Субкультуры. Понятие, история возникновения, особенности молодёжных субкультур.
статья по теме

Мигонькина Зиля Раисовна

В современной школьной и студенческой действительности педагогам часто приходится сталкиваться с необычными, на их взгляд, учащимися. Они непонятно выражаются, странно выглядят внешне: бритые на лысо, крашеные во все цвета радуги волосы, странные манеры, макияж, татуаж, одежда… Что же это такое? Как реагировать на таких учеников и студентов? Стоит ли в ужасе «шарахаться» от них или нужно просто присмотреться, прислушаться и понять, чем живут учащиеся, что у них творится в душе? Возможно, это просто попытка выделиться на фоне общего окружения. Каждый педагог решает эти вопросы для себя сам. Но, помочь ему разобраться в особенностях такого явления как субкультура можно.

В данной  статье рассматривается особая часть общественной культуры – субкультуры. Понятие, история и причины возникновения субкультуры. А так же классификация субкультур. Но, наиболее подробно описана субкультура под названием «альтернативщики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_subkulture_2_-_kopiya.docx43.03 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Анжеро-Судженского городского округа

«Станция юных туристов»

Статья

СУБКУЛЬТУРЫ.

 ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР.

                                     Автор: Мигонькина Зиля Раисовна,

педагог дополнительного образования

           

 Анжеро-Судженск

2018 уч. год

Введение

В современной школьной и студенческой действительности педагогам часто приходится сталкиваться с необычными, на их взгляд учащимися. Он непонятно выражаются, странно выглядят внешне: бритые на лысо, крашеные во все цвета радуги волосы, странные манеры, макияж, татуаж, одежда… Что же это такое? Как реагировать на таких учеников и студентов? Стоит ли в ужасе «шарахаться» от них или нужно просто присмотреться, прислушаться и понять, чем живут учащиеся, что у них творится в душе? Возможно, это просто попытка выделиться на фоне общего окружения. Каждый педагог решает эти вопросы для себя сам. Но, помочь ему разобраться в особенностях такого явления как субкультура можно.

В данной  статье рассматривается особая часть общественной культуры – субкультуры. Понятие, история и причины возникновения субкультуры. А так же классификация субкультур. Но, наиболее подробно описана субкультура под названием «альтернативщики».

Что же такое субкультура? Субкультура — свод накопленных определённым мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Под молодёжной субкультурой понимается культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.


История возникновения субкультуры

Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания учёных в США в 30-50 гг. XX века. Учёные-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодёжных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго. Они рассматривали ненормативное, то есть нестандартное с точки зрения общественных норм, поведение молодёжи. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие "субкультура". В этой концепции субкультурой является такое сообщество, где нетипичное - "асоциальное" поведение рассматривается как конформизм, то есть норма. Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью.

Как видим, первоначально подход к субкультурам был чисто социологическим. Затем интерес к этому феномену перемещается в более широкую сферу гуманитарных интересов — сферу культурологии.

После второй мировой войны термин "молодёжная субкультура" вошёл в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодёжью. Отмечалось, что рост благосостояния ведёт к повышению покупательной способности молодёжи, а это в свою очередь порождает возникновение нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя. Это было названо "прорывом тинейджерской культуры". Впрочем, в этот период отклонения от базовых норм и ценностей общества у молодёжи было незначительным и многие исследователи на этом основании отрицали существование понятия "молодёжная культура", аргументируя свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены мощные средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения.

Но, правы оказались те, кто рассматривал тинейджерство как начало нового внутрикультурного процесса. Производство широкодоступных "культурных товаров" (поп-музыка, мода и т.п.) привело к тому, что тинейджерство стало международным стилем-движением, продуцирующим и потребляющим не только разнообразные варианты моды и музыки. Молодёжная субкультура постепенно дифференцировалась, в ней возникли различные движения, которые связывались уже не только и не столько с модой и музыкой, сколько с общественно-политическими взглядами — этот процесс охватил культуру в 60-70 гг. Тогда и заговорили о "конфликте поколений", а как следствие резко возрос интерес к исследованиям, изучающим эту проблему.

Понятие молодёжной субкультуры

Понятие молодёжных субкультур вначале применялось социологами Западной Европы и США только к криминальной среде. Постепенно содержание понятия расширилось и стало использоваться применительно к нормам и ценностям, определяющим поведение определённой социальной группы молодёжи — таким образом, понятие "субкультура" связалось с понятием "культурная парадигма", то есть тот набор представлений и правил, который даёт своего рода матрицу поведения в разных ситуациях. Однако, изучая эту матрицу, учёные натолкнулись на факты, заставившие их подвергнуть сомнению некоторые представления, казавшиеся ранее очевидными. Например,  английский учёный Грант Мак-Крекен в книге "Паводок: культура, рожденная сумятицей", получившей широкую известность, описывает свои беседы с различными группами подростков (готами, панками и скейтерами). Исследователь обнаружил, что отличия в одежде, моде и т.п., то есть внешние отличия, обозначают отличия внутренние, а именно: отличия в ценностях и их градации. Кое-кто из наблюдателей, заметил он, полагает, что поступками подростков руководит одно лишь желание добиться признания ровесников, а всё остальное (одежда, язык, музыкальные пристрастия, манера поведения  и т.д.) — это всего лишь "обезьянничанье", необходимое для принадлежности к группе. Такая точка зрения исходит из представления о молодёжной культуре как о естественной последовательности.

Другая точка зрения исходит из того, что субкультура представляет собой противостояние, которое состоит в том, что причина разнообразия в подростковом мире являет собой выражение межвозрастной и классовой вражды. Эту позицию развивает, к примеру, книга американских исследователей "Язык молодёжных субкультур: социальная идентификация в действии" (Нью-Йорк,1995). Подростки вступают во враждебный мир. Такую точку зрения отстаивали, в частности, авторы одной из первых значительных книг, посвящённых молодёжным субкультурам — англичане Стюарт Гелл и Тони Джефферсон в книге "Противостояние через ритуалы: молодёжные субкультуры в послевоенной Британии", вышедшей в Лондоне в 1976 г.

Причины возникновения субкультуры

Почему возникают субкультуры?

Наиболее распространённым является такой ответ: чтобы разрешить противоречия в основной культуре, если она оказывается неспособной обеспечить новое поколение действенной идеологией. Субкультура обретает формы в собственной стилистике поведения, в языке, одежде, в ритуалах, способных к творческому развитию.

Соотношения между "главной" культурой и "отклонениями" пытается определить теория субкультур как научная дисциплина. Она работает в понятийном поле культурологии, базируясь на конкретных социологических исследованиях и других гуманитарных дисциплинах. Марксистская теория отрицает субкультуры, рассматривая молодёжные субкультуры как идеологию, призванную маскировать антагонистические противоречия капиталистического общества и подменить их противостоянием поколений.

Близки к марксистским взгляды сторонников теории социального конфликта.

Теоретики социального действия делают акцент на поведении личности в её контактах с другими. В этом понимании субкультуры рассматриваются как система, регулирующая осуществление интересов и потребностей молодёжи в обществе.

Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. Это и есть неформалы – представители современных субкультур.

Само слово «неформал», «неформальный»  обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал  – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: "я – личность", бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М. Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте". Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.

 Субкультуры – это большой яркий мир, открывающий нам различные оттенки жизни.  Это видно из классификации субкультур.

Классификация субкультур

Виды субкультур:

  • Музыкальные - субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки: альтернативщики, готы, инди, металлисты, панки, растаманы, рокеры, рейверы, хип-хоп (рэперы), фолкеры, эмо, риветхеды и др.;
  • Имиджевые - субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению: Visual kei, кибер-готы, нудисты, стиляги, Тедди-бои, милитари, фрики и др.;
  • Политические и мировоззренческие - субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям: анархо-панки, антифа, скинхеды (все разновидности), битники, неформалы, хиппи, яппи, нью-эйдж, стрейд-эйдж и т.д.;
  • По хобби - субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби: байкеры, райтеры,  трейсеры, хакеры;
  • По другим увлечениям - субкультуры, основанные на кино, играх, мультипликации, литературе: отаку, геймеры, ролевое движение, толкиенисты, териантропы, фурри;
  • Хулиганские - выделение этих субкультур часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним. Например: руд-бои, гопники, любера, ультрас и т.п.

Альтернативщики

Остановимся на такой субкультуре, как альтернативщики.

Альтернативщики — молодёжная субкультура, возникшая в начале 1980-х годов, впоследствии занесённая в Россию в 1990-х.

Альтернатива — слово, произошедшее от названия независимых, не мейнстримовых звукозаписывающих лейблов, на которых выпускали свои пластинки музыканты, предлагающие "альтернативную" музыку, не имеющую чётких границ жанра. Сформировалась при смешении металлистов, панков и рэперов. Успех альтернативной музыки и её постепенное превращение в мейнстрим, обеспечили такие группы, как Nirvana, Korn и Limp Bizkit.

Сообщество альтернативщиков  не имеет структуры и не сформировало каких-либо чётких принципов, так как изначально базировалось не на идее, а на музыке. Однако, популярными темами для текстов песен являются нон-конформизм, призывы к политической грамотности населения и анти-фашизм. Но с таким же успехом, тексты могут рассказывать о буйных вечеринках, любви, сексе, насилии, наркотиках, и т. д. Альтеры (сокращение от «альтернативщики»)  очень часто разделяют панковские анархические взгляды. Однако, примером альтернативной группы, имеющей чёткие политические убеждения и имеющей прочный идейный базис, служит Stone Sour.К.  На сегодняшний день,  от первоначального значения названия этой субкультуры, не осталось практически ничего, кроме якобы нон-конформистских лозунгов. Со временем альтернатива приобретает всё большую и большую популярность среди молодёжи, а как следствие — переходит в то, чему изначально предлагала "альтернативу", в ещё один мейнстримовый жанр музыки, без особой филосовской подоплёки.

Музыка делится на множество поджанров, но наибольшую популярность смогли обрести эти три: 1) Альтернативный металл. Основатели — Corrosion of Conformity, White Zombie. Исходит от хэви-металл и трэш-металл; 2) Рэпкор. Основатели — Urban Dance Squad, Rage Against The Machine, Biohazard, Limp Bizkit. Исходит от рэпа; 3) Гранж. Основатели — Nirvana. Исходит от панка.

Внешний вид представителей этой субкультуры сильно зависит от их возраста и среды общения. Наиболее часто встречающаяся сегодня комбинация это — чёрные волосы, закрывающие уши, чёрная одежда, кеды (преимущественно скейтерские), пирсинг на лице, тоннели, дреды. Но, далеко не все альтернативщики одобряют такую "униформу", и предпочитают ей просто свободную спортивную одежду популярных брендов.

В среде альтернативщиков популяризованы татуировки, занятия спортом, зачастую экстремальными его видами и употребление алкоголя и (или) различных наркотических веществ.  Это не значит, что все, без исключения, альтернативщики имеют вредные привычки. Эта их черта, как и внешний вид, зависит скорее от личных качеств, нежели от принадлежности к этой субкультуре.

Заключение

Субкультуры являются особой частью общественной культуры. Субкультуры имеют свою классификацию по различным признакам: внешнему виду, внутреннему мироощущению, политическим взглядам, музыкальным пристрастиям и другим культурным предпочтениям (кино, литература, живопись, мода  и т.д.).

Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Уважаемые педагоги, помните: внешний вид и наличие или отсутствие вредных привычек (алкоголь, наркотики и т.д.)  у представителей  различных субкультур зависит скорее от личных качеств человека, нежели от принадлежности его к какой-либо субкультуре!


Список использованной литературы и источников

1. Аксютина О. А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры // Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005, с. 564—603

2. Громов А.В., Кузин О.С. "Неформалы. Кто есть кто?" - М.,1990г.

3.Запесоцкий А.С., Файн А.П. "Это непонятная молодёжь…:проблемы неформальных молодёжных объединений" – М: Профиздат, 1990г.

4. Ольшанский Д.В. "Неформалы: групповой портрет в интерьере"- М: Педагогика, 1990г.

5. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр "Регион". — М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 262 с.

6. http://xreferat.com/84/1279-4-molodezhnye-subkul-tury.html

7. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/subkultura.html

8. http://nside.ru/wiki/spisok-subkultur

9.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0