технология метода проекта на уроке обществознания в 9 классе
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Исмагилова Ильгиза Вагизовна

технология метода проекта на уроке обществознания в 9 классе. из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_metoda_poekta_na_uroke_obshchestvoznaniya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          МОУ-СОШ №18 с углубленным изучением отдельных предметов

 г. Альметьевск РТ

                                       Исмагилова  Ильгиза Вагизовна

                                   учитель истории и обществознания

Использование  информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.

К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, и во внеклассной работе.

Информационные технологии в своей работе я использую в следующих вариантах:

  1. Мультимедийные презентации -  самый распространенный вид. Презентации могут широко использоваться на уроках истории и обществознания в 5-11 классах.  Они позволяют иллюстрировать свой рассказ, проявить учителю творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Учитель может использовать готовые презентации или создать свои.  Подготовка презентаций  - серьезный творческий  процесс, каждый элемент которого  должен быть продуман и осмыслен  с точки зрения восприятия ученика. Презентации дают  возможность использовать на уроках  карты,  рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
  2. Мультимедийные карты более образны и удобны  в использовании и незаменимы  в наш век информационных технологий.
  3. Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это тесты, составленные учителем  или готовые варианты тестов, которых сейчас  много  в сети Интернет. Тесты, как в виде текстов, так и в виде картинок,  изображений, фотографий. Способы работы с тестами также разнообразны –  фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.
  4. В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка к ЕГЭ, то я использую тренажеры  и по истории,  и по обществознанию, что позволяет выявить и отработать  наиболее сложные вопросы. Также в своей практике  я применяю уроки – тренинги для закрепления знаний и отработки умений и навыков учащихся.
  5. И, конечно же, важным элементом, педагогического процесса является проектная  деятельность учащихся. Проектная деятельность – сравнительно новая форма работы, а особенно применительно к компьютерным программам. Тема проекта должна нести в себе либо исследовательский элемент, либо это должна быть компиляция, которой еще не было в электронном виде. Работая над проектом, а также при подготовке презентации своей работы ученик должен провести огромную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки.

В процессе  демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.  По опыту работы могу сказать,  что учащиеся активно занимаются   проектной деятельностью, это вызывает у них заинтересованность и   приводит к хорошим результатам.

                      Технология метода проекта на уроке обществознания в 9 классе.

Тема урока: Политическая идеология.

Дидактическая цель: создать условия для закрепления полученных знаний.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Цели по содержанию:

Образовательная – формирование системы знаний по пройденному материалу через самостоятельную работу.

Развивающая – продолжить обучение приемам  работы с комплексом источников знаний.

Воспитательная – формирование политической культуры учащихся.

Формы организации учебной деятельности: групповая.

Метод обучения: частично- поисковый.

Средства обучения: Обществознание. Учебник для 8-9кл. под ред. Л.Н.Боголюбова;  Всеобщая история. Учебник для 9 класса; дополнительная литература; Интернет-ресурсы.

Подготовительный этап:

  1. Домашняя самостоятельная  работа опережающего характера выполняется в творческих группах.

Цели подготовительного этапа:

  1. Образовательная: способствовать формированию представления об информационных источниках по теме урока, необходимых для разработки проекта;
  2. Развивающая – познакомить с различными способами отбора информации по дополнительным источникам;
  3. Воспитательная – создать условия творческого межличностного общения в процессе познавательной деятельности вне урока.

Класс самостоятельно разбился на группы. В каждой группе выбрали тему и форму проекта. Работали по четырем направлениям: либерализм, консерватизм, социализм, фашизм.

Консультации творческих групп: учитель инструктирует учащихся, просматривает содержание будущего проекта   у каждой группы, корректирует работу школьников, предлагает дополнительные источники, разъясняет  приемы работы с текстом, приемы структурирования информации.

Обязательным условием успешного завершения творческой самостоятельной работы является защита проекта на уроке.

                                              Ход урока

Этапы работы

Этап работы

над проектом

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

1.Оргмомент

Подготовка рабочего места для защиты проекта

Проверяет готовность учащихся к уроку

2.Целеполагание

и мотивация

цель

Ответственные групп называют цель проекта

Делает вывод

3.Закрепление материала

Защита проекта

Каждая группа защищает свой проект

Слушает защиту, корректирует, добавляет, помогает делать вывод

4.Систематизация

и обобщение

Обмен информацией

Другие группы слушают, если необходимо, делают интересные записи в тетрадь

5.Проверка и оценка результатов

Экспертиза проектов

Руководители групп пытаются дать оценку каждому участнику проекта

Помогает анализировать и сам ставит  оценку

6.Подведение итогов

рефлексия

Проверочная работа

Высказывает суждение о достижении цели урока, выбирает лучшую работу.

Проектные работы учащихся, проверочные работы прилагаются (см. приложение)

идеология.ppt

консерватизм.pptx

Либерализм и Неолиберализм.ppt

Социализм.wmv

ФАШИЗМ.wmv

Рефлексия:

  1. Я – ребята остались довольны своей работой?!
  2. МЫ – затруднения в работе группы испытали?!
  3. Дело – достигли  цели?

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют создать условия для проявления познавательной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока.  Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Приложение                

                                        Тест:  Политическая идеология.

Вариант 1.

1.  Принцип, характеризующий терпимость к чужому мнению:

        а) компромисс    б) плюрализм      в) толерантность    г) консенсус

2. Одно из важнейших требований либерализма:

        а) свобода предпринимательства             в) социального равенства

        б) моральной ответственности власти     г) ликвидации классов

3. Для какой идеологии данное высказывание является ведущим:

   «Государство, общество должны опираться на опыт и устои предков».

        а) консервативной                                      в) либеральной

        б) социал-демократической                       г) коммунистической

4. Выпишите термин, выпадающий из ряда:

       а) коммунисты     б) социал-демократы         в) либералы    г) католики   д) консерваторы

5. Верны ли следующие суждения о политической идеологии:

А. Консерваторы признают ценность семейных традиций, влияния религии.

Б. Либералы отрицают ценность истории, прошлого, предлагая строить общество с «чистого листа».

      а) верно  А        б) верно  Б       в) верны А и Б      г) оба неверны

 6. Необходимым элементом политической идеологии являются:

  а) социальные нормы               в) научные знания

  б) программные цели               г) модели будущего

 7.  Установите соответствие:

      1 индивидуальные права и

         свободы личности                                              А) Либерализм

      2 неприкосновенность

         частной собственности                                      Б)  Социал-демократия

      3 общественная солидарность

      4 поддержка неимущих слоев населения

          за счет высоких налогов.

8. Определите явление 20 века:

 а) идеология     б) идея сверхчеловека   в) агрессивность, насилие

 г) идея превосходства одной расы над другими

9. Политическая идеология, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида, называется:

 а) анархизм       б) консерватизм       в) коммунизм     г) либерализм

10. Что характерно для демократического режима?

 а)    господство исполнительной власти    

 б)  защита прав и свобод граждан

 в)    командно-административные методы управления

 г)     господство обязательной идеологии.

                                                   Тест: Политическая идеология.

Вариант 2.

1.Политическое соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок, называется:

а) консенсусом                        б) инцидентом

в) договором                            г) компромиссом

2. Принцип « Государство – ночной сторож» абсолютизировали сторонники политической идеологии:

а) анархизма                        в) либерализма

б) консерватизма                 г) социализма

3. Определите одно из направлений общественной мысли:

а) ориентируется на защиту традиционных устоев

б) отрицает революционные изменения

в) с сомнением относится к реформам

г) свойственно стабильному обществу

4. Верны ли следующие суждения?

А. Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности.

Б.  Социал-демократическая идеология отстаивает ценности свободы, справедливости, солидарности

а)  верно А    б) верно Б      в) верно А и Б    г) оба неверны.

5. В авторитарном государстве политическая идеология разрабатывается:

а) политическим лидером государства        в) народными массами

б) лидерами политических партий               г) парламентом

6. Центральное место в либерально – демократической  идеологии занимает идея:

а) равного распределения материальных благ

б) гражданского общества      

в) классовой борьбы

г) необходимости  уничтожения эксплуатации

7.Выпишите термин, выпадающий из ряда:

а) либералы  б) консерваторы  в) регионалы   г) социал-демократы  

д) коммунисты

8.Для какой идеологии характерно высказывание: « Государство не должно вмешиваться в развитие социально-экономической сферы, предоставив гражданам предпринимательскую свободу».

а) коммунистической                        в) либеральной

б) социал-демократической              г) консервативной

9.К признакам тоталитарного режима относят:

а) развитую систему законов, защищающих права личности

б) регулярное проведение равных и свободных выборов

в) господство единой общеобязательной идеологии

г) построение государственного аппарата по принципу разделения властей.

10. Установите соответствие:

1) разделение властей

 2) широкий круг прав                                                 А) тоталитарный

и свобод граждан                                                              режим

3) политический плюрализм                                      Б) демократический

4) господство единой                                                       режим

общеобязательной идеологии

5) всесторонний контроль государства

 за жизнью общества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Современные образовательные технологии. Метод проектов на уроке немецкого языка. УМК И.Л.Бим"

Данная статья содержит материал, который может быть использован на уроках немецкого языка, определяет актуальность темы образовательных технологий....

Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...

Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания

В данной статья описывается процесс формирования толернтности у учащихся средствами метода проекта на урокх истории и обществознания. автор приводит примеры из собственной практической педагогической ...

доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я     запоминаю, я делаю – я усваиваю»....

Применение метода проектов на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС

Применение метода проектов на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

На современном информационном этапе развития российского общества и мира в целом остро встает вопрос формирования, развития и становления компетентной личности, способной быть социально активной, твор...