Молодёжная субкультура
творческая работа учащихся по обществознанию (11 класс) по теме

Езулова Юлия Викторовна

работа на НПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molodyozhnaya_subkultura.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

I городской научно-практический марафон «Шаги в науку»

I тур

Секция обществознания

Молодёжная субкультура: история и современность.

Исследовательская работа

Выполнена ученицей 11 «Б» класса

средней школы №225 г. Заречного

Лёзиной Татьяной Алексеевной

Руководитель: учитель истории

и обществознания

Езулова Юлия Викторовна

г. Заречный, 2007.

           Оглавление:                                          стр.

  1. Введение……………………………………………………………….3-4
  2. Основная часть……………………………………………………….5-26

          1. Молодежная субкультура: причины зарождения……………..5-7

          2. Функция молодежной субкультуры…………………. …………8

          3. Социальная стратификация молодежной субкультуры……..9-13

          4. Специфика молодежной субкультуры………………………….14-20

          5. Молодежная политика РФ……………………………………….21-23

          6. Молодёжные объединения г. Заречного………………………..24

III. Заключение……………………………………………….. ………...25

Список литературы………………………………………………….26

Приложение…………………………………………………………...27

I. Введение

Мы не такие как все!

Мы выделяемся!

Хочешь быть на нашем уровне?

Тогда старайся!

Двигайся вперед

И поднимайся!

Мы знаем, все получится,

Ты не сдавайся!

МОО «Лига Молодых Заречного»

В современном мире становится совершенно очевидной необходимость воспитания в молодежи гражданских, патриотических чувств, развитие активной социальной и жизненной позиции. Россия ставит перед собой цель воспитать достойных граждан, являющихся опорой развивающегося государства.

Одним из средств достижения этой цели является организация молодежи в общественные объединения. Цель подобных объединений напрямую совпадает с целью, поставленной государством – развитие социальных творческих инициатив. Подобные объединения являются наглядным примером воспитания гражданственности.

Деятельность молодежного объединения – это организация не только развлекательных мероприятий, но и социально значимой деятельности, для которой необходимо поэтапное решение поставленной проблемы.

Современное отношение власти к молодежным объединениям еще не дает возможности организовывать масштабные социально-значимые акции вследствие скудности бюджета, но, по-прежнему, остается в силах молодежного объединения, опираясь на главный ресурс, - представителей и членов МОО, организовывать социально полезные заказы, не требующие активных финансовых вливаний, и призывающие к человеческому отношению при исполнении.

На современном этапе достаточно трудно создать здоровую мотивацию у молодежи к участию в молодежных объединениях, поэтому их важной задачей является сегодня по-прежнему активная самопропаганда, путем участия в городских акциях и самостоятельной организации интересных, познавательных и развлекательных мероприятий для молодежи.

Молодежь ругали во все исторические эпохи. В числе чуть ли не самых первых памятников человеческой мысли до нас дошли фрагменты наставления молодежи, где слышатся не только сетования, но и открытое недовольство молодежью: мол, не та она, что в прежние времена. И это говорилось 4-5 тысячелетий назад!

Даже философ Сократ, один из древнегреческих мудрецов, весьма недружелюбно отзывался о молодежи: «Они сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…»[1]

Молодёжная субкультура явление относительно молодое, и в своей работе я бы хотела познакомиться с историей её возникновения и развития в России, изучить причины зарождения молодежной субкультуры, ее функции, социальную стратификацию, специфику, молодежную политику РФ. Целью моей работы также является изучение молодёжной политики нашего города, молодежных объединений города Заречного и отношение к ним учащихся старших классов СОШ № 225.    

II. Основная часть.

1. Молодежная субкультура: причины зарождения.

Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрослость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкиваются с теми же самыми проблемами, имеют такие же ценности и идеалы. Этот период неопределенности возникает потому, что человек покидает детство – период минимальной ответственности и вступает во взрослость – период максимальной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений.

Молодежная субкультура появилась в России приблизительно в 50-60-е годы. Раньше о молодежной субкультуре и тинэйджерах как о самостоятельном явлении не говорили.

Юность представляет собой переходный возраст от отрочества к зрелости; ей свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств.

На стадии полового созревания внимание подростка сосредоточивается на своей особе и потребностях собственного «Я». Одновременно формируется сильная потребность в независимости и оригинальности. Подросток открывает новый смысл вещей и законов, у него развивается способность к рассуждению и связыванию абстрактных понятий.

До 15-летнего возраста у человека отсутствуют какие-либо точные цели, подросток живет настоящим и имеет о будущем весьма неясное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

С 15 до 20 лет фаза отрочества и юности.  Человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени он способен овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.

Молодости свойственны завышенные притязания, эмоциональная несдержанность, неумение ценить то, что есть. Нахождение своей идентичности и места в жизни, преодоление социальных препятствий.

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появляется влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляется склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности. Это самый сложный период в развитии человека.

Психофизиологическое повзросление почти ничего не меняет в социально - экономическом положении тинэйджеров. Они экономически несамостоятельны, требуют социальной защиты, не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они – потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, психологически они созрели для них. Но родители ограничивают их. В связи с этим говорят о ролевом бесправии тинэйджеров – меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению с взрослыми. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать больше ошибок, но главное заключается в серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие бросают школу, что сказывается на их экономическом положении, т.к. они оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем среди взрослых.

Современная молодежь сталкивается с множеством демографических, социальных, экономических и нравственных проблем.

Первая проблема – сокращение численности молодых людей, старение населения, снижение роли молодежи как трудового ресурса общества. С этим связано возрастание в 1,5 раза количества разводов в молодых семьях. Больше разводов – больше неблагополучных семей и меньше детей, рост числа самоубийств.

Вторая проблема – ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Нынешнее молодое поколение менее здорово физически и психически. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 45-50 % из них имеют серьезные отклонения.

Третья проблема – молодежная безработица. В 2000 г уровень безработицы стабилизировался, но «чувство тревоги стать безработным» у молодых людей осталось.

Четвертая проблема – падает социальная ценность труда, престиж ряда важных для общества профессий. В последнее время молодежь отдает предпочтение не столько интересным по содержанию профессиям, сколько материально выгодным.

Результаты международных исследований подтверждают, что молодые люди становятся все более нацеленными на материальный успех. Так происходит в США, Англии, Швеции, России и других странах. В последние годы наблюдается обесценивание подлинных ценностей в работе, таких как стремление к самовыражению, необходимость творчества, реализация способностей или желаний.

Подлинные ценности, например, желание, помочь ближнему, подменяются такими целями, как престижная должность и обладание деньгами.    

Сегодняшняя молодежь выросла в условиях резкого контраста материальной обеспеченности. Жизненный уровень большинства жителей России снизился, однако некоторые люди стали жить богаче, чем прежде. Все это самым непосредственным образом коснулось молодых. Примерно половина молодых людей вынуждена подрабатывать в свободное от учебы время. Большую часть заработанного они тратят на развлечения, меньшую – отдают в семейный бюджет и откладывают на оплату дальнейшего образования.

Столкнувшись с реальной жизнью, многие молодые люди бываю разочарованы, когда сразу же не получают того, чего ожидают. Они лелеют надежды и мечты, разочаровываясь, когда они не оправдываются.

Значительная часть молодежи вписалась в новую экономику. Молодежь сегодня – основной источник пополнения новых слоев общества. Причем слоев не бедных. Бедными становится скорее пожилая часть населения, которая не смогла освоить рыночные занятия, встать на ноги, заняться бизнесом. Многие молодые сейчас живут материально лучше, чем их родители.

Ученые доказали, что молодежь начала входить в число наиболее влиятельных социально – политических сил России. Происходит осознание своей роли в обществе и самим юношеством. Молодое поколение считает себя главным фактором устойчивости развития России и в определенной степени движущей силой коренных преобразований в обществе. Это свидетельствует о том, что в молодом поколении нарастает потенциал движения к рыночной экономике, гражданскому обществу.      


2. Функция молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура возникла благодаря тому, что молодое поколение смогло удовлетворять какие – то жизненно важные потребности. При объяснении причин и целей возникновения молодежной субкультуры у специалистов сложилась следующая точка зрения.

Хотя в семье ребенок и получает необходимые ему социальную защиту и эмоциональную привязанность, но, вырастая, он стремится выйти за ее границы, приобрести недостающую свободу действий, правда, стараясь сохранить чувство защищенности и принадлежности. Переходным мостиком в мир взрослых служит группа сверстников. Она дает и защищенность и свободу.

Группа сверстников включает людей одного возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей тех поступков и действий, которые совершают молодые люди. Впервые их судят не родители и взрослые родственники, а сверстники. Это совершенно новая ситуация, в которую только  еще вступает подросток. С точки зрения социализации это принципиально важный момент: подросток учится смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не старше их по возрасту. То и другое – непременные атрибуты «взрослого общества», где также поступки людей оценивают равные по возрасту, а не родственники. В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одежды взрослого человека.

Как только ребенок начинает прислушиваться к мнению группы в той же степени, что и к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10-12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать. И так может продолжаться всю жизнь, начиная с подросткового возраста, когда группа сверстников становится равным с семьей агентом социализации, она уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.

Итак, главная функция молодежной субкультуры заключается в том, что она помогает освоению навыков социального поведения, присваивает первичный статус, помогает легче пережить ослабление связей с родительским домом, передает специфические для подросткового возраста ценностные представления и, наконец, удовлетворяет потребность в гетеросексуальных контактах. Наконец, в группе сверстников можно обрести взаимопонимание и сплотиться для противостояния воспитательной активности взрослых.

3. Социальная стратификация молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура резко отличается от субкультуры детей, взрослых или стариков. Но и внутри себя она неоднородна. Первым и самым заметным признаком выступает классовая принадлежность. Социологи установили, что практически во всех странах молодежь из среднего класса одевается, проводит досуг и ведет образ жизни, отличный от тех, что характеризуют молодых представителей высшего и низшего классов.

Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную субкультуру, принято называть стилем. Стиль – это суммарная характеристика манеры одеваться, вести себя говорить, слушать музыку, способа выражать свои предпочтения и т.п., выделяющая одну группу из других.

Базой для формирования специфического стиля жизни выходцев из среднего класса служит студенческая жизнь. И не случайно, ибо подавляющее большинство обеспеченной молодежи с 18 до 21-22 лет (когда рабочая молодежь уже трудится или служит в армии) учится в ВУЗе. Как правило, она живет в студенческих общежитиях и предоставлена сама себе. Академические свободы приучают к самостоятельному и критическому взгляду на жизнь. Отсюда следует, что в политических протестах студенческая молодежь участвует чаще рабочей. У нее сильнее выражены мотивация к достижению и ориентация на карьеру, выше уровень притязаний и амбиций. Эта молодежь больше оторвана от жизни, более романтична и идеалистична. Недаром большинство проектов революционного переустройства общества возникало именно в студенческой среде.

Рабочая молодежь раньше сталкивается с промышленным трудом, учится самостоятельно зарабатывать на жизнь. Она раньше вступает в сексуальные контакты, обладает более низким уровнем жизненных притязаний и амбиций, более реалистична и цинична. Уровень образования у нее значительно ниже. Соответственно ниже уровни воспитания и культуры. В межличностном общении молодые рабочие чаще употребляют ненормативную лексику, прибегают к упрощенным способам ухаживания и выяснения отношений. В отношениях с женщинами у рабочей молодежи чаще, чем в среднем классе, встречаются пережитки патриархальности. Свое мнение молодые рабочие выражают в более агрессивной форме, часто завершая выяснение отношений физическим насилием. Неудивительно, что в этой среде большим уважением пользуются лидеры, проявляющие черты авторитарности, грубой силы, дисциплинированности. Хотя они имеют меньше возможностей для приобретения  дорогого автомобиля или новейшей стереосистемы, признаки материального благополучия ценятся рабочей молодежью гораздо выше, чем их сверстниками из среднего и высшего класса.

Многие социологи убеждены в том, что большинство норм и ценностей молодежной субкультуры ориентированы скорее на мужчин, нежели на женщин. Роль девушки часто ограничивается функциями подруги мускулистого подростка, весьма бесцеремонного в своих манерах. Пассивная роль женщины задается уже характером и содержанием молодежных песен, где она выступает пассивным объектом мужского внимания, проявления ласк и агрессивных сексуальных домогательств. Напротив, мужчина всегда активен, он добивается внимания избранницы, часто преодолевая неимоверные препятствия, совершая авантюрные приключения и подвиги, низвергая соперников. При таком раскладе девушка – всегда объект, а юноша – субъект действия. Таким образом, позиция девушки в молодежной субкультуре отражает позицию женщины, и, прежде всего в патриархальном обществе. Специалисты выяснили любопытную деталь: в молодежной субкультуре рабочего класса женщина чаще занимает подчиненную и приниженную позицию, нежели в субкультуре среднего класса.

Поскольку молодежная субкультура на Западе раньше всего появилась в среде рабочего класса, она долгое время носила черты социального протеста.

Первым на пути протеста против «хорошего вкуса и изысканных манер» вступили битники, а позже и их духовные преемники хиппи.

Поколение битников 50 – 60-х годов американцы старшего поколения назвали людей «без морали», культуры и нравственных устоев. Они беззастенчиво попирали нравы и обычаи американского общества. С тех пор понятие « битники» ассоциируется с усталым, разбитым, разочарованным поколением. Исследование Д. Смита и Ф. Риджнея позволяет по-новому взглянуть на истоки молодежной субкультуры.

Культура битников

В представлении обывателя битник предстает бездарным, немытым, грубым и преступным подростком. Ему нет места в добропорядочном обществе.

В своей повседневной жизни битники вели себя так, как о том повествовало обыденное представление: проводили большую часть времени в барах, где с увлечением читали и слушали стихи и джаз, до утра дискутировали. Обычные темы для жарких диспутов: «Кто убил Папу в Риме?», «Был ли Дональд Дак евреем?», «Кто такая Мона Лиза?» Молодые люди разбивались на фракции, проявляли страстность и эмоции, исписывали лозунгами стены бара, пели и веселились.

Социологи обнаружили элементы субкультуры битников, в частности собственный жаргон, который позволял им отличать своих от чужих.

Когда же изучили ценностные ориентации колонистов, то выяснилось, что на первые места они ставят нонконформизм, интерес к искусствам, умение не показывать свое интеллектуальное превосходство, индивидуальность. На последнем месте остались артистические способности, атеизм, неумеренность и экстремизм. Многие в колонии занимались искусствами, ноне всем удалось достичь высокого профессионального уровня.

Секс и наркотики были не столь распространенными признаками богемской колонии. Курением и алкоголем колонисты не брезговали. Они выпивали по тем же самым поводам, что и везде: праздник, день рождения, для расслабления. Марихуану пробовали все, но регулярно употребляли немногие.

У них сформировалась оригинальная субкультура со своим языком, эстетическими вкусами, ценностями и формами интеллектуальной деятельности.

Они оказались очень чувствительными к несправедливости и социальным болезням общества молодыми людьми. Они стремились создать «маленький городок в большом беспорядке», радикально переделать этот мир. Большинство пришли в колонию за свободой. Но то была свобода от личных проблем и забот. Многие колонисты слабой нервной системой, наблюдались или лечились в психбольницах и клиниках. Общие проблемы (психологические травмы и враждебность к большому обществу) помогли сформироваться особой культуре, особым правилам и обычаям. К их числу надо отнести необычное для среднего американца равнодушие к деньгам, предпринимательству, успеху и внебрачные связи[2].

Субкультура хиппи

В 1966 г. Сан-Франциско получил известность как столица мира хиппи.

Хиппи были похожи и в то же время отличались от своих предшественников битников. Во-первых, это были выходцы из среднего класса, во-вторых, они были моложе и гораздо более многочисленны, нежели битники. На смену отдельным колониям битников пришло широкое движение хиппи. Они создавали колонии в деревнях, селились в центре некоторых крупных городов. Хиппи с большим оптимизмом смотрели на возможности изменить прагматические ориентации «буржуазного общества», исповедовали смешную философию, в которой соединились элементы верований американских индейцев, буддизма и античной восточной мысли. Они черпали свои идеи отовсюду, даже из викторианской Англии.

Американский социолог Левис Яблонски как-то взялся подсчитать численность хиппи, и вот что у него получилось. Твердых сторонников хиппизма в США было более 200 тыс. человек, нетвердых – еще 200 тыс., сотни тысяч скрытых  хиппи и несколько миллионов сочувствующих им. Историки считают, что движение хиппи оказали огромное влияние на развитие всей современной культуры[3].

Из хиппи в яппи

В 60-е годы выразителем молодежной субкультуры среднего класса выступали хиппи. Спустя 30 лет такими выразителями стали яппи.

Во всем цивилизованном и экономически благополучном мире их называют яппи (yuppie – young urban professionals). В переводе с английского эта аббревиатура означает «молодые городские профессионалы». Молодые люди, как правило, живущие в крупных городах, с хорошим образованием и стабильным достаточно высоким заработком, амбициозные и энергичные, следящие за собой и лояльно настроенные политически. Термин появился в Америке в начале 70-х годов на закате движения хиппи. Прагматичные, воспитанные яппи – полная противоположность анархичным «детям цветов», хотя многие из «новых профессионалов» в юности носили длинные волосы и курили травку. Во всем мире именно яппи составляют костяк среднего класса.

К яппи следует относить второе поколение «новых русских». С целью отличить его от первого поколения журналисты и ученые употребляют термин «новые новые русские». На смену бычьим шеям и крутым подбородкам, пробившим себе путь к материальному благосостоянию рэкетом и прочими видами преступной деятельности, яппи продвигаются благодаря высшему образованию (часто 2-3 университета), высокой квалификации, законопослушности и примерному поведению, достижительной мотивации и огромной силе воли. Они тоже тяготеют к комфортной (ноне вычурной, как у первого поколения) жизни и материальным удобствам, но предпочитают, чтобы надежная семья, высокооплачиваемая работа и дом в престижном месте появились у них не сразу, а постепенно, по мере осуществления их должностной карьеры – как заслуженное вознаграждение. Они не любят случайных связей, не кичатся богатством, умеренны в употреблении пищи, занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни. «Мерседесу», отличительному признаку «новых русских», значительная часть которых состояла из недоучившихся пэтэушников и дворовых мальчишек, яппи предпочитают элегантное «Аудио» (кроме них – «Шкода», «Опель», «Фольксваген» и т.п.) и строгий деловой костюм, подобранный по всем правилам хорошего вкуса.

По данным исследований, московским яппи от 25 до 35 лет. Классические столичные яппи – это выпускники МГИМО, экономического и юридического факультетов МГУ, финансовой и юридической академий и других престижных экономических вузов. Многие стажировались или учились за границей. Московские яппи – и этим они в первую очередь отличаются от своих родителей, романтичных, но не приспособленных к жизни шестидесятников, - верят в себя и намерены двигаться вперед. Прежде всего они умеют искать и находить высокооплачиваемую работу – карьера в их шкале ценностей занимает первое место.

Еще одна ценность яппи – семья. Представители нового поколения довольно консервативны: как правило, имеют постоянного партнера и настроены на серьезные отношения, хотя и не обязательно с матримониальной перспективой. Но главный приоритет новоиспеченных яппи – стиль жизни, вести который позволяет им зарплата. Составляющей «кодекса чести» наших яппи является и досуг. Положено регулярно «выходить в свет» - посещать новые кинотеатры, кофейни, суши-бары и ночные клубы. В принципе яппи – люди интересующиеся, в то числе различной музыкой, но на публике принято признаваться в любви исключительно к джазу, а в более богемной тусовке – к блюзу и японской кухне. Распространенные развлечения помимо обсуждения перспектив зарплаты за чашкой капуччино – боулинг и бильярд. Многие яппи, будучи трудоголиками, стараются регулярно посещать фитнес-клубы. Еще один способ расслабиться и внести остроту в рутинные рабочие будни – экстремальные виды спорта, от роликов до горных велосипедов[4].  

   

   

4. Специфика молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура только на первый взгляд представляет однородное явление. Более внимательный анализ позволяет выделить в ней, как минимум, два образования: а) неорганизованную в какое-либо объединение совокупность взглядов, традиций, норм и символов, присущую молодежи в целом как самостоятельной генерации, б) организованную в движения и объединения часть молодежной субкультуры. Чаще всего вторую составляющую относят к неформальным молодежным объединениям. Их история в России насчитывает более полувека.

Согласно данным И. Д. Сундиева, спектр неформальных молодежных объединений достаточно широк: от тимуровских команд до тишинских и марьинских ребят. К концу 50-х годов возникает новая романтика: дальних дорог, открытий, борьбы со стихией, с самим собой. Именно в эти годы формируются прототипы современных молодежных объединений: клубы самодеятельной песни (КСП) и клубы туристической песни (КТП). В начале 60-х годов зародилось движение «коммунаров», боровшихся с теми, кто мешал строительству коммунизма. В конце 60-х годов возникают первые группы хиппи, представляющие пока слегка модифицированный вариант американских «детей-цветов». Для этого периода характерно еще одно направление самодеятельных движений – рок-музыка. В начале 70-х годов зародилось движение фанатов спортивных клубов, в первую очередь московского «Спартака». С начала 80-х годов формируется и развивается движение рокеров – поклонников рок-музыки. В конце 80-х среди рокеров выделились: 1) битломаны, основной состав – школьники и студенты в возрасте от 16 до 22 лет; 2) хардрокеры – студенты от 17 до 25 лет; 3) металлисты – учащиеся школ, ПТУ в возрасте от 14 до 17 лет.

В отечественной литературе выдвигается несколько классификаций молодежных субкультур и неформальных объединений. Одна из них предложена С. А. Сергеевым:

  • Романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками – байкеры);
  • Гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);
  • Криминальные («гопники», «люберы»);
  • Анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толков), которых можно также назвать радикально –деструктивными[5].

Классификация А. А. Шмелева касается только современных культурных и общественно-политических движений молодежи и включает:

1. «Подкрышные» движения (всероссийское молодежное общественно-политическое движение «Наш дом Россия», всероссийское молодежное движение «Новый курс», молодежное «Яблоко», молодежный союз «Демократический выбор России», Российский коммунистический союз молодежи).

2. Досуговые движения («Ассоциация свободных художников», «Организация студентов столичных вузов», «Ассоциация юных лидеров» и др.).

3. Лево-радикальные организации (панки, анархо-радикальное объединение молодежи, профсоюз «Студенческая защита», Социально-экологический союз).

4. «Поколение рубежа» (Комитет по делам молодежи города Гатчины, «СтудЗащита», Антифашистское молодежное действие, Молодежная солидарность, Независимый профсоюз студентов).

5. Движения-проекты (Конфедерация свободного труда в Воронеже и Первое свободное поколение в Москве).[6]

Эти объединения совмещают политические и культурные акции, в частности, защищают студенческие права и занимаются трудоустройством студентов, создают творческие клубы, где начинающие поэты и художники могут собираться и устраивать свои выставки, проводят молодежные спортивные соревнования, культурно-массовые мероприятия, митинги, посвященные социальным (например, введение повременной платы за телефон) и политическим (в частности, «проводы Ленина назад в Финляндию»), организуют серию концертов, типа «Рок против фашизма» и культурных кампаний (одна из них была направлена против возведения памятников Зурабом Церетели) и т.д.

В годы перестройки, особенно в 1987-1988 гг., в СССР наблюдался своеобразный пик деятельности различных молодежных организаций. Их количество было настолько велико, а появление столь неожиданно, что назрел повод сравнить этот процесс с «нашествием марсиан», поскольку общественное мнение страны, многие годы находившейся в состоянии застоя, было просто в замешательстве, испытав настоящий шок от невесть откуда взявшихся «неформальных групп и объединений». Сам термин «неформал», или «неформалитет», становится необычайно популярным в прессе, хотя оценки этого явления подчас звучали прямо противоположные, так как молодежные неформальные объединения по своему содержанию и характеру деятельности довольно резко отличались друг от друга. Некоторые исследователи при объяснении этого явления указывали на то, что волна мощного молодежного движения, зародившаяся в странах Запада в конце 1960-х годов, наконец-то добралась и до России. Другие исследователи видели в нем протест и бунт молодежи против засилья бюрократии, рутины и формализма в главной формальной молодежной организации – ВЛКСМ.

Более пристальный взгляд на особенности возникавших неформальных групп молодежи дает основание считать, что всплеск молодежного движения в годы перестройки не родился вновь, а имел своих предшественников. По мнению И. Ю. Сундиева и М. Н. Малютина, развернувшийся поток неформальных молодежных объединений в 1986-1987 гг. был уже третьей по счету волной молодежного движения, и самой мощной и влиятельной. По мнению этих авторов, первая волна, с которой, вероятно, следует связывать возникновение неформального молодежного движения в СССР, возникает в 1960-е годы, после развенчания культа И. В. Сталина на ХХ съезде КПСС, в годы «хрущевской оттепели».[7] Эти годы ознаменовались стремлением руководства КПСС ограничить в стране механизм репрессий и осуществить определенные демократические преобразования. На этом фоне возникаю различные неформальные организации молодежи, как, например, «Клуб авторской песни», образовавшиеся в вузах или НИИ, где огромной популярностью пользовались песни В.Высоцкого, Б. Окуджавы, Н. Матвеевой, Ю. Кима и других талантливых авторов и исполнителей. В ряду неформальных молодежных движений, получивших распространение в те годы, следует назвать и знаменитые студенческие отряды, разъезжавшие по всей огромной стране, возводившие на селе телятники, жилье, занятые на строительстве дорог и вместе с тем формирующие некий особый климат, нравственную атмосферу и мировоззрение, далеко не всегда совпадающие с официальной моралью и идеологией. Безусловно, что молодежные неформальные организации тех лет существенно повлияли на присущий той эпохе дух раскрепощения народной инициативы, дух творчества и созидательности, дух романтизма, нашедших яркое воплощение в литературе, поэзии, театре и кинематографе.

В 1970-е годы, несмотря на усиление идеологического контроля в обществе, возникают все новые и новые неформальные группы, часто полуподпольные, больше связанные с досуговым поведением молодежи, а не с политической или общественной деятельностью, которая могла быть только в рамках официальной организации – ВЛКСМ. Ширится движение стройотрядов, формируются первые советские рок-группы, в частности известные «Аквариум» и «Машина времени», и соответствующие им группы «рокеров» (любители «рока»), причем влияние зарождающегося советского «рока» на молодежь становится определяющим по сравнению с западным. В этот период заявляют о себе первые значительные объединения спортивных фанатов, в их числе группа молодых болельщиков «Спартака», появляются первые группы панков, металлистов, формируется новый вариант советских «хиппи» под названием «система». Одним словом, молодежная среда начинает формировать свою собственную субкультуру. Это уже не заимствование западных моделей поведения молодежи, а порождение «социалистической реальностью» новых течений. В качестве первых групп, имеющих контрнаправленность против «хиппи» и других интеллектуальных группировок молодежи, в среде рабочего класса, особенно в ПТУ, формируются группы «люберов», которые боролись, а точнее устраивали побоища групп молодежи иных направлений – «панков», «хиппи», «металлистов» и др. Группы «чистильщиков» (по другой терминологии, «очистителей», или «ремонтников») возникают несколько позже, в начале 1980-х годов, как своеобразная реакция на призыв властей избавляться от тунеядцев, нарушителей трудовой дисциплины и т.п. В те годы Генсеком ЦК КПСС был избран Ю. В. Андропов, призвавший навести порядок в «застоявшемся» социалистическом обществе.

Примерно в те годы в среде рабочего класса формируется новый стиль поведения молодежи, новая «субкультура атлетизма», лишенная интеллектуализма и духовных поисков. В качестве приоритета выдвигаются физическая сила, крепость мышц и прочие атлетические достоинства. Несмотря на официальные запреты восточных единоборств – карате, ушу и т.п., они пользовались большой популярностью и не столько среди студентов вузов, сколько в техникумах и ПТУ, где было много выходцев из среды рабочего класса. Однако до середины 1980-х годов, т.е. вплоть до периода перестройки, возникающие в стране различные формы и виды молодежной субкультуры находились на периферии молодежного движения, официально же доминировал ВЛКСМ.

Вторая и очень сильная волна роста молодежных неформальных объединений приходится на 1986-1987 гг., когда руководители КПС заявили о гласности и необходимости развития демократии, самодеятельности, инициативы, прозвучала критика в адрес ВЛКСМ, которую призвали шире использовать творческий потенциал молодежи и перестраивать методы работы с ней. В одном только Ленинграде было зарегистрировано 1800 любительских объединений, в которые входила учащаяся и рабочая молодежь.

Среди множества неформальных организации и объединений молодежи тех лет выделяются два основных течения. Первое, пожалуй, наиболее многочисленное, включает неформальные группы и объединения молодежи, которые концентрируются вокруг решения досуговых и рекреативных проблем (многочисленные любители рока, фанаты, панки, металлисты и др.). Вторые, менее многочисленные, но более организованные, в отличие от первых, как правило, формирующиеся спонтанно, непосредственно развертывали самостоятельную общественно-политическую деятельность. Они включались в процесс гражданских инициатив, стремились разрабатывать и опробовать собственные программы и проекты решения наболевших социальных, экономических, экологических и других проблем. Эту форму молодежного движения эпохи периода перестройки иногда называют «неформальным самодеятельным движением» (объединением) ил «движением социальных инициатив». Именно этому движению были присущи черты социального субъекта, активно участвовавшего в происходящих в стране процессах демократизации и перестройки.

К числу самодеятельных молодежных объединений, сыгравших важную роль в процессе перестройки, относились многочисленные молодежные клубные объединения социальных инициатив, типа «Перестройка», «Милосердие», «Мемориал», «Мир», «Новый путь», группы экологической защиты и спасения памятников культуры, различные клубные любительские объединения в Ленинграде, Москве, Риге, Ростове и других крупных городах СССР. На уровне страны создается Всесоюзный социально-политический клуб, проводивший заочно различные семинары и диспуты по актуальным социально-политическим вопросам, но его деятельность оказалась недолговечной. По данным социологических вопросов того времени, к неформальным и самодеятельным объединениям молодежи принадлежало от30 до 40% молодежи в городах с численностью населения более 1 млн человек. Но есть основания считать эти данные завышенными. Дело в том, что создание некоторых молодежных объединений социально-политической направленности искусственно стимулировалось комсомольскими организациями, и, как следствие, они оказались нежизнеспособными.

Однако в силу целого ряда причин молодежные самодеятельные объединения не смогли в полной мере осуществить свой потенциал. В конце 1980-х – начале 1990-х годов наблюдается явный спад движения молодежных социальных инициатив. Они не смогли стать одним из значимых субъектов нарождающегося гражданского общества. В чем причины угасания неформального самодеятельного движения молодежи? Их несколько. Во-первых, как верно отмечает З. Сикевич, молодежь замкнулась в своих групповых и корпоративных интересах и стала все в большей мере проявлять безучастность к происходящим в стране событиям, в силу того, что «она в течение многих лет была воспитана в духе послушания, конформизма и скромности, но никак не самостоятельности и инициативы». Можно сказать и о сохраняющемся по сей день феномене политической пассивности молодежи, которая является следствием господствующей пассивной политической культуры (культуры «наблюдателя»), свойственной почти всем группам  советском и постсоветском обществе.

Вторая причина в том, что на позднем этапе перестройки политическая инициатива перешла к «взрослым» политическим организациям – «Народным фронтам», и возникающим в русле демократического обновления страны партиям демократической ориентации  - «Демократический союз», «Демократический выбор России» и т.п., которые задвинули молодежные инициативы в дальний угол, чтобы сохранить за собой ведущую роль в политике. Кроме того решающую роль в общественных преобразованиях в России в начале 90-х годов выполняли политические элиты и контрэлиты, на долю которых и выпала социальная миссия «программирования»развития общества. К сожалению, молодежное самодеятельное движение, как, впрочем, и другие общественные движения, не смогло правильно самоопределиться в период крутой ломки социального строя, последовавшей в 1992-1993 гг., шоковой терапии и резкой смены форм собственности в экономике. Вероятно, что основной причиной здесь явился коллективный пережитый шок, или точнее «культурная травма» (П. Штомпка), сопряженная с утратой многими людьми социальной и культурной идентичности, резким отчуждением личности от общества.

Было бы неправильно утверждать, что после завершения перестройки и наступления эпохи реформ радикальные общественно-политические объединения молодежи вовсе сошли со сцены. Просто ситуация значительно изменилась: на смену спонтанным, стихийным социальным инициативам молодежи пришли политические молодежные организации, как в качестве самостоятельных, так и в качестве секций влиятельных политических партий – КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Союз правых сил» и др. Существуют и собственные молодежные политические объединения вроде известных «нацболов» (национал-большевиков). На роль лидера в молодежном движении в последние годы претендует объединение «Идущие вместе», тесно сотрудничающее с центристскими партиями в Государственной Думе и время от времени устраивающее различные общественные акции.

Среди крыла неформального молодежного объединения, которое не принадлежит к группам социальной инициативы (самодеятельным группам), отчетливо выделяются группы культурно-досуговой ориентации (поклонники «рока», фанаты, «панки», рокеры-мотоциклисты и др.) и группы альтернативного образа жизни («хиппи» и мистико-религиозные объединения).

По всей видимости, мы становимся свидетелями появления третьего поколения молодежных движений, которое пришло на смену первому поколению тимуровцев и комсомольцам 50-80-х годов, не имеющих аналога на Западе, и второму поколению неформалов 80-х – начала 90-х годов (хиппи, рокеры, панки и др.), в основном копирующего, с небольшим опозданием, западные аналоги. Новое поколение правильно называть молодежным культурно-политическим авангардом, который зародился еще в годы перестройки, но приобрел полную силу только сейчас. Его отличительная черта – не эгоистическое самовыражение (самокопание, гедонизм, развлечение, наркотики, эпатаж, романтика), а попытка решить общественно значимые, социальные проблемы. Современные молодежные движения с социокультурной направленностью еще мало изучены, хотя их значение постоянно возрастает. Активность в этой области служит показателем становления гражданского общества.

Разумеется, нельзя ожидать, что новые молодежные течения полностью вытеснят старые. Напротив, они скорее будут существовать наряду с уже имеющимися и давно себя проявившими течениями, к числу которых будут постоянно добавляться их новые модификации и разновидности, преследующие те же цели и ценности. К примеру, в 90-е годы появились индианисты и толкинисты с романтически-эскапистской направленностью, хакеры с прагматической и национал-патриотические объединения с политической направленностью.

В России, как и в любой развитой стране Запада, многочисленное и разноликое племя неформалов существовало практически всегда. В одни периоды их было меньше, в другие, когда ослабевали запреты и цензура, больше. Их существование свидетельствует о том, что культура данного общества очень многообразна в своих проявлениях, а молодежь нацелена на экспериментальный поиск новых путей творческого самовыражения и преобразования общества[8].

5. Молодежная политика РФ.

Социальная работа с молодежью в России осуществляется в рамках государственной молодежной политики и системы социального обслуживания населения. С принятием в 1991г. Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», который прекратил свое действие с распадом Советского Союза, Указа Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992 г. №1075 и постановления Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. №5090-1 начинается процесс создания структур для реализации государственной молодежной политики, представляющих собой систему органов по делам молодежи, организованных правительствами республик в составе Российской Федерации, администрациями областей, краев и автономных округов, мэриями городов. Указом Президента России от 16 сентября 1992 г., создан Комитет Российской Федерации по делам молодежи (преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи 14 августа 1997 г. в соответствии с Указом Президента Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти»; в декабре 1999 г. преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике; в 2000 г. ликвидирован, а его функции переданы Министерству образования России) для осуществления целостной государственной молодежной политики в соответствии с требованиями проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения, в том числе такой социально-демографической группы, как молодежь. В целях создания экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодежи одобрена Указом Президента России от 15 сентября 1994 г. №1922 федеральная программа «Молодежь России» (в последующем она приобретает статус президентской)[9].

Согласно принятым законодательным и подзаконным актам под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.

Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Цели государственной молодежной политики:

  • содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
  • недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;
  • создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
  • расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
  • реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.

Государственная молодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характера осуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

  • принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;
  • принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для выполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
  • принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
  • принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

Основным направлением осуществления государственной молодежной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий для физического и духовного развития молодежи; поддержка деятельности молодежных объединений и содействие международным обменам.

Цель федеральной (президентской) программы «Молодежь России» - создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

  • обеспечение молодежи информацией о ее правах возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;
  • создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов;
  • содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи;
  • внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности молодежных и детских организаций и их программ.

Федеральная (президентская) программа, один из основных документов по развитию государственной молодежной политики, содержит 15 подпрограмм, в том числе и подпрограмму формирования и развития системы социальных служб для молодежи, цель которых – удовлетворение социально значимых потребностей молодежи, оказавшейся в критических, конфликтных ситуациях, ее социальная реабилитация и создание условий для возвращения впоследствии к полноценной жизнедеятельности.

Социальная защита детей и подростков обусловлена международными обязательствами государств соблюдать Конвенцию о правах ребенка и другими правовыми документами мирового сообщества, регулирующими положение детей, находящихся в особо трудных условиях (сирот и инвалидов), - принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, обеспечение ребенка продовольствием, гарантии образования и воспитания и другие аспекты охраны детства. Согласно своим международным обязательствам государства-участники международных договоров по правам человека должны строго соблюдать зафиксированные в этих документах права и свободы личности путем принятия законодательных, административных и иных внутренних мер[10].

          6.  Молодёжные объединения г. Заречного.

Современное молодежное объединение, однозначно, должно выступать за ведение здорового образа жизни, за пропаганду спорта и физической культуры, за креативное мышление и его развитие.  Наш город не исключение. В г. Заречном с начала 2006 года действует целевая муниципальная программа «Молодёжь Заречного 2006-2010 гг.», которая является преемницей муниципальной программы «Молодёжь Заречного 2003-2005 гг.»  Целью, этой программы является создание, развитие и укрепление правовых, социально-экономических и организационных условий интеграции молодёжи как субъекта в процессе общественно-политического и культурного развития г. Заречного. Эта программа уже имеет положительные результаты.[11] На 2007 год запланированы мероприятия, направленные на реализацию целей и задач программы.[12] 

На сегодняшний день в г. Заречном существует множество молодежных объединений различных направлений. Они занимаются разными видами деятельности, привлекая ежегодно множество молодых людей в свои ряды.

Самые известные молодежные объединения Заречного – это «Лига Молодых Заречного»[13], «Вместе»[14], «Ребята +»[15], ассоциация волонтеров «Во имя будущего»,[16] «Пионер»[17] занимающиеся клубной, развлекательной и социально значимой деятельностью; МОНО[18], занимающаяся научно-образовательной деятельностью; клуб «Молодой избиратель», специализирующийся на социально-политической деятельности и др.

Можно смело утверждать, что сейчас в нашем городе наблюдается подъем и активизация молодежных сил, что, в свою очередь, вызвало появление такого количества молодежных объединений.

В ходе своей работы мной было проведено социологическое исследование, участниками которого стали ученики 10-11 классов средней школы №225. Цель этой работы, было выяснить какие молодёжные объединения нашего города знают ребята, как к ним относятся, и какие задачи, по их мнению,  должны решать молодёжные организации.[19]

III.  Заключение.

Российская молодежь в своём подавляющем большинстве плоть от плоти своих родителей, и преемственность этих поколений достаточно очевидна. Она проявляется и в жизненных планах, и в ценностных ориентациях, и в отношении к национальным проблемам и религии. И хотя, разумеется, у поколений “отцов” и “детей” есть определенные отличия, но они не настолько серьезны, чтобы можно было говорить о каком-то конфликте этих поколений.

Можно подвести итог всему выше сказанному. Молодёжь всегда стремилась к самоопределению. И это самоопределение она находила и находит в молодёжных организациях. Наше государство стремится к поддержке сегодняшней молодёжи, к созданию благоприятных условий для её развития. Этому является свидетельство существования и развития молодёжных программ. А молодёжь старается соответствовать тем требованиям, которые ей предъявляет общество. Современные молодежные объединение выступают за ведение здорового образа жизни, за пропаганду спорта и физической культуры, за креативное мышление и его развитие.  

И можно смело сказать, что мы (молодёжь) – много учимся, овладеваем профессиями, добиваемся успехов на спортивных площадках, творим, дерзаем и идем к новым высотам.

МЫ – МОЛОДЕЖЬ ЗАРЕЧНОГО.

МЫ – БУДУЩЕЕ НАШЕГО ГОРОДА И НАШЕГО ГОСУДАРСТВА!

В заключение можно сказать, что в современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России, будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько настроена к активному участию в них российская молодежь. И, в большинстве своем молодежь готова к выполнению тех непростых задач, которые требуется решить в ходе глобальной трансформации российского общества.

Список литературы

  1. Кольчик С. «Как живут московские яппи», «Аргументы и факты №34», 2000г
  2. Кравченко А.И. «Социология», М., «Academia», 2002г
  3. Сергеев С.А. «Молодежные субкультуры в республике» (Социологические исследования №11), 1998г
  4. Холостова Е.И., «Технологии социальной работы», М., «Инфра – М», 2003г
  5. Yablonsky L. “The Hippie Trip”, N.Y., 1968г

        

Приложение


[1] А.И.Кравченко «Социология», М., «Academia», 2002г, стр.189

[2] А.И.Кравченко «Социология», М., «Academia», 2002г, стр.194-196

[3] L.Yablonsky “The Hippie Trip”, N.Y., 1968г

[4] С.Кольчик «Как живут московские яппи», «Аргументы и факты №34», 2000г, стр.4

[5] С.А.Сергеев «Молодежные субкультуры в республике» (Социологические исследования №11), 1998г, стр.95-102

[6] А.И.Кравченко «Социология», М., «Academia», 2002г, стр. 202.

[7] А.И.Кравченко «Социология», М., «Academia», 2002г, стр. 203.

[8] А.И.Кравченко «Социология», М., «Academia», 2002г, стр.204

[9] Е.И.Холостова, «Технологии социальной работы», М., «Инфра – М», 2003г, стр.328

[10] Е.И.Холостова, «Технологии социальной работы», М., «Инфра – М», 2003г, стр.329-331

[11] См. Приложение №1

[12] См. Приложение №2

[13] См. Приложение №3

[14] См. Приложение №4

[15] См. Приложение №5

[16] См. Приложение №6

[17] См. Приложение №7

[18] См. Приложение №8

[19] См. Приложение №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Атрибутика в молодёжной субкультуре как фактор проявления экстремизма"

Данная статья может быть рассмотрена в качестве методической разработки и использована на уроках обществознания в 7 классе...

МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: ЗА И ПРОТИВ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕПО ТЕМЕ: «МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: ЗА И ПРОТИВ»...

Презентация к уроку в 10 классе по теме:"МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: ЗА И ПРОТИВ"

Презентация к уроку в 10 классе по теме:"МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: ЗА И ПРОТИВ"...

сигналы опасности: наркотики, молодёжные субкультуры.

мультимедийная презентация к родительскому собранию , посвещена вопросам, волнующих родителей   подростков....

Учебный проект "Поговорим о молодёжной субкультуре"

Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить к...

Молодёжные субкультуры

В работе рассказывается о молодежных субкультурах, о причинах их возникновения, описываются молодежные течения. Для изучения и закрепления материала приведены различные виды работ с лексическим и текс...

Субкультуры. Понятие, история возникновения, особенности молодёжных субкультур.

В современной школьной и студенческой действительности педагогам часто приходится сталкиваться с необычными, на их взгляд, учащимися. Они непонятно выражаются, странно выглядят внешне: бритые на лысо,...