Урок обществознания в 11 классе Повторение и закрепление по теме «Взаимодействие людей в обществе»
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

Шарипова Елена Петровна

 

 

Цели и з         Разработка данного урока позволяет  обобщить и систематизировать знания по темам «Социальное взаимодействие», «Социальный контроль»,

                        «Девиантное и деликвентное поведение», причинами социальных конфликтов и путями их решения.

                          Представленны приложения и презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_36_data.docx46.46 КБ
Файл shema_formy_vzaimodeystviya.docx13.96 КБ
Файл recept.docx12.61 КБ
Файл vzaimodeystvie_lyudey_v_obshchestve.pptx261.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 36  Дата----------------------------- класс 11______________________

Тема:  Повторение и закрепление по теме «Взаимодействие людей в обществе»

Цели и задачи:  Обобщить и систематизировать знания по темам «Социальное взаимодействие», «Социальный контроль», «Девиантное и деликвентное поведение», причинами социальных конфликтов и путями их решения;

развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

воспитывать  у школьников толерантность, уважение к другим людям, с помощью наглядных примеров установить связь теории с жизненными ситуациями; выражать собственные мысли, говорить аргументировано, вести дискуссию.

Оборудование: схемы, притча, тестовые задания.

Тип урока: урок-повторение

Ход урока

I. Организационный момент

Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя убить!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же    мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», - заметил старик.

О чем эта притча? О нас с вами... Время от времени каждый из нас желает доказать свою точку зрения во что бы то ни стало. Иногда такие разногласия перерастают в настоящую открытую борьбу. Почему так происходит? Как действовать, чтобы избежать подобного исхода?  Вывесить рецепты

«Рецепт № 1»: Благополучие социального взаимодействия зависит от каждого отдельного     человека, от уровня развития его самоконтроля!

Сегодня на уроке мы проведем проверку и закрепление  знаний по теме главы «Взаимодействие людей в обществе»

II Проверка домашнего задания  Заполнение таблицы каждый по строчке

Типы социальных движений

За что выступают

Как проявляют свою активность

Примеры

Реформаторские

Регрессивные

Утопические

Революционные

   III Повторение и закрепление пройденного материала  

     В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с актами социального взаимодействия или социального поведения. Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов индивидов, направленных друг на друга

Фронтальный опрос   Вопросы  на экране : 

  1. Относятся ли к социальному взаимодействию следующие ситуации?

                  - мужчина уступил женщине место в автобусе;

                  - один человек спросил у другого, который час;

                  - пошёл дождь, и все раскрыли зонтики;

                  - проехала машина и облила прохожих грязью;

                  - вы заплатили продавцу за покупку.

  1. Назовите 2 формы социального взаимодействия?   (работа по схеме)

Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками.

Причины конфликтов

Характеристики конфликтов

А. Экономическое неравенство

1.Ущемление прав какой-либо нации, рост национализма или шовинизма

Б. Идеологическая несовместимость

2. Столкновение различных взглядов, идей

В. Политическое противостояние

3. Неравное обладание собственностью, доходами, благами

Г. Межнациональные распри

4. Борьба за власть

«Рецепт № 2»: Не стремитесь к лёгкому разрешению конфликтов. Стремитесь к                            разрешению без последствий!

IV. Дом. Задание   Создать презентацию  или ролик посвященный конфликту:

1.Власть и общество

2.Богатые-бедные

3.Взрослые- дети

4.Мужчина-женщина

«Рецепт № 3»: Девиантное и деликвентное поведение не одобряется обществом, так как   угрожает его стабильности и безопасности!

V Проверочная тестовая работа: Задания типа А и В   КИМа ЕГЭ  2 варианта

вариант 1

  1. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей:

А) социальной мобильности в обществе              Б) социализации молодого поколения

В) приобретенного социального статуса              Г) самореализации личности в группе

  1. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример:

А) адаптивного поведения                                    Б) конформистского поведения

В) деликвентного поведения                                Г) девиантного поведения

  1. Социальные нормы в которых отражаются представления людей о добре и зле – это:

А) обычаи и  традиции                             Б) моральные нормы

В) статические нормы                              Г) правила этикета

  1. За добросовестный многолетний труд гражданин Терехов был награжден орденом. К числу других формальных позитивных норм относится (-ятся):

А) вручение грамоты                                  Б) комплименты

В) аплодисменты                                         Г) слава

  1. Штраф за переход проезжей части в неположенном месте – это пример:

А) формальной негативной санкции            Б) девиантного поведения

В) внутреннего контроля                               Г) отклоняющегося поведения

  1. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм:

А) опираются на силу общественного мнения

Б) обеспечиваются силой государственного принуждения

В) поддерживаются моральным сознанием

Г) осваиваются в процессе социализации

  1. Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу:

А) социализации                                            Б) социального контроля

В) социальной адаптации                             Г) отклоняющегося поведения

  1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.

Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

1) верно только А                                           2) верно только Б

3) верны оба суждения                                   4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.

Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.

1) верно только А                                           2) верно только Б

3) верны оба суждения                                   4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.

Б. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.

1) верно только А                                           2) верно только Б

3) верны оба суждения                                   4) оба суждения неверны

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма». Найдите и укажите термин «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Социальный контроль,  санкция,  отклоняющееся поведение,  социальная структура,  самоконтроль, норма, социальные предписания.

  1. Найдите в приведенном списке неформальные позитивные санкции и выпишите буквы, под которыми они указаны:

А) бойкот    Б) аплодисменты     В) насмешка     Г) выговор    Д) комплименты   Е) улыбка

  1. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию их второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ

ВИДЫ НОРМ

А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни

Б) детальные правила вежливого поведения

В) правила, относящиеся к широкому кругу социальных явлений и поддерживаемые силой общественного мнения

Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения.

  1. Этикет
  2. Традиция
  3. Закон
  4. Обычай

  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ____(1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными _____(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ____(3). В-третьих, способствуют _____(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают _____(5) общества. По характеру регулирования социального поведения, различают нормы-ожидания и нормы ______(6).  ….Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ______(7), например уголовных или административных».

Из приведенного ниже списка, выберите слова и заполните пропуски в тексте.

А) санкция          Б) группы           В) интеграция      Г) идеал      Д) контроль      Е) эталон   Ж) правило

З) управление     И) стабильность     К) развитие

  1. Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в РФ, проводил социологический опрос на тему: «Какое из следующих мнений о забастовках Вам ближе всего?» В опросе 2008 года участвовало 1600 человек. Результаты отражены в диаграмме.

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

А) Половина опрошенных уверена, что забастовка – это нормальное средство решения назревших проблем.

Б) Каждый пятый опрошенный считает, что забастовки в нашей стране не допустимы.

В) Более половины опрошенных допускают, что с помощью забастовок можно решить назревшие проблемы.

Г) Каждый третий считает, что забастовками ничего нельзя добиться.

вариант 2

  1. Доминирующим фактором социализации личности выступает:

А) природная среда                                      Б) врожденные особенности человека

В) общение с окружающими                       Г) специфика социальных норм

  1. Нарушение правил поведения в общественном месте – это пример:

А) социальной нормы                                 Б) формой негативной санкции

В) конформистского поведения                Г) отклоняющегося поведения

  1. Социальные нормы:

А) играют роль регулятора поведения людей

Б) гарантируют формирование у индивида совести, достоинства, чести

В) всегда зафиксированы в соответствующих актах, законах

Г) всегда являются «неписанными» нормами поведения

  1. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится:

А) всенародная слава                                      Б) всеобщий почет

В) награждение грамотой                               Г) доброжелательное отношение

  1. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных относится:

А) вручение грамоты                                      Б) лестный отзыв товарища

В) премирование                                             Г) вручение памятного подарка

  1. Противоправными обычаями называют обычаи, которые:

А) распространены в малой первичной группе          

 Б) не соответствуют системе социальных ценностей общества

В) сохранились как пережиток родоплеменных отношений

Г) распространены среди людей одной этнической общности

  1. Социальный контроль выражается в:

А) применении санкций                              Б) наличии публичной власти

В) укреплении государства                         Г) независимости судов

  1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.

Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

1) верно только А                                           2) верно только Б

3) верны оба суждения                                   4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.

Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.

1) верно только А                                           2) верно только Б

3) верны оба суждения                                   4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон.

Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.

1) верно только А                                           2) верно только Б

3) верны оба суждения                                   4) оба суждения неверны

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «конфликт». Найдите и укажите термин «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Противоречие, социальная напряженность, сопротивление, массовое недовольство, компромисс, переговоры, криминогенные районы, открытый активный протест.

  1. Найдите в приведенном списке неформальные негативные санкции и выпишите буквы, под которыми они указаны:

А) бойкот        Б) аплодисменты     В) насмешка     Г) выговор    Д) комплименты   Е) улыбка

  1. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию их второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ

ВИДЫ НОРМ

А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни

Б) детальные правила вежливого поведения

В) правила, относящиеся к широкому кругу социальных явлений и поддерживаемые силой общественного мнения

Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения.

  1. Этикет
  2. Традиция
  3. Закон
  4. Обычай

  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ____(1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными _____(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ____(3). В-третьих, способствуют _____(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают _____(5) общества. По характеру регулирования социального поведения, различают нормы-ожидания и нормы ______(6).  ….Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ______(7), например уголовных или административных».

Из приведенного ниже списка, выберите слова и заполните пропуски в тексте.

А) санкция          Б) группы           В) интеграция      Г) идеал      Д) контроль      Е) эталон   Ж) правило

З) управление     И) стабильность     К) развитие

  1. В ходе социологических опросов 1989 и 2003 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Какое из следующих мнений о забастовках Вам ближе всего?» Полученные данные отражены в диаграмме.

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

А) Уменьшилось число лиц, скептически относящихся к забастовкам

Б) Уменьшилось число лиц, относящихся к забастовкам как нормальному средству решения назревших проблем.

В) Увеличилось число лиц, считающих, что забастовка – единственный способ добиться удовлетворения своих потребностей.

Г) Увеличилось число лиц, считающих, что забастовки в нашей стране недопустимы.



Предварительный просмотр:

                                     



Предварительный просмотр:

Рецепт № 1:


 Благополучие социального взаимодействия зависит от каждого отдельного     человека, от уровня развития его самоконтроля!



Рецепт № 2:


Не стремитесь к лёгкому разрешению конфликтов.


Стремитесь к   разрешению конфликтов без последствий!



Рецепт № 3:


Девиантное и деликвентное поведение не одобряется обществом, так как   угрожает его стабильности и безопасности!


Рецепт № 1:

 Благополучие социального взаимодействия зависит от каждого отдельного     человека, от уровня развития его самоконтроля!

Рецепт № 2:

Не стремитесь к лёгкому разрешению конфликтов.

Стремитесь к   разрешению конфликтов без последствий!

Рецепт № 3:

Девиантное и деликвентное поведение не одобряется обществом, так как   угрожает его стабильности и безопасности!

Рецепт № 1:

 Благополучие социального взаимодействия зависит от каждого отдельного     человека, от уровня развития его самоконтроля!

Рецепт № 2:

Не стремитесь к лёгкому разрешению конфликтов.

Стремитесь к   разрешению конфликтов без последствий!

Рецепт № 3:

Девиантное и деликвентное поведение не одобряется обществом, так как   угрожает его стабильности и безопасности!

Рецепт № 1:

 Благополучие социального взаимодействия зависит от каждого отдельного     человека, от уровня развития его самоконтроля!

Рецепт № 2:

Не стремитесь к лёгкому разрешению конфликтов.

Стремитесь к   разрешению конфликтов без последствий!

Рецепт № 3:

Девиантное и деликвентное поведение не одобряется обществом, так как   угрожает его стабильности и безопасности!

Рецепт № 1:

 Благополучие социального взаимодействия зависит от каждого отдельного     человека, от уровня развития его самоконтроля!

Рецепт № 2:

Не стремитесь к лёгкому разрешению конфликтов.

Стремитесь к   разрешению конфликтов без последствий!

Рецепт № 3:

Девиантное и деликвентное поведение не одобряется обществом, так как   угрожает его стабильности и безопасности!

Рецепт № 1:

 Благополучие социального взаимодействия зависит от каждого отдельного     человека, от уровня развития его самоконтроля!

Рецепт № 2:

Не стремитесь к лёгкому разрешению конфликтов.

Стремитесь к   разрешению конфликтов без последствий!

Рецепт № 3:

Девиантное и деликвентное поведение не одобряется обществом, так как   угрожает его стабильности и безопасности!

Рецепт № 1:

 Благополучие социального взаимодействия зависит от каждого отдельного     человека, от уровня развития его самоконтроля!

Рецепт № 2:

Не стремитесь к лёгкому разрешению конфликтов.

Стремитесь к   разрешению конфликтов без последствий!

Рецепт № 3:

Девиантное и деликвентное поведение не одобряется обществом, так как   угрожает его стабильности и безопасности!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

повторение и закрепление по теме « Взаимодействие людей в обществе»

Слайд 2

мужчина уступил женщине место в автобусе; один человек спросил у другого, который час; пошёл дождь, и все раскрыли зонтики; проехала машина и облила прохожих грязью; вы заплатили продавцу за покупку. Относятся ли к социальному взаимодействию следующие ситуации?

Слайд 3

Причины конфликтов Характеристики конфликтов А. Экономическое неравенство 1.Ущемление прав какой-либо нации, рост национализма или шовинизма Б. Идеологическая несовместимость 2. Столкновение различных взглядов, идей В. Политическое противостояние 3. Неравное обладание собственностью, доходами, благами Г. Межнациональные распри 4. Борьба за власть Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками.

Слайд 4

Создать презентацию или ролик посвященный конфликту: 1.Власть и общество 2.Богатые-бедные 3.Взрослые- дети 4.Мужчина-женщина Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе "Повторение и закрепление пройденного по теме "Наречие".

Использование на уроке разнообразных дидактических упражнений, занимательных заданий способствовало более успешному усвоению материала учащимися....

Конфликт как форма взаимодействия людей в обществе

Данный методический материал - конспект урока по обществознанию. Большое внимание в конспекте уделено применению ИКТ на уроке. Основные понятия урока: конфликт, виды конфликтов, функции конфликтов, эт...

Открытый урок в 8 классе "Обобщение и закрепление по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока поможет Вам провести открытый урок по данной теме очень интересно и продуктивно...

урок географии 5 класс. Повторение и обобщение по теме "Географические открытия"

Урок географии в 5 классе. Повторение и обобщение материала по теме "Географические открытия". К учебнику О.А. Климановой, В.В. Климанова, Э.В. Ким....

Урок обществознания 6 класс Конфликты и их роль в жизни человека и общества

Урок реализуется в форме групповой работы, соответствует требованиям ФГОС, нацелен на формирование УУД...

Методическая разработка урока по Обществознанию "Согласие и конфликт как формы взаимодействия людей в обществе"

Методическая разработка урока по Обществознанию "Согласие и конфликт как формы взаимодействия людей в обществе" (11 класс, 2 часа)...

Конспект урока обществознания 6 класс " Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие"

Конспект урока по обществознанию "" Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие" для 6 класс по ФРП...