Главные вкладки

    план-конспект урока по праву 10 класс
    план-конспект урока по праву (10 класс) на тему

    Буланов Константин Владимирович

    представлен один из вариантов план-конспекта по праву 10 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_po_pravu_10_klass.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока по праву   10 класс

    Тема: Права детей.

    Цели урока:

    - ознакомление  с содержанием «Конвенции о правах ребёнка»;

    - формирование умений  работать с различными источниками, извлекать из них информацию;

    - совершенствовать навыки монологической речи и введения диалога,

    - развивать внимание и память, логическое мышление;

    - воспитание ответственности и уважительного отношения к другим людям,

    • учить работать в группе.

    Задачи  урока:  

    - познакомиться с основным содержанием «Конвенции» как международного документа по правам ребёнка; с законами, в которых говорится о правах ребёнка РФ;

    - рассмотреть различные жизненные ситуации и  пути выхода из них на основе законодательства. 

    Оборудование: ПК, проекционное оборудование, презентация, карточки с заданиями.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Структура  урока

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы, целей урока.

    3. Актуализация знаний учащихся.  

    4. Изучение нового материала.

    5. Первичное закрепление нового материала.

    6. Рефлексия.  

    7. Итоги  урока.

     8. Домашнее задание. 

                                                           Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Сообщение темы, целей урока

    Учитель. Я взяла себе в помощники неизвестного юного поэта, скорее всего вашего ровесника. Послушайте его стихи (Учитель зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока).

    Я – ребёнок, я – человек, я должен иметь права
    На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идёт война.
    Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
    Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
    Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
    Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

              Сообщение темы урока: Права ребёнка. 

     

    3. Актуализация знаний учащихся

    3.1. Вопросы учителя:

    • Какие международные договоры о правах человека вы знаете?

    (Ожидаемый  ответ: Международный билль о правах человека.)

    • Что он включает в себя?

     (Из предложенных ответов выбираем правильный).

     Ответы детей. Он состоит из 5 документов:

    - Всеобщей декларации прав человека Принята ООН (10.12.1948г.);

    - Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах;

    - Международный пакт о  гражданских и политических правах;

    (приняты в 1966 г., вступили в силу в 1976 г.);

    - Факультативный протокол к последнему пакту (16.12.1966 г.);

    - Факультативный протокол об отмене смертной казни (15.12.1989 г.).

    3.2. Объяснение  терминов: - Что такое право? Декларация? Пакт? Конвенция? Правоспособность? Дееспособность?

    4. Изучение нового материала.

    Проблемный вопрос:

    • Почему правам ребёнка уделяется такое большое внимание в современном мире?

     Учитель: В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации.

        Слово предоставляется учащимся. Они расскажут о принятии Декларации прав ребёнка в 1959 г. и Конвенции о правах ребёнка.

         1 ученик: Однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с Запада, кто-то с Востока, с Севера и Юга. Здесь были мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

    2 ученик: Многие приехали из тех мест, где шла война, гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, политические взгляды.

    1 ученик: Всех собравшихся объединяло одно желание – чтобы никогда больше не было воин, чтоб никто не знал страха и нужды.

    2 ученик: Поэтому они все вместе и написали закон. Они привели в этом документе список прав, которые должен иметь каждый человек на земле.

    1 ученик: Далее ООН принимает решение о разработке специального документа по правам ребёнка. 20 ноября 1959 г. Была принята Декларация прав ребёнка.

    2 ученик: Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец, 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребёнка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. 15 сентября 1990 г. Конвенция вступила в силу на территории СССР.

    Учитель: Наши права и свободы как граждан Российской Федерации заключены в основном законе страны.

    • Как называется этот документ?

    Конституция РФ не оговаривает особо права детей (исключение - право на образование -  ст.43) и защиту со стороны государства, но в ней записаны те права человека, которые можно отнести к детям.

    Учитель: Работа в группах с  Конституцией .

    Задание № 1: найти статьи Конституции РФ, в которых  бы говорилось не только о правах человека, но и затронуты права детей. Каждая группа по одному называет права.

    Ст. 20 право на жизнь

    Ст.21 – достоинство личности охраняется государством

    Ст. 29 – свобода мысли и слова

    Ст.22 – на свободу и личную неприкосновенность

    Ст. 40 – право на жилище

    Ст.23 – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну

    Ст.43 – право на образование

    Ст.38 – материнство и детство, семья находятся под защитой государства

    Ст.25 – неприкосновенность жилища

    Ст.45 – государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской  Федерации гарантируется.

    Задание № 2: Обсудить, какое право человека нарушается в данном эпизоде. Обосновать ответ.

    Группа 1: Каждая война – это страшное зло, потому что на войне гибнут люди. Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом.

    Группа 2: Никто не может схватить другого человека и держать его взаперти. Никто не имеет права читать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры. Человек имеет право смотреть, читать и слушать то, что ему нравится, если это не мешает окружающим.

    Вывод: права человека и права ребёнка начинаются с права на жизнь.

    • Какие ещё есть в нашей стране документы, в которых бы говорилось о правах детей, об их защите? (Ожидаемый ответ: СК РФ, ГК РФ, УК РФ, АК РФ)

    Вывод: мы выяснили личные и имущественные права детей, дееспособность несовершеннолетних у нас в стране.

    Учитель. По Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее. «Мировая Конституция прав ребёнка» - так называют Конвенцию.

    Вывод: Наступление полной дееспособности   в России начинается с 18 лет, до этого возраста дети обладают частичной дееспособностью.

    5. Первичное закрепление нового материала 

     Практическая работа. Ситуации.

    1 группа.

     А) Папа с мамой обсуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Ирина, их дочь, со вздохом заметила, что дача, на которой она проводит всегда свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мать, косо взглянув на неё, сказала: «Помолчи, не доросла ещё». Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

    Б) Кто несёт ответственность за получение ребёнком среднего образования – родители или школа?

    2 группа. 

    А)  Восьмиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения от дедушки и бабушки в подарок 100 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что поскольку она очень любит музыку, то непременно на все деньги накупит аудиокассет. Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

    Б) Может ли ребёнок заниматься самообразованием и потребовать после этого, чтобы его аттестовали и выдали аттестат?

    1 группа. 

    - Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…

    - Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что  - Буратино воспользуется своим правом на…

    - Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…

    2 группа. 

    - Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло нарушили его право на …

    - Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…

    - Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на…

    6. Рефлексия.

                                     

    7. Итог урока. Выставление отметок. Общая оценка классу за урок.

    8. Домашнее задание-п12

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"

    Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...

    план-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол"

    конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол", цель, задачи, ход урока....

    План-конспект открытого урока в 8 классе

    В конспекте используются рабочие материалы из раздела "Легкая атлетика" для 8 класса....

    Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

    В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

    План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

    План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

    План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

    1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...