Главные вкладки

    Конспект урока обществознания "Всеобщая декларация прав человека" (10, 11 класс)
    план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

    Полковникова Татьяна Александровна

    Урок обществознания посвящен истории создания и основному содержанию, смыслам важнейшего документа по правам человека.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_obshchestvoznaniya_vdpch.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок обществознания.

    Тема урока: «Всеобщая декларация прав человека».

    Класс: 10.

    Цели урока:

    1. Дать представление о том, что такое права человека, познакомить с основными документами о правах человека;

    2. Познакомить учащихся с основными принципами, заложенными во «Всеобщей декларации прав человека» на основе изучения текста Преамбулы;

    3. Показать непреходящее значение «Всеобщей декларации прав человека» в современном мире.

    Учащиеся работают в группах по 5-6 человек.

    Стадия «вызова».

    Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Сегодня наш урок обществознания будет посвящен одной из тем 3 модуля, который называется «Право и государство». Но пока темы урока на доске нет. Вы попробуете сформулировать ее сами. Начнем мы с небольшого текста. Автором его является чилиец Эрнан Санта Крус. Он был участником третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая состоялась в 1948 году.

    ______________________________________________________________________

    Он вспоминал: «Я четко осознавал, что являюсь свидетелем подлинно исторического события, когда был достигнут консенсус в отношении высшей ценности человеческой личности, ценности, которая определяется не решением какой-либо мирской власти, а самим фактом существования человека, что порождает неотъемлемое право быть свободным от нужды и угнетения и всесторонне развиваться как личности». 

    На этой сессии состоялось голосование по принятию очень важного международного документа по правам человека. Заседание началось поздно вечером, в 21 час и длилось три часа 10 минут... Результаты голосования были наградой авторам. Подавляющее большинство участвующих в заседании государств (а именно, 48) одобрили документ. Восемь стран воздержались от одобрения документа — Советский Союз, Украинская и Белорусская советские республики, Югославия, Польша, Чехословакия, Саудовская Аравия и Южно-Африканский Союз. Результатом заседания стало принятие важнейшего международного документа по правам человека. Сегодня этот документ внесен в Книгу рекордов Гиннеса, как переведенный на наибольшее число языков в мире: помимо шести официальных языков ООН - английского, арабского, испанского, китайского, русского и французского, он был переведен на множество других языков, включая пипиль – язык на котором говорят примерно 50 человек в Сальвадоре и Гондурасе.

    Как вы думаете, о каком важном международном документе идет речь?

    Ответы учащихся.

    Формулирование темы урока.

    Беседа.

    Учитель:

    1. Давайте вспомним, что такое право? Какие значения этого понятия вам известны?
    2. Остановимся на значении: «определенные правила, установленные и санкционированные государством». Как вы думаете, для чего обществу нужны эти правила? В чем их смысл? (обществу необходимы порядок и организованность, без таких правил наступит хаос и конфликты).
    3. А теперь давайте подумаем о значении словосочетания «права человека». Попробуйте заполнить небольшую ассоциативную таблицу:

    С чем у вас ассоциируется словосочетание «права человека»?

    Учащиеся работают сначала индивидуально, затем обсуждают получившиеся ассоциации в группе. Озвучивается одна-две таблицы по выбору группы с небольшими комментариями.

    Ассоциации

    1. Время года

    2. Цвет

    3. Музыкальное произведение

    4. Художественный фильм

    5. Литературное произведение

    6. Исторический или общественный деятель

    Обсуждение, оценка ассоциаций, формулирование выводов.

    Учитель: Идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями она уходит в мировые религии и древние философские учения. В настоящее время права человека понимаются следующим образом:

    - совокупность правил, которые присущи самой природе человека и без которых он не может существовать;

    - совокупность представлений о достойном положении человека в обществе;

    - субъективные права, на которые может претендовать каждый человек вне зависимости от государства;

    - определенный минимум общесоциальных, общечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которого должна быть обеспечена в любом обществе;

    - минимальная неотъемлемая мера свободы, определяющая статус отдельной личности.

    В процессе нашей работы мы будем уточнять значение понятия «права человека».

    Упражнение «Необитаемый остров».

    А теперь представьте, что вы попали на необитаемый остров. И вам надо создать идеальное общество. Вы должны составить список прав граждан вашего общества. Каждый из вас напишет три самых важных, на его взгляд, права. Затем вы выбираете в группе 10 самых важных прав, и цветными маркерами записываете их на листах бумаги.

    В процессе озвучивания результатов работы групп учитель выписывает на отдельном листе те права, которые повторяются. Таким образом, составляется список прав человека небольшого сообщества – 9 а класса.

    Стадия «осмысления».

    1. История создания «Всеобщей декларации прав человека».

    2. Ценности, лежащие в основе «Всеобщей декларации прав человека».

    Как уже было сказано, идея прав человека имеет долгую историю.

    Великая хартия вольностей (Англия, 1215 г.) - грамота, скреплённая печатью английского короля Иоанна Безземельного 15 июня 1215 г. (написана на латинском языке) в Раннимеде (Южная Англия) под давлением восставших баронов. Ограничивала права короля: запрещала взимать субсидии с баронов без их согласия, ликвидировала право короля вмешиваться в юрисдикцию сословных курий. Хартия предоставляла некоторые привилегии рыцарству и верхушке свободного крестьянства: королю и баронам запрещалось требовать с них больше служб и повинностей, чем следовало по обычаю. Хартия подтвердила существовавшие привилегии городов. Лишь в немногих из 63 статей Хартии оговаривались интересы простых людей. Великая хартия вольностей входит в число действующих актов английской конституционной практики. Хранится в здании ратуши Лондонского Сити.

    Декларация независимости (США, 1776 г.) принята 4 июля 1776 г. 2-м Континентальным конгрессом представителей английских колоний в период освободительной войны за независимость в Северной Америке 1775-83 гг. В основу Декларации независимости был положен проект Т. Джефферсона, составленный в республиканском и демократическом духе. Декларация независимости объявляла об отделении колоний от Англии и образовании нового самостоятельного государства - Соединённых Штатов Америки. Она провозглашала право людей на жизнь, свободу, равенство, стремление к счастью, признавала за народом право на восстание против правительства, нарушающего его права, и на учреждение нового правительства, то есть суверенитет народа. Декларация независимости имела большое историческое значение, так как звала на борьбу с абсолютизмом и феодальными порядками.

    Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.) (declaration des droits de l'homme et du citoyen). Уже в наказах 1789 г. встречается требование чтобы во Франции была издана Декларация прав, причем, конечно, имелся в виду пример Америки. В самом национальном собрании первая мысль о такой Д. и первый ее проект (12 июля 1789 г.) принадлежали Лафайету. Ее текст состоит из краткого введения, в котором заявляется, что единственными причинами общественных бедствий и порчи правительств являются незнание, забвение или презрение естественных, священных и неотчуждаемых прав человека, и из 17 статей, заключающих в себе, главным образом, две основные идеи политической философии естественного права — идею индивидуальной свободы и идею народовластия. Все люди свободны и равны в правах. Цель общества — сохранение прав личности (свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению). Верховная власть принадлежит нации. Закон есть выражение общей воли; участвовать в издании законов имеют право все граждане, лично или через представителей. Все граждане равны перед законом. Особые статьи обеспечивали личную неприкосновенность, судебные гарантии личности, свободу совести и мысли, свободу слова и печати. Публичная сила существует для счастья всех, а не для личной выгоды тех, кому она вверена. Налоги, необходимые для ее содержания, должны быть распределены равномерно. Никто не может быть лишаем собственности, кроме случаев общественной надобности, законно засвидетельствованной, и лишь под условием вознаграждения.

    Из истории создания Декларации.

    Разные общества по-разному подходят к вопросу провозглашения и гарантированности прав человека. Обратите внимание, что права человека представляют собой определенный уровень общих требований к правовому и социальному положению каждой личности. Однако, людям из разных стран зачастую очень сложно решить, какие права человека являются наиболее важными. Большую роль здесь играют культурные, религиозные, социальные различия.

    Когда после Второй мировой войны была создана ООН, мировые лидеры решили дополнить Устав ООН документом, гарантирующим права человека везде и всегда. Задуманный ими документ рассматривался на первой сессии Генеральной ассамблеи ООН в 1946 году. Затем проект декларации о правах человека был передан на рассмотрение Комиссии по правам человека. Она состояла из 18 человек, представлявших различные политические, культурные и религиозные традиции. Большую роль в работе Комиссии сыграли: Элеонора Рузвельт, вдова американского президента Франклина Д. Рузвельта, Рене Кассэн (Франция), Пэн Чун Чан (Китай), Джон Хамфри (Канада), Шарль Малик (Ливан), Александр Богомолов и Алексей Павлов (СССР). 

    Этот небольшой по объему документ стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит перечень основных гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав человека.

    Эта комиссия и составила Всеобщую декларацию прав человека, которая была принята в этом же году 10 декабря на Генеральной ассамблее ООН.

            Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент фильма Михаила Рома «Обыкновенный фашизм» и ответить на вопрос:

    В чем вы видите главную причину написания Декларации практически сразу же после Второй мировой войны?

    Фрагмент фильма «Обыкновенный фашизм».

    Всеобщая декларация прав человека явилась протестом (и это отражено в Преамбуле к Декларации) против ужасных зверств, совершенных во время Второй мировой войны.

    Учащиеся находят подтверждение своим предположениям в тексте Преамбулы.

    Учитель: Хочу обратить ваше внимание на то, что документ называется Декларация. Это значит, что это не юридический договор, а провозглашение прав человека, заявление о намерениях, поэтому Декларация не содержит санкций за нарушения указанных прав и свобод. Тем не менее, Всеобщая декларация прав человека имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и ее положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека. Кроме того, этот документ обладает большой морально-политической силой. По отношению к нему судят о позиции данного государства в области защиты прав человека.

    Понимая, что Всеобщая декларация прав человека – это только заявление о намерениях, провозглашение прав человека, в 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла два дополнительных документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В совокупности все три документа составляют Международный билль о правах. Для государств-участников, подписавших этот документ, он является обязательным к исполнению документом.

    А теперь давайте обратимся к тексту Всеобщей декларации прав человека, а именно, к Преамбуле.

    Работа в группах с текстом Преамбулы.

    Задание для работы в группах.

    1. Прочитайте текст Преамбулы.
    2. Какие слова встречаются в тексте чаще всего?
    3. Как вы думаете, каким создатели Декларации видят идеальный мир?
    4. Как вы считаете, чего опасаются авторы Декларации?

    ПРЕАМБУЛА

    Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

    принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

    принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

    принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

    принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

    принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

    принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

    Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

    Далее следует выступление групп с результатами работы по тексту Преамбулы. Содержание выступлений может пример таким:

            Чаще всего в тексте встречаются слова: права человека, свобода, достоинство, равенство. Именно эти слова отражают универсальные, т.е. общие для всех, общечеловеческие ценности, положенные в основу Всеобщей декларации прав человека.

            Идеальный мир – это такой мир, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений, будут свободны от страха и нужды, в котором будут дружественные отношения между народами, равноправие мужчин и женщин, социальный прогресс.

            Авторы опасаются новых варварских актов, к которым привели пренебрежение и презрение к правам человека, восстаний против тирании и угнетения,  нужды.

    Работа в группах.

    Какой символ, на ваш взгляд, соответствует понятию

    1 группа – «равенство»

    2 группа – «достоинство»

    3 группа – «свобода»

    4 группа – «права»

    Выступления групп, презентация своих символов.

    10 декабря весь мир отмечает Международный день прав человека. Именно в этот день в 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека. Казалось бы, со времени ее принятия прошло более 60 лет, однако этот документ остается актуальным как никогда раньше. С чем это связано?

    УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ.

    Права человека, которые были впервые провозглашены в Декларации неотъемлемо присущи всем людям и все международное сообщество должно обеспечить их соблюдение. Заложенные в Декларации принципы: равенство, достоинство, недискриминация, справедливость  применимы к каждому человеку, везде и всегда.

    ОБЩИЙ СТАНДАРТ.

    Декларация является основой, на которой зиждутся международные стандарты в области прав человека. Положения Декларации легли в основу более 80 международных договоров и деклараций по правам человека, огромного числа региональных конвенции по правам человека, национальных конституций, в том числе Конституции РФ, вторая глава которой практически полностью соответствует тексту Декларации.

    АКТУАЛЬНОСТЬ.

    Конечно, на сегодняшний день достигнуты впечатляющие успехи в области защиты прав человека. Однако сегодня мы еще не можем сказать, что права каждого человека защищены и гарантированы в одинаковой степени. Борьба за права человека еще не закончена. Каждый из нас, руководствуясь положениями Декларации должен уважать права других людей и способствовать тому, чтобы эти права стали реальностью для всех.

    Для того, чтобы руководствоваться положениями Декларации в реальной жизни, нужно очень хорошо эти положения знать. На следующем уроке мы также будем работать в группах и подробно знакомиться с текстом Декларации и теми конкретными группами прав, которые провозглашены в этом небольшом документе.

    Закончить урок мне хотелось бы словами Элеоноры Рузвельт, вдовы экс-президента США Франклина Д. Рузвельта, председателя Комиссии ООН, составившей в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, которая на вопрос «С чего начинаются всеобщие права человека?» ответила так: «С очень небольших мест, совсем близко от дома. Эти места такие маленькие, что их не найти ни на одной карте мира. Но каждое такое место – целый мир для отдельно взятого человека. Это квартал, в котором он живет; это его школа или колледж; это завод, ферма или офис, где он работает… Пока эти права не наполняться смыслом там, они мало будут значить где-либо еще. Без согласованных действий граждан, направленных на защиту прав человека у себя на улице, нам нечего ждать улучшений в мире в целом».

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Всеобщая декларация прав человека" 9 класс.

    Конспект урока "Всеобщая декларация прав человека" по обществознанию 9 класс....

    Презентация "Всеобщая декларация прав человека" 9 класс.

    Презентация к уроку обществознания "Всеобщая декларация прав человека" 9 класс....

    Игра- "Всеобщая Декларация прав человека" 9 класс

    Урок-игра- "Всеобщая Декларация прав человека" 9 класс...

    Конспект урока по теме "Право". 10-11 класс.

    Позволяет систематизировать изученный материал,повторить основные понятия, подготовиться к сдаче зачета, экзамена по обществознанию....

    Конспект урока английского языка "Правила безопастности" 5 класс

    Конспект составлен по УМК English-5 В.П. Кузовлев...

    Конспект урока музыки "Фортуна правит миром"6 класс Критская ФГОС

    В  данном  конспекте раскрывается  материал   по  ознакомлению  с   сценической   кантатой  Карла Орфа"Кармина  Бурана" ...

    Конспект урока мир природы и человека 3 класс ОВЗ

    Конспект урока мир природы и человека 3 класс ОВЗ...