Рабочая программа по обществознанию 10-11классы(профильное обучение)
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему

Юркина Надежда Петровна

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_10-11_klass.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по обществознанию 11класс (профильное обучение)

Пояснительная записка

     Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень)  и авторской программы  "Обществознание.10—11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2011 год). Рабочая программа ориентирована на 10-11 классы, социально-экономический профиль, всего 210 часов, из расчёта 3 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 2 года.

      Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

      Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

         Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели и задачи:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

        50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. К этому добавляется время из резерва, выделенного для каждого года обучения.

        Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
  • участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
  • осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
  • подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
  • осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

10 класс. Тема 1 «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» вводит учащихся в сферу социальных и гуманитарных наук. Особое внимание уделяется основным этапам развития и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. Дается информация об особенностях профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной области.

Тема 2 «Общество и человек» охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системно-структурный и динамический. Так, общество характеризуется как система, включающая ряд элементов и подсистем, и в то же время рассматривается как исторически изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.

Раскрытие этих вопросов требует привлечения понятий, идей, выводов социальной философии, антропологии, социологии, социальной психологии. Знания, полученные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.

Тема 3 «Деятельность как способ существования людей» с опорой на философию, социологию и политологию характеризует многообразие деятельности. Рассматриваются особенности трудовой деятельности, а также деятельности в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.

Природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания — эти вопросы дают содержательное наполнение теме 4 «Сознание и познание». Философский характер этих вопросов предполагает опору на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки.

Тема 5 «Личность. Межличностные отношения» профильного курса «Обществознание» в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе — проблема общения — раскрывается через показ его информационной, перцептивной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном мире. Кроме того, в главе представлена проблематика малых социальных групп и их функционирования в обществе.

11 класс.Тема 6 «Социальное развитие современного общества» базируется на теоретических обобщениях и эмпирических данных социологической науки. Здесь, так же как и в других темах курса, структурный анализ (выделение основных социальных групп, социальных институтов) сочетается с раскрытием значимых процессов и изменений в этой сфере жизни общества (рост социальной мобильности, тенденции в развитии современной семьи, демографические процессы и т. п.). Специальное внимание уделяется вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в современном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.

 Тема 7 «Политическая жизнь современного общества» на основе политической науки — политологии — дает многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассматриваются важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, проблемам политического участия и политического поведения.

 Тема 8 «Духовная культура» с опорой на философию и социологию характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. В ней освещаются роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке. Раскрывается необходимость сохранения ценностей отечественной и мировой культуры, их освоения и обогащения каждым новым поколением людей.

  Тема 9 «Современный этап мирового развития» завершает изучение курса. От философского осмысления общества как целого, через анализ его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях, внимание старшеклассников вновь обращается к обществу в его целостности, в его конкретной полноте и временной определенности. В центре внимания — основные тенденции развития современного общества, возможные перспективы будущего человечества.    

Используемый учебно-методический комплект: 

1.Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.) – М.: Просвещение 2011 год

2. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Профильный уровень" учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений . М.: Просвещение. 2011 год.

3. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы: В 2 ч. / Под. ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.

4. Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство «Просвещение», 2011

5. Сорокина Е.Н. .Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО,2010

6. Учебное электронное издание «Обществознание»

Дополнительная литература:

Литература для учителя

  • Дидактические материалы по курсу «Обществознание» под редакцией Л. Н. Боголюбова
  • Школьный словарь по обществознанию
  • Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П. А, Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко
  • Обществознание. Решение сложных заданий. «Интеллект - Центр» 2010 год

  • Литература для ученика
  • Обществознание. Пособие – репетитор, издательство «Феникс», 2012 г.
  • Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П. А, Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко
  • Обществознание. Учебное пособие. Издательство Санкт – Петербургского университета, 2013
  • Школьный словарь по обществознанию
  • КИМы

Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная.  

     Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной   организации:

  • содержания;
  • обучающих средств;
  • методов обучения.

   Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие,  игры-обсуждения, проектная деятельность, урок –практикум по решению тестовых заданий по типу ЕГЭ.

    Преобладающие формы  контроля знаний, умений, навыков.

   Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация ,которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету ( согласно учебного плана);
  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

     1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .

   

          2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

    Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

   Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

     Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний  в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

       

         3. Итоговая  аттестация обучающихся

     Итоговая аттестация обучающихся  11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного  контроля и в  форме ЕГЭ ( тестирования).  Сроки итоговой аттестации  устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  • основные социальные институты и процессы;
  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следст-венные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
  • нравственной оценки социального поведения людей;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

 

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Содержание программы по курсу "Обществознание"

 (профильный уровень) 10-11 класс.

 (210часа)

10 класс (105 ч)

Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (12 ч)

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и различия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

Общественная мысль России. Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века.

Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.

Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

Тема 2. Общество и человек (20 ч)

Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.

Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.

Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.

Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.

Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.

Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Тема   3.   Деятельность   как   способ   существования людей (8 ч)

Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.

Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.

Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.

Тема 4. Сознание и познание (14 ч)

Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.

Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.

Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.

Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.

Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Тема 5. Личность. Межличностные отношения (26 ч)

Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.

Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.

Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.

Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.

Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.

Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.

Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.

Антисоциальные группы. Дедовщина и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.

Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

Резерв времени — 25 ч.

11 класс. (102 часа)

Т е м а  6. Социальное развитие современного общества (28 ч)

      Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.

      Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.

      Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.

      Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.

      Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.

      Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

      Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.

      Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.

      Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.

      Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.

      Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.

      Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

      Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.

Т е м а  7. Политическая жизнь современного общества (28 ч)

      Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.

      Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.

      Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.

      Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

      Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.

      Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

      Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.

      Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.

      Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).

      Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.

      Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.

      Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.

      Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.

      Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.

Т е м а  8. Духовная культура (16 ч)

      Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.

      Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.

      Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.

      Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

      Наука. Функции современной науки. Этика науки.

      Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.

      Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.

      Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.

Т е м а  9. Современный этап мирового развития (8 ч)

      Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.

      Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.

      Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.

      Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.

      Резерв времени 25 часов.

        

                            Программа 11 класса составлена на основе вышеупомянутой авторской программы с изменениями:

- использование резервного времени, предусмотренного автором (25 часов).

Резервное время, распределенное равномерно между всеми темами курса обществознания, дает возможность использовать разнообразные формы организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Расширение программы

Тема

Кол-во часов в авторской

программе

Кол-во часов

в рабочей

программе

Цель изменения

1

«Социальное развитие современного общества»

28

34

Уделить особое  внимание вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в современном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.

2

«Политическая жизнь современного общества»

28

34

Дать многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассмотреть важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, проблемам политического участия и политического поведения.

3

«Духовная культура»

16

22

С опорой на философию и социологию охарактеризовать существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. Показать роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке.

4

«Современный этап мирового развития»

8

15

Через анализ  общества как целого, его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях, обратиться к обществу в его целостности, в его конкретной полноте и временной определенности.

Резервное время

25

-

Итого:

105

105

Планирование  по обществознанию  ( профильный уровень) 11а класс

п/п

Наименование разделов и тем уроков

Основные

понятия и термины

Дом.

задание

Кол-во

час.

Дата провед

урока

факт

Т е м а  6. Социальное развитие современного общества (34 часа)

1-.2.

Социальная структура  Социальные отношения.

Основные понятия: социальная сфера, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация, класс, страта, социальная мобильность. ИИ Термины: социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы

§ 1.

2

3.09

3.09

3

Социальные институты

Основные понятия: социальный институт, институциализация, социальная инфраструктура.

Термины: дисфункция, деперсонализация.

§ 2.

1

7.09

4-5

Роль экономики в жизни общества.

Экономика и социальная структура общества.

Основные понятия: экономика, экономическая сфера общества, экономические институты, экономические механизмы, уровень жизни.

Термины: потребление, ВВП на душу населения, уровень бедности.

§ 3.

2

10.09

10.09

6

Социальные статусы.

Основные понятия: социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация. Термины: авторитет, престиж, манипуляция.

§ 4 стр 38-40

1

14.09

7-8

Социальные  роли

Социализация личности

 Основные понятия: социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация. Термины: авторитет, престиж, манипуляция.

§ 4 стр 40-46

2

17.09

17.09

9

Социальные ценности и нормы

понятия: ценности, нормы, социальные нормы, правовые отношения.

Термины: нормы морали, нормы права.

§ 5.  Стр48-51

1

21.09

10-11

Административная входная контрольная работа

Социальные регуляторы.

Основные понятия: отклоняющееся поведение, социальный контроль.

Термин: преступность.

§ 6стр 51-58

24.09

24.09

12

Отклоняющееся   поведение.  

Основные понятия: отклоняющееся поведение, социальный контроль.

§ 6 до стр 60

1

28 09

13-14

Преступность.

Социальный контроль.

Термин: преступность.

§ 6 до стр 68

2

1.10

1.10

15

 Социальные интересы

Основные понятия: социальный интерес, социальное взаимодействие, конкуренция, социальное сотрудничество, социальный конфликт, пути разрешения социального конфликта.

Термины: соперничество, стадии социального конфликта.

§ 7. подготовить презентацию

1

5.10

16-17

Формы социального взаимодействия.

Социальный конфликт.

Основные понятия: социальное взаимодействие, конкуренция, социальное сотрудничество, социальный конфликт, пути разрешения социального конфликта.

§ 7 стр 76

2

8.10

8.10

18

Этнос и нация

 

Основные понятия: этнос, нация.

Термины:

национальность, национальный, менталитет,

национальные традиции и ценности.

§ 8 до стр78

1

12.10

19-20

Нация и национальность.

Этническое многообразие современного мира.

Термины:

национальность, национальный, менталитет,

национальные традиции и ценности.

§ 8до стр 85

2

15.10

15.10

21

Межэтнические отношения.

Национальная политика.

Основные понятия: межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика.

Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность.

§ 9 до стр

1

19.10

22-23

Межнациональные конфликты.

Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации.

Основные понятия: межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика.

Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность.

§ 9 подготовить презентацию

2

22.10

22.10

24

Демография современной России

«Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015г.»,

Основные понятия: демографическая политика.  Термины: депопуляция, миграция, воспроизводство населения.

§ 10.стр 100-103

1

26.10

25-26

Институт семьи и брака

Традиционные семейные ценности.

Основные понятия: семья и брак как социальные институты.

Термины: семейная роль, неполная семья.

§11Под готовить презентацию

2

29.10

29.10

27

Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная политика поддержки семьи.(практикум)

Основные понятия: семья и брак как социальные институты.

Термины: семейная роль, неполная семья.

1

9.11

28-29

Быт и бытовые отношения

Урбанизация и быт.

   

Основные понятия: быт, социально-бытовые интересы, материально-вещественная среда обитания человека, культура бытовых отношений. Термины: типы социального объединения и общения, интерьер, домашняя работа, домашнее хозяйство, рациональное питание, досуг, урбанизация.

 §12

2

12.11

12.11

30

Молодежь в современном обществе

Основные понятия: молодежь как социальная группа.

Термины:    тинейджеры,    инфантилизм,    субкультура, контркультура.

§ 13

1

16.11

31-32

Социальная структура российского общества

Конституционные основы социальной политики(практикум)

Основные понятия: социальная стратификация, социальное государство, социальная политика, социальное обеспечение. Термины: социальное страхование, прожиточный минимум, потребительская корзина.

§ 14. написать эссе

2

19.11

19.11

33

Обобщающий урок по теме «Социальное развитие современного общества»

тестовые задания, документы,

материалы ЕГЭ  2014, 2015 года

Основные понятия и термины к § 1- § 14.

Повторить

§ 1- §13. Вопросы  и задания к главе 1

1

23.11

34

Контрольная работа по теме «Социальное развитие современного общества»

1

26.11

Т е м а  7. Политическая жизнь современного общества (34часа)

35

Политическая система и политический режим

Основные понятия: политическая система, политический режим, тоталитаризм, авторитаризм.

§ 15. До стр 158

1

26.11

36

Политический режим

Основные понятия: политический режим, тоталитаризм, авторитаризм.

1

30.11

37-38

 Демократия.

Принципы и ценности демократии.

Основные понятия: демократия, политический плюрализм, многопартийность, политическое и правовое равенство,

Термины: свобода, легитимность, гласность.

§16.до стр 165

2

3.12

3.12

39

Парламентаризм

Основные понятия: парламентаризм, защита прав меньшинства.

Термины: свобода, легитимность, гласность.

§16.до стр 173

1

7.12

40-41

Государство в политической системе. Современная государственная служба и ее задачи.

Основные понятия: бюрократия, бюрократизм, государственная служба.

Термины: должностной регламент.

§ 17.

2

10.12

10.12

42

Гражданское общество и правовое государство

Основные понятия: правовое государство,  гражданское общество, местное самоуправление.  Термины: социальное партнерство, группы интересов.

§ 18.

1

14.12

43-44

Место и роль СМИ в политической жизни. СМИ в политической системе общества.

Основные понятия: средства массовой информации.

 Термины: политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение.

§ 19

2

17.12

17.12

45

Политическое сознание.

Основные понятия: средства массовой информации.

Термины: политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение.

1

21.12

46-47

Промежуточная административная контрольная работа.

Сущность политической идеологии

Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал-демократическая идеология, коммунистическая идеология, национализм, идеология фашизма, политическая психология, политическое поведение.

Термины: социально-политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда.

§ 20-21до стр 208.

2

24.12

24.12

48

Современные политические идеологии.

Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал-демократическая идеология, коммунистическая идеология, национализм, идеология фашизма, политическая психология, политическое поведение.

Термины: социально-политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда.

§ 20-21до стр 213

1

11.01

49-50

Многообразие форм политического поведения.

Регулирование политического поведения.

Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал-демократическая идеология, коммунистическая идеология, национализм, идеология фашизма, политическая психология, политическое поведение.

Термины: социально-политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда.

§ 20-21до стр 222

2

14.01

14.01

51

Политические партии и движения

Основные понятия: политическая партия, партийная система, типы партийных систем, общественно-политическое движение.

 Термины: политическая мобилизация, политическая социализация.

§ 22.

1

18.01

52-53

Типология и функции политических партий

Типы партийных систем.

Основные понятия: политическая партия, партийная система, типы партийных систем, общественно-политическое движение.

 Термины: политическая мобилизация, политическая социализация.

2

21.01

21.01

54

Тенденции развития политических партий и движений

Основные понятия: политическая партия, партийная система, типы партийных систем, общественно-политическое движение.

 Термины: политическая мобилизация, политическая социализация.

1

25.01

55-56

Политические элиты.

Политическое лидерство

Основные понятия: политическая элита, контрэлита, политический лидер, имидж политического лидера, группа давления.

Термины: управленческие способности, традиционный тип лидерства, рационально-легальный тип лидерства, харизматический тип лидерства, лоббирование.

§ 23.до стр 236

2

28.01

28.01

57

Типы лидерства.

Основные понятия: политическая элита, контрэлита, политический лидер, имидж политического лидера, группа давления.

Термины: управленческие способности, традиционный тип лидерства, рационально-легальный тип лидерства, харизматический тип лидерства, лоббирование.

§ 23.

1

1.02

58-59

Выборы в демократическом обществе. Избирательная система

Учебники, ПК, мультимедиа проектор, Конституция РФ, презентация.

Основные понятия: избирательная система, типы избирательных систем, избирательная кампания.

 Термины:     политический     маркетинг,     политический имидж, абсентеизм, популизм.

§ 24 до стр 247

2

4.02

4.02

60

Избирательная кампания

Основные понятия: избирательная система, типы избирательных систем, избирательная кампания.

 Термины:     политический     маркетинг,     политический имидж, абсентеизм, популизм.

§ 24 до стр 255

1

8.02

61-62

 Человек в политической жизни.

Политическая культура.

Учебники, ПК, мультимедиа проектор, Конституция РФ, презентация.

Основные понятия: политическое участие, политическая культура, типы политической культуры.

Термины: политическая роль, политическая субкультура.

§ 25

2

11.02

11.02

63

Политический конфликт.

Учебники, ПК, мультимедиа проектор, презентация.

Основные понятия: политический конфликт.  Термины: переговоры, компромисс, арбитраж.

1

15.02

64-65

Истоки и опасность политического экстремизма. Урегулирование политических конфликтов.

Учебники, ПК, мультимедиа проектор, презентация.

Основные понятия: политический конфликт.  Термины: переговоры, компромисс, арбитраж.

§ 26.

2

18.02

18.02

66

Политический процесс, его формы.

Учебники, ПК, мультимедиа проектор, презентация.

Основные      понятия:

политический    процесс.

Термин: агрегация.

§ 27. повторить

§ 15- § 26. Вопросы  и задания к теме 7

1

22.02

67

Обобщающий урок по теме «Политическая жизнь современного общества»

тестовые задания, документы,

материалы ЕГЭ  2014-2016 годов

Основные понятия и термины к § 15- § 27.

написать эссе

2

25.02

25.02

68

Контрольная работа по теме «Политическая жизнь современного общества»

тестовые задания,документы,

материалы ЕГЭ  2014- 2016 годов

1

29.02

Т е м а  8. Духовная культура (22 часа)

69-70

 Понятие "духовная культура".

 Духовное развитие общества

Учебники, ПК, мультимедиа проектор, презентация.

Основные понятия: культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. Термины:  преемственность,   новаторство,   субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд).

§ 28.

2

3.03

3.03

71

1

7.03

72-73

 Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы.

Учебники, ПК, мультимедиа проектор, презентация.

Основные понятия: духовность,  патриотизм,  гражданственность, мировоззрение, менталитет.

§ 29.

2

10.03

10.03

74

1

14.03

75-76

 Мораль и нравственность

Учебники, ПК, мультимедиа проектор, презентация.

Основные понятия: нравственная культура, мораль, нравственность, этика, добро и зло, долг, совесть, честь и достоинство личности, моральный идеал.

Термины: этические категории, моральное сопротивление.

§ 30.

2

17.03

17.03

77-78

2

31.03

31.03

79

Наука. Функции современной науки.

Учебники, ПК, мультимедиа проектор,презентация.

Основные понятия: наука, этика науки.

Термины: «большая наука», инновации.

§31.

1

4.04

80-81

Социальная и личностная значимость образования.

Учебники, ПК, мультимедиа проектор,Конституция РФ, Законе РФ «Об образовании», презентация.

Основные понятия: образование, непрерывное образование.

Термины: модернизация, компетентность.

§32.

2

7.04

7.04

82

1

11.04

83-84

 Роль религии в жизни общества

Учебники, ПК, мультимедиа проектор,    Конституция РФ, презентация.

Основные понятия: религия, религиозное сознание, мировые религии, принцип свободы совести.

Термины: религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный диалог.

§ 33.

2

14.04

14.04

85

86

Искусство. Виды и жанры искусства.

Учебники, ПК, мультимедиа проектор, презентация.

Основные понятия: искусство.

Термины: виды искусства, жанры искусства, знак, символ.

§ 34.Под готовить презентацию

1

18.04

87-88

Массовая культура

Учебники, ПК, мультимедиа проектор, презентация.

Основные понятия: народная культура, элитарная культура, массовая культура, массовое общество, СМИ.

Термины: желтая пресса,   «человек массы», блокбастер, бестселлер, шлягер.

§ 35.

повторить

§ 28- §34. Вопросы  и задания к теме 8

2

21.04

21.04

89

Контрольная работа по теме Духовная культура

тестовые задания, документы,

материалы ЕГЭ  2014-2016 годов

Основные понятия и термины к § 28- § 34.

написать эссе

1

25.04

90

Итоговая административная контрольная работа.

1

28.04

Т е м а  9. Современный этап мирового развития (15 часов)

91

Многообразие современного мира

Учебники, ПК, мультимедиа проектор, презентация.

Основные понятия: единая цивилизация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество.

Термины: энергетический кризис, экологический кризис, догоняющее развитие, модернизация, вестернизация.

§ 36.

1

28.04

92-93

Глобализация и ее последствия

Учебники, ПК, мультимедиа проектор, презентация.

Термины:  маргинализация,   геоэкономика,   ВВП,   ВТО, МВФ.

§ 37.

2

5.05

5.05

94-95

Сетевые структуры в современной мировой политике

Учебники, ПК, мультимедиа проектор, презентация.

Основные понятия: сети политические, терроризм, экстремизм.

Термины: субсидиарность

§ 38

2

12.05

12.05

96

Целостность и противоречивость современного мира.

Учебники, ПК, мультимедиа проектор, презентация.

Основные понятия: глобальные проблемы, экологический кризис, демографический кризис, взаимоотношения Север-Юг.

Термины: цифровой разрыв, демографический транзит, мальтузианство, неомальтузианство, устойчивое развитие, зеленая революция.

§ 39

повторить

§ 36- §38. Вопросы  и задания к теме 9

1

16.05

97-98

Взгляд в будущее

Учебники, ПК, мультимедиа проектор, презентация.

повторить

§ 1- §39.

2

19.05

19.05

99

Контрольная работа по теме «Современный этап мирового развития»

тестовые задания, документы,

материалы ЕГЭ  2014,2015 годов

Основные понятия и термины к § 36- § 39.

написать эссе

1

23.05

100-101

Итоговое повторение по курсу обществознания  

тестовые задания, документы,

материалы ЕГЭ  2014-2016 годов

 написать эссе

повторить

§ 1- §39.

2

26.05

26.05

консультация

102-103

 Итоговое повторение по курсу обществознания  

тестовые задания, документы,

материалы ЕГЭ  2014-2016 годов

2

30.05

консультация

104-105

Итоговое повторение по курсу обществознания  

 тестовые задания, документы,

материалы ЕГЭ  2014-2016 годов

2

консультация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса заочного обучения.

Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих в вечерних школах....

рабочая программа по обществознанию домашнее обучение

рабочая программа по обществознанию для 7 класса по учебнику  Кравченко А.И , Певцова Е.А,: Учебник для 7 класса.,  расчитана на 35 учебных часов , по 0.5 часа...

Рабочая программа по математике 10-11класс профильный уровень

Рабочая программа предусматривает использование учебников :1. А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра и начала анализа, 10 класс. Часть  1: Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный ур...

Рабочая программа по обществознанию (10 класс – профильное обучение предмета)

1. Пояснительная запискаРабочая программа по обществознанию (10 класс – профильное изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта об...

Индивидуальная рабочая программа по обществознанию 8 кл для дистанционного обучения

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по обществознанию 8 кл для дистанционного обучения может быть использованна при работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ...

Рабочая программа по обществознанию. 5 класс. Индивидуальное обучение. 17,5 часов в год

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Основной образователь...

Рабочая программа по обществознанию 9 класс (домашнее обучение).

Рабочая программа для 9 класса по обществознанию для учащихся домашней формы обучения.Программа включает 17 часов за год (0,5 часа в неделю)....