение людей или целых групп называют социальной мобильностью.

Слайд 9. Социальная мобильность.

2.  Социальная мобильность – способность отдельных людей или целых групп перемещаться  внутри социальных слоёв либо вертикально,  либо горизонтально. Существуют несколько видов социальной мобильности.

Слайд 10. Виды социальной мобильности.

Горизонтальная мобильность  - это переход из одного социального положения в другое, но расположенное на том же социальном уровне.

(Переезд из одного города в другой, при этом сохраняя все те социальные возможности, которые были ранее. Например,-  ты рабочий. И в новом городе ты снова устроился на ту же самую должность. Что поменялось?

Вертикальная мобильность -  это переход из одного социального положения в другое со сменой уровня социальной стратификации (Сержант стал старшим сержантом, майором ).

Восходящая вертикальная мобильность  - перемещение вверх по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, улучшение своего статуса (например, получение военным очередного звания, переход студента на старший курс или получение диплома об окончании ВУЗа).

Нисходящая вертикальная мобильность – перемещение вниз по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, ухудшение своего статуса (например, урезание заработной платы, влекущее за собой смену страты, отчисление из ВУЗа за неуспеваемость).  Задание группам: как изобразить это графически?

 Слайд 11. График социальной мобильности.

Задание группам: привести примеры из жизни.

Выделяют горизонтальную и вертикальную социальную мобильность

Вертикальную мобильность можно сравнить с движением вверх и вниз по лестнице (слайд)

Горизонтальная мобильность – это прежде всего, географические перемещения, социальный статус не меняется (примеры на слайде).

Задание группе: покажите графически восходящую и нисходящую мобильности.

Наиболее привлекательной, конечно, является вертикальная восходящая социальная мобильность. Давайте представим человека, поднимающегося на 10 этаж, ступенька за ступенькой повышается его уровень жизни, социальный статус…. Но можно ли ускорить этот процесс? Как быстрее добраться до верхнего этажа в здании?

В обществе такие способы называют социальными лифтами. Конечно же все люди стремятся двигаться вверх, к более высоким социальным позициям. Как же это можно сделать?

  • Брак( с представителем из более высокого социального слоя).
  • Образование (хорошее образование способствует получению высокооплачиваемой работы).

2.Какие еще социальные лифты можно выделить?

3.Может ли человек прожить в обществе в одиночку? Почему это сложно? Как люди поступают? 

4. Если мы говорим об обществе,-  мы не выделяем  действия отдельного человека.  Однако действия каждого человека связаны с другими людьми. Так создаются социальные группы.

 Работа с текстом на странице 109.

 Слайд 12. Социальная группа.

Социальная группа – совокупность людей, занимающих одну и ту же позицию в обществе или выполняющих одну и ту же роль.

 Групп в обществе мы можем выделять огромное количество.

Работа с текстом на странице 110.

Виды групп:

  • Малые , группы - семья – это люди, объединённые какими-либо интересами, узами родства, брачными отношениями.

Друзья – люди, объединённые общими интересами.

  • Большие группы (Люди одного возраста – старшеклассники, не одной конкретно какой то школы)
  • Формальные – группы определённые как то документально. (Вооружённые силы. Ученики. Работники предприятия и т.д.)

Неформальные – группы ни чем не регламентируются. Таких людей на много больше в нашем обществе.  (пассажиры в автобусе, друзья – объединения по интересам, т.к. ни что не связывает их документально

Понятие группа вам знакомо.

У вас на столах есть примеры групп. Я предлагаю вам определить, как они взаимосвязаны между собой. Объедините их по смысловому признаку. (карточки с примерами соц групп).(Разъяснить, по каким критериям люди объединяются в соц. группы)

По каким признакам можно определить, что данное объединение именно группа?                                                        

Слайд 13. Виды групп.

Поработайте с текстом учебника с 110-111 и определите, какие бывают группы?

Сравните две группы: семья и россияне. Что общего? Что различного? (малая и большая, чел ее не выбирает, т.е первичная)(слайд)

А если сравнить семью и полит. партию?

Формальные-неформальные….

4.Вы уже знаете, что структура общества неоднородна. Люди занимают различное положение. К чему это может привести? 

  Так или иначе, общество – это крайне сложный механизм. И возникает вопрос: как люди столь разные могут жить сообща?  И поэтому в обществе неизбежно возникают  социальные конфликты.

  • Бытовые конфликты
  • Религиозные конфликты
  • Национальные конфликты

Работа с учебником стр. 112 «Ситуация»

Задание: выписать в тетрадь виды конфликтов.

Перед вами примеры конфликтов (в картинках): локальный, масштабный, глобальный. Предположите, чем они различаются?

Как можно предотвратить конфликта?

Слайд 14. Способы разрешения конфликтов.

Записать в тетрадь.

Показать на слайде.

Записывают понятия в тетради

Приводят свои примеры.

( в микрогруппах). Ответ на вопрос: поменялся город.

Сержант стал майором.

Переход студента на старший курс.

Отчисление из ВУЗа за неуспеваемость.

Графически изображают у доски.

Работа по карточкам.

Примеры учащихся по группам.

Приводят свои примеры.

Работа с терминами.

2.Социальные лифты  –это: армия, церковь.

 3. Нет, люди объединяются в группы.

Читают по группам.

Работа в группах( школьный коллектив, коллектив учителей).

Выделяют по группам.

Работа с текстом. Начертить схему» Виды социальных групп»(у доски и в тетради).

Работа по карточкам.

У группы общие интересы и цели.

Работа в группах.

(малая и большая, чел ее не выбирает, т.е первичная).

Формальные-неформальные

Это может привести к конфликтам.

Отвечают на вопросы учителя устно.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 112.

Составление схемы: «Виды конфликтов».

Сравнивают группы.

Это может быть юмор, компромисс, просто умение промолчать, метод избегания.

4.Первичное осмысление и закрепление

5мин

Графическое изображение изученного на уроке: «строим дом»

(крыша – соц структура, окна – группы, лестница и дорожка – мобильность, туча – конфликты)

Задание  всем группам: на каждой парте  есть фрагменты будущего дома. Это понятия и процессы, которые мы изучили на уроке. Пожалуйста, соедините их вместе. А теперь назовите их. Закрепление изученного материала.

Чему научились сегодня на уроке?

Подводятся итоги урока.

Собирают схему на доске

Узнали, что такое социальная структура; из чего она состоит; что такое мобильность, ее виды, виды социальных конфликтов, их различия.

5 Домашнее задание.

  1. Слайд 15. Домашнее задание.
  • Прочитать параграф 13
  • Рабочая тетрадь № 6,7,8
  • Рубрика «В классе и дома» № 1,4
  • Выучить новые термины.
  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по обществознанию 8 класс

Тема «Что такое человек?» Цели:  закрепить знания учащихся, полученные при изучении данной темы;            продолжить работу по формир...

конспект открытого урока по обществознанию "Структура человеческой психики"

Открытый урок на аттестацию "Структура человеческой психики"....

конспект открытого урока по обществознанию 11 класс Семья в современном обществе

Данный урок практического варианта , личностно-ориентированный....

дистанционный урок по обществознанию 10 класс по теме "Социальный конфликт"

дистанционный урок по обществознанию 10 класс по теме "Социальный конфликт"...

Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе на тему:"Экономика и ее роль в жизни общества"

Познакомить с местом и ролью экономики в жизни общества, показать причины процветания страны, проблемы рыночной экономики, раскрыть роль культуры в развитии цивилизованной  рыночной экономики;раз...

Конспект открытого урока по обществознанию 7 класс. Тема: «Деньги их функции»

Урок составлен в рамках программы: авторской программой по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбо...