Главные вкладки

    Конспект урока музыки "Фортуна правит миром"6 класс Критская ФГОС
    план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

    Кальсина Татьяна Алексеевна

    В  данном  конспекте раскрывается  материал   по  ознакомлению  с   сценической   кантатой  Карла Орфа"Кармина  Бурана"  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_muzyki_6klass.doc94 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                     «Фортуна   правит   миром!   6  класс

    Цель и задачи урока:

    – формировать  представление  о стилевом  многообразии  музыки XX века;

    – учить  различать  простые  и сложные  жанры  музыки  на  примере  сценической  кантаты  К.Орфа “Кармина Бурана”;

    – развивать  способность  анализировать  приемы  взаимодействия  и  развития образов  сценической кантаты “Кармина Бурана”;

    – развивать  навыки  напевания  мелодий  классического  репертуара;

    Личностные: Развитие  эстетического  сознания  через  освоение  художественного наследия, творческой деятельности   эстетического  характера.

    Метапредметные: Самостоятельный  выбор  целей  и  способов  решения  учебных  задач ( включая интонационно-образный  и  жанрово-стилевой  анализ  сочинений) в  процессе  восприятия  и  исполнения музыки  различных  эпох, стилей, жанров, композиторских  школ; Приобретение  навыков  работы  с сервисами  Интернета.

    Предметные: Знать:

    - особенности  творчества  К.Орфа;

    -понятия   фортуна;  ваганты;  кантата;  сценическая кантата.

    Совершенствовать  умения  и  навыки  самообразования,  проводить  интонационно-образный  анализ музыки  и  выявлять  принцип  ее  развития, выявлять  средства  музыкальной  выразительности  и  приемы развития  музыки; Применять  дирижерский  жест  для  передачи  музыкальных  образов.

    Музыкальный материал урока:   фрагменты сценической кантаты “Кармина Бурана” К.Орфа, песня «Из  вагантов»

    Оборудование: мультимедийная   презентация ,тестовые  задания  разной сложности

                                     

    Этапы  урока

    Деятельность  учителя

    Деятельность  учащихся

    1 слайд

    2-3-4 слайды

    Ход урока        

    Слезы катятся из глаз,
    Арфы плачут струны.
    Посвящаю свой рассказ
    Колесу Фортуны. 
    Ребята, вы  знаете, кто такие ваганты?

     А  хотите  узнать?

     Ребята, обратимся к тексту учебника. См. с.76 учебника

    Прочтите и ответьте, кто такие ваганты и что означает это слово в переводе с латинского языка?

    Почему  эта  тематика  оказалась популярной  и  в  поэзии, и  в  живописи, и  в музыке?

    Читают стр 76

    1группа

    ваганты (лат. – бродячие) – странствующие поэты-музыканты 

      Священнослужители, не имевшие  постоянно  прихода  и  скитавшиеся  от  одного  епископского  подворья  к  другому, беглые  монахи, школяры, странствующие студенты. Творчество  вагантов опиралось  на  традиции  церковных  песенных  и  речевых  жанров, в  том  числе на  исповеди. Вместе  с  тем  использовался  и  опыт народной  песенной  лирики. Мотив  весенней  природы сочетается  в  их  поэзии  с  восхвалением   молодости   как « вешней»  поры жизни, любви, веселья  и  беззаботности.

    *

    Вероятно  потому,  что  для  людей  того  времени  образы  любви, красоты, плодородия  были  определяющими.

    *

    Это было  для  них  важно

    Я  предлагаю  вам  сегодня  урок  начать  с  песни  «Из   вагантов» .(наиграть  мелодию) Пользуясь нотной записью стр 81  спойте  со мной  на  слог  ТА

    А  сейчас  со  словами.  

    Работа с нотной записью, дирижированием        

    -Как  вы  думаете, какая по характеру песня? (Свободная, радостная, подвижная, есть  легкость  звучания, ритмичная, громкая, жизнерадостная)

    Перед вами текст песни .Следите  за  текстом  и  слушайте песню целиком.     Пение  1  куплета  целиком.  Работу  над  песней  мы  продолжим  на  следующем  уроке.

    Учитель: (продолжает).-Ребята, как  вы думаете, о ком   и  о  чем  сегодня  на  уроке  мы  будем  говорить?  

    о  вагантах  и   музыкальных  произведениях…..

    5слайд

    Да!  В бенедиктинском монастыре Бойерн, в предгорьях Баварских Альп хранился рукописный сборник стихов и песен XII-XIII вв., авторами которых были ваганты. В середине XIX в. рукописный сборник был издан под названием “Carmina burana” – Баварские песни. Тексты сборника делятся на четыре группы: сатирические песни, лирические стихи, застольные  и  плясовые  песни  и  пьесы  духовного  содержания.

    Однако, наибольшую известность стихи приобрели тогда, когда выдающийся немецкий композитор XX века Карл Орф, пересказал их языком музыки.

    6слайд

    Объявляется тема урока.

    Как  вы  думаете,  с  каким  музыкальным произведением  сегодня  познакомимся?

    Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой сценической кантаты Карла Орфа “Кармина Бурана”.

    Это  и  будет  темой  нашего  урока. Мы будем  учиться  различать  простые  и  сложные жанры  музыки  на  примере кантаты, анализировать   приемы взаимодействия  и   развития  образов  сценической  кантаты

    Кантата « Кармина  Бурана»

    7слайд

    8слайд

    9слайд

    10слайд

    (Продолжение  работы  над  словарем  урока  по  группам).

    Ребята, как  вы  думаете,что такое кантата?

    САМООЦЕНКА(ваганты,кантата,сценическая кантата)

    Вновь обратимся к тексту учебника (см. с.78). Прочтите и ответьте на вопросы:

    - Какой подзаголовок имеет   кантата?

    Как  вы  думаете, почему такое  название?

    Содержание охватывает широкий круг светских тем, актуальных как в XIII веке, так и в наше время: непостоянство удачи и богатства, быстротечность  жизни, радость возвращения  весны. Карл  Орф  выбрал  25  песен морализирующего, бытового  характера, прославляющих простые  земные  радости. Кантата  включает  стихи, как  на латинском, так  и  на  немецком  языке.

    Сколько  частей  в  кантате  и  какие названия они   имеют?

    2группа

    Это муз.прозведение

    Кантата – сочинение для солистов, хора, оркестра.

    Музыкально-театральный жанр, где сочетаются музыка, танец и сценическое действие – сценическая кантата.

    «Мирские  песни»

    Значит земные,светские.

    В  кантате  три  части:

    8 слайд   I — “Весна” — рисует пробуждение природы, полноту и радость жизни;

    9 слайд  2 — “В таверне” — это картина необузданного веселья хмельных посетителей таверны;

    10 слайд  3 — “О любви” — воспевает счастье и радость взаимного чувства.

    11слайд

    Открывает  кантату Пролог. Как  называются  два  номера  в Прологе?

    Давайте  проверим   правильный  ли ответ.        Молодцы!

    1.«О!Фортуна»

    2. «Оплакиваю  раны, нанесенные  мне  судьбой»

    12слайд 1часть

    2часть

    3часть

    14слайд

    Над всем царит Фортуна.

     А  теперь  мы  обратимся  к  музыке!

    В учебнике (с. 78-79) записаны два музыкальных фрагмента. Давайте попытаемся их пропеть. Обращаем внимание на указанный в нотах темп и динамику.

     (Наигрываю мелодии на фортепиано, а затем ученики поют их закрытым ртом или на слог “та”).

    А  теперь  споем  с  дирижированием.

     А теперь мы прослушаем эти два музыкальных произведения!

    Во  время  слушания  обратите  внимание  на  то,

    какие образы   и  ассоциации  рождаются в воображении, когда слушаешь эту музыку?

    Основная мысль этих произведений – раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе – Фортуне.(Итак,  подводя итог высказываниям, давайте   прочтем  перевод на русский язык Пролога).

    На первой странице стихотворного сборника "Carmina Burana" была воспроизведена средневековая миниатюра "Колесо Фортуны". Считается, что именно она произвела глубокое впечатление на Карла Орфа и определила композиционный план кантаты.

    Первый хор "О, Фортуна, Ты изменчива как луна" неожиданно возвращается в конце кантаты. В этой своеобразной раме проходят контрастные картины жизни: радостные весенние хороводы "Весна", озорные пародийные эпизоды "В таверне", и, наконец, восторженный гимн всеобъемлющей любви "Славься, прекраснейшая!" в исполнении всего состава исполнителей.

    Ребята! Сейчас мы прослушаем фрагменты каждой из трех частей кантаты!

    Синквейн  1группа  на  тему «Весна»

    2группа «Таверна»        3группа  «Любовь»

    Само  и  взаимооценка

    3 группа

    Фортуна - богиня судьбы, вращение колеса которой, то приносит человеку счастье, то свергает его в пропасть. Музыкальный образ Фортуны  открывает   и замыкает  кантату. “Фортуна — повелительница мира”!

    Дети поют  отрывки  стр  78-79  на  слог ТА

    Дети  поют  и  дирижируют

    Слушание   музыки

    Ответы  детей: Драматическая, суровая, захватывающая музыка.

     Приложение №1

    Слушают  3 части по  порядку  

    составляют  синквейн 1группа -1часть

    2группа – 2часть

    3группа-3часть

    Само  и  взаимооценка

    Перед вами тексты (в переводе) некоторых частей кантаты.

    – Какие фрагменты музыки соответствуют строкам из стихотворного сборника

     

    и картинам И.Иванова “Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением” и Рембрандта “Флора”?

    Приложение №2

    Итак, друзья, для нас звучала музыка, обладающая потрясающей силой воздействия!

    Сегодня  мы  завершили  работу  по  теме  «Образы  духовной  музыки  Западной Европы». Сравните    мелодии    кантаты  Орфа  с  древнерусскими  напевами, с  хоралами  Баха   и   запишите  ответы  в  карточках .

    Вспомните,  с  какими  мелодиями  древнерусских  напевов  и  хоралами Баха  созвучна  кантата Кармина Бурана»

    ПРОВЕРЬ   СЕБЯ

    Это  произведение, исполняемое в концертах, многочисленно используемое в кинофильмах и рекламных роликах,это  некий прототип   традиций  современного  рока. Музыканты  из  группы«Linkin  Park»!использовали  мелодии  кантаты  в  своей  аранжировке.

    Работа  с  карточкой №1

    Проверь   себя

    Домашнее  задание.

    1)Найти  и послушать аранжировку  рок-группы «Linkin  Park»!

    2).Подготовить устное сообщение на тему: «Чем мне запомнилась музыка «Кармина Бурана»?

    3)Узнать больше о  жизни и творчестве Карла Орфа

      приложение №1

    1. О, Фортуна

    O, Фортуна,
    словно луна
    ты изменчива,
    всегда создавая
    или уничтожая;
    ты нарушаешь движение жизни,
    то угнетаешь,
    то возносишь,
    и разум не в силах постичь тебя;
    что бедность,
    что власть —
    всё зыбко, подобно льду.

    2. Оплакиваю раны, нанесённые Судьбой

    Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой,
    и глаза мои залиты слезами,
    она делает дары живущим,
    но меня упрямо обходит.
    На троне Судьбы
    я часто был поднят,
    окружённый
    морем цветов благосостояния;
    я мог процветать
    счастливо и благословлять,
    теперь же я падаю с этой вершины,
    лишённый славы.
    Колесо Фортуны делает оборот;
    я оказываюсь внизу;
    другой поднят надо мной;
    высоко, слишком высоко.
    Он теперь царь —
    созидающий и разрушающий!

    Приложение  №2

    Перед вами тексты (в переводе) некоторых частей кантаты.

    1) Какие фрагменты музыки соответствуют строкам из стихотворного сборника?

    2)Какие  фрагменты  музыки   соответствуют картинам И.Иванова “Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением” и Рембрандта “Флора”?

    … одетая цветами
    господствует Флора,
    гармония леса
    хвалит её в песнях.
    Словно арфа поёт
    нежный соловей,
    морем цветов
    смеются радостные луга,
    щебет птиц всё громче
    в чудесных лесах,
    и хор дев
    уже обещает тысячу радостей.

    Приди, приди, о, приди же,
    не дай мне умереть,
    Твоё лицо красиво,
    свет твоих глаз прекрасен,
    твои сплетённые волосы нежны,
    что за чудесное существо!
    Краснее розы,
    белее лилии,
    любимей, чем все другие,
    я буду всегда славить тебя!

                     Карточка №1 (укажи  стрелочкой)

    Вспомните,  с  какими  мелодиями  древнерусских  напевов  и  хоралами Баха  созвучна  кантата Кармина Бурана»

    Иоганн  Бах                                                                       КАРЛ    ОРФ «КАРМИНА   БУРАНА»

                                                                                                                                                           СЦЕНИЧЕСКАЯ            КАНТАТА

    «Хорал»   (Проснитесь ,голос  к  вам  взывает)

    «Хорал»   (Хранить  тебя  с  усердием  я  буду)

    «Хорал»   (Радуйтесь, что  наш  Спаситель здесь  рожден…)

    Шестопсалмие  (знаменный  распев)

    «Свете  тихий» (Киевский    распев)

    Лист  оценки (группа______)

    ваганты

    Кантата,

    сценическая  кантата

    Фортуна

    синквейн

    проверь себя

    Наш   синквейн

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    Проверь  себя
    1.      Карл  Орф – один  из  выдающихся   музыкантов  XX  века.
             А)  да        
             Б)  нет
    2.    «Кармина  Бурана»  это…
        А)  весёлая  комедия
        Б)  сочинение  для  солистов, хора  и   оркестра

    3.      Карл  Орф   за  основу  своего    произведения  взял  средневековый  сборник  стихов  и  песен.
             А)  да        
             Б)  нет
    4.    «Кармина  Бурана»  рассказывает  о  колесе  Фортуны
             А)  да
             Б)  нет

    5.      Карл  Орф   польский  композитор
             А)  да        
             Б)  нет
    6.    Колесо  Фортуны – главный   сценический  образ  кантаты   «Кармина  Бурана»    
             А)  да
             Б)  нет

    Чем мне запомнилась музыка «Кармина Бурана»?

    Закончи предложение

    • Сегодня на уроке я запомнил, что,,,,,,,,
    • На уроке мне понравилось………
    • Меня поразило, что………
    • Мне было трудно……….
    • Мне было очень просто………
    • С сегодняшнего  дня  я   постараюсь…….


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока математики в 5 классе по ФГОС

    Тема урока: Десятичные дроби. Класс: 5 , уровень базовый Тип урока: урок рефлексии ЦЕЛИ: 1) личностные: - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл по...

    План-конспект урока истории в 5 классе (по ФГОС)

    Представлен план-конспект урока истории в 5 классе по теме "Олимпийские игры". Урок проводится в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

    план-конспект урока по праву 10 класс

    представлен один из вариантов план-конспекта по праву 10 класс...

    Конспект урока географии в 6 классе по ФГОС "Географические координаты"

    Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, позволяющей  учащимся самостоятельно открывать знания, обеспечивающей  творческое усвоение знаний учениками посредством специ...

    Конспект урока технологии в 5 классе по ФГОСУ учитель технологии Спиридонов О. Л. ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 города Похвистнево

    Конспект урока по технологии в 5 классе (2 часа)ФИО учителя: Спиридонов Олег ЛеонидовичОУ: ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево Самарской областиРаздел: Технология художественно-прикладной обработки материаловТ...

    конспект урока русского языка 5 класс Шмелев ФГОС

    конспект урока русского языка 5 класс по теме "Слог, ударение" Шмелев ФГОС...

    Конспект урока физики в 7 классе по ФГОС "Силы трения".

    Урок физики в 7 классе "Силы трения" подробно разработан в соответствии с требоаниями ФГОС. В конспекте отражены все этапы урока: актуализация знаний, мотивация, целеполагание, повторение опорных знан...