Урок обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

 

дает представление учащимся о правонарушении как юридическом понятии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yuridicheskaya_otvetstvennost.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 9 классе

«Правонарушения и юридическая ответственность»

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • расширить и углубить представления учащихся о правонарушении как юридическом понятии;
  • познакомить учащихся с особенностями юридической ответственности;
  1. Развивающие:
  • развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;
  1. Воспитательные:
  • продолжать воспитание правовой культуры.
  1. Изучение нового материала.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем урок.

Тема нашего урока: «Правонарушения и юридическая ответственность».

(Постановка целей урока вместе с учащимися)

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (слушаются ответы)

Учитель: поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права или противоправным, т. е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями.

Но не любой поступок можно назвать правонарушением, а только тот, который имеет ряд признаков.

Признаки правонарушения:

  1. Противоправность
  2. Деяние (действие или бездействие)
  3. Причинение вреда
  4. Наличие вины (неосторожность и умысел)

Т.о. правонарушение – виновно совершенное антиобщественное противоправное деяние, за которое предусмотрено наказание, определенное законом.

Виды правонарушений:

  1. Преступление – виновно-совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
  2. Проступок – отличается меньшей степенью вреда.

"Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние.

Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?"

(речь идет об ответственности за правонарушения).

Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.

Вопрос: а как вы думаете, с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки?

Уголовная ответственность с 16 лет, а по ст.20, п.2 УК РФ – с 14 лет. (работа со статьей 20 УК РФ)

Вопрос: за какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет?

Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, перед судом, выражена в форме наказания.

Вопрос: как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?

Строгость наказания зависит от характера правонарушения.

Но и наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов.

Виды юридической ответственности:

  1. Уголовная (за преступление, УК РФ, осуществляется только по приговору суда: лишение свободы, конфискация имущества) Причем, уголовная ответственность наступает не только за совершение преступления, но и за приготовление к преступлению, покушение на преступление, соучастие в преступлении.

Давайте разберем ситуации:

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой.

Нет, это не умещается в нашем сознании: в наши дни на окраине большого индустриального города обезумевшая от ненависти личность зверски убивает цветущую молодую жизнь…

В этой ситуации мы видим совершение преступления, но я вам предлагаю другую ситуацию

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого киоска партию шоколада. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка киоска. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке; приготовили сумки для выноса краденого; вечером сели напротив киоска и стали ждать, когда он закроется. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все, что находилось внутри киоска. Он обратился к дежурному полицейскому. Тот задержал двух подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина ждала утром «какой-то шоколад на продажу».

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер уже был перевязан, в кабинете появились полицейские. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника – под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела.

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были Люба и Надя Кирилловы, мои одноклассницы. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили Ольгу Ковалеву. Я начала ее бить кулаками по лицу. После всего этого вернулись на танцы, но никак не могли успокоиться, вызвали в парк Таню Васильеву. Мы ее избили, нанося удары кулаками по лицу, разорвали ей костюм… По окончании танцев мы встретили на улице Татьяну К., к которой беспричинно придрались и избили.

  1. Административная (за проступок, КоАП РФ: штраф, лишение специальных прав)
  2. Дисциплинарная (за проступок, ТК РФ: замечание, выговор, увольнение)
  3. Материальная (за проступок, ТК РФ: возмещение ущерба)
  4. Гражданская (за проступок, ГК РФ: компенсационный характер наказания – возмещение вреда, восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав)

Презумпция (от лат. предположение) невиновности – принцип, согласно которому каждый обвиняемы считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание № 1. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует: (фронтальный опрос) НА СЛАЙДЕ

  1. Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).
  2. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).
  3. Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).
  4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).
  5. Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).

Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? (работа в группах)

  1. Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено. (уголовная)
  2. Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов. (административная)
  3. Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба. (гражданская)
  4. Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)
  1. Подведение итогов.

Т.о. что мы сегодня нового узнали на уроке?

IV. § 10, стр.93, зад.№ 1, 2.

И напоследок . интересные факты из судебной практики.

Английский судья Д. Кромби считает, что в законодательстве различных стран встречается немало «странностей». Эти «странности» он собрал в книге «Самые глупые законы мира». И вот лишь некоторые из них:

  • Англия. Начиная с XII века для мужчин противозаконным поведение считается бить жену после 9 часов вечера.
  • Франция. Для владельце свиней противозаконным считается называть поросенка «Наполеон».
  • Запрещается сажать и парковать летающие тарелки в виноградниках по всей территории Франции.
  • Канада. Подниматься на борт летящего самолета запрещено законом.
  • США. Пассажирам запрещается выходить из самолета во время полета.
  • Передвижение на моторной лодке по городским улицам считается правонарушением.
  • США (штат Колорадо). В ходе свадебной церемонии противозаконным считается бросать туфли в жениха и невесту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме:"Правонарушения и юридическая ответственность"...

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность" 9 класс

Данная разработка предназначена для проведения обобщающего урока по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». Рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся с учебником....

Конспект урока "Правонарушение и юридическая ответственность" 9 класс

Цель: охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность” (слайд 1).Планируемые результаты:Личностные: формировать правовое сознание учащихся.Предм...

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"...

Разработка урока по теме: Юридическая ответственность

Разработка урока по теме: "Юридическая ответственность", 9-11 классы. В игровой форме урока....

Технологическая карта урока: "Правонарушения и юридическая ответственность"

Формирование знаний о правонарушении и видах юридической ответственности, воспитание у учащихся гражданской ответственности, уважения к правовым нормам....

Методическая разработка урока : "Правонарушения и юридическая ответственность"

Цель урока: Познакомить учащихся с определением, основными признаками и видами правонарушений, расширить и углубить представления учащихся о правонарушении как юридическом понятии...