Учебный материал для 5-го класса по ФГОС
методическая разработка по обществознанию (5 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа по обществознанию составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов издательства Вентана - Граф на  2012-2013 учебный год. Данный УМК реализует важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, к  деятельностным формам организации учебного процесса.

  Комплект включает:  учебник, рабочую тетрадь,  методическое пособие. Автор УМК  

Соболева О.Б., Иванов О.В. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 5 класс 2010г.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Обществознание» изучается с 5-го по 9-й класс. Изучение обществознания в 5 классе носит преимущественно пропедевтический характер.

 Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Содержание обществоведческого образования.

Курс «Обществознание» опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Основным содержанием курса в 5 классе является:

  1. знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которые прошло человечество;
  2. раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;
  3. ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
  4. показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

1. Цели изучения курса обществознания на ступени основного общего образования

  1. развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  3. освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  4. овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  5. формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

В соответствии с ФГОС ООО школьники должны овладеть: личностными, метапредметными и предметными результатами  учебного предмета «Введение в обществознание».

Личностные результаты изучения предмета:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  с учётом устойчивых познавательных интересов через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения обществознания с жизнью;через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность.
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, религии, традициям.
  4.  ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

  1. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
  2. формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  1. умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  2. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД:

  1. смысловое чтение;
  2. умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  3. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами изучения  курса являются следующие умения:

  1. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
  2. При оценке явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.
  3. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
  4. Определять и объяснять свои оценки явлений, событий.
  5. Толерантно определять свое отношение к иным позициям.

Содержание курса.

Введение. Что такое обществознание. Как работать с учебником. Памятки.1ч.

Глава 1. «Утро пятиклассника». 5ч.

С добрым утром! Здоровый сон. Пробуждение. Утренняя зарядка. Завтрак, или как надо есть.

Собираясь в школу. Когда собираться в школу. Поговорим о внешнем виде. Школьная форма. Как следить за своей одеждой.

По дороге в школу. Как вести себя на улице. Правила поведения в транспорте. Плата за проезд. Проект «Идеальное утро».

Глава 2. «Рабочий день» пятиклассника. 7 ч.

В школе. Образование. Устав школы. Урок вчера и сегодня. Поведение на уроке.

На перемене. Отдых – это смена деятельности. Такое разное поведение. В столовой.

Твои классные друзья! Непохожие. Друзья, приятели, враги. Люди с ограниченными возможностями здоровья. Кто твои родственники.  

Участие в общественной жизни. Общественная жизнь в школе. Буду самым первым. Надо ли участвовать в общественной жизни. Юный гражданин.

Домашнее задание. Каким бывает домашнее задание. Зачем выполнять домашнее задание. Как правильно делать домашнее задание. Домашнее задание, дневники, оценки.

Проект «Идеальная школа».

Глава 3. «Полезный досуг пятиклассника». 7 ч.

Прогулка. Роль уличной компании. Осторожно: плохая компания. Опасная прогулка. Сохраняйте природу.

Дополнительное образование. Каким может быть образование. Виды дополнительного образования. Занятия спортом.

В мире информации. Роль информации в современном мире. Средства массовой информации. Как выбирать информацию.

Для чего нужен компьютер. Возможности компьютера. Интернет.

Встреча с прекрасным. Культура в жизни человека. Что такое искусство. Этот волшебный мир театра. Искусство кино.

Проект «Своими руками».

Глава 4. «Вечер в семейном кругу». 11 ч.

Современная семья. Что такое хорошая семья. Роль семьи в жизни человека. Роль семьи в жизни общества.

Сложные периоды в жизни семьи. Проблемы современной семьи. Распад семьи. Дети, оставшиеся без попечения родителей.

Роли в семье. Семейные роли. Муж и жена. Папа и мама. Бабушки и дедушки.

Братья и сёстры. Особые братья и сёстры.

Семейные традиции. Семейные традиции: история и современность. Особенности семейных традиций разных народов.

Порядок в доме. Домашний труд подростка и его значение. Правильная организация домашнего труда подростка. Комната подростка. Порядок в вашей комнате.

Поход в магазин. Что такое магазин. Что мы обмениваем на товар. Что мы покупаем. Опасные продукты.

Домашние питомцы. Рядом с человеком. Животное в доме.

Перед сном. Итоги дня. Дела и поступки. Самовоспитание.

Проект «Семейный портрет».

Итоговый урок по курсу. 2ч

Коллективный проект «Мой микрорайон».

Резерв. 2ч.

Требования к уровню подготовки в конце 5 класса.

Требования к уровню подготовки по обществознанию

Компетенции: Биологическое и социальное в человеке. Врожденная предрасположенность и развитие человеческих качеств. Человек и его ближайшее окружение.

Межличностные отношения. Общение.  Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Взаимодействие общества и природы.

знать/понимать:

- свойства человека

-  знать особенности и виды межличностных отношений;

- уяснить свое место в системе многообразных общественных связей;

уметь:

- описывать человека как социально-деятельное существо;

- объяснять взаимодействия человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- первичного анализа и использования социальной  информации.

- использовать знания для выхода из проблемной ситуации;

- находить доказательства;

- сравнивать свою и чужие точки зрения

Компетенции: Духовные ценности и нормы. Наука в жизни современного общества.

Возможно знать/понимать:

- содержание и значение нравственных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

- оценивать собственные действия и действия других людей с точки зрения нравственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

 - участвовать в совместной учебной деятельности, работать в группах и в парах

- использовать различные источники информации для характеристики общественных явлений  и получения образования.

Компетенции Экономика и ее роль в жизни общества.  Товары и услуги. Рынок. Деньги. Семейный бюджет. Экономика и ее роль в жизни общества.  Товары и услуги. Рынок. Деньги. Семейный бюджет.

Отношения между людьми. Семья как малая группа. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Физкультура и спорт как социальное явление.  Отклоняющееся поведение.

Знать/понимать

  1. содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

                Уметь

  1. описывать основные социальные роли;
  2. сравнивать социальные объекты, выявлять  их общие черты и различия;
  3. приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    
  4. оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
  5.  решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  6. осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;           

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  2. общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  3. нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  4. первичного анализа и использования социальной  информации;
  5. сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Государственное устройство Российской Федерации. Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства.. Понятие прав, свобод и обязанностей. Признаки и виды правонарушений.

знать/понимать:

- знать основные черты и признаки политической сферы общества

уметь:

- формулировать  собственные оценочные суждения о современном обществе;

- защищать права человека и гражданина, осознанно выполнять гражданские обязанности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.

- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации, касающиеся правовых отношений

- осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Обществознание».

Для реализации целей и задач обучения истории по данной программе используется УМК по истории издательства Вентана –Граф.

Учебник, рабочая тетрадь,  методическое пособие (проектирование курса).  Автор УМК Соболева О.Б., Иванов О.В. / Под ред. Бордовского Г.А. Введение в обществознание 5 класс 2011г.

К техническим средствам обучения относятся компьютер,  цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.

Примеры работ при использовании компьютера:

- поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;

– создание текста мини - доклада;

- фотографирование макро- и микроскопических объектов (например, памятников истории и культуры);

– статистическая обработка данных исторических исследований (количественный анализ событий, отдельных фактов и т.п.);

– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках истории широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).

Предпочтительные формы контроля знаний, умений, навыков.

Преобладающей формой текущего контроля выступает как устные ответы, так и письменная работа (по карточкам, самостоятельные, тестовые, контрольные работы).

В соответствии с Примерной программой лабораторные и практические работы включаются в каждый урок:

  1.  извлечение социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  2.  решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  3.  формулирование  собственных оценочных суждений;
  4.  наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в жизни;
  5.  оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  6.  участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  7. совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

 Критерии оценивания учащихся по обществознанию.

Критерии оценки устного ответа.

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.

 Критерии оценивания письменного ответа.

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

 Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школьная форма 21века. Березанова Елена ученица 7 «А»класса 2012-2013 учебный год

Слайд 2

Школьная форма нужна. Какие-то учебные заведения ее требуют, какие-то нет. Решение принимается, как правило, родительским комитетом школьной администрацией, и должно решение это быть зафиксировано в уставе школы.

Слайд 3

Плюсы в школьной форме: Форма дисциплинирует, настраивает учеников на рабочий лад. Сглаживает неравенство в социально-финансовом уровне семей, ведь это одна из самых больших проблем современной школы. Еще один плюс в том, что форма позволяет приучить ребят следить за своим внешним видом, прививает аккуратность и понимание назначения делового костюма, стиля.

Слайд 4

Минус только один: это финансовая нагрузка на родительский кошелек. Что и говорить — одел сыну джемпер с джинсами — и все дела: в школу, во двор, в бассейн, к бабушке в гости… А так нужен отдельный пиджак. К нему брюки, а то и еще одни. Галстук. Минимум две рубашки. Туфли (ну не кроссовки же! Это мальчикам. С девочками еще сложнее.

Слайд 5

Например некоторые дети хотели бы ходить в такой же форме как в «Закрытой школе»

Слайд 6

Или бы они предпочли форму как в Японии

Слайд 7

Используя деловой стиль одежды, вы можете воспитать у своих детей серьезный подход к выбору одежды и направлению в жизни. Одевая школьную форму, изготовленную в классическом стиле, многие дети начинают вести себя серьезней, осознавая всю ответственность, которая на них была возложена. Многие школы перешли на форму, которая позволяет выделить их среди учеников других школ, показать имеющийся этикет и престиж учебного заведения.

Слайд 8

Школьники, которые носят специальную форму, выглядят намного солидней и престижней. Форма значительным образом дисциплинирует человека. Единая форма в классе или во всей школе позволит избежать соревновательности между детьми в разной одежде. Не возникает проблем «В чем пойти в школу». Форма для школьников позволит почувствовать ученика членом образованного коллектива, и он при этом, сможет испытывать гордость. Покупка школьной формы значительным образом экономит деньги родителей, так как она покупается один раз на несколько лет.

Слайд 10

Вводить или не вводить? Поддерживаю-81.11% Я против-17.36% Мне все равно-1.06% Затрудняюсь ответить-0.47%


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школьная форма Авторы Почешинская Олеся, Березанова Елена ученицы 7 «А» класса МБОУ СОШ №1 Преподаватель: Агеева Надежда Константиновна 2012-2013 учебный год

Слайд 2

Школьная форма в СССР 1920-е-1950-е годы: От эксперимента к классике Школьная форма до 1917 года была предметом гордости. Мальчикам тогда полагалось носить форму военного фасона, а девочкам – темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. По праздникам – белый фартук. Девочки обязательно носили косы с бантами.

Слайд 3

С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка»). С другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого. Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.

Слайд 4

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло. Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У них с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на форму из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»). На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.

Слайд 5

Школьная форма была отменена в 1992 году, и ученики сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду. В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Большинство общеобразовательных школ постепенно переходят на обязательную школьную форму, при этом у каждой школы и даже каждого класса она может быть своя. Рынок предлагает все больше вариантов школьной формы, многие из которых довольно привлекательны.

Слайд 6

Школьная форма в других странах

Слайд 7

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и с приходом независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.

Слайд 8

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах.

Слайд 9

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так как ученики могут участвовать в её разработке. Примечательно, что даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы — они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме Гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций).

Слайд 10

В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды ( dress code ). На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

Слайд 11

Для большинства средних и старших школ Японии обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — «матросский костюм». К форме обычно даётся ещё и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

Слайд 12

В Сирии школьницы носят одинаковые синие брючные костюмы.



Предварительный просмотр:

 «Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла».

                                              Воспитание - великое дело: им решается участь человека.  

                                                                                                                         В.Г. Белинский.

Методологической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Ключевая роль в формировании духовно-нравственных ориентиров отводится истории и обществознанию.

На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

А в наше время, когда у детей всё меньше и меньше остаётся настоящих примеров для подражания, когда их родина меркнет перед могуществом американского общества, а духовная жизнь беднеет с каждым днём, перед нами встала основная задача – помочь ребёнку в развитии его личности в самореализации и саморазвитии. Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на создание условий, необходимых для этого.

Понятие о нравственном идеале стало размытым, планка нравственности, патриотизма, гуманизма резко опустилась вниз в немалой степени под влиянием средств массовой информации, внедрения в сознание молодёжи системы ценностей, не соответствующих духовно-нравственным требованиям.

Образовавшийся вследствие крушения нравственных идеалов духовный вакуум стал заполняться культом насилия, денег, наслаждения. Регулятором поведения молодёжи стал принцип «все позволено», что привело к асоциальному поведению. Вызывает беспокойство не только падение нравственности молодёжи, но и роль идеалов в формировании личности и регулировании её поведения.

В настоящее время меняется социально-экономическая ситуация в России, мы стараемся вступить в мировое сообщество на основах уважения прав человека и мирного сотрудничества, и поэтому от педагогов зависит каким мы хотим видеть будущее России и насколько адекватно оцениваем её историю, на какие ценности ориентируемся.

В качестве непосредственных психологических механизмов этого выступают их главные структурные элементы: образы положительных, личностно значимых для подростка лиц, в которых персонифицируются соответствующие собственные ценности. Эти структурные образования являются эталоном анализа и оценки учащимися окружающих людей, их поступков, действий и решений, а также критерием собственного поведения.

Учебный предмет «История России» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников.

Его средствами решаются следующие задачи, обозначенные в формировании личностных результатах изучения предмета «История» по ФГОС:

1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

2) Освоение социальных норм, правил поведения.

3)Нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых исторических явлений.

4) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

5)Формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;

6)воспитание любви к своей малой Родине, чувства гордости за своих земляков;

7) привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;

-8)формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим или политическим событиям.

Знакомство с историческим наследием и умением учиться у своих предков, черпая  нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.

Итак, на уроках истории учитель может развивать такие элементы нравственного воспитания: нравственность, мораль, этическая культура, нравственная культура, личность.

Под нравственностью следует понимать выработанную личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждения в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.  

Мораль – это обусловленная жизненным опытом поколений совокупность норм, идеалов , определяющая ценностные основы жизнедеятельности человека среди людей,  воспринимающая их как личностное достояние.

Нравственная культура – осознанно выработанный на основе традиций и постоянно совершенствуемый личностью, индивидуальный опыт нравственно – ценностных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе.

Этическая культура – сформированность и гуманистическая направленность ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов, образа жизни, личности, основой которой является служение жизни, человеку , прогрессу.

Все  выше названные элементы ориентированы на формирование личности, которая является целью всего педагогического процесса ….

Учитель должен донести до ученика главную мысль истории о том, что у людей эпохи есть ядро, на котором  строятся ценности той или иной цивилизации. Такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать. История одна, а оценок истории тысячи. Меняется не история, а ее оценка.

Воспитание историей – это на мой взгляд главная составляющая воспитания духовно – нравственных качеств учеников.

Для этого учитель должен попытаться найти нравственную составляющую на каждом уроке  при изучении того или иного материала, а это значит восполнить дефицит информации нравственно – побудительного характера на уроке. Побудить у учеников желание – постоянно размышлять о нравственности – задача не из легких, но если, учитель хочет добиться желаемого результата, он должен держать  учеников в непрерывном потоке событий, поступков, коллизий, имеющих нравственное содержание.

Задумываясь над ценностями прошлого и проблемами морали людей, живущих в разных исторических эпохах, подростки начинают оценивать свое поведение, поступки людей, различать мотивы действий, качества личности. Это способствует формированию нравственных идеалов. Источником духовно – нравственного воспитания может послужить и православное наследие русской истории, и отечественная культура. И патриотический опыт русских  и советских полководцев, и русская иконопись, и шедевры русского искусства, и народные традиции и обычаи, и деятельность выдающихся деятелей науки и т.д.

Задача учителя умело подбирать к уроку материал с нравственным уклоном. Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.

Какой же исторический материал прошлого является эталоном на моих уроках:

- Повесть временных лет / о месте истории Руси в мировой истории,  о выборе веры князем Владимиром/

-Житие святых о Борисе и Глебе;

- об Андрее Болконском;

- об Антонии и Феодосии Печерских;

- о Сергии Радонежском;

-о Серафиме Саровском и др;

-«Поучение Владимира Мономаха детям»

-«Задонщина»

-«Домострой»

-«Юности честное зеркало»

-«Наука побеждать» А.В.Суворова

- произведение, раскрывающие русский патриотизм в эпоху Смуты.

-Отечественная война 1812 года

-Великая Отечественная война

-Афганская война

-Чеченская война

Такие материалы помогают учащимся постичь смысл истории, почувствовать связь времен на себе. Смысл сводится к тому, чтобы обратить ученика к качественной самооценке своей жизни, анализируя прошлое, жизнь людей, которые решали жизненные проблемы, находясь в разных исторических ситуациях.

  1. Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли.

Ярким примером для детей служат тексты исторических документов, древнерусские летописи, сказания. Например, описание русского князя Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства.

Князь Святослав "В повести временных лет" предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка, он дан как грубый варвар. Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений. Хочется подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой - войти в круг тех, кто эти роли оценивает. Глубокую духовно-нравственную нагрузку несёт в себе "Поучение детям" Владимира Мономаха. Хочется подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой - войти в круг тех, кто эти роли оценивает.

Или, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, мы с учащимися обсуждаем вопросы:

-как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?

-как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами? Петр I:кто он- злой гений или отец нации?

Часто для решения этих задач, найти возможность высказаться всем, отводим целый урок или пишем сочинения. Дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у них происходит формирование духовных ценностей, часто встречаются вполне зрелые рассуждения, иногда урок переходит в жаркие и шумные дебаты.

Такие задания помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся,  сопереживать  и сострадать – то, что необходимо на уроке.

Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Ребенок самостоятельно осмысливает как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей. При изучении темы "Знать и рыцарство в средние века" по истории в 6 классе дети узнают об этических нормах класса феодалов, которые использовали доходы от войн, грабежей и труда крестьян в основном на подарки, охоту, содержание большой свиты слуг и воинов. Знатный феодал должен быть щедрым, не считая денег, тратить свое богатство, делая это напоказ. Для него достойными занятиями были война, рыцарские подвиги, а тяжелые заботы о хлебе насущном он предоставлял "грубой черни". В сказаниях о рыцарях в 10 - 12 веках воспевались смелость, воинская удаль, презрение к смерти. Позднее, в 12 - 14 вв., в период расцвета рыцарской литературы, главным мерилом оценки поведения стала "честь". Феодалы приписывали высокие моральные качества только своему классу, связывая их с "благородным происхождением". Считалось, что " благородные" наделены от рождения и лучшими моральными качествами: они храбры, щедры и великодушны. К "неблагородным" правила рыцарской чести не применялись. В повседневной жизни, в семье феодалы были грубы, жестоки. Провожу с ребятами беседу, чтобы установить современное значение нравственных понятий и терминов, о которых шла речь на уроке. Выясняем, что благородным сейчас называют человека честного и справедливого, рыцарским называем смелое и великодушное поведение. Когда в наши дни человек желает подтвердить правдивость сказанного, он дает слово "чести" - честное слово.

На уроках истории дети воспитываются историей. Учащиеся должны понять, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор.

Работа над рефератами о жизни замечательных людей обогатила школьников новыми знаниями, продемонстрировала, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках.

После каждой большой темы отводится часть урока на изучение истории родного края в данный период. Считаю, что этот урок особенно важен для нравственного воспитания детей, так как именно на нём школьники ощущают причастность наших земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества. Особенно приветствуется информация, которую дети почерпнули у односельчан, например, рассказ бабушек о том, как они жили в трудные годы, как трудились, какие невзгоды выпали на их долю, как был обустроен их быт.

Много лет назад, выступавший по телевидению педагог-новатор Амонашвили говорил: «Если вы ... учитель истории, не страшно, что ваши ученики забудут дату Куликовской битвы. Но, если вы сумеете рассказать о ней так, чтобы они кожей почувствовали напряжение воинов перед этой битвой, услышали, как колышется ковыль, увидели, как поднимается над полем туман, поверьте, ваши ученики запомнят это на всю жизнь, и не просто запомнят, а гордиться будут, что выстояли, что победили».

Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью. Дети спрашивают: «А почему так?».

В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как «Отечественная война 1812 г.», «Великая Отечественная война» и т.д. А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому. Большую воспитательную нагрузку несёт на себе урок  «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов». Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина.

Рассказывая о выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться сухими фактами их биографий и деятельности, а привлекаются яркие красочные воспоминания современников, фрагменты художественной литературы. Как на уроках о войне 1812 года обойтись без Толстого? Как не процитировать лермонтовское «Бородино»? Например, можно ограничиться сухой фразой из учебника: «в армии усиливается недовольство затянувшимся отступлением». А можно и так: «Мы долго молча отступали. Досадно было, боя ждали, ворчали старики: «Что ж мы, на зимние квартиры? Не смеют что - ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?».

 В наше время большим подспорьем при выборе материала является разнообразная кино, видео и мультимедийная продукция. Богатейший иллюстративный материал, документы, музыка могут сделать эти уроки важнейшими с точки зрения формирования гражданственности и патриотизма. Когда ученики видят кадры и слушают музыку- это способно заменить десятки лекций, так как происходит внутренняя работа в душе каждого ребёнка.

Творческие работы учащихся усложняются: от рисунков на какие-либо темы и мини - сочинений до вычерчивания картосхем битв, составления исторических игр, кроссвордов, написания сочинений – размышлений и рассуждений о жизни и деятельности великих людей или каких-либо важнейших событий различных эпох нашей истории. В ходе выполнения творческих заданий учащиеся изучают вопрос более глубоко и всесторонне, проявляют фантазию, оригинальность, формируют эстетический вкус. Но главное заключается в том, что ученик, который со всей ответственностью подходит к выполнению творческого задания, всегда высказывает свою личную позицию, свое отношение к тем или иным событиям, историческим личностям.

В 6-7 классах на уроках обществознания дети рассматривают следующие темы: «Познай самого себя», «Семья — ячейка общества», «Что значит быть патриотом», «Человек среди людей». Знакомясь с ними, дети размышляют над проблемами культуры общения, особенностями межличностных отношений и учатся их выстраивать. Поскольку пропедевтический курс обществознания является практико-ориентированным, многие задания нацеливают детей на серьезные размышления о себе, своем поведении. По всем темам курса в учебниках есть практические советы, например: учимся быть достойными гражданами. Интересными для детей являются практические задания, сутью которых является разрешение ситуаций и нахождение выхода из них. С 8 класса начинается изучение систематического курса обществознания. Вопросы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в теме «Сфера духовной культуры», «Межличностные отношения», «Бесценный дружеский союз» в 8 классах. Дети размышляют над проблемами морали и морального выбора, долга и совести, делают вывод, что моральный выбор — это ответственность.

Понятие «демократия» дети узнают уже в курсе истории древнего мира. Урок «Афинский полис» посвящен демократии в Древней Греции – родоначальнице этого нового принципа народоправства. Дети узнают, что это была классическая рабовладельческая демократия, сам термин «народ», «граждане» относился там лишь к элитарному кругу людей, составлявших далеко не большинство населения страны, правами пользовались далеко не все категории населения.

 В старших классах понятие «демократия» усложняется, дополняется новыми признаками.

В прошлом учебном году все дети 5-8 классов работали над проектом «Мы будущие избиратели», которая завершилась выработкой единого проекта  по теме. Ученики выясняли политическую, идеологическую, правовую и экономическую основу демократии.

 Часто дети высказывают очень глубокие духовно-нравственные оценки, суждения. Но если вижу, что эти слова расходятся с делом, говорятся ради хорошей отметки, нахожу необходимые средства, чтобы дать верную оценку ученику.

Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи,  эпиграфы к уроку. "Ты хочешь стать лучше - тебя ждет дорога. Лень преследует всех - попробуй преследовать ее сам. Горчица - самое замечательное лекарство от вредности. Каждый раз, когда хочется о ком-нибудь сказать плохо, ею можно воспользоваться". Притчи, как мотивация к изучению темы, поиску проблемы урока. Например, «Где живёт красота? Где её можно увидеть?, Притча от рыбаке (уроки о семье), О юноше с плохим характером, притчи о Ходже Нассредине, царе Соломоне».

Этот богатый ресурс создаёт положительный настрой у ребят и способствуют их хорошей работе на уроке, а также они приобщаются к мировым нравственным ценностям.

Они классифицируются по содержанию, уровню сложности познавательной деятельности учащихся, по их роли в учебной деятельности. По содержанию можно выделить материал на раскрытие отношения к людям труда, на раскрытие отношения к труду, о семье, о свободном времени.

В работе по патриотическому воспитанию  используется и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Школьники внутренне воспринимают идею патриотизма,  испытывают радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытывают радость передачи добытых самостоятельно знаний своим.

В этом учебном году мы готовим общий проект пока под рабочим названием «С чего начинается Родина». Уже поступает довольно разнообразный материал. Этот материал даёт возможность растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на событиях из истории своей малой Родины.

  И в заключении одна замечательная притча об орле и воробье.

Воробей держит песчинку в клюве. К нему подлетает орел и спрашивает:

-Что ты, воробей, делаешь?

- Держу на себе Вселенную, - отвечает воробей.

-Это как же? Разве можно в клюве держать вселенную? – удивился орел.

-Делаю, что могу, - отвечает воробей и вновь взял песчинку в клюв.

Притча учителя истории

- Скажите, а кто больше изменил мир? Цезарь или Наполеон?

- Учителя истории.

Памятка учителю истории.

 1. Задача учителя истории - дать работу душе ученика, чтобы опыт времени и предыдущих поколений был в его руках, как компас, открыл дорогу собственному опыту жизни, провел ученика по следам тех, кто оставил нам после себя тропы своего времени и своих жизней.

 2. Задача учителя любить историю, которую ты преподаешь, и любить тех, кому ты её преподаешь.

 3. Воспитывать историей - это значит решать судьбу не только одного человека, но и державы в целом.

 4. Научи учеников искать следы истории, чтобы по ним проникнуть в глубину исчезнувших столетий.

 5. Покажи ученику, что укрепление Отечества шло рука об руку с его защитой.

 6. Не превращай прогулку по дорогам истории в беготню, внимательно рассмотри богатство исторического наследия на всем историческом пути народов.

 7.Будь наблюдателем прошлого, а не прокурором, научи детей понимать минувшие эпохи с позиции образа жизни тех народов и людей, которые ты изучаешь.

 8. Помоги разглядеть в истории поток времени, в который дети должны влиться своими жизнями.

 9. Пробуди нравственным примером из истории сердце и мысль учеников и дай возможность поработать над своим нравственным выбором.

 10.Помоги понять ученикам, что опыт истории дан им для размышления над своим настоящим и будущим.

 11.Будь уважителен к выбору ученика и его нравственной позиции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моя семья. Автор:Гугучкина Катя.

Слайд 2

Из кого состоит семья. В моей семье 4 человека: мама, папа, братик и я. На следующих страницах я вам расскажу о каждом из них.

Слайд 3

Рассказ о маме. Мама у меня добрая, хорошая, самая красивая и я её очень, очень сильно люблю. Она у меня работает зав. архивом в СГАУ имени Н.И. Вавилова.

Слайд 4

Рассказ о папе. Папа у меня добрый, но и бывает иногда ругает нас за дело, он у меня самый красивый и самый сильный. Он делает окна и зарабатывает на этом не мало денег. Я папу очень люблю.

Слайд 5

Рассказ о брате. Данилка-мой брат он весёлый, но иногда он такой злой что может стукнуть. Я его очень люблю. Он ходит в первый класс.

Слайд 6

Рассказ о себе. Ну что каждый человек о себе рассказывает. Пускай лучше мама про меня расскажет. Красивая, Добрая иногда бывает злая, хороша собой.

Слайд 7

Моя семья. В общем эта вся моя семья. Об остальных я вам рассказывать не буду.

Слайд 8

Конец.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование учебного материала по математике 6 класса

Планирование составлено на основе:Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике;Программы для общеоразовательных школ, гимназий, лицеев: Математик...

Учебный материал для 6- 7 классов ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ШОТЛАНДИИ

Holyrood Palace03.11.2010Holyrood Palace in Edinburgh was the official residence of the British Queen in Scotland. Between Edinburgh Castle and Castle Holyrood lies the so called Royal Mile.Edi...

Планирование учебного материала по алгебре 7 класс

Авторское планирование учебного материала по алгебре в 7 классе по учебнику авт. Мордкович, составленная в 2010-2011 уч.год...

Рабочая программа и примерное планирование учебного материала по математики 5 класс к учебнику Н.Я.Виленкин

Рекомендовано Руководитель кафедры______________       /_Щемерова О.В._/Протокол № _____________________От «___»_____________20_______ Принято На зас...

Тематическое планирование учебного материала по алгебре 9 класс (предпрофильный уровень) с указанием ЦОР к урокам

Тематическое планирование учебного материала по алгебре 9 класс к учебнику Ю. Н. Макарычева. Алгебра 9 класс для школ и классов с углубленным изучением математики.  Программа рассчитана на 5 часо...

Планирование учебного материала курса "Алгебра", 8 класс (базовый уровень)

Планирование учебного материала курса "Алгебра", 8 класс (базовый уровень)2012-2013 учебный год3 часа в неделю, 102 часа в годуУчебник "Алгебра. 8 класс" в 2-х частях под ред А.Г. Мордковича, М: Изд. ...

Рабочая программа учебного материала по физике 8 класса под редакцией А.В. Перышкина, согласно требованиям ФГОС

Рабочая программа по физике для 8  класса .Составлена согласно требованиям ФГОС к учебнику А.В. Перышкина "Физика 8" ( 2часа в неделю, 68 учебных часов за год)...