урок граждановедения в 8 классе "Каждый человек хочет быть свободным"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Елена Николаевна Сидорова

 

Показать, что  право  на  свободу  - одно  из  условий  достижения  человеком  счастья;  способствовать  развитию  уважения  к  своему  и  чужому  праву  на  свободу.

на уроке используются творческие задания, вопросы для беседы,  игра  "Аукцион"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_grazhdanovedeniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

(урок   граждановедения  в  8  классе)

Цель:    показать  высшую  ценность  свободы  для  человека.

Задачи:

- показать, что  право  на  свободу  - одно  из  условий  достижения  человеком  счастья;

- способствовать  развитию  уважения  к  своему  и  чужому  праву  на  свободу.

                                                 

Ход  урока:

Эпиграф: «Свобода  означает ответственность,  вот  почему  многие  так  её  боятся»

Дж. Б. Шоу

I.  Организовать  игру  «Говорящая  цепочка».  Учащиеся  по  очереди  продолжают  фразу: «Для  меня  свобода – это…».

Вопрос:  чем  свобода  отличается  от  вседозволенности?  

Обобщить  ответы  учащихся,  сделать  вывод:  свобода – это  естественное  состояние  человека,  состояние  независимости,  высшая  ценность.  

II.  Слово  учителя:   

В  жизни  есть  много  желанного  для  любого  человека.  Но,  пожалуй,  самое  желанное  и  дорогое  для  него – свобода. Поистине,  каждый  человек  хочет  быть  свободным!

- А  как  же  те,  кто  готов  поступиться  свободой  ради  спокойной  и  сытной  жизни,  кто  доволен  своим  рабским  состоянием? – спросите  вы. Но  рабом  человек  не  рождается!  Он  им  становиться.  Не  будем  сегодня  говорить  о  рабстве  в  древности,  когда  оно  считалось  нормальным,  законным  явлением.  Речь  идёт  о  современном  обществе.

-  Какие  же  обстоятельства  превращают  человека  в  «раба»?  Обобщить  ответы  учащихся.

Превращению  человека  в  раба  может  содействовать  государство. В  диктаторском  государстве  человек  с  момента  рождения  лишается  элементарных  прав  и  свобод. В  таких  условиях  многие  люди  смиряются  с  тем,  что  они – лишь  винтики  в  жёстком  механизме  общества,  от  которых  ничего  не  зависит.

Однако  и  в  демократическом  обществе  возможна  ситуация,  когда  один  человек (обычно  недобрый,  но  обладающий  сильным  характером),  пользуясь  слабостью  другого,  просто  подчиняет  его  себе. Нередко  подчинение  происходит  под  воздействием  группы  сверстников (или  сверстниц).

  • Попробуйте  привести  примеры  такой  зависимости.   (примеры  учащихся)

-  Чтобы  не  попасть  в  полное  подчинение   к  кому-либо,  кто  сильнее  тебя,  нужно  постараться  воспитать  и  сохранить  в  себе  свободного  и  независимого  человека. При этом  полезно  знать  свои  права  и  свободы,  обозначенные  в  законах – международных  и  внутренних. И  ещё  об  одном  следует  помнить. Свобода – вещь  непростая. Она  может  быть  опасной,  если  ею  пользуются  неподготовленные  люди. Тогда  свобода  превращается  во  вседозволенность,  в  анархию.

Чтобы  этого  избежать,  необходимо  воспитывать  в  себе  общую  культуру:  нравственную,  правовую,  политическую  и  др.

III.  Обсудить  эпиграф  к  уроку.  Сделать  вывод: свободный  человек  должен  быть  ответственен  за  свои  поступки,  должен  уважать  свободу  других  людей.

IV. Выполнить задание в тетради и на доске.

       

Когда  я  свободен

Когда  я  не  свободен


V. Задание – вспомнить один  день  из  своей  жизни  и  ответить  на  вопросы:

        1.  Бываете  ли  вы  свободны?

        2.  Всегда  ли  вы  поступаете  по  собственному  желанию?

        3.  Кто  и  как  нарушает  вашу  свободу?

        4.  Почему  мы  не  можем  всегда  поступать  так,  как  нам  хочется?

Обобщить  ответы  учащихся  и  сделать  вывод.

VI.   Игра  «Аукцион».  Участвуют  в  игре  аукционист  и  покупатели.

На  аукционе  для  продажи  выставляются  проявления  свободы  с начальной  ценой  в  баллах (она  для  проявлений  одинакова – 10  баллов).  Далее  цену  поднимают  покупатели  (по  2  балла  за  раз). Проявление  свободы  достаётся  тому,  кто  назначил  наибольшую  цену.                                                                                    

Секретарь  аукциона  фиксирует, кто,  что  и  за  сколько  баллов  приобрёл.  По  окончании  аукциона  участники  обсуждают,  кому  какие  проявления  свободы  достались,  и  пытаются  разобраться,  почему  конкретный  человек  наиболее  высоко  ценит  то  или  иное  проявление.

VII. Нарисовать   «Портрет  свободного  человека»   (если  останется  время)

Приложение  (для  аукциона).  Проявления  свободы:

  • Возможность  свободно  выбирать  руководство  страны;
  • Возможность  демонстрировать  свою  физическую  силу;
  • Возможность  вместо  службы  в  армии  служить  санитаром  в  госпитале;
  • Возможность  пользоваться  любой  информацией,  как  в  своей  стране,  так  и  за  рубежом;
  • Возможность  делать  всё  что  захочешь;
  • Возможность  беспрепятственно  выезжать  из  своей  страны  и  въезжать  в  неё;
  • Возможность  беспрепятственно  верить  в  Бога;
  • Возможность  заниматься  торговлей,  предпринимательством;
  • Возможность  всю  жизнь  получать  ни  за  что,  в  виде  пособия,  приличные  деньги;
  • Возможность  беспрепятственно  выходить  на  демонстрации  и  участвовать  в  митингах. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра "Кто хочет быть миллионером?"

 «Кто хочет быть миллионером?» - это одна из игр проекта «Прокопьевск юбилейный». Основная цель данной игры – активизировать познавательный интерес к своему родному краю, привить любовь к ...

Методическая разработка урока благотворительности "Человек должен быть альтруистом"

В методической разработке представлены:1.     Методические рекомендации педагогам по организации «Дебатов».2.     План – конспект урока по теме: «Человек должен...

Игра «Кто хочет быть миллионером», посвященная Дню славянской письменности и культуры

Игра составлена по принципу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».Предлагаю игру, посвященную Дню славянской письменности. Проводим ее в мае. Предварительно дети получают задание подготовит...

Внеклассное мероприятие в 6 классе. Викторина "Кто хочет быть миллионером?".

Внеклассное мероприятие в 6 классе. Викторина  "Кто хочет быть миллионером?"....

Внеклассное мероприятие по английскому языку. Викторина "Кто хочет быть миллионером?". Who wants to be a Milliner. UK. 6 - 8 классы.

Внеклассное мероприятие по английскому языку. Викторина "Кто хочет быть миллионером?". 6-й - 8 -й  классы.Цели викторины: Повторить пройденный учебный материал в неформальной обстановке во время ...

Урок развития речи. Диалог со Свободой и Волей. «Что значит быть свободным?»

Урок развития речи.Урок формирует мировоззрение у учащихся, дает  представление о концепте «СВОБОДА» и «ВОЛЯ»,  разграничение понятий,развивает творческое воображение и ассоциативно-образное...

А КТО НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

Специалисты должны знать этот афоризм известного психолога: «Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью,чем позволяют ваши способности, я предупреждаю,что вы будете глубоко несчас...