презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной технологии на уроке обществознания как условие успешной социализации обучающихся"
методическая разработка по обществознанию по теме

Васюхина Юлия Константиновна

Данная методическая разработка может быть полезна учителям обществознания в практической работе при планировании и организации урочной деятельности и во внеурочной практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ 

            Конституция Российской Федерации закрепляет  в числе прочих прав и свобод человека  право на получение образования. Российское образование основывается на Всеобщей декларации прав человека, на общечеловеческих моральных, культурных, социальных и духовных ценностях. Закон  «Об образовании» [Электронный ресурс,2] трактует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Образование является социальной и духовой опорой жизни человека.

Происходящие в обществе изменения диктуют новые требования к российской системе образования. Фундаментальное ядро содержания общего образования (2008 г) определяет важнейшую цель образования - «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу  учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей». [21,с.23]

Эта идея не нова. Многие психологи и педагоги XX века указывали, что образование должно пониматься не  как процесс передачи знаний подрастающему поколению, а как взаимодействие педагога и обучающегося для получения необходимых ему знаний и умений с целью обеспечения успешного вхождения выпускника школы во взрослую жизнь.

Л.С. Выготский [4] считал, что в основу воспитательного процесса должна быть положена  личная деятельность обучающегося, а учитель (воспитатель) призван направлять и регулировать эту деятельность. 

По мнению Е.С. Полат, необходимо обеспечить возможность вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс, причем,  не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания,  где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. [Электронные ресурсы,7] Этим требованиям отвечают технологии развивающего обучения, например, проектная технология.

В начале XX века в США стал использоваться метод проектов. Его основоположником принято считать Джона Дьюи, хотя первую попытку методически обосновать метод сделал Вильям Килпатрик. В. Килпатрик в 1918 году опубликовал статью «Метод проектов», в которой давал определение «проект - это включающая все чувства целенаправленная деятельность, предшествующая социальному окружению»[цит. по 14,с. 20]. В последствии он уточнил это определение и подробно описал суть метода в книге «Основания метода» в 1925 году. В своих трудах В. Килпатрик   утверждал, что содержание образования должно определяться интересами школьника.[14]

Дж. Дьюи [8] противопоставлял ориентации на интересы ребенка ориентацию на учебный план и считал, что проблемы образования кроются в попытке заставить обучающихся изучать выводы, а не исследовать проблемы. Он призывал превратить процесс развития обучающегося в процесс его саморазвития.

Ю. Олькерс [14], изучая историю метода проектов, размышлял о целесообразности внедрения в школьное образование этого метода, отмечал сильные и слабые стороны этого метода, определил границы его использования.

Достаточно быстро идеи Дж. Дьюи и В. Килпатрика распространились в мире, в том числе  метод проектов стал внедряться в Советском Союзе. Надо отметить, что похожая методика уже применялась в России С.Т. Шацким. [Электронные ресурсы, 1]  Стремление к координальным переменам во всех сферах жизни послереволюционной России затронуло и сферу образования. Л. Левин отстаивал необходимость и целесообразность отбросить традиционные учебные дисциплины и заменить их методом проектов (так называемых «комплексов»), «…чтобы окончательно поставить знак равенства между школой и жизнью». При этом за основу он взял идеи Дж. Дьюи и программу «Карта цивилизации»[Электронные ресурсы, 4].  

Полная подмена учебных предметов и образовательных программ проектной деятельностью не была поддержана руководством СССР и вскоре про метод проектов в нашей стране почти забыли.

Актуальным в нашей стране этот метод стал только в связи с модернизацией образования, когда целью школьного образования стало воспитание социально успешной личности. При этом в современной педагогической науке проект рассматривается и как метод, и как технология.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. [17, с.41]  

Проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации деятельности разработчиков проекта, самостоятельного решения проблемы учащимися. [23,с. 57]  

Проективная методика активно используется за рубежом. Видный дидакт Д. Жак [9], исследуя метод проектов, характеризовал каждую стадию работы над проектом и отмечал  полезность данной работы для развития обучающихся. Д. Равен [18] и Д. Стивенсон [20] раскрыли возможности использования метода проектов для воспитания успешной личности. Указали также на проблемы, связанные с контролем качества,  оцениванием достижений обучающихся.

Теоретические основы применения метода проектов в России разработала Е.С. Полат. [17]    В ее трудах раскрываются сущность метода, основные требования к  его использованию. Также Е.С. Полат предложила свою типологию проектов, среди которых особо выделяются телекоммуникационные проекты как самые перспективные в условиях становления информационного общества.

В.В. Гузеев [6] уточнил типологию проектов, предложил алгоритм работы над проектом, охарактеризовал его стадии. Особое внимание В.В. Гузеев уделил ТОГИС (Технология Образования в Глобальной Информационной Сети) как организующему началу деятельности.

Н.Ю. Пахомова [16; Электронные ресурсы,6] разработала примерный «паспорт» учебного проекта, приемы работы  с проектами на уроках информатики. В своих трудах призывала перейти от единичного использования проектов  к построению новой системы учебно - воспитательной работы.

Е.В. Саплина [19] раскрыла этапы проектной технологии, выделив основные этапы работы, виды проектов, критерии защиты.

В целом проектная деятельность сегодня описана в методической литературе, но существуют проблемы, среди которых особенно явственно выступают следующие:

          - проблема целесообразности применения метода (так, А.В Хуторской [22] считает, что проектное обучение не должно вытеснить классно - урочную систему, а Н.И. Запрудский [10] призывает ограничить использование проектного обучения).

- проблема сопряжения содержания образовательной программы и проектной деятельности;

- проблема оценивания обучающихся и контроля качества образования.

Большинство педагогов отмечают полезность внедрения проектной деятельности в школьное образование. Н.Ю. Духан, Т.Н. Вербенко [7]  убеждены, что проектная деятельность формирует человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, умеет общаться и обладает внутренней культурой.

По мнению Хуторского А.В. [22],  основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение темы.

Н.И. Шевченко [23] раскрыл возможности применения проектной технологии для социализации личности обучающихся на уроках обществознания на примере работы по УМК «Обществознание» под редакцией А.И. Кравченко.

Воздействие проектной деятельности на процесс социализации обучающихся школ недостаточно раскрыт в литературе, хотя можно предположить, что проектная деятельность вследствие своей специфики  положительно сказывается на социализации обучающихся, ведь она позволяет школьнику не только самостоятельно получить знания, но и непосредственно применить их на практике.

Социализацию следует понимать как процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных отношений, социальных институтов, происходящий посредством усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей.

Социализация — процесс двусторонний. Он  включает в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны - процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Социальное воспитание человека изучает отрасль педагогики - социальная педагогика.  «Социальная педагогика» рассматривает социализированность как достижение человеком определенного баланса адаптированности и обособления в обществе.  

Социальная педагогика определенным образом получила свое развитие в Советской России в 1920-е годы  в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. С.Т Шацкий [Электронные ресурсы,1], педагог- новатор начала XX века (также один из пионеров проектной деятельности в России) считал, что на личность школьника в значительной степени влияет окружающая его среда и поднимал вопрос о педагогическом воздействии с целью формирования необходимых обществу черт и качеств личности.  Интерес к этой проблеме на время утих и обострился в России в 1990-е гг. XX века, что было связано с очередным кризисом системы воспитания.  В современной России начала XXI века государством и обществом  к школе  стали предъявляться иные требования. «Важнейшими  задачами воспитания становится формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»[Электронный ресурс, 3]. Актуальность данной проблемы можно объяснить, с одной стороны, быстро изменяющимися условиями жизни, социальной структуры. В этих условиях очень важно, чтобы подрастающий человек мог успешно ориентироваться в мире, понимал изменения и адаптировался к ним. С другой стороны, на современного человека оказывается серьезное социокультурное давление со стороны контркультур, средств массовой коммуникации и других негативных факторов.

            М.В. Никитаева [Электронный ресурс, 5] выделяет две социально- психологические задачи школы как института социализации:

● усвоение обучающимися норм и правил поведения;

● построение своей собственной позиции по отношению к усваиваемым нормам и ценностям.

Воспитанию гражданина правового государства уделяется большое значение в современной школе, и, прежде всего, становление гражданина связано с процессом правовой социализации. Важнейшей задачей правовой социализации является превращение идейных ценностей в убеждения и реальные поступки.

Правовая социализация - это часть единого процесса включения индивида в общественные отношения данного конкретного общества. Она заключается в усвоении правовой культуры данного общества, деятельностном освоении правовой действительности, поэтапном формировании правового сознания индивида.[Электронные ресурсы, 8].

Правовую социализацию изучает юридическая психология, но применительно к предмету обществознания в методической литературе не рассматривалась.

Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить никакой другой учебный предмет. Обществоведческое образование является необходимым условием оптимальной социализации личности, содействующим её вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению неповторимого и уникального собственного «Я».[Электронные ресурсы, 9]. Одной из основных функций предмета обществознания видится в содействии социализации личности.

Лабораторией обществоведческого образования ИСМО РАО в 2009-2010 годах было проведено исследование уровня и качества подготовки учащихся по обществознанию.[11,с.43]  В выводах было отмечено, что обществоведческая подготовка в основной и средней школе имеет принципиальное значение с учетом расширения диапазона социальных ролей подростков. Следует отметить, что одной из важнейших социальных ролей, которые только «примерит» подросток, является роль гражданина. Человек гражданином не рождается, а становится. Воспитание гражданина стало одной из главных целей российского образования. Также отмечается, что важнейшую роль в изучении курса играет использование  современных технологий, помогающих ученику опереться на свой собственный  социальный опыт, осуществить рефлексию своей деятельности.

Итак, в решении проблем социализации в школе поможет применение технологии проектной деятельности. В данном ключе применение проектной технологии рассматривал Н.И. Шевченко, но его работа основана на использовании по УМК под руководством А.И. Кравченко в основной школе. [23]

Данная методическая разработка направлена на применении проектной технологии на уроках обществознания по УМК под руководством Л.Н. Боголюбова в основной и средней школе с целью успешной социализации обучающихся.

Новизна настоящей методической разработки состоит в попытке сопряжения содержания курса обществознания по УМК Л.Н. Боголюбова с проектной деятельностью в контексте социализации и анализе результатов использования проектной технологии с целью правовой социализации обучающихся.

Цель работы:

- показать векторы использования проектной технологии на уроках обществознания  как условие успешной социализации учащихся.

Задачи:

  1. раскрыть сущность проектной технологии обучения;
  2. предложить варианты использования на уроках обществознания проектной технологии как основы формирования необходимого социального опыта обучающихся и развития отдельных компетентностей;
  3. представить анализ результатов применения технологии проектной деятельности в процессе правовой социализации обучающихся.

Предметом исследования стала проектная деятельность на уроках обществознания.

Данная работа будет полезна учителям обществознания в практической работе  при планировании и организации урочной деятельности (по учебнику авторского коллектива под руководством Л.Н.Боголюбова, а также педагогам, работающим по другим учебно-методическим комплектам)  и во внеурочной практике.

ГЛАВА 1.

ТЕОРИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

1.1. Проект как модель совместной деятельности учителя и обучающегося

Проектная деятельность может применяться на уроках как метод и как технология отдельного вида деятельности.  Метод- это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Применение проектной методики предполагает, что этот метод в педагогической деятельности учителя будет основным. Педагогическая технология- это «продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя»[23, с.56] . Проект может рассматриваться как технология, так как имеет цель,  определенные стадии, четко очерченные по времени и предполагаемый результат. Мы будем рассматривать проектную деятельность с точки зрения технологии.

Задачами применения проектной деятельности являются:

-  умение самостоятельно конструировать свои знания;

 -развитие познавательных, творческих навыков учащихся,

- умение ориентироваться в информационном пространстве,

- развитие критического мышления.

В основе проекта - решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Проект предполагает не только осознание  проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результат выполненного проекта должен быть «осязаемым», т.е. конкретный практический результат, готовый к применению.

1.2.  Требования к организации проектов

К организации проектов предъявляют следующие требования [5, с.34]:

  1. проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
  2. необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической,
  3. учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи,
  4. деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
  5. работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
  6. учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,
  7. анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;

Для этого учитель должен:

  1. владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
  2. уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
  3. направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  4. уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

1.3. Классификация проектов

Существуют различные классификации проектов. Е.С. Полат [13, с.70-74] предлагает шесть основных критериев, по которым различают типы проектов

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  1. исследовательские
  2. творческие,
  3. ролевые, игровые,
  4. информационные,
  5. практико-ориентированные (прикладные),
  6. поисковые,
  7. ознакомительно-ориентировочные.

2. По признаку предметно-содержательной области:

  1. монопроекты (в рамках одной области знания),
  2. межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

  1. внутриклассные;
  2. внутришкольные;
  3. внутренние или региональные,
  4. международные.

4. По количеству участников проекта:

  1. индивидуальные,
  2. парные,
  3. групповые.

5. По продолжительности проекта:

  1. краткосрочные (1-2 урока),
  2. средней продолжительности ( в рамках учебной темы, 5-6 уроков),
  3. долгосрочные.

6. По результатам:

  1. доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
  2. макет, схема, план-карта;
  3. видеофильм;
  4. выставка; и др.

 7. По комплексности:

  1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной образовательной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. В таком проекте учитель-предметник выступает руководителем, консультантом – учитель другой дисциплины. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка альманаха.
  2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.   

                         Специфика некоторых видов проектов

Тип проекта

Характеристика проекта

Результат проекта

Практико-ориентированный проект ( в том числе социально- ориентированный)

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы и т.д.

Исследовательский проект


Напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Статья, стендовый и научный  доклад. Желательно впоследствии использовать данный результат при выступлении на конференциях.

Информационный проект

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто являются публикация, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Это могут быть альманахи, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой (игровой) проект

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Перечисленные целевые направления деятельности учащихся могут реализовываться в каждом проекте. А значит каждый проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой,  практико-ориентированный или информационный.

1.4. Этапы работы над проектом [19,с.69-70]

1) Подготовительный

Выбор темы, формулировка гипотезы, т.е. предположения о результатах и путях их достижения, определение целей и задач. Определение количества участников (индивидуальный или групповой проект).

2) Поисковый (исследовательская деятельность).

Поиск и отбор информации, изучение специальной литературы. Обмен информацией и ее обсуждение с другими участниками проекта.

3)  Аналитический.

Анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов.

4) Презентация полученных результатов.

Оформление пакета документов, информационных стендов, иллюстраций, схем, диаграмм. Защита проекта. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. Анализ успехов и ошибок, коррекция.

                             Последовательность работы над проектом

Этапы работы

над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Подготовительный

Определение темы и целей проекта, его исходного положения.       Подбор рабочей группы.

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.

Помогает в определении цели проекта.

Наблюдает за работой учеников.

2. Поисковый

а)Определение источников необходимой информации.

б)Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии  проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

3. Аналитический

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).

2.Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

5.Анализ информации. Формулирование выводов

Поэтапно выполняют задачи проекта. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. Наблюдает, советует (по просьбе учащихся).

4. Презентация полученных результатов.

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.

Следует выделить важные педагогические приемы, которые используются в  проектной деятельности.

Педагог должен продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, создание проблемной ситуации, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально важных задач, рассказ о привлекательной перспективе и др.

«Мозговой штурм»: учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.

Прием «Ромашка»: используется при запуске проекта. Учитель предлагает спектр проблем, которые фиксируются на «лепестках». В ходе обсуждения обучающиеся выбирают ту проблему, над которой им интересно будет работать.

Прием, заимствованный из ТРКМ, «Бортовой журнал», можно использовать при работе с источниками информации на аналитическом этапе подготовки проекта. При этом обучающиеся заполняют двухчастную таблицу. Первую графу заполняют на поисковом этапе, когда определяются направления работы, вторую графу - непосредственно при изучении источников.

Что мне известно по данной теме

         Что нового я узнал            

«Кластер» как прием визуализации материала поможет определить цели, задачи, очертить «круг» проблем. Прием призван систематизировать информацию до знакомства с источниками в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Интервью, опрос, анкетирование – это приемы сбора первичной социологической информации. Применяется в некоторых видах проектов на аналитическом этапе.

1.5. Роли учителя и обучающихся в ходе подготовки проекта

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. При этом учитель формирует мотивацию участников, проводит консультации по выбору тем проекта, по содержанию проекта, оказывает помощь в подборе материала, отслеживает деятельность каждого участника проекта, координирует действия всех участников, выступает в качестве эксперта по защите проекта.

Применение проектной технологии  ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения “знания”, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.

1.6. Групповой и индивидуальный проект

Проект может быть подготовлен индивидуально, группой обучающихся или коллективно. Е.С. Полат, считает, что метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с “технологией работы в группах сотрудничества”.[13, с.43]

При подготовке индивидуальных проектов

- у учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого

- учащиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах работы

- формирование у учащихся важных общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных)

- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.

При подготовке групповых (коллективных) проектов

- формируются навыки сотрудничества.

- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

- каждый этап работы имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.

- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения. Этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Метод проектов позволяет формировать и  личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт (результат) труда. К таким качествам можно отнести:

— умение работать в коллективе;
— умение брать ответственность за выбор, решение и т. п.;
— умение разделять ответственность;
— умение анализировать результаты деятельности;
— способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела).

Итак, обучающиеся в процессе проектной деятельности получают навыки общения, а также знания, необходимые для успешного включения их в социум. Проектная технология позволяет решать задачи дифференциации образования, поддерживать интерес к предмету, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся.

ГЛАВА 2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ С ЦЕЛЬЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2.1. Задачи обществоведческого образования в школе и проблемы социализации подростков

Фундаментальное ядро содержания общего образования [21] важнейшей целью современного образования и   одной из приоритетных  задач общества и государства называет   воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу  учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

        Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения [Электронные ресурсы, 9]  ставит перед учителем обществознания новые задачи:

        1) развитие и воспитание личности обучающихся,

        2) формирование знания об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

        3) обучение владению базовым понятийным аппаратом социальных наук;

        4)  овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

        5) формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

        6) овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

В сентябре 2009г был проведен опрос родителей обучающихся 9-11 классов МОУ СОШ № 35 г Рыбинска «Перспективы развития школьного образования». Из результатов следует, что одной из главных задач школы они видят «подготовку ребенка к дальнейшей жизни, формирование успешной личности». (Приложение 1)

В октябре 2009 года среди обучающихся 9-11 классов  школы № 35 г. Рыбинска было проведено исследование уровня социализированности личности по методике М.И.Рожкова [15, с.17] (Приложение 2). Исследование показало среднюю степень развития социальных качеств - коэффициент 2,4. Полученные результаты явились поводом для исследования приемов и методов содействия успешной социализации обучающихся на уроках обществознания.

Результатом социализации является социализированность, которая понимается, с одной стороны, как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, с другой  - усвоение личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать её на следующей стадии развития»[21,с.266-267]. Социальная педагогика рассматривает социализированность как достижение человеком определенного баланса адаптированности и обособления в обществе.  

А.В.  Мудрик [12] также приводит признаки, на основании которых можно судить о степени социализированности личности.

Основные достижения можно обозначить следующими составляющими:

▪ успешное овладение ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация);

▪ создание прочной семьи (семейная социализация);

▪ желание и возможность человека компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация);

▪ законопослушность (политическая социализация)

Так как социализация происходит в течение всей жизни, то критериями социализированности выпускника средней школы можно считать:

●социальную адаптированность, т.е. способность человека удовлетворять свои потребности на приемлемом для себя уровне в конкретной ситуации в конкретной социальной среде.

● социальную автономность как  возможность сделать личностью самостоятельный выбор.

● приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности)

● социальную активность, т.е. сознательная ориентация на решение  задач, стоящих перед обществом, социальной группой

Курс обществознания позволяет обучающимся овладеть знаниями, системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы человеку для успешного вхождения в социум.  Академик РАО Л.Н. Боголюбов отмечает, что курс обществознания в сочетании с социальной практикой школьников создает возможность воспитания компетентного гражданина. Он также приветствует использование в данном курсе проектной деятельности.[3, с. 41-45]

Проектная технология ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.  Активное включение учащихся в создание проектов  дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.

2.2. Включение проектной деятельности в тематическое планирование

Проектная деятельность на уроках обществознания, как и на других предметах, должна соответствовать содержанию программы образования, а также отвечать интересам обучающихся в данной отрасли знаний.

Работе над проектом учитель может отвести всего несколько минут для консультации, посвятить  часть урока в ходе запуска проекта, отвести целый урок для защиты.

Многие проекты перекликаются  с содержательным материалом, изучаемым на уроке. Например, подготовка  индивидуального среднесрочного проекта «Мой мир» совмещается с изучением темы «Человек и общество» в 6 классе.

       Включение проектной деятельности в поурочное планирование уроков обществознания (на примере проекта «Мой мир»).

Название разделов и тем

( программа)

Всего часов

Работа над индивидуальным проектом.

Человек и общество

9

1.1

Отличие человека от животных. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.

Запуск проекта. Выяснение индивидуальных особенностей ребенка.

2.2

Урок-практикум. Потребности, способности, характер  (из часов резерва)

Определение черт характера, способностей. Выявляются жизненные цели, стремления.

3.3

Игра как одна из основных форм деятельности людей в детстве, ее особенности.

4.4

Урок - лабораторная работа с источником. Общение в детском коллективе. Учеба в школе (из часов резерва)

Составляется рассказ о друге или друзьях. Определяются любимые школьные предметы, сферы интересов.

5.5

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения.

Составляется рассказ о семье.

6.6

Урок-практикум. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Промежуточный отчет по проекту.

7.7

Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа.

Промежуточный отчет по проекту.

8.8

Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.

9.9

Защита проекта «Мой мир»  

Защита проекта «Мой мир»  

        Таким образом, обучающиеся не только получат новые знания, но и смогут применить их на практике, лучше узнать себя. Знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как  правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.

       2.3. Опыт использования проектной технологии на уроках обществознания 

      При использовании проектной технологии на уроке обществознания приоритетным направлением становится процесс социализации для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

          На первых уроках обществознания в 6 классе, когда важно пробудить интерес к предмету, обучающимся предлагается выполнить по теме « Человек и общество» среднесрочный проект «Мой мир». На уроке «Человек - существо биосоциальное» перед обучающимися ставится вопрос: чем каждый из них отличается от остальных? Выявив в ходе обсуждения основные индивидуальные черты: внешность, темперамент, черты характера, увлечения, интересы, способности и т.д., обучающимся предлагается оформить свои наблюдения в форме плаката «Мой мир» (Приложение 6). Ставится задача: используя алгоритм  кластера, описать свои индивидуальные особенности и рассказать о себе во время защиты проекта. К оформлению проекта обучающиеся должны подойти творчески: использовать фотографии, рисунки. Приветствуется помощь родителей. На уроке защиты проектов слово для рассказа (2-3 минуты) предоставляется каждому ребенку. Это необходимо для получения обучающимися опыта публичного выступления и самоутверждения в детском коллективе.

Современное общество требует активных, предприимчивых людей, которые могут взять на себя ответственность за дальнейшее развитие города, страны, мира. На уроках обществознания работа в этом направлении ведется от частного к общему, т.е от проблем малой родины ( микрорайона, города) к проблемам страны и мира.

При изучении темы «Человек и общество» в 6 классе обучающимся предлагается среднесрочный индивидуальный проект «Мусорный мешок» (Приложение 7).

На уроке «Человек, общество и природа» перед обучающимися ставится проблема: известно, что ежедневно мы выбрасываем  много мусора. Этот мусор вывозится на свалку неподалеку от городов.  Мусор загрязняет экологию города, области, мира. Но есть ещё такой мусор, который не уничтожается полностью и сохраняется в первоначальном виде многие десятилетия, например, полиэтиленовые пакеты и бутылки. Определите, насколько серьезны масштабы загрязнения окружающей среды из-за увеличения объема мусора. Перед детьми ставиться задача: собрать данные о количестве отходов, которые выбрасывает одна семья за неделю, оформить данные в таблицу (Приложение 8). В ходе устной защиты проекта предлагается внести предложения по утилизации отходов, в том числе пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов.

В ходе работы над проектом проводятся наблюдения и оформляются таблицы, в которых обучающиеся фиксируют вес выброшенных отходов. Причем, отдельно должны подсчитываться те отходы, которые являются особенно опасными для экологии. Затем производятся подсчеты количества отходов одной семьи и целого города за неделю, год. Проект нацелен на актуализацию экологической проблемы, понимания необходимости сокращения выбрасываемого мусора.  

Ключевую роль в полоролевой социализации играет семья. О семье на уроках обществознания важно говорить часто. Семья - это один из важнейших социальных институтов. В 6 классе на уроке «Семья. Отношения в семье» обучающиеся расскажут о своих семьях, сделают рисунки (чаще всего эти рисунки посвящены мамам - урок проходит в первой половине марта). В 8 классе  к уроку «Семья как малая группа» предлагаем составить свою родословную в разных вариантах - генеалогическое древо, виртуальный музей, альбом и т.д. В 10 классе в теме «Социальные отношения» на уроке «Семья как социальный институт» желающим предлагается выполнить среднесрочный индивидуальный проект «Роль семьи в моей жизни» с целью формирования представление о семье как о важнейшем социальном институте (Приложение 10)

Введение проекта начинается с проблемного задания:

Семья со временем изменяется: из патриархальной превратилась в партнерскую, из многопоколенной - в нуклеарную. Некоторые исследователи семьи считают, что семья как социальный институт уходит в прошлое. Как вы считаете, каковы перспективы такого социального института как семья? Нужна ли семья современному человеку?

В результате диалога между обучающимися, ставится задача: выразить свое мнение по данной проблеме в форме компьютерной презентации.

Этот проект призван объединить исследование и творчество. При подготовке защиты молодыми людьми проводятся интервьюирование сверстников и взрослых по самостоятельно составленным вопросам (Приложение 9), используются фотографии из семейных архивов. Также приветствуется исследование истории развития семьи, связанных с нею традиций и обычаев. Для обучающихся такой вид работы очень важен, так как формируются основные ценностные ориентации. Проект заставляет задуматься о модели  их будущей собственной семьи. Таким образом, постепенно формируется стремление построить крепкую семью.

Проблема развития межнациональных отношений является одной из самых важных и самых трудных. Рассматривается этот вопрос в теме «Социальная сфера жизни общества» в 8 и 10 классах. Обучающимся 8 класса на уроке «Этнос. Межнациональные отношения» предлагается коллективный среднесрочный проект «Мы разные люди, но вместе живем на планете Земля». (Приложение 11)

Внимание обучающихся  обращено к эпиграфу: «Наша страна исторически формировалась как союз многих народов и культур. В основу духовности самого российского народа испокон веков составляла идея общего мира- общего для людей различных национальностей и конфессий» ( В.В. Путин, Послание Федеральному Собранию РФ, 2007г).

 Перед обучающимися ставится вопрос: несмотря на давние корни сосуществования многих народов на территории России, сегодня проблема межнационального мира как никогда актуальна. Какие меры надо предпринять для решения этой проблемы?

В результате обсуждения обучающиеся приходят к мнению, что надо лучше узнать культуру представителей тех народов, которые живут радом. Отсюда и формы представления проектов - сообщения о праздниках, национальных костюмах и т.д.

Класс произвольно делится на группы 2-4 человека. В ходе консультаций с каждой группой выявляются предпочтения и способности обучающихся. Исходя из этого, выбирается форма представления проекта. Работа над проектом не должна ограничиваться исследованием культуры народов РФ, так как  в условиях глобализации важно уметь наладить контакт с представителем любой национальности. Защита проектов становится «праздником народов мира».  Обучающиеся представят сообщения о национальных праздниках, презентацию и сообщения о русском национальном костюме, мастер- класс «Русская игрушка. Традиции создания тряпичной куклы на Руси» (Приложение 12), театрализацию «Празднование Нового года в разных странах», « Индийский танец».  

В 8 классе при рассмотрении темы «Сфера духовной культура» возможна дискуссия «С чего начинается Родина?» и для обучающихся данная проблема становится основой долгосрочного группового проекта. В ходе мозгового штурма определяется форма представления результата - брошюра «Азбука Слипа» (Слипом называется микрорайон, в котором проживают дети). Ставится задача: рассказать о своей малой Родине - микрорайоне Слип (Приложение 13). Класс делится на микрогруппы по интересам: фотографы, историки, литераторы, оформители. Детям предлагается найти, проанализировать, отобрать и систематизировать информацию о микрорайоне; определить объекты описания; сфотографировать объекты микрорайона; провести поиск информации в литературе, Интернете, а также интервьюирование местных жителей. На консультациях учитель осуществляет помощь в отборе информации и корректировку текста.

В результате работы над данным проектом создается брошюра «Азбука Слипа», в которой информация о микрорайоне (его значимых объектах, известных людях и событиях) представляется под буквами алфавита. Обучающиеся, проделав огромную работу по поиску и отбору информации, получают массу новых знаний по истории родного города, учатся устанавливать контакт с окружающими людьми. Также это способ проявить творческие способности.

Основой социальной адаптации  является знание и усвоение нравственных норм общества. С этой целью обучающимся 8 класса в теме «Духовная сфера. Мораль» был предложен проект «Книга мудрости» (Приложение 14)

На уроке «Мораль. Добро и зло» обучающиеся исследуют проблемный вопрос: какие моральные ценности можно считать общечеловеческими? Ответ достаточно очевиден, и дети с ним справятся без труда. Затем им предлагается подтвердить свои предположения иллюстрированием  пословиц, поговорок и оформить их в «Книге мудрости». Книга имеет обложку, текст, иллюстрации, поэтому обучающимся предстоит:

во- первых, отобрать пословицы и поговорки разных народов по нескольким темам - семья, родители, добро и зло, труд и т.д;

 во-вторых, подобрать иллюстративный ряд либо создать иллюстрации самим;

 в-третьих, сделать обложку книги.

Защита проекта и подведение его итогов проводится в форме выставки.

         Данный проект имеет важное значение. Такая деятельность не только закрепляет знания об общечеловеческих ценностях, гуманизме, морали, но и учит анализировать и делать выводы. Ориентироваться в экономической жизни – насущная необходимость современного человека. Задача предмета обществознания - не только дать знания, но и на практике показать, как этими знаниями можно воспользоваться.

Уже в 6 классе в теме «Семейное хозяйство» обучающиеся знакомятся с понятием «бюджет». Предлагаем им составить план собственных доходов и расходов, т.е. составить индивидуальный бюджет. Анализируя полученные результаты, выясняется, как можно скорректировать бюджет при необходимости. В 7 классе на уроке «Экономика семьи» предлагается совместно с родителями составить бюджет семьи на неделю или месяц. Затем проводится анализ полученных результатов и делается вывод: сократить расходы семьи можно, если дать старым вещам «новую жизнь», т.е. изменить их, обновить. После  обсуждения запускается проект «Вторая жизнь» вещей».

Задача: предложите свой вариант использования в быту обновленной вещи. Обучающиеся делятся на группы (возможно индивидуальное участие). Успех проекта зависит от творческих способностей, фантазии и воображения обучающихся, их умения представить и защитить свое творение. На индивидуальных консультациях обучающимся оказывается помощь в  создание эскизов, чертежей, практическом выполнении проекта. Приветствуется помощь родителей.

Обучающиеся демонстрируют умения применять свои знания и творчество на деле, понимают необходимость рационального использования семейных ресурсов.

Экономические знания сложны для детей, но и необходимы. В 7 классе на уроке «Рациональное поведение потребителя» возникают проблемные ситуации, связанные с осуществлением прав потребителя. Например, обсуждается задача: вам необходимо купить сложную бытовую технику- телевизор. Назовите последовательность ваших действий. В ходе решения данной задачи обнаруживаются затруднения.

Используя прием «Корзина вопросов» (Кого можно назвать потребителем? Какие права и обязанности существуют у потребителя и производителя? Как правильно осуществить выбор и приобретение товара? Как действовать при обнаружении недостатков товара?), определяем проблему - многие потребители не знают свои права и сталкиваются с трудностями при совершении покупок.

Группы (при помощи учителя) составляют план подготовки проектов и выбирают форму их представления. В ходе создания «Памятки потребителя» обучающимся необходимо во-первых, обратиться к дополнительной литературе, прежде всего к  тексту «Закона о защите прав потребителей»( Закон PФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей") ; во- вторых, произвести отбор необходимой информации; в-третьих, оформить буклет- памятку.(Приложение 15)

Проект привлекает дополнительное внимание обучающихся к теме изучения; они получают дополнительные, углубленные знания, которые смогут использовать во взрослой жизни.

Выпускникам предлагается выполнить проект «Бизнес- план» (Приложение 16). Он запускается  в начале изучения темы «Экономика» и параллельно с изучением тем проводятся консультации. Защита проекта происходит на обобщающих уроках темы.

Постановка проблемы: прежде чем принимать решение о начале собственного бизнеса, надо всё внимательно проанализировать. Важно создать бизнес- план, который позволит заглянуть в будущее вашего бизнеса.

Обучающиеся делятся на группы (возможно индивидуальное участие), которым выдается памятка для составления бизнес-плана (Приложение 17). На обобщающем уроке заслушиваются бизнес-планы, а «экспертная комиссия», состоящая из родителей, комментирует и оценивает проекты. Главным же итогом работы обучающихся становится понимание экономических законов, умение анализировать информацию и навыки рационального поведения потребителя и производителя.

Таким образом, включение обучающихся в проектную деятельность позволяет развивать

- социальную активность,

- уважение к окружающим,

-  умение соизмерять свои поступки с нравственными ценностями и социальными нормами (в том числе правовыми),

- умение вести конструктивный диалог, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы,

- развивать самостоятельность,

- креативное и критическое мышление.

Кроме того, участвуя в проекте, обучающиеся получают важный социальный опыт:

- опыт публичного выступления,

- опыт исследовательской и научной работы,

- опыт общения в коллективе и т.д.

Секрет успеха проектной технологии на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда школьники осознают, что они имеют дело с «реальными проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается. Вместо объяснения, как решить проблему, следует привлечь учащихся к наблюдению, выдвижению гипотез, анализу результатов.   Исследуя проблему, обсуждая пути выхода, часто дети приходят к выводу, что намеченный маршрут предполагает продолжение поиска, выход на новую тему, новый проект.  Ценность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность.

Проектные работы школьников защищаются на школьных, муниципальных, областных и федеральных  конкурсах, они достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места. Выводы и предложения, сделанные детьми в своих работах, становятся материалами для обсуждения, сначала на уроках, а затем и на классных,  общешкольных родительских собраниях.

Проектная технология ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.  Активное включение учащихся в создание проектов  дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.

ГЛАВА 3

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

3.1.  Правовая социализации - часть общей социализации обучающихся

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронные ресурсы, 9] определяет личностные характеристики выпускника, в том числе:

- любящий свой край и свою Родину;

- осознающий и принимающий традиционные ценности российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед обществом, государством, человечеством.

Таким образом, одна из целей школьного курса  обществознания является формирование у обучающихся гражданской ответственности  и правового самосознания.  По мнению Л.Н.Боголюбова, «курс обществознания играет решающую роль в гражданском образовании и воспитании» [2,с.45-46]. Он формирует научные представления о таких важных компонентах гражданской культуры, как отношения между гражданами, гражданином и государством, гражданином и обществом; способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом и оправдавшие себя в гражданских отношениях; гражданские ценностные ориентиры, а также дает опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни человека как субъекта гражданского общества. Перечисленные особенности позволяют активно содействовать достижению цели современной школы - развитию личности, ее социализации. Процесс «вхождения» социального субъекта в социально-правовую среду, восприятие и усвоение им права, его ценностей, а также превращение их в нормы своего поведения называют «правовой социализацией».

Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой. Процесс правовой социализации включает в себя

во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций;

во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе;

 в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами.

Человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести  за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав.

Векторы усвоения правовой культуры в процессе социализации мы используем следующие:

● предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соответствующий образ действий, шаблон поведения;

● традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;

● рациональный способ, когда человек узнает о правовых ценностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людьми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.

Процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно. Важным агентом правовой социализации является школа.

3.2. Правовая социализация на уроках обществознания 

Правовая социализация на уроках обществознания идет в разных формах: работа с терминологией и  источниками (нормативно - правовыми актами), решение правовых задач, выполнение проектных работ.  Также целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов и органов власти, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм.

Кроме теоретического знания правовых норм, следует научить обучающихся практическому их применению, а также моделям правомерного поведения. Проектная деятельность предоставляет обучающимся такие возможности.

Так, изучение вопросов политики и права начинается в 6 классе (темы «Гражданин. Государство». «Права человека»); логическое её продолжение включено в программу 7 класса (темы «Основы права»); содержательное углубление происходит в 9 классе (темы «Политика и социальное управление», «Право»);  в 10 и 11 классах обучающиеся систематизируют свои знания в этой области и определяют собственные модели поведения в социуме.

Рассмотрим динамику процесса подробнее. В 6 классе дети впервые узнают о государстве, в котором живут, его символах и основах. Предлагаемые проекты направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся, развитие интереса к предмету. На уроке «Наше государство - Российская Федерация» вводится индивидуальный среднесрочный проект «Мой род в истории страны», целью которого будет содействие воспитанию гражданственности и патриотизма, стремления участвовать в жизни общества и страны; развитие умения работать с информацией. Обучающимся предлагается выбрать из двух суждений то, которое они считают верным и аргументировать свою точку зрения:

         А. Человек не может повлиять на развитие государства, изменить его.

   Б. Жизнь в государстве зависит то каждого из нас.

После обсуждения обучающимся предлагается выполнить проект «Мой род в истории страны», подготовив рассказ о  том, какое влияние оказали их предки на жизнь страны. Проект оформляется в форме «рукописной книги» (Приложение 20). Обучающиеся работают по плану:

  1. определяется, о ком их своих предков они хотели бы рассказать;
  2. производится сбор информации через опрос родственников в свободной форме;
  3. подбирается иллюстративный ряд;
  4. оформляется «рукописная книга»;

Защита проектов может происходить на повторительно - обобщающем уроке. Рассказы обучающихся об участниках Великой Отечественной войны, о тружениках заводов, о многодетных матерях помогают обучающимся осознать важность жизни и поступков каждого человека для судьбы целой страны.

Плодотворной и полезной является подготовка «устного журнала». Такая форма проекта нацеливает обучающихся на тщательный отбор информации по теме, активизацию творческих способностей, так как предполагает дальнейшее выступление с отобранным материалом перед большой аудиторией. Например, в 7 классе в ходе изучения темы «Право» перед обучающимися ставится задача: подготовить устный журнал «Права ребенка» на основании «Конвенции о правах ребенка» и выступить с ним перед младшими школьниками. (Приложение 21)

Обучающиеся делятся на группы, между которыми распределяются задания (отбор текстовой информации, подбор иллюстративного материала - фото и рисунков, подготовка театрализации, составление викторины и т.д.)

В ходе подготовки выступления перед обучающимися начальной школы, старшеклассники отбирают и обрабатывают информацию, полученную на уроках обществознания, преобразовывают ее в занимательную форму.  Это способствует усвоению социальных норм и ценностей, развитию творческих способностей, кроме того, обучающиеся получают опыт публичного выступления.

Аналогично  проходит подготовка устного журнала «Конституция - основной закон страны» в 9 классе при изучении темы «Право», где изменилась аудиторное пространство, так как   в данном случае выступление нацелено на обучающихся основной школы (7-8 классов) (Приложение 22).  В результате  такой деятельности дети не только сами углубляют знания о конституции РФ, но и знакомят с основным законом младших.

При изучении темы «Права человека» в 7 классе  обучающимся предлагается обдумать вопрос: «Какое право ребенка вы считаете самым важным?», оформив  ответ в виде рисунка с комментариями (Приложение 23). Это достаточно сложная задача для детей, так предполагает не только изучение  «Конвенции о правах ребенка», но и отбор содержательного материала, соответствующий учебной задаче.  Впоследствии задание расширяется и активизирует творческие способности детей:   выполнение рисунка к этой статье и объяснение своего выбора.

Итогом  проекта становится формирование понимания  необходимости правового регулирования общества, значения права в жизни человека и общества. Обучающиеся узнают не только свои права, но и осознают важность соблюдения прав других людей.

На уроках обществознания изучается основной для социализации личности вопрос - избирательное право. Изучение избирательного права имеет важнейшее значение для воспитания гражданственности  как нравственной позиции, выражающейся в чувстве долга и ответственности человека перед коллективом, к которому он принадлежит: семьей, социумом, государством

Проекты в 9 и 10 классах по теме «Избирательное право» могут быть представлены в форме памяток, агитационных листовок, творческих и  исследовательских работ. Проект «Памятка впервые голосующему» вводится в 10 классе на уроке «Выборы в демократическом государстве» (Приложение 24). Обучающимся предлагается подготовить памятку для человека, впервые пришедшему на выборы. Следует произвести поиск и отбор информации, оформить буклет  с использованием программы Microsoft Publisher 2010. В памятках излагается информация об избирательном праве, его принципах в РФ, о процедуре голосования.   Если проект создаётся в год очередных выборов различного уровня, то  лучшие памятки могут быть распространены среди молодых людей.

Правовая социализация предполагает возможность практического применения знаний, поэтому в 10-11 классах в рамках изучения темы « Политика и социальное управление»  организуется проект- игра «Выборы Президента школьной ученической организации» (Приложение 25). Проект направлен на формирование у обучающихся активной жизненной позиции, повышение правовой культуры в области избирательного права, создание условий для социализации школьников. Включение большого количества обучающихся (5-11 классы) в избирательный процесс в рамках одной организации позволяют создать условия для формирования правовой и политической грамотности будущих избирателей; для проявления лидерских качеств учащихся, умения видеть проблемные ситуации и находить пути их решения. В школе организуется избирательная кампания по подготовке и проведению выборов президента школьной организации. Все процедуры максимально соответствуют  избирательному процессу в РФ. Создается правовая база, формируются инициативные группы. Организована работа избирательной комиссии, составлены списки избирателей, объявляется дата выборов, регистрируются кандидаты. Они ведут предвыборную агитацию, назначают наблюдателей и т.д. В день голосования обучающиеся 5- 11 классов (имеющие избирательное право) делают свой выбор, избирательная комиссия подсчитывает голоса и объявляет итоги. На общешкольной линейке избирательная комиссия объявляет результаты голосования, подводит итоги.

Участие в таком проекте для обучающихся 5-8 классов является игрой, а для старшеклассников это еще и повод задуматься о необходимости участия в избирательном процессе государства. Настоящий опыт помогает им   понять  структуру избирательного процесса в РФ,   критически осмыслить  программы и предвыборные обещания  кандидатов, проходят процедуру выборов.

Особенно значимо участие в таком проекте   тех учащихся, которые имеют лидерские качества и претендуют на пост Президента школьной ученической организации.

Трудно переоценить влияние этого проекта на социализацию обучающихся. Выдвижение кандидатов, создание программ развивают умения ориентироваться в информации, предложить и аргументировать свою точку зрения. Обучающие получают навыки анализа, обработки информации,  опыт создания собственных произведений. Выступления кандидатов перед аудиторией развивают  умения установить и поддерживать контакт. И наконец, игровая ситуация непосредственно «выборов», помогает усвоению социальных (правовых) норм, формирует навыки рационального поведения гражданина.

Формирование правовой грамотности предполагает  урок  по теме «Местное самоуправление», на котором обучающиеся 11 класса готовят творческий проект «Свобода выбора»,  направленный на решение проблемы привлечения молодежи на выборы. Формой представления проекта становится агитбригада (Приложение 26). Приветствуется и встречи школьников с представителями органов местного самоуправления, их участие в оценивании проекта.

         Почему молодежь не идет на выборы? Эта проблема может стать основой исследовательского  проекта «Молодежь и избирательное право» в 10 классе в ходе изучения темы «Избирательное право» (Приложение 27).

На этапе отбора информации происходит изучение законодательной базы, проводится анкетирование молодых людей от 14 до 25 лет по вопросам, составленным обучающимися:

* Для чего человеку нужно избирательное право?

* Какое положение избирательной программы кажется вам наиболее актуальным?

1. Бесплатное образование

2. Повышение уровня жизни населения

3. Коммунальный вопрос

4. Решение социальных проблем

* Какие общественные проблемы волнуют Вас в настоящее время?

* Что для Вас наиболее важно в жизни?

На аналитическом этапе подготовки проекта анализируется информация, формулируются выводы, оформляются схемы, графики, компьютерная презентация. В исследовательских работах авторы должны проанализировать стремления молодежи от 14 до 25 лет и предложить пути воздействия на молодых людей с целью привлечения их к избирательному процессу.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, актуализирует знания, полученные в ходе учебного процесса, способствует субъективизации личности человека, режиссирует сценарий жизни школьника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современному обществу нужны образованные, способные к сотрудничеству, мобильные и креативные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия. Эти качества формируются с детства, поэтому задача школы -  дать обучающимся социальный опыт, т.е. опыт участия его в различных видах деятельности, межличностного взаимодействия при исполнении  социальных ролей. Овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму знаний, образцов, а научиться способам общения и формам деятельности.

              Потребность в самоопределении, самосознании требует своего удовлетворения в пространстве школы. Но при традиционном образовании задача обучения знаниям, умениям и навыкам не соответствует задачам развития самого подростка.

            С введением в образовательное пространство проектной деятельности главным результатом  деятельности школьника становится способность к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач.

             Успешное применение проектной технологии на уроках обществознания позволяет сделать следующие выводы:

  1. Проектная деятельность на уроках обществознания дает возможность дифференциации уровня изучения материала для удовлетворения потребностей подростка.
  2. Проектная технология на уроке обществознания мотивирует обучающихся на приобретение новых знаний об обществе. Они не только получают знания, но и присваивают их, применяют на практике.
  3. В ходе проектной деятельности обучающиеся получают возможность проявить свои творческие способности, навыки коммуникации, лидерские качества. Защита проектов – полезный и значимый опыт публичного выступления.
  4. В проектной деятельности обучающиеся учатся ставить конкретные цели, отбирать оптимальные средства их достижения и ресурсы, нести ответственность за результаты своего труда. Развитие таких умений подростка является залогом его успеха во взрослой жизни.
  5. Современное общество основано на праве. Знание права, основ законодательства позволяет человеку чувствовать себя свободным, защищенным и ответственным. На уроках обществознания ребенок не только знакомится с правовыми нормами, но сознает необходимость их соблюдения. Проектная деятельность дает возможность подростку позиционировать себя в мире, отработать навыки правового поведения.
  6. Основа гражданского общества  - человек с активной гражданской позицией. Участие в проектах по избирательному праву, защита своей точки зрения является важной практикой будущего гражданина и этапом правовой социализации личности.

Результативность применения технологии проектной деятельности  определена через диагностику, а также различные методики:

▪  методика самоанализа личности [7, с.14] (отслеживание адекватности самооценки личности, её автономизации);

▪ методика для изучения социализированности личности учащегося [7,с.17] (определение уровня социализации);

▪ «Шкала совестливости» [7, с.16] (определение сформированности нравственных качеств обучающихся).

  Проведенное анкетирование (в декабре 2009 г., 2010 г. и 2011 г.) по ранее указанным методикам показало повышение практически всех показателей, в том числе, уровня социализации и автономизации личности (Приложение 3,4,5).

Практическими результатами внедрения в обучение обществознанию с использованием проектной технологии можно считать следующие образовательные и общественно значимые события:

  1. На протяжении нескольких лет обучающиеся МОУ СОШ № 35 г. Рыбинск участвуют в городских, областных и международных конкурсах.  
  2. Обучающиеся 6-7 классов участвовали в международном конкурсе «Защитим детей вместе», на который представляли свои творческие проекты (2011 г) (Приложение 31)
  3. Неоднократно обучающиеся 8-11 классов успешно принимали участие в областном конкурсе творческих и исследовательских работ «Мои права - декларация или реальность?»:

- исследовательский проект  «Повышение избирательной активности среди молодежи» занял 2 место (2007 г.) (Приложение 29)

-    исследовательский проект «Молодежь и избирательное право», 3 место (2008 г.) (Приложение 32)

-    исследовательский проект  «Будущее страны за молодыми!», 2 место, а также 1 и 2 место в номинации «творческая работа»- творческий проект  в форме коллажа «Самое главное право» и «Право избирать и быть избранным» (2012 г.) (Приложение 30)

  1. Обучающиеся участвовали в областном  конкурсе «Сегодня школьник - завтра избиратель» и за проект памятки для впервые голосующих избирателей удостоены 2 места (2012 г) (Приложение 24)
  2. Дважды команда МОУ СОШ № 35 становилась участником  областного, а затем межрегионального молодежного фестиваля «Взгляд будущего избирателЯ» (2008, 2009 г.г.) (Приложение 33)
  3. В муниципальном конкурсе «Мы - граждане России» победил проект «Любит Родину не тот, кто о ней говорит, а тот, кто для нее действует», подготовленный обучающейся 9 класса (2007г) (Приложение 34)
  4. Активное участие  в проекте «Политический урок» совместно с депутатами Муниципального совета города Рыбинск   И.В. Палочкиным, В.В. Денисовым (2009, 2010 г.г.)
  5. Памятки избирателям, листовки «Охрана природы - дело каждого», буклеты «Если тебя задержала полиция» (Приложение 18), «Что надо знать молодежи о трудоустройстве» (Приложение 19) и др. активно используются в работе с родителями и обучающимися на классных и родительских собраниях педагогами школы, города. Устные журналы о правах ребенка, о родном микрорайоне (Приложение 28) и городе Рыбинске, об истории народных подвижных игр   находят своё практическое применение   на родительских собраниях и конференциях.
  6. В школе действует организация школьного самоуправления, в которой с 2006 года проводятся ежегодные выборы Президента «Школы друзей» по проекту, разработанному обучающимися.

            В результате применения на уроках обществознания проектной деятельности обучающиеся освоили такие социальные роли, как «гражданин», «семьянин», «труженик», «потребитель», получили навыки рационального поведения в различных жизненных ситуациях, усвоили нравственные модели поведения.

В процессе проектной деятельности изменился характер отношений к людям: дети научились вести конструктивный диалог, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Участие в проектной деятельности помогло им также уяснить необходимые правовые нормы, получить навыки правомерного поведения.

Важно отметить, что в работе над проектом обучающиеся проявили свои творческие и познавательные способности, научились ставить цели, отбирать необходимые средства и достигать   результата.

        Школа - важный институт социализации личности, а предмет обществознания, включая в себя основы политологии, права, социологии, философии, психологии и другие, как ни какой другой школьный предмет создает условия для успешной социализации обучающихся.

Список литературы

1.  Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. [Текст]  — М., 2002.- 528с.

2. Боголюбов Л.Н. Назначение курса «Обществознание» и его место в системе общего образования»// Преподавание истории и обществознания в школе. [Текст].-  2010, №7.

3. Боголюбов Л.Н.  Роль курса обществознания в воспитании гражданственности и патриотизма.// Преподавание истории и обществознания в школе. [Текст]. 2009, №4.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Л. М. Штутин, Л. М. Малов [Текст] – М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

5. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. [Текст] – М., 1996.- 112с.

6. Гузеев В.В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий./ Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; выпуск 2/Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. [Текст] - Мн.: РИВШ БГУ, 2003. - 240 с.

7. Духан Н.Ю., Вербенко Т.Н. Формирование познавательной активности и риторической грамотности младших школьников в проектной деятельности. // Ярославский педагогический вестник[Текст]. - 2011, № 3.

8. Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ.- М.: Педагогика[Текст] - Пресс, 2000. - 382с.

9.  Жак Д. Организация и контроль работы с проектами. // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; выпуск 2/Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. [Текст]  -Мн.: РИВШ БГУ, 2003.- 240 с.

10. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии: пособие для учителей / Н. И. Запрудский. [Текст]   - Минск: Сэр-Вит,  2006. – 287с.

11. Как можно оценить уровень подготовки учащихся по обществознанию. // Преподавание истории и обществознания в школе. [Текст] - 2010г, №6.

12. Мудрик А.В. Социальная педагогика // Учебное пособие для студентов педвузов / Под ред. В.А. Сластенина. [Текст]  – М.: Академия. – 2003.- 199с. 13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования . Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

14. Олькерс Ю. История и польза метода проектов (реферат). / Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; выпуск 2/Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. [Текст]   - Мн.: РИВШ БГУ, 2003.- 240 с.

15. Оценка надпредметных понятийключевых компетентностей и социального опыта учащихся/Под редУшаковой И.А [Текст].– ГОУДПО «СарИПКиПРО», 2008.- 32с.

16. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. [Текст]   — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.

17. Полат Е.С. Метод проектов. / Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; выпуск 2/Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. [Текст]   -Мн.: РИВШ БГУ, 2003. 240 с.

18. Равен. Дж. Выходя за рамки стандарта «3 RS»(чтение, письмо, арифметика): достижение и оценивание более широких целей в сфере образования // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; выпуск 2/Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. [Текст]   - Мн.: РИВШ БГУ, 2003. - 240 с.

19. Саплина Е.В. Проектная деятельность. // Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально- гуманитарного цикла. [Текст]   - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.- 136с.

20. Стивенсон Дж. Исходные данные и результаты: опыт самостоятельного обучения в Политехническом институте северо-западного Лондона//  Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; выпуск 2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. [Текст] - Мн.: РИВШ БГУ, 2003. - 240 с.

21. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Козлов В.В., ред., Кондаков А.М., ред. - 2-е изд. [Текст]  - М.: Просвещение, 2010. - 59 с. 

22. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А.В. Хуторской. [Текст] — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с: ил.

23. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. [Текст] – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.-208с.

Электронные ресурсы

1. Букина И.И. Воспитательная система Шацкого С.Т. [Электронный ресурс]. URL: http://bank.orenipk.ru

2. Закон «Об образовании» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru.

3.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010года [Электронный ресурс]. URL: http://archive.kremlin.ru  

4. Левин Л. Новые пути школьной работы (Метод проектов)- М.: Работник Просвещения, 1925. [Электронный ресурс] URL: (http://www/glibrary.ru

5. Никитаева М.В. Влияние инновационных проектов на социализацию школьников. // Современные научные исследования и инновации. – Октябрь, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru

6. Сорочан В.В. Юридическая психология. Учебный курс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-college.ru

7. Пахомова Н. Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. [Электронный ресурс]. URL: http://schools.keldysh.ru

8. Полат Е.С.  Новые педагогические технологии. Курс дистанционного обучения для учителей. Обучение в сотрудничестве. [Электронный ресурс]. URL: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/intro.html

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [Электронный ресурс] URL: http://standart.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

В статье представлена коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса по развитию речи у обучающихся с ОВЗ, как условие для успешной социализации....

Инновационный педагогический опыт "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как условие успешной социализации учащихся".

Актуальность инновационного педагогического опыта:1) изменения, происходящие в образовании, требуют от учителя совершенствования своих профессиональных качеств и нового подхода к методике преподавания...

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме:« Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета »

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме: « Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмет...

Обобщение педагогического опыта по теме "Проектная работа на уроках английского языка в основной школе"

В данной статье представлены результаты диагностики обучающихся и авторская разработка шаблона презентации с рекомендациями...

Профориентационная работа на уроках биологии как условие успешной социализации подростков

Роль биологических знаний возрастает с каждым годом. Стремительно развиваются генная инженерия, биотехнология, исследование стволовых клеток, соответственно необходимы и новые специалисты. Задача учит...

« Взаимодействие общеобразовательной школы и центра дополнительного образования как условие успешной социализации обучающихся в обществе»

О необходимости взаимодействия  общеобразовательной школы и центра дополнительного образования с целью успешной социализации обучающихся в обществе...