конспекты по обществознанию 10-11класс (подготовка к ЕГЭ)
методическая разработка по обществознанию по теме

Елизарова Татьяна Павловна

Предварительный просмотр:

МОУ Красноэховская средняя общеобразовательная школа

Елизарова Татьяна Павловна

Конспекты по обществознанию
для учащихся 10, 11 классов

(включает словарь трудных слов и выражений по обществознанию)

Учебное пособие

Красное Эхо – 2007


Учебное пособие подготовлено учителем МОУ Красноэховской средней общеобразовательной школы Елизаровой Т.П. в соответствии с программой подготовки к единому государственному экзамену по курсу «Обществознание», рекомендованной НМС по истории при Министерстве образования и науки.

Является авторским пособием нового типа, в котором тезисный стиль изложения тем сочетается с высокой информационной насыщенностью. Включает в себя словарь трудных слов и выражений по обществознанию.

Для учителей, учащихся старших классов  школ и лицеев.

© Елизарова Т.П.

Оглавление

1        Общество. Сферы общественной жизни.        

2        – Человек, индивид, личность.        

3        – Человеческая деятельность и ее многообразие.        

4        – Деятельность и общение.        

5        – Социальные нормы и отклоняющееся поведение.        

6        – Познание. Истина и ее критерии.        

7        – Научное познание. Значение научной теории.        

8        – Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.        

9        – Особенности социального познания, конкретно – исторический подход к социальным явлениям.        

10        – Самопознание.        

11        – Духовный мир личности (микрокосмос человека).        

12        –Свобода в деятельности человека.        

13        –Социальное взаимодействие и общественные отношения.        

14        –Системное строение обществ: элементы и подсистемы.        

15        –Основные институты общества.        

16        –Многовариантность общественного развития.        

17        – Общественный прогресс.        

18        - Экономика и экономическая наука.        

19        - Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.        

20        - Рынок труда. Безработица.        

21        - Государственный бюджет.        

22        -Роль государства в экономике.        

23        - Экономика. Сопоставление различных экономических систем.        

Словарь трудных слов и выражений по обществознанию        


  1.  Общество. Сферы общественной жизни.

Подсистемы общества (сферы общественной жизни) взаимосвязаны и обусловливают друг друга


  1. – Человек, индивид, личность.

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием общества и его культуры. Не каждый человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация – процесс воздействия общества и его структур на индивида, в результате накапливается социальный опыт жизнедеятельности в обществе личность.

Социализация начинается в детстве продолжается в юности и зрелом возрасте.

Важно! – сумеет ли личность реализовывать себя в общественной жизни.

Социальный статус – положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Потребности человека определяются пирамидой Маслоу


  1. – Человеческая деятельность и ее многообразие.

Деятельность – форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.

Объект  - то, на что направлена деятельность.

Субъект – то, что или кто ее осуществляет.

Цель средство результат

Мотив – желание удовлетворить потребность.

Цель средство результат

Потребности:

  1. физиологические
  2. социальные
  3. идеальные

Убеждения – играют огромную роль относительно целей.

Деятельность:

  1. Практическая – направлена на преобразование существующих объектов природы и общества
  1. Материально-производственная
  2. Социально-преобразовательная
  1. Духовная – ее содержанием является изменение сознания людей
  1. Позновательная деятельность
  2. Ценностно-прогностическая деятельность
  3. Прогностическая

 Деятельность 

        


Вся история человеческого общества – это история деятельности людей!






  1. – Деятельность и общение.

Общение – процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности; субъектами могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, сообщества и даже все человечество в целом.

Виды общения:

  1. Общения между реальными субъектами (людьми)
  2. С реальным субъектом и иллюзорным партнером (человек с животным)
  3. Реального субъекта и воображаемым партнером (общение человека  с внутренним голосом)
  4. Общение воображаемых партнеров (литературных персонажей)

Основные формы общения:

  1. Диалог
  2. Обмен мнениями в виде монолога или реплик

Коммуникация – процесс взаимодействия между двумя и более субъектами с целью передачи некоторой информации.









  1. – Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Под социальными нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь.

Виды социальных норм:

  1. Нормы морали
  2. Нормы традиций
  3. Религиозные нормы
  4. Политические нормы
  5. Правовые нормы

Социальная санкция – реакция общества или соц. группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе. – негативное социальное явление

Совокупность преступлений в социологии имеет особое название делинквентное поведение




Предварительный просмотр:

6– Познание. Истина и ее критерии.

Познание – процесс деятельности человека. Результат – получение нового знания об окружающем мире.

Виды познания:

  1. Обыденное
  2. Научное
  3. Философское
  4. Художественное
  5. Социальное

Субъект познания – познающий человек (в широком смысле – все общество)

Объект познания – познаваемый предмет (в широком смысле – весь окружающий мир)

3 основные формы чувственного познания:

  1. Ощущение
  2. Восприятие
  3. Представление

Рациональное познание – (от лат. разум) – осуществляется в формах:

  1. Понятие
  2. Суждение
  3. Умозаключение

Сущность процесса познания – получение объективного полного и точного знания об окружающем мире.

Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно.

Эмпирики – что это можно сделать при помощи ощущений.

Рационалисты – что критерием истины является разум.

Истина – соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Характерные черты истины:

Объективная сторона – когда она существует в объективной реальности

Субъективная сторона

Истина:  

  1. Абсолютная истина – низменное, установленное знание о каком-либо предмете или явлении.
  2. Относительная истина – неполное, ограниченное знание.

7– Научное познание. Значение научной теории.

Эмпирический

  1. Главной задачей является описание предметов и явлений
  2. Основная форма получения знания – эмпирический (научный) факт
  3. Основные методы – наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент

Теоретический

  1. Методы: гипотеза, а также формулирование научной теории
  2. Гипотеза – выдвижение и обоснование предложений
  3. Цель  проверки гипотезы – формирование законов, принципов или теорий
  4. Экзистенциальные гипотезы – предположение о существовании явлений еще не известных науке.
  5. На основе проверки гипотез происходит построение научной теории.

Особый вид эксперимента – мыслительный эксперимент, который должен соответствовать законам науки и правилам логики

Научная теория кроме описательной функции выполняет еще функцию прогностическую

Уровни научного познания

        

Научное познание отличается от обыденного:

  1. Стремлением к максимальной объективности
  2. Особым языком (научным)
  3. Специфическими способами обоснования истинности получения знаний
  4. Желание получить знания, важные для будущих поколений



8– Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Предметом искусства является человек

Специфика искусства:

Прошлое искусство и духовная культура настоящее + создание нового духовного образа



9– Особенности социального познания, конкретно – исторический подход к социальным явлениям.

Познанием называют процесс деятельности человека, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире.

  1. Субъект

от которого исходит знание

  1. Объект

на кого направлено познание

Цель социального познания – установление истины

Главный источник получения знания – социальная действительность, практика






















10– Самопознание.

Самопознание – это познание человеком самого себя.

Этапы самопознания: 1) самоузнавание 2) формулирование образа «Я» 3) самосовершенствование 4) самореализация (проявление «Я» в деле)

Самооценка

  1. Важнейшее внутреннее условие развития
  2. Уровень развития самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе

Саморегулирование – связано с волей человека, с его «энергетическим двигателем»
ей принадлежит особая роль

Это стержень всего процесса саморегулирования на всех этапах и включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования выбор средств его осуществления и влияет на интеграцию достигнутого эффекта поведения.



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 10-11класс(базовый уровень)

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под ...

Рабочая программа по обществознанию 10-11классы(профильное обучение)

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень)...

Опорные конспекты по обществознанию для подготовки к ОГЭ в 9 классе.

Данная методическая разработка содержит опорные конспекты по основным разделам курса обществознания для подготовки  обучающихся к ОГЭ по обществознанию в 9 классе в соответствии с Кодификатором...

Геометрия 11класс .Подготовка к ЭГЭ

Решение задач по геометриии  ,подготовка к ЕГЭ,С2(№14)...

Рабочая программа по обществознанию 10-11класс (204часа) по УМК Боголюбова

Рабочая программа  расчитано на выпускников выбирающих предмет обществознание как профильный экзамен....

Краткий конспект по обществознанию для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Материал рассчитан для учителей и выпускников...

Рабочая программа по обществознанию 10-11класс

Здесь вы найдете: Планируемые результаты,Содержание,Тематическое планирование,КТП...